Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по физической культуре »

Ответы по самостоятельной работе

Ответы по самостоятельной работе [19.01.17]

Тема: Ответы по самостоятельной работе

Раздел: Бесплатные рефераты по физической культуре

Тип: Другое | Размер: 89.15K | Скачано: 242 | Добавлен 19.01.17 в 17:43 | Рейтинг: 0 | Еще Другое


 1. Вводное организационно-методическое занятие со студентами первого курса.           Санитарно-гигиенические требования к занятиям. Гигиена одежды, обуви. Факторы, влияющие на утомление и переутомление организма. Умение противостоять утомлению. Методика проведения восстанавливающих процедур. Профилактика случаев травматизма. Страховка на занятиях по физической культуре. Оказание первой помощи при травмах.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно  важное  место  в  учебе,  работе  людей.  Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности  членов  общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней  поэтапно. При занятии физической культурой важно соблюдать правила личной гигиены. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию. Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а также содержание в чистоте своей одежды и обуви. Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, функциональной, пропускающей влагу, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение. Немалую  роль  в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и  высшие  учебные заведения, где в основу преподавания должны  быть  положены  четкие  методы, способы, которые в совокупности  выстраиваются  в  хорошо  организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.   Составной частью методики обучения физической  культуре  является  система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без  знания  методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и  правильно  выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений  уменьшиться,  если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных  занятий  приводит лишь к потере лишней энергии, а, следовательно, и  жизненной  активности,  что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же  физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами. Разработка методики занятий  физическими   упражнениями должна производиться высокопрофессиональными  специалистами  в  области  физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к  более серьезным  последствиям,  даже  к  травмам.  Тем  более  в  высших   учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная  -  методика  занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко,  правильно  разработана и детализирована.

Для предупреждения спортив­ных травм осуществляется комплекс мер: правильная методика тренировки, обеспечение хорошего состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, применение защитных приспособлений, регулярный врачебный контроль, выполнение гигиенических требований, повседневной воспитательной работы и т. п.

Для предупреждения травм большое значение имеет разминка перед тренировкой или соревнованием. Ее проводят при любых метеорологических условиях. Значение разминки не следует рассматривать упрощённо только как «разогревание мышц» (это является лишь одной стороной сложного процесса подготовки двигательного аппарата организма спортсмена к предстоящему физическому напряжению). Разминка способствует общему повышению уровня деятельности: возбуждению в нервных центрах, координирующих деятельность систем организма во время упражнений, подготовке двигательного аппарата, увеличению газообмена, дыхания и кровообращения. Она создаёт как бы общий рабочий фон, на котором можно успешнее выполнять спортивные упражнения.

Травмы различают по степени тяжести: ссадины, потёртости, ушибы, раны, вывихи, переломы.

Первая помощь:

 

2. История физической культуры и Олимпийских игр. История Олимпийских игр.  Олимпийские игры древней Греции. Современное Олимпийское движение.  Летние Олимпийские игры. Зимние Олимпийские игры. Исторические предпосылки для развития различных видов спорта.

История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. Виды деятельности, связанные с охотой и боевыми действиями, нашли отражение в таких видах спорта, как стрельба из лука, метание диска, копья, борьба; активность, связанная с передвижением и преодолением препятствий, отразилась в конном, лыжном и конькобежном спорте, беге, прыжках, плавании. За современными гимнастикой, акробатикой, играми, тяжелой атлетикой просматриваются древние трудовые процессы, посвящения, обряды и ритуалы. Многие современные системы физических упражнений корнями уходят к религиозным, ритуальным, традиционным действиям народов древнего мира, связанным с укреплением и поддержанием работоспособности человека или отдельных систем его организма, а также со стабилизацией психических процессов. В историческом развитии отдельных видов спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса, методов и средств восстановления работоспособности спортсменов в макро- и микроциклах спортивной подготовки и т.д. Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена.

Самые авторитетные и представительные международные соревнования – Олимпийские игры (летние и зимние).

Они берут свое начало с 776 г. до н. э. и были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. В тот период спортивные соревнования в Греции организовывались в различных местах, но самыми почетными были Олимпийские игры, проводимые в Олимпии на берегу реки Алфей.

Древние Олимпийские игры проводились до 394 г. н. э., и всего их было проведено 293. Игры устраивались один раз в четыре года. Первоначально игры включали бега на один стадий (192,27 м). Один стадий был равен длине дорожки, которую, по преданию, определял сам Геракл в 600 своих ступней. В последующем программа игр расширялась и в нее были включены бег на 24 стадия, борьба, пятиборье «пентатлон» (бег на один стадий, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), кулачный бой, гонки на колесницах и др. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки; рабы и женщины, а также иностранцы к соревнованиям не допускались.

На время проведения игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.

Олимпийские игры современности возникли в конце XIX века, большую роль в этом сыграл французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен (1863-1937), который в 1889 г выступил с идеей возрождения Олимпийских игр. 23 июня 1894 года, спустя ровно 1500 лет после запрета Олимпийских игр, по его инициативе был созван Международный спортивный конгресс. Конгресс принял решение о возрождении игр и о создании Международного олимпийского комитета (МОК). Президентом МОК был избран Пьер де Кубертен (1895-1925 гт).

Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в 1896 г. в Афинах, на родине древних Олимпийских игр. На первых играх было 13 стран, которые состязались по 9 видам спорта. На II играх было уже 20 стран и состязались по 18 видам спорта.

 

3. Средства и методы развития силовых способностей при занятиях физическими упражнениями          Силовые способности и основные виды их проявления. Средства развития силовых способностей при занятиях волейболом: упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с отягощениями, с партнером, на тренажерах), упражнения с преодолением собственного веса и изометрические упражнения. Методы развития силы: повторный метод, метод предельных усилий, метод максимальных усилий, метод динамических усилий, изометрический метод, круговая тренировка. Особенности техники выполнения упражнений с партнером, с преодолением собственного веса и изометрических упражнений.

Основы методики развития силы

Конкретными задачами силовой подготовки являются:

Средствами развития силы являются упражнения с повышенным сопротивлением – внешним и с отягощенным весом собственного тела.

В качестве внешнего сопротивления используют: вес предметов, противодействие партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды (бег по глубокому снегу, упражнения в воде и т.д.). Отягощение весом собственного тела может быть дополнено весом внешних предметов.

Характеристика основных методических направлений развития силы

Максимальное силовое напряжение в мышцах может быть создано различными путями:

1. Преодолением непредельных отягощений (сопротивлений) с предельным числом повторений – метод повторных усилий;

2. Предельным увеличением внешнего сопротивления (в динамическом или статическом режиме) – метод максимальных усилий;

3. Преодоление сопротивлений с предельной скоростью – метод динамических усилий.

Величину отягощения при развитии силы можно дозировать по следующим критериям:

Общепринятой является следующая классификация используемых отягощений:

Метод повторных усилий

Суть метода повторных усилий в том, что применяются непредельные (по величине) отягощения, но упражнение повторяется предельно возможное число раз.

Достоинствами метода повторных усилий являются:

  1. Достижение большого объема выполненной работы вызывает большие сдвиги в обмене веществ; что в свою очередь приводит к активизации пластического обмена, росту, мышечной массы, гипертрофии мышц. Большая степень энерготрат полезна в оздоровительном отношении;
  2. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями дают больше возможностей для контроля и самоконтроля техники движений, поэтому этот метод особенно полезен для начинающих и малоквалифицированных спортсменов;
  3. Травмоопасность непредельных отягощений существенно ниже, чем при использовании предельных и около предельных весов;

4. Эффективность развития силы (если те больше 35-40% от максимальной);

5. На более поздних этапах тренировки влияние величины избранных отягощений возрастает, а оптимальными являются «большие» (4-7 ПМ) и «умеренно большие» (8-12 ПМ) веса. Например, студент отжимается в упоре лежа с опорой руками о гимнастическую стенку. Как только его сила вырастет настолько, что он сможет выполнить это движение 10-12 раз, упражнение следует усложнить так, чтобы его можно было выполнить лишь 4-7 раз. В нашем примере это может быть отжимание на полу, далее при поднятых ногах (на гимнастической стенке), с отягощением и т.д., т.е. дозировка нагрузки осуществляется без особых затруднений.

Метод максимальных усилий

Прирост силы наиболее эффективен при использовании максимальных отягощений. Тренировка с около предельными и предельными весами приводит к значительному росту результатов.

Следует определиться в толковании «предельный вес». Под «предельным весом» понимается предельный тренировочный вес, т.е. тот вес, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения.

Метод динамических усилий

Суть метода динамических усилий в том, что максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. При этом включают скоростно-силовые упражнения, выполняемые с полной амплитудой движения.

Метод динамических усилий должен применяться в единстве с методами повторных и максимальных усилий: при этом указанные методы служат для повышения абсолютного уровня силовых возможностей; метод динамических усилий – для развития способностей к быстрому проявлению силы. При использовании только метода динамических усилий не удается существенно повысить максимальный уровень силы.

Метод изометрических усилий

Статические силовые упражнения имеют ряд достоинств и, прежде всего, то, что максимальное напряжение в мышцах можно сохранить сравнительно длительное время. Кроме того, занятия с использованием изометрических усилий требует мало времени, оборудование для них весьма простое. С помощью изометрических упражнений можно воздействовать практически на любые группы мышц.

