Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций »

Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №5

Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №5 [02.12.16]

Тема: Контрольная по Истории мировых цивилизаций Вариант №5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории мировых цивилизаций

Тип: Контрольная работа | Размер: 38.30K | Скачано: 231 | Добавлен 02.12.16 в 15:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Брянск 2014


Содержание

1. Вопрос №1………………………………………………………………3

2. Вопрос №2……………………………………………………………….7

3. Вопрос №3………………………………………………………………11

4. Вопрос №4………………………………………………………………13

5. Вопрос №5………………………………………………………………18

6. Список используемой литературы……………………………………19

 

1. Рассмотрите варианты периодизации истории российской цивилизации, предложенные Н.М. Карамзиным, В.С. Соловьевым, В.О. Ключевским. Какой из них вам представляется наиболее целесообразным? Обоснуйте свой ответ.

H.M. Карамзин видел историю как процесс духовного совершенствования человечества, в котором действуют великие люди. Жизнь этих людей и есть история народа. Идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластья, а спасалась мудрым самодержавием», Карамзин положил в основу периодизации отечественной истории.

Н.М. Карамзин

I

 ДРЕВНЕЙШАЯ от Рюрика до Ивана III - период основания монархии. (Система уделов)

II

СРЕДНЯЯ от Ивана III до Петра I - период единовластия

III

НОВАЯ от Петра I до Александра I - самодержавный период. (Изменение гражданских обычаев)

С.М. Соловьев придавал значение в истории природе, географической среде. Он считал так: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...».

В.С. Соловьев

I

ГОСПОДСТВО РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (от Рюрика до Андрея Боголюбского)

II

БОРЬБА РОДОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛ

(от Андрея Боголюбского до начала XVII века)

а) Начальное время борьбы (от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты)

б) Объединение Руси вокруг Москвы (от Ивана Калиты до Ивана III)

 в) Борьба за полное торжество государственного начала

(от Ивана III до начала XVII века)

III

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ (с начала XVII до середины XVIII века)

IV

НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ (с середины XVIII века до реформ 60-х гг. XIX века)

Ключевский, в отличие от многих других историков, предшествующих и современников, дал историческую характеристику страны не по царствованиям великих князей и царей, а наметил периодизацию, исходя из главных моментов определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса: в его труде очень много интересного материала, свидетельствующего о роли экономического и политического фактора в развитии страны и все это в тесной связи с географическими, природными условиями существования, расселения и развития народа.

В.О. Ключевский

I

VIII - XIII вв.

Русь Днепровская, городовая, торговая

II

XIII - сер. XV в.

Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая

III

сер. XV - нач. XVII в.

Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая

IV

нач. XVII - сер. XIX в.

Всероссийский, императорско-дворянский период

Творчество В.О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница истории отечественной исторической науки, но и как явление русской и мировой культуры.

Ключевский был убежден, что «человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы». Жизнь человечества «в ее развитии и результатах» - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.

Творчество Ключевского и сегодня сохраняет большое значение и не только как свидетельство достижений русской исторической науки второй половины XIX – начала XX века, но и как богатейшее наследие, помогающее нам лучше понять историю России.

Наиболее целесообразный подход к периодизации истории российской цивилизации у Н.М. Карамзина, так как он отразил правителей оказывающих  влияние на ход истории, поскольку именно правитель выбирает направление как внешней, так и внутренней политики государства, также  периодизация Н.М. Карамзина охватывает и характеризует не только самодержавную власть, но и территориальный фактор. Период от Рюрика до Ивана III характеризуется современными историками как период образования, становления древнерусского государства, а также удельной раздробленности на Руси.

В период от Ивана III до Петра I осуществляется объединение русских княжеств вокруг Москвы и расширение русских земель. В последний период, названный Н.М. Карамзиным, происходит становление Российской империи. Следовательно, вариант периодизации, предложенной Н.М. Карамзиным, более остальных соответствует понятию истории как науки о процессе развития человеческого общества, охватывающей все сферы жизни в ретроспективе.

 

2. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, факторы, повлиявшие на развитие восточных цивилизаций в Новейшее время. Обоснуйте свой выбор.

1. Создание алфавитной письменности а. Первобытная эпоха

2. Начало клинописи б. Эпоха Древнего мира

3. Создание пиктографии в. Средневековье

4. Начало славянской письменности г. Новое время

5. Существование на Земле около 7 тыс. языков д. Новейшее время

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы.

Второй важной особенностью Востока являлось то,  что  общество здесь не утеряло связи с природой.

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако, в цивилизациях  Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом»  веке. И все новое  получало  оправдание только тогда, когда  можно  было подыскать, что-нибудь подобное в древности.

- Колониализм в восточных странах способствовал развитию капитализма и в значительной степени взломал традиционные структуры восточных государств. Однако процесс модернизации и вестернизации быстрыми темпами стал осуществляться лишь в современную эпоху.

- Военно-бюрократические режимы в освободившихся странах пришли к власти в период отсталой социальной структуры и неспособности существовавших классов, прежде всего слабой национальной буржуазии, обеспечить капиталистическую эволюцию. Безусловно, деятельность этих режимов приводила к авторитаризму, нарушению прав человека и была далекой от принципов парламентской демократии. Но при всех недостатках практика показала, что именно эти режимы создали благоприятные предпосылки для роста экономики и обуржуазивания общества.

Несколько иной была природа военных режимов, созданных революционным офицерством в 50-е и 60-е годы в арабских странах, которые пошли по пути полного огосударствления экономики и принятия социалистической ориентации. После развала СССР эти государства вынуждены были сменить политико-экономические ориентиры. Но в целом авторитарная государственность сыграла роль инициатора, организатора и гаранта модернизации. В развивающихся странах в процессе модернизации «сверху» почти повсюду продолжали укрепляться бюрократические системы, в которых происходило тесное переплетение экономической и политической власти.

- Колониализм привнес в традиционные общества товарно-денежные отношения и развитие частной собственности, что способствовало разложению прежних патриархально-клановых связей и вело к появлению богатых и бедных, имущих и неимущих. Однако традиционные черты восточных обществ не исчезли (да и колониалисты не ставили такой задачи), а продолжали существовать, при этом многие из них имели тенденцию к укреплению. Симбиоз совершено разных экономических и политических структур не привел к исчезновению традиционализма. Даже несмотря на возникновение и существование частного сектора, подавляющая доля экономической деятельности в восточных странах находилась под контролем государства и его аппарата. Это и послужило основой укрепления диктаторских режимов и политической власти на Востоке.

- Лишь на рубеже XXI века в некоторых развитых странах начинают пробивать дорогу демократические тенденции, и модернизация начинает приобретать западные черты. В российской востоковедческой литературе возникло понятие «восточная демократия». Все «восточные демократии», в отличие от западных, являются не продуктом естественного развития общества, а результатом внедрения демократии извне, начиная с периода колониализма. Это особенно было характерно, например, для Индии, которая подверглась насильственной демократизации особенно в период между двумя мировыми войнами. Политическая вестернизация осуществлялась на основе конституции Индии 1935 года, написанной англичанами.

- В постколониальный период демократизация также осуществлялась «сверху» лидерами и правящими элитами освободившихся стран под воздействием объективных (формирование рынка и появление новых классов) и субъективных (осознание правящими элитами целесообразности перехода к демократическим формам правления в интересах экономического прогресса и консолидации страны) факторов. В основном этот переход стал осуществляться во многих странах лишь с 90-х годов, на рубеже XXI века. Эти процессы имели место в Южной Корее, Индонезии, Бирме, Турции и др. Вместе с тем переход к демократическим формам правления вовсе не означал утверждение той западной демократии, которая существовала в Европе несколько веков. Традиционные представления о власти, о ее роли по-прежнему продолжали господствовать в сознании людей и правящей элиты общества.

В российской литературе появились понятия «парламентский авторитаризм», «авторитарная демократия». Формы парламентаризма сложившиеся в Индии, имели серьезные отличия от западных демократических институтов, в стране, которая, казалось бы, стояла ближе всего к Западу. В большинстве стан третьего мира сложились авторитарные режимы, но даже в демократических формах ряда стран присутствовали сильные элементы авторитаризма. Совсем не копии западного парламентаризма складывались в борьбе с военными и авторитарными режимами в странах Юго-Восточной Азии (Индонезии, Таиланде, Малайзии). В постколониальной Индии, несмотря на установление демократических форм правления с принятия конституции 1950 года, правящие круги, как и большинство индийцев, сохраняли авторитарные представления о власти. Военная бюрократия опиралась на режим однопартийного правления, как это было в Египте в период Насера, Алжире, Сирии, Ираке.

- В начале XXI века достаточно отчетливо прослеживается тенденция движения от авторитаризма к представительной демократии, хотя весьма своеобразной, что связано с характером социально-политического развития страны, с особенностями традиционного общественного бытия. Установившиеся общественно-политические структуры продолжают развиваться.

Деятельность политических партий, выборы в парламент, конституции становятся частью общественной жизни. Однако эти процессы идут скачкообразно, проходят столкновения и даже попытки военных переворотов. Все это говорит о незавершенности процесса перераспределения власти между различными социальными группами общества.

- Религиозный фактор в общественном сознании постколониального Востока. Подъемы и спады влияния религий и религиозных институтов на человека, общество, политику. Религиозная реформаторская деятельность новой интеллигенции. Суть религиозного реформаторства. Ислам. Индуизм. Буддизм. Конфуцианство. Иудаизм.

Развитие политической мысли в странах Востока. Две основные категории идеологий. Идеология национального прагматизма. Государства «правящих идеологий». Наднациональные идеологии или панидеологии.

- Политическое развитие. Страны Востока как самостоятельная сила на международной арене. Кардинальное изменение расстановки сил на Дальнем Востоке. Проблемы национальной стабильности Юго-Восточной Азии. Движение Афро-азиатской солидарности. Подъем исламизма. Страны Востока после распада СССР. Социальные процессы на Востоке.

 

3. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, культурные достижения западной цивилизации в эпоху Древности. Аргументируйте свой ответ.

Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной, в сознании людей и в жизни общества существенно влияние первобытности. Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение. Однако в этом мировоззрении имеются существенные особенности. Античное мировоззрение космологично.

Космос по-гречески - это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу своей соразмерностью и красотой. В основе этой упорядоченности лежит мера и гармония. Таким образом, в античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры - рациональность.

Достаточно высокий уровень технического развития обуславливал производственные факторы.

Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы - повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций - это эпоха бронзы и железа.

К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.

Социальные факторы проявлялись в усложнении структуры общества. В нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом.

Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности.

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия - демократия как олицетворение свободы.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод.

Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и тому подобное.

 

4. Перечислите основных правителей Руси IX–XV вв. Кто из них, с вашей точки зрения, внес наибольший вклад в развитие российской цивилизации? Обоснуйте свой ответ.

Игорь (912-945) - древнерусский князь. Продолжал деятельность Олега, подчиняя восточнославянские племена. Совершал походы в Константинополь, в 941 г. - неудачный, в 944 г. заключил договор с Византией. Был убит древлянами при попытке собрать с них дань вторично.

Ольга (945-962) - киевская княгиня, жена Игоря. Подавила восстание древлян. Установила размер дани (урок) и устроила места сбора дани (погосты). В 957 г. приняла христианство, крестилась под именем Елена. Канонизирована Православной церковью.

Святослав (962-972) - древнерусский князь, выдающийся полководец. С 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; подчинил вятичей, воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970—971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Был убит печенегами у днепровских порогов.

Владимир I Святой (1008-1015 гг.) - великий князь киевский с 980 г., младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах князя называли Красным Солнышком. Канонизирован Русской православной церковью.

Ярослав Мудрый (ок. 978-1054 гг.) - великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.) - князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

Юрий (Георгий) Влади́мирович, по прозвищу Долгорукий (1090-е годы - 15 мая 1157 года, Киев) - князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.

Александр Ярославич Невский (13 мая 1221, Переславль-Залесский - 14 ноября 1263, Городец) - князь Новгородский (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), великий князь Киевский(1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец.

Иван Данилович Калита (ок.1283 - 31 марта 1340 или 1341, князь Московский с 1325 (фактически с 1322), Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331), Князь Новгородский c 1328 по 1337. Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита» по одной из версий получил за своё богатство и щедрость (калита (небольшая поясная денежная сумка).

Иван III (в крещении Тимофей) Васильевич Великий, Святой (22.01.1440 - 27.10.1505), великий князь Московский и всея Руси. Сын Василия II Васильевича Темного и вел. кн. Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 был издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением «нестяжателей», чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.

В правление Ивана Московский Кремль был обнесен могучими кирпичными стенами и башнями и стал неприступной крепостью. В Кремле были построены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы. Были воздвигнуты также каменные крепости в Коломне, Туле и Иван-городе.

Наибольший вклад в развитие российской цивилизации внес Ярослав Мудрый.

Княжение Ярослава ознаменовалось общим подъемом страны: росли города, поддерживались постоянные связи с ведущими странами Центральной и Западной Европы, Скандинавией, Византией, восточными странами, распространялось христианство и укреплялись его позиции, Русь достигла территориально-политического и правового единства.

При Ярославе был составлен первый сборник правовых норм, так называемая «Русская правда» и издан новый Церковный устав. Церковь получила новые привилегии, усилившие её значение в социально-общественной и духовной жизни общества. Новгороду была пожалована Уставная грамота на городские права - первый из известных нам подобных документов на Руси.

Важным идеологическим мероприятием Ярослава стало избрание в 1051 г. киевским митрополитом известного церковного деятеля, философа и писателя, русича по происхождению, Илариона. «И постави Ярослав Лариона митрополитом», - констатирует летопись. Этот акт стал первым шагом на пути к созданию независимой от Константинополя Киевской митрополии. Огромное значение имела и канонизация первых русских святых. Ими были провозглашены князь Владимир за приобщение Руси к христианству и братья Ярослава, мученики Борис и Глеб, погибшие в 1015 г. Канонизация собственных святых стала толчком к развитию житийной литературы, призванной обосновать право кандидатов на эту роль.

При Ярославе начинается активное церковное и гражданское строительство в Киеве, размах которого отвечал международному престижу государства и значению его столицы

С именем Ярослава Мудрого связано и значительное развитие древнерусской культуры и научных знаний. Князь заботится об образовании и летописании, о переводе на древнерусский язык и переписывании необходимых книг. Конечно же, в большинстве своем литература была церковной, богослужебной, но постепенно распространялись и книги светского характера, в том числе трактаты по истории, философии, праву, юридическим наукам. Усилиями князя создается библиотека при Софийском соборе, где заботливо хранились не только книги, но и важные государственные документы.

Каждая книга представляла собой значительную ценность. Текст писали на пергаменте, оправы украшали драгоценными камнями, эмалью, золотом и серебром. К сожалению, книжное собрание Ярослава не дошло до наших дней. Возможно, книги погибли во время монголо-татарского нашествия 1240 г., а может, просто были поделены между несколькими монастырскими библиотеками. С Софией Киевской связан и новый этап в развитии киевского летописания. Статьи этого периода не только содержат рассказ об исторических событиях, но и подводят итог деятельности князя Ярослава.

 

5. Установите соответствие:

1. Древний Китай                           А. Возникновение ислама

2. Япония                               Б. Возникновение иудаизма

3. Средневековый арабский Восток В. Возникновение конфуцианства  и  даосизма      

4. Древняя Индия                           Г. Возникновение синтоизма

5. Древний Израиль              Д. Возникновение буддизма

1. Древний Китай

3. Возникновение конфуцианства и даосизма

2. Япония

4. Возникновение синтоизма

3. Средневековый арабский Восток

1. Возникновение ислама

4. Древняя Индия

5. Возникновение буддизма

5. Древний Израиль

2. Возникновение иудаизма

 

Список используемой литературы

1.Боровиков Г. И. Истрия мировых цивилизаций: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2011. – 455 с.

2.Григорьев Д. Ю. Мировые цивилизации. М.: ИНФРА-М, 2011. – 560 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 38.30K
Скачано: 231
Скачать бесплатно
02.12.16 в 15:32 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе