Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории России »

Описание, цели и задачи аграрной реформы 90-х годов конца 20 века в РФ

Описание, цели и задачи аграрной реформы 90-х годов конца 20 века в РФ [05.11.16]

Тема: Описание, цели и задачи аграрной реформы 90-х годов конца 20 века в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по истории России

Тип: Контрольная работа | Размер: 15.03K | Скачано: 203 | Добавлен 05.11.16 в 17:57 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. История проведения и необходимости аграрной реформы 90-х г.г. в России 3

2. Цели и задачи аграрной реформы в России в 90-х г.г. 20 века 7

Список литературы 14

 

1. История проведения и необходимости аграрной реформы 90-х г.г. в России

Неверно было бы представлять  дело  так,  будто  аграрная экономика СССР и России процветала вплоть до 1992 года. Настоятельная необходимость коренных реформ,  затрагивающих отношения собственности,  ощущалась уже в начале 60-х годов. Сыграло свою роль и "топтание на месте" в 1985 - 1991 годах.  Оценивая горбачевский период  с  точки  зрения  экономического развития собственно СССР, а не с позиций значения перестройки для мирового исторического процесса, надо признать две вещи.

Во-первых, в  это время в стране еще не был растрачен ресурсный потенциал, необходимый для поддержки неэффективных, но необходимых для народного хозяйства отраслей и предприятий,  а также наименее защищенных слоев  населения.  И,  во-вторых,  в экономике функционировала созданная еще при тоталитаризме,  но все же работоспособная система управления.  Конечно, рассчитывать  на  полномасштабное  эффективное ее служение новым целям было нельзя. Но попытки ее постепенной модификации предпринять стоило уже хотя бы потому, что имелся во многих отношениях позитивный опыт реформирования системы  управления  в  Китае.  В конце концов,  даже с сугубо прагматической точки зрения получить хаотичное складывание новой системы управления по "чисто" рыночным  критериям можно было и в случае неудачи реформирования старой системы управления.

Военно-мобилизационный характер советской экономики определил ее экстенсивную направленность. Проигрывая западным экономикам в эффективности производства,  она могла  поддерживать свое  относительное  благополучие лишь за счет экспорта невосполнимых сырьевых и энергетических ресурсов.

В социальной области экономическая система СССР была ориентирована на сдерживание инфляции и поддержание низкой  стоимости рабочей силы.  Последнее было возможно за счет государственных субсидий на продовольствие,  жилье, образование, медицину. Оплата труда осуществлялась,как правило, вне зависимости от его реальных результатов,  а  в  соответствии  с  принципом уравнительности.

В аграрной сфере главными основаниями советской экономики были: номинально - государственная, а реально – номенклатурная собственность на землю, иные средства производства и результаты труда производителей;  тоталитарный характер планирования и контроля;  поддержание с помощью субсидий низких цен на средства производства для сельского хозяйства и на его продукцию.

Также надо учитывать и исторический контекст. Практически с начала двадцатого столетия аграрный сектор и сельское  население  с  небольшими перерывами постоянно использовались в качестве ресурсного "донора" для других отраслей  народного  хозяйства.  Беспрерывные  реформы  и реорганизации сопутствовали аграрной экономике все это время со средней  периодичностью  в 12 - 15 лет.  В силу этого, как справедливо указывает академик РАСХН В.И.  Назаренко, к 1991 году "сложилась очень противоречивая система из различных форм собственности, стадий развития сельского хозяйства и сочетания относительно современной  техники  и технологии с давно отжившими производственными отношениями".

Однако при том,  что непрекращающееся реформирование чаще всего не способствовало нормальной работе сельской  экономики, аграрному  сектору страны не случалось доходить до столь сильной степени системного разрушения,  как это  стало  прорисовываться в ходе реформирования 1991 - 1995 годов.  Для подтверждения этой оценки обращусь к фактическим данным.

Одним из проявлений реакции советского руководства на назревшую необходимость экономической  реформы  в начале  60-х  годов стало мощное инвестирование сельскохозяйственного производства. При этом руководители страны не ставили под  сомнение  саму социально-экономическую основу социалистического хозяйственного уклада: в преимуществах тотального господства государственной собственности никто не сомневался. Лидеры государства были уверены, что развитие материально-технической  и ресурсной базы АПК само по себе даст достаточный эффект.

Для выполнения  задачи индустриализации сельского хозяйства с 1965 года были определены ассигнования на уровне 27 – 28 процентов текущих капиталовложений в народное хозяйство. В соответствии с этим,  за период 1966 - 1985 гг.  в сельское  хозяйство  СССР  было  вложено  в ценах 1983 года 847 миллиардов рублей, что, с учетом дешевизны средств производства в Советском Союзе, превышало весь размер основного капитала в сельском хозяйстве США (без земли). За счет этих средств в СССР была, в частности,  создана самая мощная в мире промышленность по производству минеральных удобрений и сельскохозяйственной  техники.

 Тем не менее, экономику обмануть не удалось. Вложения дали очень ограниченный эффект:  за двадцать лет отдача от капиталовложений  снизилась вчетверо,  очень низкими темпами росла производительность труда,  земли и скота. Но это наблюдалось в 70-е - 80-е годы.  С начала 90-х, когда правительством Ельцина - Гайдара была сделана ставка исключительно  на  макроэкономический механизм реформирования страны, начался спад, идущий на фоне ухудшения структуры агропромышленного комплекса и  снижений в  него  капиталовложений.

Резко уменьшенные капиталовложения,  естественно, пошли в основном на суженное воспроизводство лишь в самом сельском хозяйстве.  Капиталовложения в производство средств производства были почти полностью прекращены.  Не смотря на ресурсные запасы сельского хозяйства падает производство  важнейших  видов  продукции  пищевой промышленности на душу населения

Начавшееся свертывание сельскохозяйственного производства повлекло отток рабочей силы,  ее переход в  непроизводственные сферы  занятости.  Подчеркну еще раз:  это сокращение стало не следствием повышения эффективности производства в АПК, а именно его свертывания.

В Советском Союзе были специалисты,  которые  понимали  и говорили о необходимости перемен в самой основе хозяйственного строя - в производственных отношениях, в том числе - в отношениях собственности. Так, в частности, в октябре 1986 года в г. Полтаве (Украина) состоялась очень смелая по тем временам  научно-практическая  конференция  под  симптоматичным  названием "Мировоззрение и сельскохозяйственная практика",  одним из организаторов которой был автор статьи. На конференции впервые в "перестроечные" времена была, в частности, поставлена проблема изменения формы собственности и административно-командной системы управления сельской экономикой.

К сожалению,  бурные перемены, в том числе – исчезновение СССР и появление новых независимых государств - резко ухудшили возможности научного анализа и прогноза происходящих  перемен.

Одни ученые-аграрники оставили занятия наукой для практической работы по реформированию сельского хозяйства,  другие пытались продолжать работать, приспосабливаясь к новым условиям. 

 

2. Цели и задачи аграрной реформы в России в 90-х г.г. 20 века

Целью аграрной реформы являлась эффективно  функционирующая  система  производства  сельскохозяйственной  продукции  и сырья,  созданная путем поэтапного  превращения производителя и его партнеров из наемных работников государства в  самостоятельных  заинтересованных участников хозяйственного процесса. 

Аграрная реформа включала в себя земельную реформу, состоящую из реформы землевладения и землепользования,  и реформу прочих элементов АПК,  участвующих в  производстве продукта. Реформа землевладения   предполагает    перераспределение (движение) земли от одних владельцев к другим, при непременном условии соблюдения принципа социальной справедливости и  повышения эффективности ее использования. Реформа землепользования означала установление таких правил хозяйствования, которые принесут пользу крестьянам, сделают  взаимовыгодными  их отношения с хозяйственными партнерами, окажутся максимально выгодны для потребителя. В условиях социально-экономического  и  политического кризиса,  переживаемого Россией, аграрная реформа может осуществляться лишь по инициативе  и при активной регулирующей роли со стороны государства. В дальнейшем,  по мере становления  самостоятельных  субъектов хозяйствования  и  образования  саморегулирующихся механизмов, эта роль должна сокращаться.

Механизмом аграрной реформы является поэтапное расширение прав производителя по отношению к производимому  им  продукту, используемым средствам производства и,  наконец,  к земле.  То есть,  если посмотреть на это движение с точки зрения производителя, речь идет об изменении статуса крестьянина: от пользователя - к ограниченному собственнику - и к собственнику  полному.  В  варианте пользователя крестьянин чаще всего является наемным работником (современное  состояние  в  наших  типичных коллективных хозяйствах, лишь сменивших вывески в ходе реорганизации).  В варианте  ограниченного  собственника  крестьянин оказывается тогда,  когда земля передана ему или коллективному предприятию во владение без права купли-продажи,  дарения, обмена  или  когда  он арендует ее,  в том числе и на длительные сроки - 25,  50 и более лет.  В варианте полного  собственника земля находится у крестьянина или коллектива во владении,  которое не ограничено ничем.

Механизм аграрного  реформирования  также включает в себя поэтапное, согласованное с изменением статуса крестьянина, изменение положения и его хозяйственных партнеров,  обеспечивающих его деятельность.  Особо важно, чтобы было соблюдено условие  параллельного  изменения  статусов  крестьянина  и других участников хозяйственного процесса. В противном случае - обладающие  большей  свободой партнеры крестьянина могут использовать ее для давления на производителя с целью извлечения большей выгоды при производстве общего продукта.

Начать строительство нового хозяйственного механизма следовало бы  с изменений внутрихозяйственных отношений, предоставляя производителям возможность стать частичными  или  полными собственниками производимой ими продукции и средств производства, что, естественно, на этом этапе не должно распространяться на землю (а в некоторых районах,  где имеется орошаемое земледелие, и воду). Земля и вода могут перейти в полную собственность производителя и, значит, стать товаром, значительно позднее при двух условиях.  Во-первых,  это должно быть  результатом  ясно выраженного желания самих производителей,  а не их незваных и,  как правило, нелюбимых идеологов. И, во-вторых, общество должно иметь хорошо разработанную правовую базу и механизмы реализации законов,  на основе которых только и может быть допущена полная частная собственность на землю.

Механизм аграрной реформы должен был предполагать  сугубую добровольность в вопросах смены форм организации производства,  в том числе - перехода от колхозов к другим формам. Колхозы, в том числе неэффективно работающие, свободны в сохранении своих нынешних форм организации.  Но государство, представляющее общество, свободно не поддерживать те предприятия,  которые не предпринимают ничего для повышения  эффективности  своей  деятельности и по собственной вине не добиваются успехов. 

За 1991-1996г.г проведения реформы были пройдены первые этапы преобразований в аграрном секторе.

На селе реально сложилась многоукладная экономика. Воссоздан институт частной собственности на землю, около 12 млн. селян стали обладателями земельных долей (паев), до 44 млн. семей имеют землю в частной собственности.

Развивались коллективные, кооперативные, акционерные и другие частные сельскохозяйственные предприятия. В стране функционировали 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Заметно возросла роль личных подсобных хозяйств населения, которые производят 43% всей валовой продукции сельского хозяйства.

Осуществлены преобразования в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство.

Велась работа по созданию сети оптовых продовольственных рынков и служб аграрного маркетинга.

Положительно сказалась и поддержка государства, особенно покупка горюче-смазочных материалов по товарному кредиту для проведения весенне-полевых работ, приобретение сельскохозяйственной техники, племенного скота и элитных семян на условиях лизинга, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений, использование электроэнергии.

Вместе с тем реформы на селе проходят в условиях кризиса, обусловленного как давними, ранее не решенными проблемами, так и общим тяжелым положением всей экономики страны.

Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Существенно сократились капиталовложения в аграрную сферу. Государственная финансовая поддержка осуществляется недостаточно и с большим опозданием.

В результате производство валовой продукции сельского хозяйства сократилось по сравнению с 1990 годом на 33 процента. По многим видам продукции снизилась товарность, ухудшилось большинство других показателей, характеризующих аграрную экономику.

Спад производства в аграрном секторе не остановлен. В 1995 году показатели интенсивности ведения хозяйства (урожайность, надои, привесы), численность скота и птицы продолжали снижаться. Стало меньше вноситься удобрений, стареет машинно-тракторный парк, ощущается нехватка горючесмазочных материалов. Заработная плата на селе самая низкая среди других отраслей народного хозяйства.

В целях стабилизации экономического положения в агропромышленном комплексе, дальнейшего углубления аграрной реформы было постановлено:

1. Департаментам, главным управлениям и управлениям Министерства совместно с организациями, взаимодействующими с Министерством, территориальными органами управления агропромышленным комплексом направить усилия на поддержку сельских товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов, личных подсобных хозяйств граждан, садоводческих и огородных товариществ, пищевых и перерабатывающих предприятий, на создание им благоприятных условий для производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции. Содействовать развитию кооперативных отношений в агропромышленном комплексе, поддержке создания сельскохозяйственными товаропроизводителями перерабатывающих, агросервисных, кредитных и других видов кооперативов.