 

4. Базовые упражнения при занятиях физическими упражнениями. Физиологическое воздействие базовых упражнений на организм занимающегося, их значение в функциональной подготовке студентов. Особенности техники выполнения прыжковых упражнений, приседаний, отжиманий, подтягиваний.

Современная спортивная наука рекомендует перед тренировкой проводить прыжковую разминку. Основное отличие прыжковой разминки от беговой заключается в том, что первая не требует большого пространства и может эффективно проводиться в пространстве 1.5 х 1.5 м, поэтому ее рекомендуется использовать в малых залах и при большом количестве занимающихся.

При индивидуальных тренировках рекомендуется активно использовать скакалку, но при групповых тренировках следует пользоваться несколько иным набором прыжковых упражнений.

Прыжки весьма эффективно и за короткое время разогревают организм человека, подготавливая его тем самым к нагрузкам основной части тренировки. При выполнении разминочных прыжковых упражнений необходимо соблюдать ряд правил:

Разминочные прыжковые упражнения следует начинать с прыжков стоя на обеих ногах. Прыжки желательно сопровождать разминочными круговыми движениями кистей, в локтях и плечах. Другая группа прыжков – из положения сидя на корточках – способствует хорошей разминке и разработке связок колена и бедра. Можно выполнять все те же прыжки, что и в стойке: на месте, в стороны, вперед- назад, разножку, прыжки с разворотом на 360 градусов.

Отжимания от пола – пожалуй, самое эффективное упражнение для трицепса и большой грудной мышцы. Отжимания от пола является комплексным и базовым упражнением, его следует выполнять не только в домашних условиях, но и в тренажерном зале в дни тренировки груди, рук. Техника отжиманий от пола различается при акцентировании нагрузки больше на грудь, или больше на руки. Если целью ставится больше нагрузить грудные мышцы, то следует применять вариант широко расставленных рук и разводить локти в стороны. Если же следует прокачать трицепс, то руки располагаются близко к телу и локти плотно прижимаются к торсу.

Также можно акцентировать нагрузку больше на верхней части груди, тогда ноги следует поставить на подставку, если же следует перенести нагрузку на нижнюю часть груди, тогда на подставку следует ставить руки. Также, если разводя в стороны локти, ладони поставить близко друг к другу, то работать будет внутренняя часть грудных мышц, если ладони широко расставлены наружная часть груди.

Польза от отжиманий от пола несомненно огромна. В комплексном упражнении работают множественные группы мышц по всему телу, заставляя расходовать ресурсы на все мышцы в равной степени.

 

5. Силовые упражнения с отягощениями на развитие отдельных мышечных групп. Ознакомление с тренажерными устройствами. Особенности техники выполнения упражнений с отягощениями на развитие мышц рук, плечевого пояса, груди, спины, живота, ног.

Поставьте две скамьи параллельно одна другой на расстоянии 90-120 см. Сядьте на середину скамьи, в качестве отягощения используйте "блин" от штанги, положив его на свои бедра, и прочно обопритесь кистями о край скамьи. "Сползите" со скамьи и разместите ступни на другой скамье на расстоянии 15 см от края. Руки при этом должны оставаться прямыми, а локти "смотреть" строго назад.

Глубоко вдохните и, сгибая локти, максимально опустите таз к полу. В нижней позиции задержите дыхание и силой одних трицепсов поднимите себя в исходное положение. При выполнении упражнения подбородок должен быть приподнят, а взгляд направлен прямо перед собой.

Сведение рук на тренажере. Упражнение также нагружает дельтовидные мышцы

Установите высоту сидения так, чтобы плечи были параллельны друг другу, а ноги касались пола. Сядьте как можно плотнее, чтобы обеспечить полную стабильность туловища. В исходном положении предплечья, удерживающие упоры, должны находиться на одной линии с плечами.

Сведите упоры перед собой до касания, но только за счет сокращения грудных мыши. Чтобы усилить нагрузку на мьшцы, задержитесь на одну секунду в этой позиции, а затем медленно отпустите вес, но не до конца. Из этого положения вновь выполните следующее повторение.

а) Тяга к низу на блоке

Упражнение - тяга к низу на блоке, активно нагружает ромбовидные мышцы. Выполняя тягу к низу, не переусердствуйте с весом, это помешает вам соблюсти правильную технику упражнения. Установите высоту сидения так, чтобы вам было удобно и комфортно завести бедра под опорные валики. Возьмитесь за перекладину широким хватом (чуть шире плеч) сверху. Спину слегка прогните и зафиксируйте. Грудь подайте вперед. Усилием широчайших мышц спины начинайте тянуть перекладину вниз, к верхней части груди. При этом локти отводите вниз и назад, а лопатки сводите. В нижней точке сделайте паузу и медленно вернитесь в исходное положение. При выполнении упражнения опускайте перекладину строго вниз и не отклоняйте корпус назад.

б) Тяга на блоке к груди сидя (упражнение "Гребля")

Упражнение "Гребля", также как и предыдущее упражнение, укрепляет мышцы пояса и мышцы нижней части спины. Закрепите рукоять на тросе нижнего блока. Сядьте лицом к блочному устройству. Прочно упритесь ступнями в упоры блочного устройства, слегка согнув ноги в коленях. Наклонитесь вперед и обеими руками возьмитесь за рукоять блочного устройства. В исходном положении руки должны быть полностью выпрямлены, ладони обращены друг к другу, спина ровная, а туловище слегка наклонено вперед. Удерживай спину прямой, потяните рукоять блока к груди, одновременно выводя корпус в вертикальное положение и максимально сводя лопатки. Локти должны быть повернуты строго назад. В конечной точке сделайте паузу и вернитесь в стартовую позицию.

Боковые наклоны с гантелями / наклоны в стороны с гантелями

Упражнение боковые наклоны с гантелями направлено на укрепление мышц, обеспечивающих движение туловища в стороны. В каждую руку возьмите нейтральным хватом (ладони обращены внутрь) по гантели. Встаньте прямо. Ноги поставьте па ширину плеч. Руки опустите вдоль бедер. Спину держите ровно. Плечи опустите. Медленно наклонитесь в одну сторону, позволив гантели "тянуть" вас за собой вниз. Осуществляя наклон, вы должны хорошо прочувствовать растяжение косых мыши живота. Затем медленно вернитесь в вертикальное положение и, не делая паузы, вновь выполните наклон в ту же сторону. Завершив подход, сделайте наклоны с гантелями в другую сторону. Выполняя упражнение, не прогибайтесь назад и не наклоняйтесь вперед; движение должно осуществляться строго во фронтальной плоскости.

Подъемы таза лежа на спине.

Это упражнение одинаково эффективно как для верхних, так и для нижних частей прямых мыши живота. Упражнение также активно нагружает ягодичные мышцы и квадрицепсы бедер. Лягте на спину и поднимите чуть согнутые в коленях ноги под углом 90°. Поясницу прижмите к полу. Руки поместите по обе стороны тела. Медленно, усилием пресса, вытолкните ноги вверх, оторвав от пола таз. В верхней точке сделайте паузу и медленно вернитесь в исходное положение, опустив таз. Ноги удерживайте строго вертикально на протяжении всею упражнения.

Боковые выпады с грифом штанги. Упражнение также прекрасно укрепляет мышцы бедер. Новичкам мы рекомендуем использовать легкие веса, чтобы избежать травмы и выполнить упражнение технично. Опустите гриф штанги себе на плечи и, удерживая его шире плеч, встаньте прямо. Ноги расставьте на ширину плеч, носки разверните наружу, колени слегка согните. Спину держите ровно, плечи разверните, грудь расправьте, а живот втяните. Сделайте глубокий выпад вправо. В нижней точке правое бедро должно оказаться параллельным линии пола, а колено правой ноги быть по вертикали на одной линии с пяткой. Сделав секундную паузу, оттолкнитесь правой ногой от пола и вернитесь в исходное положение. Снова повторите выпад вправо.

 

6. Особенности методики занятий физическими упражнениями у женщин. Особенности женского организма. Взаимосвязь антропометрических показателей и показателей физического развития у студенток. Влияние упражнений силовой направленности, физических нагрузок на женский организм. «Проблемные» зоны женской фигуры. Параметры «идеальной» фигуры. Особенности содержания занятий по волейболу для женщин. Упражнения различных видов женской силовой гимнастики. Упражнения на растягивание и релаксацию мышц.

Организм женщины имеет анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении занятий физическими упражнениями или спортивной тренировки. Известно, что организм женщины существенно отличается от мужского. Прежде всего, эти различия отмечаются при сравнении внешних форм и размеров. В основном, мужчины превышают женщину в росте на 8-16 см. Больший рост мужчины обусловливает большую массу. Средняя масса мужчины составляет 65 кг, а женщины - 54 кг. Средняя длина туловища у женщин составляет 37,8 % от общего роста, а у мужчин - 35,9 %. При этом поясничная область позвоночника у женщин длиннее, чем у мужчин, а грудная короче. Поясничный изгиб позвоночника у женщин выражен сильнее. Наиболее существенное отличие в анатомическом строении женщины - в тазовой области: таз короче и шире. Выход малого таза по размерам больше, чем у мужчины.

Перечисленные особенности соотношений частей тела влияют на расположение общего центра тяжести. У женщин он расположен ниже. Это создает выгодные параметры равновесия при опоре на ноги, но немного ограничивает быстроту передвижения и высоту прыжка. Несмотря на то, что руки у мужчин в целом длиннее, у женщин они оказывается большими по отношению к росту. Это является результатом более длинного плеча у женщин. При относительно длинном плече женщинам труднее выполнять движения в легкоатлетических метаниях. Длина нижних конечностей относительно роста мужчин и женщин практически одинакова, однако длина бедра у женщин больше. Длинное бедро и недостаточная сила мышц значительно затрудняют выполнение важных элементов техники бега и прыжков. Костная система у женщин развита слабее, чем у мужчин. Отдельные кости меньше и тоньше. Степень развития общей мускулатуры у женщин выражена слабее. Ее масса не превышает 34% от всего веса тела и составляет в среднем 14,7 кг, а у мужчин 42-47%, что равно 24,5-26,0 кг. Особенно большая разница наблюдается в развитии мышц спины и рук. В женском организме больше жировой ткани, особенно в области живота, бедер и груди. У женщин наиболее слабо развиты мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса. При недостаточной силе этих мышечных групп им труднее выполнять упражнения в беге, прыжках и метаниях.

 

7. Общая физическая (ОФП) системе физического воспитания. Общая физическая подготовка. Понятие ОФП, ее цели и задачи. Основные физические качества: сила, общая выносливость, быстрота, ловкость, гибкость, их развитие средствами физической культуры.  Специальная физическая подготовка.  Спортивная подготовка, ее цели и задачи.  Структура подготовленности спортсмена.  Зоны и интенсивность физических нагрузок. Энергозатраты при физических нагрузках различной интенсивности. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры   и спорта в студенческом возрасте.

ОФП неразрывно связана со специальной подготовкой, она служит базой для нее и имеет особое значение на начальных этапах тренировки н профессионально-прикладной подготовки. Главные задачи ОФП заключаются в повышении функциональных возможностей организма, общей работоспособности и коррекции телосложения. Это становится возможным при развитии всех без исключения физических качеств. Однако наиболее важным считается развитие выносливости посредством длительной работы с относительно невысокой интенсивностью, улучшение ловкости в самых разнообразных движениях на увеличение подвижности суставов. Как видно из определения, ОФП предусматривает достижение необходимого уровня развития физических качеств. Этот процесс невозможно представить без овладения новыми двигательными действиями, т. е. без накопления двигательного опыта, имеющего первостепенное значение во всех областях жизнедеятельности человека. Таким образом, ОФП составляет основу всего физического воспитания. Занятия по физической культуре в средних и высших учебных заведениях строятся именно с ориентацией на ОФП. Для оценки уровня ОФП применяется комплекс тестов на развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей.

Исходным моментом сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация ее. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.

Преподаватель – тренер физического воспитания призван раскрыть занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, постепенно подвести к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и защите Родины.

Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл заданий, выполняемых в процессе обучения и воспитания.

Принцип наглядности. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.

Принцип систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ходе положений, касающихся, во-первых, регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом и, во-вторых, последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.

Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации определяют также как принцип учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий.

Принцип прогрессирования. Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.

Принцип постепенного повышения требований (динамичности). Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности, связанных с ними нагрузок.

 

8. Основы теории физической культуры и спорта.   Понятие спорта, его отличие от других занятий физическими упражнениями. Массовый спорт и спорт высших достижений, цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Система спортивных студенческих соревнований. Спортивные общественные студенческие организации. Олимпийские игры и Универсиады. Спорт в свободное время студента. Формирование спортивной культуры. Ценности спорта: уровень здоровья людей, их физическая подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки. Спорт как социальное и педагогическое явление. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентами вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

Спорт – составная часть физической культуры, специфической особенностью которой является собственно-соревновательная деятельность и подготовка к ней со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Массовый спорт – составная часть спорта, охватывающая широкие массы людей, практически занимающихся спортом. Уровень результатов, достигаемых здесь, сравнительно невысок. Перед занимающимися здесь ставятся задачи укрепления здоровья, повышения работоспособности, коррекции телосложения. Это направление спортивного движения является базовым для спорта высших достижений.

Спорт высших достижений – составная часть спорта, охватывающая избранную часть людей, спортивная деятельность которых превращается в основную, занимающую доминирующее положение в определенном периоде жизни. Перед спортсменами здесь ставится цель достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Системы физических упражнений – совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут содействовать укреплению здоровья, коррекции телосложения, обеспечению двигательной активности.

Спорт. Многообразие видов спорта

Спорт – многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент культуры общества, одно из средств и методов всестороннего гармонического развития человека, укрепления его здоровья.

Цель спорта – наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях.

В современном понимании спорт – это стремление человека к расширению границ своих физических возможностей, реализуемое через систематичный тренировочный процесс и участие в соревнованиях.

Спорт – одно из важных средств эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, это и целый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами в соревнованиях, сложный комплекс межчеловеческих отношений и популярнейшее зрелище. Спорт в процессе исторического развития занял видное место, как в физической, так и духовной культуре общества, причем его общественная значимость продолжает возрастать. Спорт способствует расширению международных связей, взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе между народами. Спорт, занятия физическими упражнениями являются исключительно действенными средствами физического воспитания молодежи, расширяют физические и духовные возможности человека, формируют его как личность, готовят подрастающее поколение к жизненной практике, приобщают к активной общественной жизни.

Основное отличие массового спорта определяется тем, что спортивная деятельность человека занимает подчиненное место в индивидуальном образе жизни по отношению к учебной или трудовой деятельности. Спортивная деятельность в сфере спорта высших достижений превращается в основную в индивидуальном образе жизни.

Классификация видов спорта

В современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от характера деятельности спортсмена, источника и способа достижения спортивного результата (Л.П. Матвеев, 1991).

1-я группа – виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность человека, достижения в которых в решающей мере зависят от физических способностей организма. Сюда относятся большинство видов спорта (легкая атлетика, лыжный спорт спортивные игры и т.д.);

2-я группа – виды спорта, основу которых составляют действия спортсмена по управлению средствами передвижения (мотоциклом, автомобилем, самолетом, яхтой и т.д.), за счет умелого управления которых и достигается спортивный результат;

3-я группа – технико-конструкторские виды спорта, в соревнованиях по которым оцениваются несколько действия спортсмена, сколько результаты – предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, автомодели и т.д.);

4-я группа – стрелковые виды спорта (стрельба из стрелкового оружия: пистолета, винтовки, лука);

5-я группа – абстрактно-игровые виды спорта, исход соревнований в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (шахматы, шашки и т.п.).

 

9. Применение средств и методов занятий для направленного развития отдельных физических качеств. Определение индивидуальных особенностей физического развития, телосложения и пропорций тела. Постановка конкретных целей и задач, подбор средств и методов развития силы, силовой выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости с учётом индивидуальных особенностей. Построение индивидуального плана учебно-тренировочных занятий с учётом уровня подготовленности. Контроль эффективности и адекватности физических нагрузок и их коррекция.

Содержание методического приема

Примеры

Применение необычных исходных положений

Бег спиной, боком по направлению движения; прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка

Зеркальное выполнение упражнений

Смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега, метания спортивных снарядов «неведущей» рукой

Изменение скорости или темпа движений

Выполнение упражнений в ускоренном темпе: бег в гору, под гору, за лидером

Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение

Метание диска или молота из уменьшенного круга, уменьшение площадки для игры

Усложнение упражнений дополнительными движениями

Опорный прыжок с дополнительным поворотом перед приземлением

Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях

Применение различных тактических комбинаций в игре; проведение встреч с разными партнерами

Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях

Соревнование на выполнение гимнастической комбинации «с листа»

Физическое здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов, характеризующих физическое состояние организма:

1) функциональным состоянием органов и систем;

2) уровнем физического развития;

3) степенью развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости). 

Телосложение (конституция, от лат. constitutio - устройство, состояние) есть совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела человека и является одним из критериев физического развития. Имеет половые, возрастные, национальные и индивидуальные особенности.

Рост человека, масса и пропорции тела - основные конституциональные характеристики.

 

10. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнений. Определение цели и задач самостоятельных занятий. Стратегия построения занятий. Методики составления индивидуальных комплексов упражнений с различной тренировочной направленностью. План-конспект отдельного тренировочного занятия.  Основные принципы оптимизации выбора тренировочных средств и методов. Методические приемы, используемые при выполнении упражнений для повышения эффективности тренировок. 

Технология планирования процесса спортивной подготовки — это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.

Предметом планирования тренировочного соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов. Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия. Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися. Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

 

11. Коррекция веса и пропорций тела средствами занятий физическими упражнениями.     Классификация типов телосложения, расчет оптимальной массы тела. Методики тренировок для уменьшения массы тела, увеличения мышечной массы, коррекции фигуры и объемов отдельных частей тела. Комплекс упражнений для улучшения осанки.

Прежде всего, коррекция телосложения средствами физической культуры подразумевает под собой регулирование массы тела. При занятиях физической культурой излишки жировой ткани расходуются для выработки необходимого количества энергии для выполнения упражнений. Как следствие, наблюдается уменьшение избыточного веса. При этом, само собой разумеется, наше телосложение непременно меняется в сторону стройной фигуры. Увеличение массы тела также может привести к улучшению типа телосложения, но только лишь в том случае, когда это происходит за счёт  роста мышечной ткани.

При занятии бегом у женщин формируется правильная осанка и симметрично развитое тело. Коррекция телосложения с помощью занятий прыжками способна снизить массу тела, привести к сильному развитию грудной клетки и увеличить отношение длины ног к туловищу. При коррекции телосложения с помощью такого средства физической культуры как гимнастика достигаются небольшая масса тела, длинные тонкие ноги, суженный таз, что в совокупности даёт стройную спортивную фигуру. Синхронное плавание или фигурное катание позволят провести коррекцию телосложения за счёт формирования строго симметричного тела, правильной красивой осанки, стройных ног, развития грудной клетки

Заниматься коррекцией телосложения можно не только в фитнес-клубах, но и самостоятельно (вечерние и утренние пробежки на стадионах или в парках, прыжки со скакалкой, выполнение общеразвивающих физических упражнений в домашних условиях).

Телосложение — размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза, то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни.

Так как пропорции тела обозначают соотношение размеров различных его частей, то, естественно, для их характеристики имеют значение не абсолютные, а относительные размеры туловища, конечностей и т. п. Наиболее старый, но распространенный прием для установления соотношения размеров — метод индексов, который состоит в том, что один размер (меньший) определяется в процентных долях другого (большего) размера. Наиболее распространенным методом характеристики пропорций тела является вычисление отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела. По соотношениям этих размеров обычно выделяют три основных типа пропорций тела: 1) брахиморфный, который характеризуется широким туловищем и короткими конечностями, 2) долихоморфный, отличающийся обратными соотношениями (узким туловищем и длинными конечностями), З) мезоморфный, занимающий промежуточное положение между брахи- и долихоморфным типами.

Различия между названными типами обычно выражают с помощью системы индексов; например, в процентах длины тела определяют ширину плеч, ширину таза, длину туловища, длину ног. Индексы эти могут быть использованы как средства непосредственного выражения формы и для этой цели вполне пригодны.

Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребенок отличается от взрослого относительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой. Для характеристики возрастных изменений пропорций тела можно выражать размеры у детей в долях величины этих размеров у взрослых, приняв их за единицу.

 

12. Методики оценки физического развития, функционального состояния, физической подготовленности организма, общего уровня здоровья. Критерии уровня физического развития. Определение основных показателей уровня здоровья (частоты сердечных сокращений, артериального давления, росто-весового индекса). Антропометрия и антропометрические стандарты. Индексы физического развития (методика расчётов). Функциональные пробы (методика проведения). Тесты для оценки физической подготовленности (тест Руфье, тест PWC-170). Комплексная оценка уровня здоровья (по Г.Л. Апанасенко).

Основными показателями уровня здоровья являются:

Антропометрия - система измерений и исследований линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела, окружность грудной клетки, талии, живота и т.п. Измерение роста - рост стоя и сидя измеряется ростомером. При измерении роста стоя пациент становится спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Планшетку опускают до соприкосновения с головой. Измерение веса проводят с помощью весов.

Окружности груди, талии, бедер, измеряют сантиметровой лентой.  Окружность грудной клетки измеряется на уровне четвертого ребра (это ниже ключицы примерно на ширину трех пальцев, выше груди), талии — в наиболее тонком месте, а бедер (таза) — в наиболее широком. При определении окружностей грудной клетки и бюста нужно сделать небольшой вдох и задержать дыхание.

«Чистые» типы телосложения практически не встречаются, т.к. каждый из нас унаследовал элементы каждого из вышеупомянутых типов. Существуют более точные методики вычисления телосложения, но мы использовали самый распространенный и простой – измерение окружности запястья рабочей кисти - берем сантиметровую ленту и обмеряем  окружность запястья рабочей руки, затем по измерениям определяем тип телосложения.

Астенический тип

Нормостенический тип

Гиперстенический тип

Окружность запястья менее 15 см и до 15,9 см.

Окружность запястья

16 см и до 17,9 см.

Окружность запястья 18 см. и более

Тест Руфье-Диксона

Для проведения теста понадобится только секундомер.

Выберите относительно спокойный период времени в течение дня. Вы должны быть спокойны и никуда не спешить. Присядьте (примите положение сидя) и измерьте свой пульс (количество ударов сердца) за 15 секунд. В формуле это будет показатель Р1.

Затем выполните 30 приседаний за 30 секунд.  Дышите ритмично и достаточно глубоко, чтобы результаты теста были более-менее объективными. Сразу после тридцатого приседания замерьте количество ударов своего сердца в течение 15 секунд. В формуле это будет показатель Р2.

Присядьте (примите положение сидя) и ровно через минуту ещё раз сосчитайте пульс за 15 секунд. В формуле это будет показатель Р3.

А теперь посчитаем индекс Руфье-Диксона по формуле:

RDI = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) – 200) / 10

 Тест PWC170

Метод определения физической работоспособности PWC170 (от англ. Physical Working Capacity - физическая работоспособность) основывается на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы.

PWC170 - это мощность мышечной работы при ЧСС равной 170 уд/мин.

Пульс 170 уд/мин. отражает оптимальную мобилизацию возможностей сердца, так как при этом еще сохраняется максимальный ударный объем сердца. Кроме того линейная зависимость меду ЧСС и мощностью мышечной работы сохраняется именно до пульса 170 уд/мин.

Для практического определения мощности работы, при которой ЧСС равняется 170 уд/мин., исследуемый выполняет работу 2 раза (желательно по 5 мин) с разной мощностью (работа на велоэргометре, степ-тесты с повторным подъемом на разную высоту).

Существует очень простой, достоверный и доступный метод измерения уровня Здоровья – метод профессора Апанасенко Г.А. Оценка в баллах, полученная этим методом, полностью коррелирует с аэробной производительностью. 

Для того, чтоб вычислить свой уровень Здоровья, необходимо замерить всего несколько показателей своего организма. 

А именно:

1. Массу тела (кг).

2. Рост (м).

3. Артериальное давление систолическое ("верхнее"). 

4. ЖЕЛ - жизненную емкость легких (мл). 

5. Силу (динамометрию) кисти (кг). 

6. ЧСС - частоту сердечных сокращений (пульс). 

7. Время (в минутах) восстановления пульса после стандартизированной нагрузки (20 приседаний за 30 секунд).

Согласно приведенным ниже таблицам Вы самостоятельно можете вычислить свой уровень Здоровья: по каждому показателю получить балл и просуммировать по всем показателям.
Кроме того, Вы можете проанализировать низкие баллы в полученном расчете результата и понять, какой параметр работы Вашего организма ухудшает резервы Вашего Здоровья. 

Для мужчин

Показатели

Баллы

Масса тела (кг)


рост2 (м)

18,9 и менее
-2 балла

19.0 - 20.0
-1 балл

20.1 - 25.0
0 баллов

25.1 - 28.0
-1 балл

28.1 и более
-2 балла

ЖЕЛ (мл)


масса тела (кг)

50 и менее
-1 балл

51 - 55
0 баллов

56 - 60
1 балл

61 - 65
2 балла

66 и более
3 балла

ДМК (кг) х 100


масса тела (кг)

60 и менее
-1 балл

61 - 65
0 баллов

66 - 70
1 балл

71 - 80
2 балла

81 и более
3 балла

ЧСС х АДсист


100

111 и более
-2 балла

95 - 110
-1 балл

85 - 94
0 баллов

70 - 84
3 балла

69 и менее
5 баллов

Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек.

3 и более
-2 балла

2 - 3
1 балл

1.30 - 1.59
3 балла

1.00 - 1.29
5 баллов

0.59 и менее
7 баллов

Для женщин

Показатели

Баллы

Масса тела (кг)


рост2 (м)

16,9 и менее
-2 балла

17.0 - 18.0
-1 балл

18.1 - 23.8
0 баллов

23.9 - 26.0
-1 балл

26.1 и более
-2 балла

ЖЕЛ (мл)


масса тела (кг)

40 и менее
-1 балл

41 - 45
0 баллов

46 - 50
1 балл

51 - 55
2 балла

56 и более
3 балла

ДМК (кг) х 100


масса тела (кг)

40 и менее
-1 балл

41 - 50
0 баллов

51 - 55
1 балл

56 - 60
2 балла

61 и более
3 балла

ЧСС х АДсист


100

111 и более
-2 балла

95 - 110
-1 балл

85 - 94
0 баллов

70 - 84
3 балла

69 и менее
5 баллов

Время (мин.) восстан. ЧСС после 20 прис. за 30 сек.

3 и более
-2 балла

2 - 3
1 балл

1.30 - 1.59
3 балла

1.00 - 1.29
5 баллов

0.59 и менее
7 баллов

ТАБЛИЦА СООТНОШЕНИЙ ПОЛУЧЕННЫХ БАЛЛОВ УРОВНЯМ ЗДОРОВЬЯ

 

Уровни Здоровья

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Общая оценка
уровня
здоровья

3 и менее баллов

4 - 6 баллов

7 - 11 баллов

12 - 15 баллов

16 - 18 баллов

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 89.15K
Скачано: 242
Скачать бесплатно
19.01.17 в 17:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Другое на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Другое для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Другое, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе