Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Византия: специфика типа культуры

Византия: специфика типа культуры [11.11.16]

Тема: Византия: специфика типа культуры

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 46.77K | Скачано: 270 | Добавлен 11.11.16 в 07:13 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.. 3

РАЗДЕЛ.1 ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ

1.1. Ранний этап IV - середина VII века. 4

1.2. Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.). 9

1.3 Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.). 14

РАЗДЕЛ.2 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.. 17

2.1. Государственное устройство. 17

2.2.  Материальная культура Византии. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Неоценимый вклад в развитие культуры в Европе в средние века внесла Византия. Она занимает выдающееся место в развитии культуры в мире. Можно сказать, что в своем развитии Византия опережала многие средневековые страны Европы. Империя возникла на рубеже крушения поздней античности и зарождении средневекового общества при разделении Римской империи на западную и восточную часть. После падения только на Востоке сохранились идеи мировой монархии и владычества, кроме этого сохранились и традиции античной образованности. Культура Византии отличалась интересным культурно-историческим типом, которая обладает определенными особенностями. 

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

Данный работа посвящена раскрытию специфики культуры в Византии. Актуальностью изучения считается, то что изучение специфики культуры Византии дает нам понять насколько она была впереди от других государств того времени.

Целью изучения работы является изучение специфики культуры Византии. Для достижения данной цели в нашей работе необходимо решить задачи:

Объектом изучения является культура Византии. Предметом исследования являются специфика развития культуры в определенные этапы.

 

РАЗДЕЛ.1 ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ

1.1. Ранний этап IV - середина VII века

Ключевые века жизни Византийского государства возможно расценивать равно как важнейший период в создании миропонимания византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и основы христианства. В ранней Византии новый подъем испытывает идеология неоплатонизма. Возникает несколько философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит. Развитие неоплатонизма сходится с возникновением христианства, с разложением и кризисом Римской империи. В целом для него свойственен полный пессимизм, разочарованность в земной существования, точка зрения в испорченности человеческой природы.

Важными вопросами духовных дискуссий в раннем периоде формирования данной культуры – это дискуссии о природе Христа и его месте в Троице, о значении человеческого существования, месте человека в Вселенной и о грани его способностей. В данной взаимосвязи можно отметить ряд течений духовной мысли этой эпохи:

Арианство: Ариане полагали, то что Иисус - создание Бога-Отца, а вследствие того он не единосущность Богу-Отцу, не вечен и захватывает подвластное место в структуре Троицы.

Несторианство: Несториане считали, то что духовное и человеческое основы в Христе целостны только относительно и никогда никак не соединяются.

Монофиситизм: Монофиситы акцентировали в первую очередь всего божественную натуру Христа и заявляли о Христе равно как богочеловеке.

Халкедонитство: Халкедониты проповедали эти мысли, которые позже стали главными: единство Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и неделимость духовного и человеческого в Христе. Главные христианские догматы, в частности Символ Веры, были зафиксированы в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и утверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Византийскую литературу показывают разные жанры: общенародная мифическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, послания, легенды и т.д.

В патриотической литературе ранневизантийской периода, в работах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался база средневекового христианского богословия, мы видим комбинацию мыслей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальность сплетения античных риторических конфигураций.

Другая теория мировой истории – христианская, базирующаяся на Библии, заимствует свое происхождение в трудах Евсения Кесарийского и Аврелия Августина. Борьбу с язычеством и древней цивилизацией продлил ритор Иоанн Златоуст. Борьба античной и христианской идеологии проходит через целую историю Византии раннего этапа. Данное можно отследить и в творчестве Георгия Писиды – последнего известного стихотворца данной периода.Ареной борьбы древних обычаев и христианства было классическое обучение. Длительнее, нежели в иных науках, уживались древние устои в науках, естественных.

В ранней I Византии происходил процедура постепенного переосмысления и улучшения положительных научных познаний, собранных древностью. Подъем византийского искусства раннего этапа сопряжен с укреплением власти империи при Юстиниане. В Константинополе в данное период строятся замечательные дворцы и церкви. Базилика различается несложностью проекта: данное вытянутое строение, продольно разделенное изнутри линиями колонн в доли, нефы (греч, "корабль"), количество которых достигало 3 или 5. Все без исключения церкви ориентировались на восток, так как там, по суждению христиан был Иерусалим - центр Мира. На востоке к главному прямоугольному объему прилегает полуокруглая ниша - апсида с размещенным в ней алтарем - священной частью церкви. Характерной чертой оформления византийских храмов был контрастность между их внешний вид и внутренним обликом. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг, он потрясает строгой гладкостью массивных стен, прорезанных редкими узкими окошками, отсутствием декоративных элементов в оформлении фасадов. Зато, подобно скромному христианину с его богатой внутренней жизнью, базилика имела изящные интерьеры. Они декорированы облицовками с мрамора и гранита, фресковыми и мозаическими росписями на стенах, шикарными объектами живописно-прикладного искусства.

Высоким достижением византийской зодчества стал храм Святой Софии в Константинополе (532-537), скомбинировавший базилику с купольным перекрытием. Храм "премудрости Божией" воздвигли относительно быстро 2 архитектора - Анфимий с Тралл и Исидор из Милета. От них требовалось сформулировать "непонятность и неизреченность" христианского восприятия Мира, воплотить мысль власти Византийской империи. Архитекторы потрясающе управились с данной проблемой. Они смогли объединить в данном храме вдохновляющую глубина, аккуратность и строгость направлений древней архитектуры. Здесь торжествует концепция связи храма от императорской власти и одновременно с этим могущества христианства.
Отныне здесь стали осуществлять императорские церемонии и праздничные богослужения. В первый раз в нем была воплощена концепция грандиозного центрического храма, увенчанного огромным куполом, на верхушке которого был изображен большой крест, окаймленный звездным небом.
Храм, находящийся в фокусе города, на самом высоком холме, очень заметен с Босфора. Правильный и исполненный величия храм св. Софии сохранил огромный отпечаток в мировой зодчестве.

Другой шедевр византийской зодчества - храм св. Виталия в Равенне потрясает утонченностью и элегантностью строительных конфигураций. Особенную популярность данному храму дали его известные мозаики не только лишь церковного, но и светского характера, в частности рисунки императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Личности Юстиниана и Феодоры наделены портретными особенностями, цветная палитра мозаик различается полнокровной насыщенностью, теплотой и свежестью.

Всемирную популярность получили мозаики Византии. Методика мозаичного искусства знакома ещё с древности, однако лишь в Византии стали впервые использовать не естественные, а стеклянные сплавы, покрашенные минеральными красками, таким образом именуемые смальты, с тонкой золотой поверхностью. Профессионалы массово применяли золотой тон, который, с одной стороны, олицетворял великолепие и благополучие, а с иной, был наиболее эффектным и блистающим с абсолютно всех цветов.

Основная масса мозаик размещалось под разным углом наклона в прогнутой либо круглой плоскости стен, а с этого только лишь возрастал желтый сияние шероховатых кубиков смальты. Некто переменял область стенок в непрерывное моргающее место, ещё более сверкающее благодаря свету пылающих в храме свеч.

Мозаичисты Византии использовали широким красочным диапазоном: от нежно - голубого, зеленого и ярко голубого до тускло-лилового, розового и алого разных оттенков, и степени насыщенности. Изображения на стенах ключевым образом рассказывали о ключевых событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть правителя.
В прикладном искусстве Византии в меньшей грани, чем в архитектуре и живописи, определилась основная тенденция развития византийского искусства, отражающая формирование средневекового миросозерцания. Устойчивость древних обычаев здесь выражалась как в фигурах, так и в конфигурациях образного выражения. Одновременно с этим и сюда проникали постепенно образные устои народов Востока. Тут, хоть и в наименьшей мере, чем в Западной Европе, сыграло собственную значимость влияние варварского общества.

Всемирное признание в этот период приобрели творения практического искусства Византии — филигранные драгоценности из золота и ценных камней, с разноцветного стекла. Византийские художники в сфере описи, мозаики, мелкой пластики, филигранных изделий, эмалей, голубой, книжной миниатюры длительное время оставались законодателями вкусов.

Существенные изменения происходили в ранней Византии во всей художественной жизни византийского сообщества. B это время формируются главные принципы византийской эстетики, корнями уходящей в древность, подвергшейся большому влиянию христианства. В VI — первой половине VII вв. византийские живописцы, впитав многообразное воздействие Востока и античности, сформировали собственный образ в искусстве. С этого периода Константинополь преобразуется в живописный центр средневекового общества — сердце византийского художественного стиля. Первый пик византийского искусства пришелся в VIв. Оно достигает блестящего бума при Юстиниане I (527—565), когда закладывались основные принципы византийской государственности.

Музыка занимала особое место в византийские культуре. Она была различной: были и успешно развивались светское музыкальное творчество, музыка улиц, театров, цирков, всенародных празднований и религиозная музыка. Музыка обогащалась песенно-музыкальной опытным путем многих народов, населявших государство. Христианская церковь заблаговременно оценила особенные способности музыки как искусства, владеющего большими способностями эмоционального влияния на верующих, и охватила её в свой ритуал. Она жива и интересна. О сильнейшем эмоциональном влиянии духовного богослужения известно уже давно. Вот, что сказали по предлогу духовной сферы послы древнерусского князя, вернувшиеся с Царьграда: "Не видим, где мы были, то ли на небе, то ли на земле". Культовой музыке было предначертано завоевать преобладающее положение в средневековой Византии. Концепция создания кроме того наследует греко-римские устои, опираясь на убеждении семи свободных искусств. Два уровня создания:    

  1. Тривиум - грамматика, речь и диалектика.
  2. Квадривиум - математика, геометрия, астрология и музыка.

В жизни широких народных масс по-прежнему большую значимость представляли многочисленные представления. Правда, древний театр начинает клониться к кризису - античные трагедии и комедии все без исключения чаще сменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцоров, гимнастов, укротителей диких животных. Роль театра захватывает в настоящее время цирк (ипподром) с его конными ристаниями, пользующимися большой известностью.

Культура ранней Византии была городской культурой. Большие города империи, и в главную очередь Константинополь, были не только лишь центрами ремесла и торговли, но и источниками высокой культуры и образованности, где сохранялось богатое достояние древности.

 

1.2. Средний этап в истории культуры Византии (VII - IX вв.) 

Второй этап в истории культуры Византии длился с седьмого столетия до девятого столетия. В этот период всё большую значимость в интерьере храмов начинают играть иконы. Непосредственно в данном варианте искусства эстетические мысли христианской культуры были воплощены в более абсолютной мере. Поначалу иконами именовали всевозможные святые рисунки, сделанные на камне, дереве, ткани либо металле. Со временем данный термин начал применяться с целью обозначения изображений на специальных досках. Самые 1-ые иконы принадлежат к 6 столетию. Большая доля ранних икон погибла в период иконоборчества (VIII—IX вв.). Считают, то что в основе этого типа искусства лежал заупокойный египетский портрет, который проник в раннехристианскую среду. О том, что иконы были уже в II в., мы видим из трудов первых богословов. По-видимому, страх идолопоклонства сдержала признание иконы как религиозного объекта. Почитание было допустимо только в VI в., и только лишь на VII Вселенском соборе (VIII в.) было признано неотъемлемой принадлежностью культа.     
Формирование раннего феодализма в Византии (VII - IX вв.) привело к сильным общественным столкновениям, обнаружившимся в религиозно – еретических перемещениях, которые охватили, прежде всего, византийский Восток. К данному времени полностью сложилась христианская догматика, в основном сформировались эстетические взгляды византийского мира.
Важной элементом второго этапа события византийской культуры представилось противоборство иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.).

Первое течение поддержала управляющая светская элита, а второе - благочестивое духовенство и многие пласты населения. Иконоборцы, утверждая мысль о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сберечь высокую религиозность христианства, выступали за отмену поклонения иконам и другим изображениям Христа, Богородицы и непорочных, представляя в данном прославление плотского начала и пережитки Античности. Почитание икон, согласно их взглядам, полагалось идолопоклонством, непозволительным в христианской церкви. Иконоборцы считали, то что показывая Господа либо святого с помощью «неживой субстанции» (краской, кистью, на доске) живописец оскорбляет Создателя. Они представляли в иконе идола, запрещение, в поклонение которого есть в Библии. А по этой причине их условия сводились к нейтральным картинам, абстрактным символам, узорным и декоративным мотивам, пейзажам с рисунками животных и птиц. В итоге стены храмов преобразились, согласно образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В момент иконоборчества (726-843) была выполнена попытка официального запрещения икон. В охрану икон выступил мыслитель, стихотворец, писатель множества духовных сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его суждению, икона сознательно различается от идола. Она представляется не копией либо украшением, а иллюстрацией, отображающей природу и сущность божества. Она только его схожесть и образ. "Иконы суть видимое невидимого и не обладающего фигуры, но физически изображенного из-за беспомощности нашего понимания". Основная цель иконописца - безупречное воссоздание канонических сюжетов и героев, при этом все без исключения индивидуальное в них должно было отойти в второй план. При восприятии иконы среди зрителей и изображением как бы протягивались тысячи невидимых нитей.

В определенном этапе иконоборцы одержали верх, по этой причине в византийском христианском искусстве определенное период доминировали узорные и украшающие абстрактно-символические компоненты. Но борьба между сторонниками данных течений проводилась весьма твердо, и в данном противостоянии погибли многочисленные памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. В Византии иконы как правило писали яичной темперой на древесных дощечках, обработанных левкасом (особым грунтом) и — изредка — на холсте. Могли показываться сюжеты из земной жизни Иисуса, однако гораздо больше художники писали на иконах единичные фигуры: Христос, Божия матерь, апостолы, архангелы, святые (само термин икона согласно-гречески означает облик). При этом художники писали никак не изменяющийые лица, а лица тех, кто находятся в вечном, безупречном мире.

В то же время применение обратной перспективы могло быть связано с не всегда осмысленным рвением художника показать таинственное, несхожее, либо даже обратное земному, место высших сфер.
Достигает в этот момент нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. восстанавливались и прежние монументы. Восстанавливались мозаики и в храме св. Софии. Непревзойденным примером крупного искусства Византии половины IXв. считаются мозаики Софии Константинопольской. Данный творение художества неоклассического манеры был реконструирован в апсиде храма в участке уничтоженных иконоборцами мозаик, о чем указывает оставшаяся надпись. Царственная, сидящая в спокойной статуарной позе огромная фигура Марии с ребенком в руках - олицетворение благородной одухотворенности в комбинации с эмоциональной красотой. Прекрасное лицо Марии дышит мягкой женственностью и разумным спокойствием. Стоящий рядом архангел Гавриил потрясает сходством с никейскими ангелами, некто - олицетворение общеземной и в то же время лазурной красоты, эллинистического сенсуализма в сочетании с византийским спиритуализмом.

Другие мозаики Софии (IX - начало XI в.) несколько уступают по художественному мастерству этому шедевру, однако любопытны по своему сюжету. Это две криторские сцены, обладающие не только художественное, но и историческое значение. В одной из них, пребывающий в люнете над входом с нарфика в храм, изображен император Лев VI (996-912), преклонивший колена пред стоящим Христом, над которым в медальонах размещены образцы Марии и Ангела. Значение сцены - поклонение правительству земной перед властью небесной. В другой мозаике начала XI в. в южном вестибюле церкви св. Софии перед сидящей на престоле Богоматерью с ребенком стоят по краям правитель Константин I, приносящий в дар модель города Константинополя, и правитель Юстиниан, протягивающий мадонне модель храма св. Софии.
Под воздействием христианства формировалась и византийская литература. Её основная цель сводилась к возвышению внутреннего начала в человеке. Героем литературных произведений становится обычный маленький человек, чья немощная плоть пребывает в поразительном контрасте с величием атмосферы. Он, смиренный и жалкий, нередко считается избранником Божьим, чудотворцем. Снабженный сверхъестественным познанием, он способен прогнозировать предстоящие действия. Он заступник оскорбленных, страдалец за веру христианскую.  В IXв. формируется завершенная каноническая концепция церковной росписи. Композиции мозаик подчеркивают архитектурную систему. В главном куполе изображается Христос Вседержитель (Пантократор), согласно сторонам от него — ангелы — хранители четырех стран света, под ними евангелисты и апостолы. Многофигурные евангельские композиции украшают люнеты и стены трансептов (Оранта — Молящаяся богоматерь) — алтарную апсиду. В Живописи существуют идеи иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным. Тем не менее, заинтересованность к древности никак не иссякает. Он ощущается в работах константинопольской школы, восхитительными памятниками которой являются мозаики св. Софии в Константинополе. В более ранних из них (сер. IXв.) образы богоматери и архангела Гавриила полны взволнованности и духовных порывов.      Из культового художественного творчества практически пропадает скульптура, её сменяет ровный рельеф и живопись (мозаика, фреска, икона). Основы византийской живописи IX—X вв. оригинально разрабатываются в отдельных художественных школах. Колоссального расцвета достигает декоративно-прикладное искусство — художественные материи, перегородчатая эмаль, изделия из слоновой кости и металла.

В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковное мастерство. Благодаря его высоким образным достоинствам, ослабело влияние на духовную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранее просачивались ранее даже в литургию. В целях ещё большей обособленности музыкальных начал богослужения от внешних влияний была проложена канонизация лаотональной концепции - “октоиха” (восьмигласия).

Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. Однако мелодично-теоретические памятники позволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядного осмысления. Более известными жанрами церковной музыки стали канон (мелодично-лироэпическая структура во время духовной службы) и тропарь (едва ли не главная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко всем праздничным дням, абсолютно всем торжественным действиям и памятным датам.

Развитие музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (или только лишь текст, или слова с нотацией).
 

1.3 Поздний этап в истории культуры Византии (X - XV вв.) 

С Х в. начинается новый этап истории Византийской культуры — происходит синтез и систематизация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре этот век сопряжен с формированием произведений обобщающего характера — составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты правителя Константина Багрянородного (913—959) “Об управлении государством”, “О фемах4”, “О церемониях византийского двора” — обширная энциклопедия ценнейших данных о общественно-политической и управленческой структуре Византийского государства. В то же время тут подобран яркий материал этнографического и историко-географического характера о сопредельных с Империей государствах и народах, в том числе и о славянах.

В культуре целиком торжествуют обобщенно-спиритуалистические принципы; общественная идея, литература и искусство равно как б отрываются с действительной реальности и закрываются в окружению верховных, теоретических мыслей. Окончательно формируются и главные основы византийской эстетики. Безупречный эстетичный объект выносится в душевную сферу, и она теперь описывается с поддержкой подобных эстетических категорий, как прекрасное, свет, тон, облик, символ, знак. Данные группы помогают освещению массовых трудностей искусства и других сфер культуры. В художественном творчестве получают преимущество традиционализм, каноничность; искусство теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им. Но противоречивость византийской культуры, противостояние в ней благородного и общенародного течений никак не пропадают даже в этапы наиболее абсолютного первенства догматизированной духовной идеологии.

В XI—XII вв. в византийской культуре совершаются значительные мировоззренческие сдвиги. Увеличение провинциальных населенных пунктов, рост ремесла и торговли, кристаллизация общественно-политического и интеллектуального самосознания горожан, феодальная консолидация господствующего класса при сохранении концентрированного государства, сближение с Западом при Комнинах не имели возможность не отразиться и на культуре. Существенное накопление положительных знаний, увеличение естественных наук, увеличение взглядов человека о Земле и мира, необходимости мореплавания, торговли, дипломатии, юриспруденции, формирование культурного общения с государствами Европы и арабским миром — все без исключения это приводит к обогащению византийской культуры и большим изменениям в миропонимании византийского сообщества. Это было время роста научных познаний, и возникновения рационализма в общефилософской мысли Византии.

Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI—XII вв., выражались, прежде всего, в желании совмещать религию с разумом, а иногда и установить сознание выше религии. Важной предпосылкой формирования рационализма в Византии был новый период возрождения античной культуры, понимание античного наследия как общей, целой философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. принимают от античных философов признание к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитетности, приходит изучение причинности явлений в природе и обществе. Однако в отличие с западноевропейской схоластики византийская идеология XI—XII вв. выстраивалась на базе античных мировоззренческих теорий различных школ, а не только лишь в работах Аристотеля, как это существовало на Западе. Выразителями рационалистических тенденций в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи.

Ещё дальше по пути рационализма пошел последователь Пселла Иоанн Итал (2-я пол. XIв.). Он отрицал чудеса и бессмертие души, но учил, что люди воскреснут в том виде, которым они владели при жизни. Итал начал толковать теологические проблемы с позиций разума, сравнивать вере разум и логику. В 1082 г. он был обвинен церковью в ереси, осужден и предан проклятию.
Все представители рационализма и церковного свободомыслия были осуждены церковью, а их работы преданы сожжению. Однако их деятельность не пропала даром — она подготовила почву с целью появления гуманистических идей в Византии.

 

РАЗДЕЛ.2 СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ

2.1. Государственное устройство

Государственное устройство Византии характеризуется как централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе страны стояли императоры (василевсы), имевшие разное происхождение, развитие и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было приобрести народам разного генезиса с помощью общественно-политических убийств и переворотов, с периодом получила идейное подтверждение в теории "божественного происхождения власти императора", который стал именоваться "помазанником божьим". Был разработан придворный этикет, принципы поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равноправия с царем, уже после посещения Византии, с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет находиться в присутствии столь большого числа благородных людей.

Сенат был совещательным органом. Церковная власть хотя и была подчинена светской, но являлась её идеологической базой и опорой. С 3-4 вв. (время укрепления союза церкви и императорской власти) помощниками власти становится монашество. Монастыри возникают в Палестине, Сирии, Месопотамии, Армении и прочих участках. Город и демотическая пустыня были насыщены ими. В одном только лишь Константинополе в 536 г. существовало 67 мужских монастырей и немало женских. С 9 в. церковь стала защищать мысль равенства духовной и светской власти, призывать к христианизации соседних народов с помощью миссионеров. Известна значимость монахов Кирилла и Мефодия в христианизации Болгарии (865 г.). Разногласия между Константинопольским патриархом и папским престолом в Риме привели к разделению областей христианства: православия и католичества в 1204 г. Население распределялось на сословия. Высшим сословием, как и в Римской империи, было сенаторское.
С 5 в. в Византии появляются партии (димы), в которые могли объединяться все без исключения сословия. Димы представляли конкретную значимость в общественно-политической жизни Византии, поднимая восстания, создавая беспорядки, выдвигая свои условия в тех либо других моментах.
Власть основывалась на огромный состав чиновников в Константинополе и в провинциях. Взяточничество и подкупы; банкротство госслужащими небольших землевладельцев посеяли подобную конфигурацию общественных взаимоотношений, как покровительство (фиктивная реализация территории состоятельному, авторитетному человеку, с правом работы на данной земле и выплаты части, чтобы исключить разорения).

Византия широко воспользовалась способом расселения в пограничных регионах пришлых племен, для того чтобы уберечь основные регионы.
Византия стала преемницей правовых сведений Рима. В особенности активно работа по обновлению и совершенствованию правовых документов проводилась при императоре Юстиниане. Была сформирована комиссия с целью редактирования нового сборника "Кодекса Юстиниана" (529 г.). В течение трех лет редактировались и обновлялись императорские указы, сочинения юристов, имевшие силу закона, убирались повторы, все приводилось в соответствие с условиями времени. В результате работы существовало издано 50 книг. Помимо этого, опубликовано руководство по римскому гражданскому праву в 4-х книгах под названием Институции. Новые указы составили сборник Новеллы. К изучению римского права Штат Европа подойдет только в 12 веке.

 

2.2.  Материальная культура Византии

Экономическое состояние Византии отличалось большей стабильностью и процветанием, чем западной части бывшей Римской империи. Это осуществлялось за счет того, что: у нее существовало наилучшее стратегическое состояние, по этой причине она никак не подвергалась так зачастую разоряющим экономику набегам кочевых племен; благодаря выгодному географическому расположению, она имела активные торгово-посреднические связи между Европой и Азией; здесь сохранились значительные массы свободного крестьянства и крестьянские общины, широко была распространена долгосрочная аренда земли, более интенсивная раздача земель рабам во временное использование; возникли новые города как торгово-ремесленные и административные центры;  благодаря формированию торговли и оживленной жизни городов, стремительно развивалось ремесло (выращивание шелковичного червя и выделка шелков, изготовление парчи, изделий из слоновой кости, стекла, ювелирные изделия с драгоценными камнями и яркими эмалями). В области техники и механики Византия сберегла достижения античного общества. Они не были значительными с современной точки зрения. Описания дворца императора одним из путешественников содержит в себе сцены приема посланников, во время которых в зале порхали и пели золотые птицы, вставали на задние лапы и поднимали рев золотые львы, а правитель со своим троном подымался вверх и пропадал в глазах удивленных присутствующих.

Финансовая практика обширно использовала кредитную систему (при императоре Юстиниане для заморских предприятий выдавался кредит под 12% годовых). "Банкирами" были золотых дел специалисты. Правительство имело концепцию налогообложения. Для того чтобы собирать налоги правительство превращало свободные товарищества ремесленников, судовладельцев, торговцев, коллективную крестьянскую верхушку, в своего рода чиновничий аппарат, отвечающий за сбор налогов. Правительство при императоре Юстиниане воспользовалось насильственной прирезкой пустующих территорий к крестьянским хозяйствам, облагая их дополнительными налогами. К 11-12 вв. почти все без исключения крестьянство попало в крепостную зависимость, свободные крестьянские общины остались только на окраинах империи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По сведениям проведённой работы, можно сделать следующие выводы в формировании культуры Византийской империи:

На первом этапе сложились главные характерные черты византийской культуры. Прежде всего, к ним необходимо отнести то, то что византийская культура была раскрыта другим цивилизованным воздействиям, получаемым извне. Однако со временем уже в начальный период они обобщались основной, основной греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городской культурой. Большие города империи, и в главную очередность Константинополь, существовали не только лишь центрами ремесла и торговли, но и источниками высокой культуры и образованности;

На во втором этапе Византия дошла наивысшего могущества и наивысшей точки формирования культуры. В общественном формировании и в развития культуры Византии очевидны противоречивые направленности, обусловленные её центральным положением между Востоком и Западом;

На в третьем этапе, культура Византийской империи сохранилась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Однако в художественной жизни общества, невзирая на его каноничность и унификацию художественных ценностей, пробиваются зачатки новых предренессансных тенденций. Они сказываются не только и не столько в возвращении интереса к древности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы разных социальных группировок в сфере культуры, в росте общественного недовольства.

Таким образом, основная задача этого реферата была достигнута: мы исследовали культуру Византийской империи на разных этапах формирования, а кроме того раскрыли ее специфику и характерность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверинцев С.С. На перекрестке культурных традиций. Византийская литература: истоки и творческие принципы / С.С. Аверинцев // Вопр. лит. 2003. -№ 2. - С. 150-183.
  2. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008. – 280 с.
  3. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов по гуманитар. специальностям и направлениям / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д : Феникс , 2007. – 534 с.
  4. Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб., 2004
  5. Лихачева, В.Д. Искусство Византии IV-XV веков / В.Д. Лихачева. - Л.: Искусство; Издание 2-е, испр., 2015. - 310 c.
  6. Успенский, Ф.И. Очерки по истории византийской образованности; История крестовых походов. М., 2001
  7. Удальцова В.В. «Византийская культура»,-М.: Просвещение, 2002.
  8. Федорова Е.В. «Византия. Государственное устройство»-М.: Дрофа, 2000.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 46.77K
Скачано: 270
Скачать бесплатно
11.11.16 в 07:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе