Studrb.ru банк рефератов
Помощь в написании работ

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная работа: Буржуазные реформы 60-70 годов

Буржуазные реформы 60-70 годов [23.02.17]

Тема: Буржуазные реформы 60-70 годов

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 29.20K | Скачано: 49 | Добавлен 23.02.17 в 22:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Казанский национальный исследовательский технологический университет

Год и город: Казань 2017


 

Содержание

 

 

Введение

3

1.

Буржуазные реформы 60-70 годов

5

1.1

 Предпосылки и причины проведения «Великих реформ» 60-70-х гг. XIXвека

5

1.2

Ликвидация крепостного права в России. «Положение» 19 февраля 1861 г

7

1.3

Разработка и проведение судебной реформы 1864 г.

9

1.4

Разработка и проведение реформ местного управления: земской (1864 г.) и городской (1870 г.)

10

1.5

Реформы в сфере образования и печати

13

1.6

Военные реформы 60-70-х гг. XIXвека. Введение всеобщей воинской повинности в России (1874 г.)

15

 

Заключение

17

 

Список используемых источников

18

 

ВВЕДЕНИЕ

К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Международные события середины века показали её значительное ослабление и во внешнеполитической области. Поэтому главной целью правительства было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранение самодержавия и господствующего положения дворянства.

Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило в ещё большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Обострявшийся конфликт между новыми, капиталистическими отношениями, и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса феодализма. Ярким выражением этого кризиса являлось обострение классовой борьбы в крепостной деревне.

Поражение в Крымской войне подорвало международный престиж России, ускорило отмену крепостного права и проведение военных реформ в 60-70-х гг. XIX в. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма.

Этот путь был начат с проведения важнейшей реформы отмены крепостного права, а также ряда других немаловажных буржуазных реформ: суда, самоуправления, образования и печати и др. в 60-70-х гг. XIX в., необходимых для России.

Определившись с темой реферата, я поставил перед собой цель подобрать соответствующую литературу и на ее основе больше узнать о реформах 60-70 гг. XIX в., их предпосылках и последствиях.

На данную тему существует множество книг, статей, научных рассуждений. В соответствии с этим я выбрал для своей темы наиболее подходящий мне материал.

Тема выбранная мной актуальна и в данное время, так как сейчас тоже проводятся реформы, и анализ реформ 60-70-х гг. XIX в. позволяет соотнести их с реформами нашего времени, выявить недочёты и, соответственно, следствия этих недочётов, выявить влияние этих реформ на дальнейшее развитие нашей страны.

Цели и задачи моей работы: рассмотреть основные моменты реформ 60-70-х гг. XIX в., их предпосылки и последствия, а также влияние этих реформ на дальнейшее развитие России

 

1. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70 ГОДОВ

1.1.ПРЕДПОМЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ПРОВЕДЕНИЯ «ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

В конце XVIII – середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

 

1.2. ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ «ПОЛОЖЕНИЕ» 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г

Буржуазные реформы 60-70 годов не могли не затронуть основную часть населения Российской империи – крестьянство. Многие сходились во мнении, что преобразования в этой сфере необходимо провести в первую очередь. Для этого в 1857 году правительство создало Главный комитет по крестьянскому делу.

Для проведения этой реформы Александром 2 было составлено предписание. В нем говорилось о необходимости создания целого ряда комитетов, которые бы занимались разработкой проекта по освобождению крестьян. Вот основные положения этого предписания:

Исходя из этого, Главный комитет представил свой проект реформы и направил его на рассмотрение в Государственный совет. 19 февраля 1861 года царь утвердил «Положение о крестьянах». Также митрополитом Филаретом был составлен царский манифест по этому поводу. А уже 5 марта оба документа были обнародованы и с этого момента буржуазные реформы Александра 2, касающиеся крестьянского вопроса, были запущены.

Какие же условия ставили перед ними, чтобы они могли освободиться от крепостной зависимости? Конечно же они не были выгодными для крестьян. Положения 1861 года создали самые благоприятные условия для того, чтобы сохранить кабальную зависимость основного населения страны от помещиков. Кроме того, буржуазные реформы 19 века принуждали крестьян брать в аренду хозяйские земли на заведомо тяжелых условиях.

 

1.3. РАЗРЫБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ 1864 г

Новая торгово-промышленная деятельность, производственные отношения, а также городская и земская управы нуждались в обновленных судах. Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века не могли не затронуть такие важные сферы общественных связей.

Суды необходимо было реформировать таким образом, чтобы они стали свободными от любого влияния дворянской администрации. Кроме того, они должны были гарантировать юридическое равенство для всех сословий и охранять оправа на собственность. Для этого Александр 2 20 ноября 1864 года подписал распоряжение о введении судебной реформы, дополненной новыми уставами. Они устанавливали принцип всесословия.

В рамках новой реформы создавалось 2 вида судов. Первый – это окружной, в обязанности которого входило разбирательство по гражданским и уголовным делам и судебные палаты, исполняющие роль кассационных инстанций. Вторым видом были мировые суды, рассматривающие только различные мелкие правонарушения. Также был создан и институт присяжных поверенных или адвокатов, который оказывал гражданам юридическую помощь.

Буржуазные реформы 60-70 гг. вводили также наличие военных судов, которые предназначались для ведения политических процессов. Но вместе с тем сохранялись особые волостные для крестьян и специальные суды для священнослужителей. А это, надо заметить, нарушало новый принцип всесословности.

 

1.4.РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: ЗЕМСКОЙ (1864 г) И ГОРОДСКОЙ (1870 г)

Земская реформа 1864 года. Хотя многомиллионное крестьянство по реформе 1861 г. оставалось податным сословием с общинной организацией, однако целью реформаторов было преодоление сословной замкнутости и создание новых всесословных органов местного самоуправления с участием крестьянства. В. О. Ключевский заметил, что крестьянская и земская реформы не могут быть поняты в отрыве одна от другой.

"Положение о губернских и уездных земских учреждениях" вводилось указом от 1 января 1864 г. Земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система строилась по трем съездам (куриям), в основу которых был положен принцип имущественного ценза. На этих съездах выбирались гласные (депутаты) местных представительных органов.

Первый съезд - землевладельческий. В него входили все землевладельцы уезда, независимо от сословной принадлежности, имевшие не менее 200 десятин земли, и крупные владельцы, обладавшие недвижимой собственностью на сумму свыше 6 тыс. рублей, а также уполномоченные от духовенства и землевладельцев, имевших менее 200 десятин земли. Эту курию представляли в основном землевладельцы-дворяне.

Второй съезд - городской. Его составляли купцы трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом не ниже 6 тыс. рублей, а также владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее 500 рублей (в крупных городах ценз повышается до 3 тыс. рублей). Этой съезд был представлен в основном крупной торговой и промышленной буржуазией, а также дворянами-владельцами городской недвижимости.

Третий съезд являлся съездом сельских крестьянских обществ. В первых двух съездах выборы были прямыми, в третьем - трехступенчатыми. Сельские сходы выбирали представителей на волостные, где избирали выборщиков, а уже те участвовали в уездном съезде выборщиков и избирали гласных в уездное, земское собрание.

Выборы гласных в уездное земское собрание производились на уездных съездах трех курий. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Выборы в земства проводились один раз в три года.

Основную работу, связанную с управлением и развитием отраслей земского хозяйства, осуществляли наемные земские служащие-специалисты: агрономы, ветеринары, медики, статистики, учителя и т.д. Земские служащие появились одновременно с созданием земств. Самарский вице-губернатор Г. В. Кондоиди назвал их, как лиц, не принадлежавших к администрации и не выбранным от сословий, "третьим элементом".

Земская интеллигенция, пресловутый "третий элемент", сыграла видную роль в общественно-политической жизни пореформенной России. Максимальная приближенность к народу, к народной жизни (многие земские служащие сами вышли из низов общества) рождали самокритическое отношение к самодержавию и революционные тенденции.

Именно благодаря агрономам, врачам, фельдшерам, статистикам, учителям преобразовалась российская провинция за 53 года существования земств. Основываясь на принципе самофинансирования, земства за короткий срок создали базу хозяйственной и социально-культурной деятельности в народном образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, ветеринарии, местной промышленности, кооперации, продовольственном, дорожном, пожарном, страховом, делах благотворительности, статистике и др.

В 1864-1874 гг. в стране под руководством военного министра Д. А. Милютина была проведена военная реформа: отменена рекрутчина, введена сословная военная повинность с ограниченным сроком воинской службы. В России была создана массовая кадровая армия буржуазного типа, имеющая кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны. Были также проведены финансовая реформа, реформа общественного образования и печати, церковная реформа и др.

 

1.5. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I.

Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора еще при министре А. В. Головине, доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний.

Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества. Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво­рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне. 

 

1.6. ВАЕННЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х гг. XIXвека. ВВЕДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ В РОССИИ  (1874 г.)

С отменой крепостного права стало необходимым реформировать армию. Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин, возглавлявший военное министерство с 1861 по 1881 г. Реформы осуществлялись в течение 12 лет. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет.

В 1862 г. началась реформа военного управления. Для оперативного руководства войсками страна была разделена на 15 военных округов. Были реорганизованы военное министерство и Главный штаб. За три года - с 1864 по 1867 г.- численность армии снизилась с 1132 тыс. человек до 742 тыс. при сохранении военного потенциала.

Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями.

В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса. В 60-е годы по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты.

Логичным завершением реформ должно было стать превращение России в конституционную монархию, и Александр II готовился подписать 2 марта 1881 г. конституционный проект, подготовленный М.Т. Лорис-Меликовым. Но 1 марта 1881 г. император был убит народовольцами, проект не был подписан.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XXв. – М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).
  2. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. – М.: Просвещение, 1968.
  3. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX века в России // Вопросы истории. 1989. №10.
  5. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
  6. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  7. История России с древнейших времён до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. – 2-е изд. – М: Высшая школа, 2001. (1-е изд. – 1996).
  8. История России. IX–XXвв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 1996.
  9. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы / Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.
  10. История России: С начала XVIIIвека до концаXIXвека / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 1996 (1997, 2000).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 29.20K
Скачано: 49
Скачать бесплатно
23.02.17 в 22:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Помощь в написании работ