2. Главэкономики, Главагрополитике, Управлению аграрного предпринимательства, Пищепромдепартаменту, территориальным органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации оказывать помощь в реформировании экономически слабых и убыточных хозяйств, их реорганизации и созданию на их базе эффективных хозяйственных структур и крестьянских (фермерских) хозяйств. Совершенствовать экономический механизм внутрихозяйственных отношений, оказывать поддержку становлению малого бизнеса в области производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, способствовать устранению монополии и формированию конкурентной сферы в агропромышленном комплексе.

3. Главфинуправлению, Главэкономики, Главводхозу, Главинвестстрою, Управлению ценовой политики погасить в 1996 году задолженность предприятиям и организациям агропромышленного комплекса за выполненные работы по мелиорации земель и строительству объектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, погасить задолженность средних специальных учебных заведений за 1996 год по заработной плате в размере 4 млрд. рублей и по коммунальным услугам - 97,5 млрд. рублей. Создать систему краткосрочного и долгосрочного кредитования и страхования сельских товаропроизводителей.

4. Главэкономики, Главвнешсвязям принять меры по защите отечественных товаропроизводителей от экспансии импортного продовольствия.

5. Главвнешсвязям, Управлению по разработке и финансированию международных инвестиционных проектов совместно с заинтересованными подразделениями Министерства:

- продолжить работу по формированию договорно-правовой базы сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области АПК в целях использования этого сотрудничества для повышения эффективности агропромышленного производства и проведения аграрной реформы;

- принять меры к привлечению иностранных инвестиций, займов и технической помощи международных финансовых организаций и форм в сферу АПК для реализации приоритетных проектов и программ.

6. Главкадрам, Главвузам, Управлению средних специальных учебных заведений совместно с департаментами, главными управлениями и управлениями Министерства, территориальными органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации продолжить по реализации Программы кадрового обеспечения аграрной реформы в условиях перехода к рынку.

На наш взгляд  наши реформаторы допустили довольно много  ошибок,  которые  существенно затруднили ход аграрного реформирования.  Среди основных выделим следующие.

Первое. Расчет на одномоментный переход производителя  от состояния наемного работника к состоянию полного собственника, сопряженный с разрушением систем управления и уходом государства из сферы экономики в момент перехода к новой экономической системе (причем,  уход состоялся в той части, в которой требовалась конструктивная деятельность.  И,  наоборот, государство вдруг проявило себя жестким диктатором в сфере разрушения  существующего).

Второе. Не были увязаны процессы изменения статуса производителя и его партнеров,  в результате чего переработчики тут же сделали себя монополистами и завладели львиной долей в  совокупном объеме прибылей,  добавив к старой болезни - диспаритету цен на сельскохозяйственную и  промышленную  продукцию  - новую.

Третье. Организовав  насильственную  перерегистрацию  хозяйств с целью изменения хозяйственной формы и не сделав массу первоочередных дел для  реальной  помощи  сельскому  хозяйству (что  является  по существу необходимой подготовкой к процессу трансформации сельского хозяйства и при любых условиях  должно быть  выполнено)  государство тем самым снова подтвердило свою репутацию недруга крестьянина.

Четвертое. Проводя все свои акции в отношении деревни неожиданно,  без широкого обсуждения и согласования предлагаемых мер прежде всего с самими крестьянами, государство снова упустило шанс включить механизмы местного самоуправления, без чего невозможно  помышлять  о  сколько-нибудь осмысленном самостоятельном движении производителей к рыночной экономике.

Пятое. Новая  власть,  наконец,  не  потрудилась найти те идеи,  которые могли бы в этот трудный  период  способствовать консолидации крестьянства и общества.  

 

Список литературы

1. История развития сельского хозяйства России / Под ред. Ю.Н. Иванова – М.: Перспектива , 2004.

2. Назаренко В.И.  Состояние сельского хозяйства в России в период переходной экономики. -  М., 1994.

3. Сельскохозяйственная   практика:  противоречия  перестройки / Составитель Никольский С.А. - М., Агропромиздат,1998.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 15.03K
Скачано: 203
Скачать бесплатно
05.11.16 в 17:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе