Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Общая характеристика античной философии

Общая характеристика античной философии [14.12.16]

Тема: Общая характеристика античной философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 47.49K | Скачано: 226 | Добавлен 14.12.16 в 14:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Владимир 2015


Содержание Стр.

ВВЕДЕНИЕ  3      

Глава 1.Основные формы материализма и идеализма в философии античности 4

Глава 2.Развитие диалектических идей в античной философии 10

Глава 3. Общая характеристика философии Древней Греции 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

Введение:

Актуальность  темы античной философии связана с тем, что  философия античных государств  представляет для современности живой интерес, так как психология людей античного мира перекликается с психологией современного человека. Без представления вклада античных государств  в познания людей, современный человек не сможет оценить огромную роль античности в искусстве и культуре  современного времени.

Цель работы: Изучить вклад античных философов в развитие философии

Задачи:

  1. Рассмотреть основные формы материализма и идеализма в философии античности
  2. Пронаблюдать процесс развития диалектических идей в античной философии
  3. Дать общую характеристику философии Древней Греции

Гипотеза: древнегреческие философы внесли  ценный вклад в дальнейшее развитие философии  и науки. Их учения имеют большое значение для современности.

Методы исследования: научно – теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение данных.

 

ТЕМА 4. Общая характеристика античной философии

Глава 1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности

«Античный мир был миром очень энергичных людей с чрезвычайно богатым разнообразием характеров и интеллекта, был миром людей, психология которых во многом перекликается с психологией современного человека: у древних римлян были иные социально-экономические условия, иной исторический опыт, но в принципе они были такими же людьми, как мы. Поэтому события далеких веков представляют для нас живой интерес».

Античная философия, т.е. философия древних греков и римлян просуществовала с VII в. до н.э. и до V н.э. Она основывалась, с одной стороны, на мифологию, а с другой – на науку, которая формировалась в Древней Греции.

Возникновение древнегреческой философии непрерывно связано с развитием научных знаний, мифологии и искусства. Греческие ученые античного мира заложили основу различных современных наук (математика, философия, астрономия и др.)  В Греции возник первый театр, а также  создавались памятники и скульптуры.

Особенностью формирования философии Древней Греции является то, что ее развитие шло от мифологии и религии к науке и философии.

В античной философии выделяют три этапа:

Первый этап - досократовский ( с VII в. до н.э. до первой половины V в. до н.э.). Философы этого времени исследовали окружающий мир, природу космос.  К философам этого этапа относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор, Парменид.

Второй этап – классический  (с первой половины V в. до конца IV в. до н.э.)  К философам этого этапа относятся  Сократ, Платон, Аристотель. Их внимание было направленно не на природу, а на сущность и духовность человека.

В связи с упадком греческих городов в период начала III в. до н.э.  и до V в. до н.э. (эллинско – римский период) решающую роль в античном мире с тал играть Рим. Но его философия является продолжением идей греческой философии. Римляне развили науку юриспруденцию и внесли большой вклад в мировую культуру, благодаря своей поэзии, писательству и историческим исследованиям.

С развитием античной философии возникли два основных типа философского мировоззрения – материализм и идеализм.

Материализм – это учение о первичности материи и вторичности сознания, а идеализм – это учение о первичности идеи по отношению к материи. Таким образом, материализм и идеализм являются противоположными друг другу типами философского мировоззрения.

В своих учениях материалисты опираются на науку и доказательства. Для науки характерно опровержение идеалистических взглядов. Поэтому материалистические теории переходят в материалистическое познание, а идеалистические теории не всегда переходят в идеалистические познания, иногда их заменяют материалистические теории.

Простейшей формой материализма является наивный (стихийный) материализм античности. Материализм назван наивным, так как в то время было крайне мало научной базы для построения правильной разумной теории.  Наивные материалисты строили предположения о том, что в основе мира лежит материальная стихия: огонь, вода, воздух, земля. Они считали, что многообразие мира зависит от одной из этих стихий или их сочетаний.

Представителями наивного материализма являются  Фалес (625–547 гг. до н. э.), Анаксимандр (610–540гг. до н.э), Анаксимен (588–526 гг. до н. э.), Гераклит (540–480 до н.э.), Эмпедокл (490—430 гг. до н. э.).

Фалес развивал свои познания в области арифметики, астрономии, геометрии. Это повлияло на его философское мышление.

Фалес считал, что в основе многообразия мира лежит вода. Воду он представлял и сосредочением материи и первоосновой всего. Он полагал, что видоизменившаяся вода порождает все остальные вещи, а разрушаясь, эти вещи снова превращаются в воду.

Анаксимандр был учеником Фалеса. Он считал, что первоосновой всего является бесформенное вещество (апейрон). Это вещество Анаксимандр не относил ни к одной из стихий и считал, что все стихии образуются от этого первовещества.

Анаксимен был учеником Анаксимандра. Первоосновой всего он представлял воздух. Он считал, что его разряжение ведет к возникновению огня, а сгущение образует ветер, тучи, воду, землю и камни.

«Заслуга Фалеса и его учеников состоит в том, что они предприняли первую попытку объяснить мир, природу и все существующее не мифически или религиозно, а теоретически, логически, философски, пытаясь ответить на вопрос о единой основе или первооснове мира».

Наивным материалистом был и Гераклит. Он считал, что огонь является первоосновой всего. А также его теория гласила о том, что мир имеет свойство постоянно меняться и преобразовываться, в основе всего лежит движение.

Представителем наивного материализма был и Эмпедокл. Он считал, что в основе всего лежат четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Но он также утверждал, что до возникновения этих стихий существовали малые материальные частицы.

Древнегреческий философ и математик Пифагор (580-500 до н.э.) сделал первый шаг от материализма к идеализму. Он считал, что основой всего являются числа, и сущность всего можно выразить числом. Он противопоставлял вещи числам и выделял первичность числа по отношению к материи. А это и были идеалистические взгляды на мир. Пифагор считал, что все в мире подчиняется законам математики.

Родоначальником идеализма является Парнемид (540 -480 до н.э.) Его учения были основаны на рационализме – философском направление, признающем разум основой познания и поведения людей. Он считал, что бытие можно познать только разумом. Его теория гласила, что в человеке прав только разум, а чувства обманывают.

Одним из влиятельных учений античной философии был атомистический материализм, согласно которому все материальное состоит из химически неделимых частиц – атомов. Представителем этого учения является древнегреческий философ Демокрит (460 – 370 до н.э.). Он считал, что бытие составляют атомы, а небытие есть пустота. Возникновение вещей он объяснял сцеплением атомов между собой, а разрушение вещей объяснял удалением атомов друг от друга. Таким образом, все в мире образуется благодаря движению атомов.

Демокрит сделал вывод, что существует чувственное и рассудочное познание.  Сам же он отдавал предпочтение  рассудочному познанию.

Наиболее ярким представителем идеалистической философии является древнегреческий философ Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.)  его учение является движением от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Он  придавал важное значение человеческой личности и знаниям. Признавал ценности и нормы. Считал человека и весь мир результатом  Божественного творения. Главную цель жизни человека Сократ сводил к познанию самого себя, а философию считал помощью в познании самого себя. Сократ выделял в человеке духовность, способность к нравственности и познанию.

Основателем объективного идеализма стал ученик Сократа – Платон (427 – 347 до н.э.). Основой его философии является учение об идеях. Платон утверждал, что бытие – это идеи, а небытие – это материальные предметы. В его учениях материя рассматривается как производная от нематериальных идей. Таким образом, существование  вещей  он связывал с первоначальным существованием идей этих вещей.

Платон считал, что идеи совершенны, а вещи несовершенны. Утверждал, что идеи невозможно постичь чувственным опытом, а только рассудочным. Чувства он не относил ни к миру идей, ни к миру материй. По его мнению, чувства являются порождением этих двух миров.

Человека Платон представлял как двойственность тела и души. Из этого можно сделать вывод, что разумный человек включает в себя мир материи и мир идей.

В зависимости от духовной природы Платон делили людей на разумных, волевых и чувственных. Разумные люди это правители - мудрецы и философы, которые подчиняют свою жизнь идеям и постижению знаний. Волевые люди – защитники общества, которые находятся под контролем разумных людей. Чувственные люди – люди, подчиненные своим потребностям. К ним Платон относил земледельцев, торговцев и ремеслинников.

Учение Платона основано на телеологии – учении о целесообразности бытия, которое связано с наличием разумной творческой воли. Следовательно, объективный идеализм подразумевает первоосновой всего не человеческое сознание, а потустороннее сознание. Таким образом, в учениях Платона прослеживаются элементы христианства.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) был самым талантливым учеником Платона. Его характерной чертой является колебание между материализмом и идеализмом. Учение Аристотеля является объективным идеализмом, который включает в себя материалистические положения. Он признавал первоосновой всего потустороннее сознание, но критиковал учение Платона об идеях как первооснове чувств. Аристотель признавал  материальный мир  как совокупность  чувственного восприятия вещей.

Материю Аристотель представлял, тем из чего возникают вещи. Таким образом, материя могла  стать действительностью, когда она оформилась  в конкретную вещь. Он признавал материю первоосновой формы. Например, медь является материей, а медная статуэтка – формой.

Но придерживаясь материальной теории, Аристотель пошел и по пути идеализма, начав доказывать, что форма является творческим определяющим по отношению к материи. И это творческое определяющее предшествует материи во времени. То есть, он также признавал роль идей в возникновение вещей.

Бытие по взгляду Аристотеля – это единство материи и формы, вещей и идей. Его учение представляет собой дуализм, в основе которого лежат два независимых и несводимых друг к другу начала.

В заключение данной главы, надо сказать о том, что философы античности повлияли на дальнейшее развитие философских и научных взглядов. Без представления вклада античных философов в познания людей, современный человек не сможет оценить огромную роль античности в науке, культуре и  искусстве современного времени.

 

Глава 2.Развитие диалектических идей в античной философии

В философии древних греков значительное место занимают диалектические концепции и идеи. Диалектические концепции представляют собой учение о взаимоотношении философии и науки. Согласно этому учению, наука и философия представляют собой разные виды знаний, но при этом они взаимосвязаны между собой – наука использует познания из области философии, а философия – из науки.

Античные философы понимали диалектику, как искусство ведения философской беседы с целью доказательства истины. Это умение опровергнуть точку зрения противника путем поиска противоречий в его суждениях.

Изобретателем диалектики является древнегреческий философ, ученик Парнемида – Зенон Элейский ( ок. 430 до н.э.). Он сыграл большую роль в развитии логики, которая является одновременно и разделом философии и наукой, изучающей законы мышления. Логика подразумевает  правильность рассуждения. А для того, чтобы дедуктивное рассуждение было правильными, оно должно иметь правильную логическую форму, которая основывается на связи частей рассуждения между собой. Таким образом, логика также является наукой о логических формах.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия (софисты) преподавали диалектику как  умение убеждать. Они преподавали ораторское искусство – риторику. Риторика считается изобретением Эмпедокла. В отличие от диалектики, главной целью риторики является не раскрытие истины, а убедительность речи.  Таким образом,  у софистов диалектика превратилась в эристику – искусство спора, целью которого является доказать точку зрения спорящего, даже если он не прав.

Сократ же понимал диалектику не так, как софисты. Его убеждения были основаны на морали. Он стремился найти истину и считал, что познать ее поможет преодоление противоречий и их недопущение. Диалектика у Сократа строго переплетена с его теологией – учением о целесообразности бытия, которое является результатом Божьего творения. Поиск истины у Сократа представлял собой вопросно – ответную беседу. Таким образом, Сократ понимал диалектику как искусство задавать вопросы и давать ответы.

Платон, ученик Сократа, понимал под диалектикой разумное постижение идей. Его диалектика имеет онтологический характер, т.е. связана с учением о бытие, к которому Платон относил идеи.

Диалектика Аристотеля  с изучением причин порождения вещей. Он считал, что диалектика основывается не на истинных, а на вероятных знаниях. Аристотель  утверждал, что диалектика полезна для упражнения ума, для общения и философского познания. По его мнению, диалектик уступает философу, так как философ обладает истинным знанием, а диалектик прибывает в области мнений. В этом понимании диалектики можно рассмотреть современный скептицизм, представляющий собой философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.

Изучение диалектики для современности очень велико, она помогает людям понимать происходящие события, всесторонне рассматривать вещи и явления и их связь друг с другом, правильно мыслить и рассуждать, убедительно высказываться, стремиться к поиску истины, развивать науку и философию.

 

Глава 3. Общая характеристика философии Древней Греции

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философии,   она повлияла на дальнейшее развитие философии, научных взглядов человечества и искусстве, так как в ней познания рассматриваются с разных сторон: с чувственной, рациональной, логической.

С развитием философии в древней Греции со временем наблюдается переход от более примитивных представлений к более реальным и обоснованным. Примером этого подтверждение служит то, что развитие античной философии начинается со стихийного материализма, для которого свойственна путаница и дефицит знаний, неосознанность и неоформленность убеждения, т.е. знания наивных материалистов основаны на начальных и неразработанных данных науки и общественной практики.

Но, тем не менее, наивные материалисты попытались объяснить мир и его первооснову, что повлияло на дальнейшее развитие философской мысли.

Большое влияние оказали философы Древней Греции на развитие рациональности в философии. Это повлияло на умение мыслить с помощью понятий, основанных на разумных суждениях.

Атомический материализм был совершенно новой точкой зрения, которая рассматривалась в науке и философии. Он похож на современную химическую теорию того, что вещества состоят из неделимых частиц – атомов.

Таким образом, атомический материализм повлиял на дальнейшее развитие физики, химии и философии.

Очень ценным вкладом в философию были учения Сократа об объективном идеализме. В современное время  человек представляет ценность идей для своего нормального развития и образованности, ведь каждый индивид должен все время самореализовываться, а для этого ему нужно постоянно усовершенствовать свой образ мышления.

Идеи ценны не только для самореализации человечества, но и для совершенствования мира.

Большой вклад внесли древнегреческие философы в развитие диалектики, логики, риторики.

Диалектика помогает формировать научное мировоззрение, применять научные знания, уметь прислушиваться к тому, что происходит, а также понимать происходящее. Диалектика вырабатывает широкий кругозор и формирует особый склад мышления.

Логика формирует правильность и последовательность мысли, повышает культуру мышления, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям, помогает отделять нужную информацию от ненужной.

Риторика помогает людям убеждать, правильно и красиво говорить, приобрести доверие слушателя, донести мысль, заставить проникнуться чувством, влиять на людей, развивать ораторское искусство.

Таким образом, учения философов Древней Греции имеют большое значение для современности.

 

Заключение:

Задачи  работы:

- углубленное изучение данных тем для их познания и освоения.

- анализ тем и соответствующие выводы по ним.

Итоги работы:

- появление интереса к данным темам и желание к их дальнейшему изучению.

- подтверждение выдвинутой гипотезы. Данная работа подтверждает, чтодействительно древнегреческие философы внеслиценный вклад в дальнейшее развитие философиии науки. Их учения имеют большое значение для современности.

Выводы, которые служат подтверждением гипотезы:

- наивные материалисты попытались объяснить мир и его первооснову, что повлияло на дальнейшее развитие философской мысли.

- атомический материализм повлиял на дальнейшее развитие физики, химии и философии.

- объективный идеализм дает понять ценность идей   для самореализации человечества  и для совершенствования мира.

-большой вклад внесли древнегреческие философы в развитие диалектики, логики, риторики.

Таким образом, учения философов Древней Греции имеют большое значение для современности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2012.-544с.

2.Островский Е.В. Философия: Учебник-М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2012.-313 с.

3.Федорова Е.В.Люди императорского Рима. Издательство Московского университета: СП «Ост-Вест Корпорейшен»,1990. – 366с.

4.ФИЛОСОФИЯ. Учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. –М.: Инфра -М / Вузовский учебник, 2014. – 432 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 47.49K
Скачано: 226
Скачать бесплатно
14.12.16 в 14:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе