Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Восприятие как целостное отражение предметов (вариант 8)

Восприятие как целостное отражение предметов (вариант 8) [31.01.17]

Тема: Восприятие как целостное отражение предметов (вариант 8)

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 21.82K | Скачано: 316 | Добавлен 31.01.17 в 11:53 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Новосибирский государственный университет экономики и управления

Год и город: Новосибирск 2015


Теоретическое задание.  Восприятие как целостное отражение предметов.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно действующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (обозначаем предмет словом), памятью, вниманием, волей (организуем процесс восприятия), направляется мотивацией, имеет аффективно-эмоциональную окраску (каким-то образом относимся к тому, что воспринимаем).

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения.

В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком.

Свойства восприятия:

 Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес

Предметность восприятия  реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).

Осмысленность восприятия, его связь с  мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).

Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.

Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.

Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.

Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.

Классификация восприятия

Восприятие бывает простое и сложное.  Простое восприятие связано, преимущественно, с работой одного анализатора. Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов.

В зависимости от целенаправленности В. делится на непроизвольное  и произвольное.

По модальности рецепторов подразделяется на зрительное, слуховое и осязательное

Различаются также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.

В зависимости от сложности, развернутости перцептивной деятельности – симультанным (одноактным) и сукцессивным (поэтапным, последовательным.

Существует четыре уровня восприятия:

1. Сенсорный – чувственный охват объекта, попадание его в поле сознания;

2. Перцептивный – осмысление объекта, отнесение его  к определенной категории, классу объектов;

3. Оперативный – охват какой-либо функции, стороны объекта;

4. Деятельностный – взаимодействие с объектом как целью деятельности

Виды восприятия:

- восприятие пространства;

- восприятие времени;

- восприятие движения;

- восприятие речи;

- восприятие сложных звуков;

- восприятие человека человеком.

Индивидуальные типы восприятия:

 Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.

Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств,  остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.

Индивидуальный характер восприятия и наблюденияможет оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В практике сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.

В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.

Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности.

Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.

 Важнейшими видами восприятия являются:

1. Восприятие пространства – это восприятие формы, величины и объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления.

Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактического и кинестетического анализатора.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется с помощью бинокулярного зрения.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет в известной мере искажаются под влиянием слоев воздуха.

2. Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе его лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно потом повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек путем специальной тренировки в различении микроинтервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющее делить время на определенные отрезки.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающиеся во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств.

3. Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

-  характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.)

- форму движения (прямолинейное, круговое и т.д.)

- амплитуду (размах)

- направление

- продолжительность

- скорость

- ускорение

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного слухового и др.

В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Механизм исполь­зования косвенных признаков состоит в том, что при обнаружении неких призна­ков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное для неподвижного предмета положение его частей. К числу «кинети­ческих положений», вызывающих представление о движении, принадлежат на­клонное положение, меньшая отчетливость очертаний предмета и множество дру­гих косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. 

 

Тестовые задания.

1 вопрос. Преобладающее место в «научных понятиях» занимают:

а) отвлеченные, логические связи.

2 вопрос. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется 

в) сублимацией.

3 вопрос. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

б) интерорецепторами.

4 вопрос. Сосредоточение внимания на объекте в силу каких-то его особенностей называется вниманием:

а) непроизвольным.

5 вопрос. Высшим видом памяти считается память:

г) вербальная.

6 вопрос. Расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики – это:

а) анализ.

7 вопрос. Одна из основных функций речи - функция воздействия заключается в:

а) способности речи человека побуждать других людей к действию.

8 вопрос. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

б) мировоззрением.

9 вопрос. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:

г) авторитет.

10вопрос. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

б) характер.

 

СПИСИК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Василькова, Т.А. Социальная педагогика : учеб. пособие для вузов. – М. : КноРус, 2010. – 229 с.

2. Кравченко А.И. Психология и педагогика : учебник для вузов. -М, 2008. - 400 с.

3. Кулемина Ю.В. Краткий курс по основам специальной педагогики и психологии : [учеб. пособие]. – М. : Окей-книга, 2009. – 120 с.

4. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика : учебник. – М. : Проспект, 2010. – 464 с.

5. Островский Э. В. Психология и педагогика : учеб. пособие. – М. : Вузовский учебник, 2008. – 380 с.

6. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 364 с.

7. Реан А.А. Психология и педагогика : учеб. пособие для высш. учеб. Заведений. Розум. – СПб. : Питер, 2008. – 432 с.

8.  Лурия А.Р. Ощущения и восприятия. - М., 2009.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 21.82K
Скачано: 316
Скачать бесплатно
31.01.17 в 11:53 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе