Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Предмет и специфика философского знания

Предмет и специфика философского знания [05.12.16]

Тема: Предмет и специфика философского знания

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 39.73K | Скачано: 231 | Добавлен 05.12.16 в 20:14 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Содержание

I.    Введение 2

II.    Основная часть 3

1.    Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.3

2.    Основные вопросы философии 7

3.    Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов 10

III.    Заключение 12

IV.    Список использованной литературы 13

 

Введение

Философия - это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философия отличается и от религиозного, и от научного способа постижения действительности. От религиозного её отличает рациональность, научность построения и опора на науку. От научного способа постижения действительности её отличает то, что философия являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. На русский язык слово «философия» переводится как любовь к мудрости.

Первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Предмет философии исторически меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.

В данной контрольной работе рассмотрен предмет философского знания и его специфика. Даны определения философии, раскрыты социальные и культурно-исторические предпосылки её возникновения, рассмотрены основные элементы системы философского знания, а также основные вопросы, которые изучает философия: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; эмпиризм и рационализм; вопрос о познаваемости мира. Дана попытка классификации концепций философов.

 

Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость, philosophia – любовь к мудрости) – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.

Философия – это высший уровень и вид миропонимания (теоретический), новый, четвёртый исторический тип осмысления действительности (после примитивно-эмпирического типа мировоззрения, мифологии и религии).

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на фантастические представления о мире и веру, философия отдаёт приоритет не превосходящим человека силам природы и существам, а интеллектуальным аспектам мировоззрения, базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые рационально-логические принципы объяснения и критерии для обоснования своих положений.

Философия – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы жизни универсума.

Возникновение философии относится к середине I тысячелетия до н.э., когда в Китае, Индии и Греции шёл процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. Первые философские учения появились в наиболее развитых государствах Древнего Востока и Эллады в VI - V вв. до н. э., а именно, в Индии, Китае и Греции. В древних государствах Ближнего Востока (Вавилония, Сирия, Финикия, Иудея, Египет) также сложились культурные предпосылки возникновения философии, но из-за нашествия персов, в результате которого Персидская сверхдержава поглотила все эти древнейшие цивилизации, эта возможность не была реализована.

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии были связаны с радикальными изменениями в хозяйственно-экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира. 

Бурное развитие земледелия и ремесла, торговли и мореплавания способствовало утверждению товарно-денежного обмена в экономике. Появление  денег, с одной стороны, приводило к росту имущественного расслоения населения, с другой стороны, развивало абстрактное мышление. 

Возникновение частной собственности и социально-экономического неравенства способствовало углублению социальной дифференциации. На смену родовой общине пришло классовое общество, возникло множество различных социальных групп, имеющих несовпадающие, а иногда и противоположные, интересы. Единство племенной идеологии, основанное на общих мифах и тысячелетней родоплеменной традиции, разрушалось изнутри, отделение умственного труда от физического стало причиной появления качественно новых социальных субъектов - светских интеллектуальных элит, основным занятием которых стало производство, хранение и передача знания. Эти новые социальные группы, отличные от жречества и военной аристократии, стали той общественной средой, которая порождала из себя ученых и философов, первых носителей светской культуры.

Помимо этого утверждались государственные формы организации общественной жизни. Такие характерные для государства признаки, как сбор налогов, наличие границ, фиксирующих общую территорию проживания, суверенитет государственной власти, а также право, превращали племена, состоящие из различных родовых общин, в формально юридическую общность - совокупность граждан государства. В результате разрыва кровнородственных связей и установления абстрактных, политико-правовых отношений между людьми, произошла автономизация индивидов. Индивид больше не растворялся в социальном целом (семье, клане, племени). Он мог претендовать на свою уникальную точку зрения, и должен был уметь отстаивать собственные интересы и ценностные установки. Философия, предполагающая плюрализм мировоззренческих позиций и их обоснованность, была востребована исторической ситуацией.

Быстрое развитие письменности способствовало формированию теоретического мышления. На основе развития лингвистики, грамматического анализа языка складывалась характерная для философии культура анализа понятий, логика, эвристика, диалектика. Все эти процессы неизбежно приводили к возникновению нового, рационально-теоретического типа мировоззрения, предложившего принципиально новую картину мира, новое понимание человека и общества.

Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (2-я пол. VI в. – V в. до н.э.), а истолковал и закрепил в европейской культуре – Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. С появлением самостоятельных отраслей научного знания (математики, физики, химии, биологии и др.) философия уже не воспринималась как единственный источник теоретического знания. В новых условиях она приобрела своеобразную форму теоретического осмысления мира и человека.

К основным элементам системы философского знания относятся:

Таким образом, философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

 

Основные вопросы философии.

Один из основных вопросов философии: что является первичным – материя или сознание ? Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание – две  неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

При рассмотрении онтологической  стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как материализм и идеализм, дуализм; а гносеологической стороны: эмпиризм и рационализм.

Материализм («линия Демокрита») – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм («линия Платона») – это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения – объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием». Субъективные идеалисты первичным считают субъективное, т. е. человеческое сознание.

Дуализм - это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала - материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.        

Гносеология рассматривает процесс познания. Она ставит вопросы: Как человек познает мир? Что такое истина в познании? Каковы этапы познания? При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм – философский метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»). Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Рационализм (от лат. ratio – разум)  – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, например: «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Основоположником рационализма считается Рене Декарт.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: мир познаваем; возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: «Бог существует -  Бога не существует».

Диалектика и метафизика – это основные средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий.

Метафизика – метод философского исследования, противоположный диалектике. Здесь объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взаимосвязанности, статично, т.е. игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития, однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Яспер, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии – проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 

По каким основаниям можно классифицировать концепции философов?

При рассмотрении онтологической  стороны основного вопроса философии большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. monos - один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное, - идеалистами. Этим выбором определялось, по сути, всё мировоззрение данного философа, а вслед за этим и его методология исследования проблем. Таким образом, концепции известных философов можно классифицировать по характеру решения вопроса о связи материи и духа на 

материалистические

идеалистические

дуалистические

К материалистам относятся:

Гераклит, Демокрит, Фалес, Ф. Энгельс,

Л. Фейербах, В. Ленин, Ф. Бэкон, К. Маркс,

Лао-Цзы, П.Гольбах, Ж.Ламетри

К идеалистам относятся: Платон, Лейбниц,

Конфуций, М. Хайдеггер,

Г. Гегель, И. Кант,

Н. Бердяев, Вл. Соловьев,

Августин Блаженный,

Фома Аквинский,

Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах,

Ф. Достоевский

К дуалистам относятся:

Р. Декарт,

Аристотель

 

В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих в той или иной форме познаваемость мира.

С гносеологической стороны концепции философов можно разделить на

эмпирические

(истинное знание вытекает из чувственного опыта)

рационалистические

(основой познания и действия людей является разум)

Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс,

Джон Локк, Джордж Беркли,

Дэвид Юм, Этьен Кондильяк,

Клод Гельвеций, Поль Гольбах,

Дени Дидро, Ян Байер.

Сократ, Рене Декарт,

Готфрид Лейбниц,

Бенедикт Спиноза, Георг Гегель,

Иммануил Кант, Лео Штраус

Конкретный историко-философский анализ отдельных концепций потребовал введения более тонких классификационных принципов. Так появился термин «натурализм» (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Бенедикта Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название «пантеизм» (от греч. pan - все и Teas - Бог). Однако пантеизм не совпадает полностью с натурализмом, существовала иная форма пантеизма - мистический пантеизм, растворявший природу в Боге (Н.Кузанский). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж.Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Особое место в философских учениях занимает гилозоизм (от греч. hyle - материя, вещество и zoe - жизнь), который «оживляет» материю, делает ее внутренне динамичной.

Существует определенная связь между материализмом и признанием познаваемости мира. Вместе с тем признание материальности мира может сочетаться с элементами агностицизма, сенсуализм - с субъективным идеализмом, объективный идеализм - с верой в познаваемость мира. Невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер. Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

 

Заключение

Безупречного на все времена и всеми признанного определения философии нет до сегодняшнего дня. И это вполне естественно, поскольку с развитием общества и познания меняется сам предмет её интересов.

Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия.

Можно сказать, что естественные науки дают ответ на вопрос «как?», в то время как философия пытается отыскать ответ на вопрос «почему?»

Несмотря на то, что новый век высоких технологий оставляет философии мало места, её практическая значимость ничуть не уменьшается – человечество по-прежнему ищет ответы на волнующие его вопросы. И от ответа на эти вопросы зависит то, каким путем пойдет человеческая цивилизация в своем развитии.

 

Список литературы

  1. Островский Э.В. Философия: Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 313 с. // [Электронный ресурс] ЭБС: http://znanium.com/bookread.php?book=260755
  2. Лешкевич Т.Г.Философия и теория познания: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 408 с. // [Электронный ресурс] ЭБС: http://znanium.com/bookread.php?book=216064
  3. Кузнецов В.Г, Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 519 с. // [Электронный ресурс] ЭБС: http://znanium.com/bookread.php?book=397769
  4. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г
  5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., - М.: Республика, 2003.
  6. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
  7. Философия: Университетский курс / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  8. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов – http://repository.vzfei.ru
  9. Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки. http://djezra.narod.ru/vozniknovenie_filosofii_predmet_filosofii/
  10. Якушев А. Основной вопрос и основные направления философии. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Jakushev/02.php

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 39.73K
Скачано: 231
Скачать бесплатно
05.12.16 в 20:14 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе