Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Экономика Франции конца ХIХ - начала ХХ вв.

Экономика Франции конца ХIХ - начала ХХ вв. [02.11.16]

Тема: Экономика Франции конца ХIХ - начала ХХ вв.

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 37.82K | Скачано: 318 | Добавлен 02.11.16 в 13:28 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

Введение. 2

1.   Экономика Франции конца XIX  – начала XX в.в. 3

2.   Причины относительного промышленного отставания и низких темпов экономического роста во Франции. 12

Заключение. 18

Список литературы.. 19

 

Введение

В последней трети ХIХ века происходило бурное развитие науки и техники, что вызвало существенные изменения в производительных силах капиталистического общества. Развитие производительных сил происходило по следующим направлениям:

- изменения в энергетике, ознаменовали переход от века пара к веку электричества;

- в машиностроении – внедрение в производство новых типов машин (дизеля, динамо, турбины, двигателя внутреннего сгорания);

- в технологии – бессемеровские, мартеновские методы выплавки стали, электроплавка, электросварка и т.п.;

- развитие новых отраслей экономики – химической, нефтехимии, автомобильной и т.п.;

- в сфере транспорта и связи – автомобиль, телеграф, телефон и т.п.;

- в области организации и управления производством – появление акционерной формы предпринимательства, появление монополий, образование финансового капитала.

Все эти технические и технологические новшества привели к серьезным изменениям в отраслевой структуре Франции, где значительную роль ранее играло сельское хозяйство. Возникли совершенно новые отрасли промышленности; производство электроэнергии и химической продукции, выпуск автомобилей, трамваев и т.д.

 

1.    Экономика Франции конца XIX  – начала XX в.в.

 

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных  самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на  монополии  или  олигополии.  В основе   этого перехода  лежали  изменения  в  производительных силах, вызванные бурным  развитием  науки  и  техники  в  конце  XIX - начале XXв., получившие название «второй  технологической революции». «Первой технологической  революцией»  был  промышленный  переворот.

«Вторая  технологическая  революция»  развернулась  в  последней трети  XIX  в.  и  продолжалась  до  первой  мировой  войны  (1914-1918).

Важнейшее  значение  имело  изменение  энергетической  базы производства:  паровая  энергия  была  заменена  электрической, началась  электрификация  производства,  сложилась  технология получения, передачи  и  приема  электроэнергии.  Возникли  новые отрасли  промышленности  -  электрохимия,  электрометаллургия, электрический  транспорт.  Появились  двигатели  внутреннего сгорания,  работавшие  от  энергии,  получаемой  при  сгорании  газов бензина (Н.Отто) и  нефти (Р.Дизель).  В  1885г.  был  построен первый  автомобиль (Г.Даймлер, К. Бенц).  Двигатель  внутреннего сгорания  стал  широко  использоваться  на  транспорте,  в  военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

Значительно   продвинулась  вперед   химическая  промышленность: началось производство искусственных(анилиновых)  красителей, пластмасс,  искусственного каучука; были  разработаны  новые эффективные технологии  получения серной  кислоты, соды  и  т .п. 

В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выделилось сталелитейное  производство. 

Во Франции основными отраслями промышленности были такие отрасли, как хлопчатобумажная, химическая, металлургическая и машиностроительная, которые выпускали преобладающую часть продукции с применением машинной техники и индустриальной технологии.

Однако процесс индустриализации страны был еще далек от завершения. Основной отраслью экономики Франции в конце 19 веке (как по стоимости продукции, так в особенности и по числу рабочих рук) оставалось сельское хозяйство. А в промышленности все еще был значителен удельный вес ручного труда, главным образом в старых отраслях текстильного производства, работающих на традиционном сырье — льне, шерсти, шелке.

Поэтому социальная структура промышленности отличалась двойственностью: наряду с фабриками и заводами широкое распространение имели разнообразные доиндустриальные и «протоиидустриальные», т.е. переходные от ремесла и мануфактуры к машинной индустрии, формы промышленного производства, включая надомничество. В предшествующие десятилетия эта структура медленно эволюционировала, но принципиально не менялась. Машинное и ручное производство развивались параллельно, занимая ту социальную и технологическую нишу, которую им позволял удерживать относительно низкий уровень рыночной конкуренции.

Но после того как машинная индустрия окрепла, а условия конкуренции благодаря развитию транспортной сети, особенно железных дорог, выровнялись сначала на национальном рынке, а потом — в результате либерализации международной торговли в 60-х годах — и на мировом, началась самая серьезная за последние столетия структурная перестройка экономики. Старые отрасли промышленности, существовавшие в течение долгого времени и обеспечивавшие доход не одному поколению ремесленников, рабочих-надомников, купцов-оптовиков, розничных торговцев и пр., стали постепенно приходить в упадок и сокращать производство. Исчерпались возможности их параллельного развития с фабриками и заводами, а следовательно, пробил час их коренной реконструкции, полностью менявшей условия труда и быта множества людей.

Особый драматизм этому процессу придало то обстоятельство, что начиная с середины 70-х годов экономика Франции в 19 веке поразил глубокий кризис, связанный с общим понижением конъюнктуры мирового рынка — «великой депрессией». Его отправной точкой послужил приток в Европу дешевого зерна из США и Канады. Для Франции это было особенно чувствительным ударом, поскольку зерновое хозяйство было основной отраслью ее аграрного сектора. От падения цен (с 1879 по 1887 г. — на 1/3) пострадали не только производители зерна — крестьяне и фермеры, но и земельные собственники (вследствие падения земельной ренты). Разразился аграрный кризис, тяжесть которого усугубила эпидемия филоксеры, в считанные годы уничтожившая виноградники — сырьевую основу виноделия.

Уменьшение доходности сельскохозяйственного производства, а следовательно, падение покупательной способности большинства населения имело неблагоприятные последствия для промышленности. Спрос на ее продукцию сократился, в результате чего вслед за сельскохозяйственными упали и промышленные цены (между 1865-1869 гг. и 1895-1899 гг. - на 29%).

Среднегодовой темп роста промышленности, достигавший в середине XIX в. 3—4%, упал в 80-х годах до 1,5%, а экспорта — до 0,8%. Над многими предприятиями — не только отсталыми, т.е. заведомо слабыми, но даже вполне современными, реконструкция которых привела к большой задолженности, — нависла угроза закрытия.

Угнетающе действовало на развитие экономики Франции в 19 веке и замедление темпов роста народонаселения, объяснявшееся главным образом сокращением рождаемости — с 26 промилле в 1866—1870 гг. до 22 промилле в 1896—1900 гг. В отдельные годы рождаемость падала до уровня смертности. В итоге за 35 лет (с 1866 по 1901 г.) население Франции увеличилось менее чем на 2 млн. (с 36,5 млн. до 38,4 млн., причем без учета Эльзаса и Лотарингии, аннексированных Германией в 1871 г.). Медленный рост народонаселения не только сдерживал предложение на рынке труда, но и еще больше снижал спрос на потребительском рынке.

Цепную реакцию банкротств вызвал в 1882 г. крах банка «Юньон женерпль». Он был создан в 1878 г. на капиталы, предоставленные в основном консервативными и католическими кругами, в противовес так называемому «высокому банку», т.е. группе старых частных банков, принадлежавших семействам Ротшильдов, Фульдов, Готтингеров и др., которые в середине XIX в. играли ведущую роль на финансовом рынке Парижа. Закрытие «Юньон женераль» разорило тысячи вкладчиков, вызвало панику на финансовых рынках и усилило недоверие владельцев капитала к рискованным вложениям.

В условиях депрессии привлекательность промышленных инвестиций неизбежно должна была уменьшиться. Между 1860— 1864 гг. и 1895—1899 гг. дивиденды предприятий, акции которых котировались на бирже, сократились вдвое. С падением земельной ренты перестали казаться надежными и капиталовложения в недвижимость. Поэтому вкладчики все чаще отдавали предпочтение облигациям государственных займов, которые внушали большее доверие. Какие бы правительства ни сменялись у власти во Франции в течение предыдущих десятилетий, они неизменно признавали государственные долги. К тому же держатели облигаций не боялись инфляции: золотой паритет франка, установленный еще Наполеоном I в 1803 г., оставался неизменным вплоть до 1914 г.

Финансовая политика правительства также отвечала ожиданиям вкладчиков. В целях ускорения экономического развития в 1879 г. был принят долгосрочный план строительства железных дорог и каналов («план Фрейсине»), потребовавший огромных расходов. За счет государственного бюджета в те же годы во исполнение «плана Ферри», т.е. закона об обязательном, бесплатном и светском обучении, развернулось строительство школ. Весьма дорогостоящими оказались и колониальные экспедиции и войны. Рост государственных расходов обусловил хронический дефицит бюджета, который приходилось систематически покрывать за счет увеличения государственного долга.

Вкладчики охотно покупали облигации займов не только французского, но и иностранных государств, прежде всего тех, с которыми Франция была традиционно связана тесными отношениями—Испании, Турции, Австро-Венгрии. В 1888 г. впервые была заключена сделка консорциума французских банков с Россией, гарантированная французским правительством. За ней последовали новые, и к 1914 г. государственный долг России французским вкладчикам достиг 10 млрд. франков. Но все же доля прямых инвестиций в общем объеме капиталовложений за границей была относительно невелика — около 25%. Например, прямые инвестиции в Россию возросли с 200 млн. франков в 1888 г. до 2,2 млрд. франков в 1914 г. и составили немногим более 10% государственного долга России Франции.

Хотя именно «великая депрессия» дала толчок экспорту капиталов, самые высокие его темпы пришлись не на годы кризиса, а на период ускорения экономического роста начиная с 90-х годов.

Депрессия поставила в повестку дня вопрос о пересмотре внешнеторговой стратегии. Раньше она основывалась на принципе свободы международного обмена, закрепленном серией торговых соглашений, образцом для которых послужил англо-французский торговый договор 1860г.

Эту стратегию Третья республика унаследовала от Второй империи. В 70-е и начале 80-х годов ее проводил в жизнь министр финансов ряда кабинетов Леон Сэй (крупный предприниматель и внук либерального экономиста Жана-Батиста Сэя). Однако чем дальше, тем больше эта стратегия стала подвергаться критике со стороны промышленников и аграриев. Падение мировых цен, столь болезненно отразившееся на экономике  Франции в 19 веке, вызвало у них желание отгородиться от мирового рынка высокими таможенными барьерами и вернуться к политике протекционизма, которая проводилась в первой половине XIX в.

Настроения предпринимательских кругов выражали их профессиональные организации, возникшие на основании «закона Вальдека-Руссо» 1884г., — предпринимательские союзы. Они оказывали сильное давление на правительство и парламент с целью ужесточения таможенной политики. Благодаря развернутой ими пропагандистской кампании вопрос о внешнеторговых тарифах стал одним из основных в ходе подготовки к всеобщим выборам 1889 г. Особой активностью отличалась Французская ассоциация промышленности и сельского хозяйства, руководимая Жюлем Мелином. Он возглавил в палате депутатов разношерстную коалицию сторонников протекционистской политики. Им безуспешно противостояли поборники свободы торговли, объединенные в Либеральный союз Л. Сэя.

По докладу Мелина в 1892 г. был принят закон об общем повышении таможенных тарифов, которым ознаменовался поворот в области внешнеторговой стратегии Франции. Впрочем, поворот достаточно плавный, поскольку «закон Мелина» предусматривал два тарифа: максимальный и минимальный. Первый по существу был инструментом давления на торговых партнеров и практически не применялся. Второй был относительно низким (8% на промышленные товары и от 5 до 20% на сельскохозяйственные), но действовал лишь на основе взаимности по соглашению с другими странами.

Хотя минимальный тариф не намного превышал старый (6,5% в 1880 г.), разница все же была достаточно ощутимой, чтобы ухудшить условия международной торговли. В дальнейшем таможенные тарифы неоднократно — в 1897 и 1910 гт. — повышались.

Поворот к протекционизму оказал двоякое влияние на экономику Франции. Поставив заслон на пути иностранных товаров, он в какой-то мере способствовал преодолению депрессии и ускорению экономического роста.

Но вместе с иностранной конкуренцией он ослабил и стимулы к повышению производительности труда и эффективности производства. Это, с одной стороны, продлило существование большого числа слабых и отсталых предприятий, с другой — расслабляюще подействовало на передовые предприятия, которые под защитой государства могли работать и без напряжения. Свидетельством тому явилось усиление на рубеже веков тенденции картелирования предприятий, т.е. заключения между ними соглашений в целях поддержания высоких цен.

В начале XX века во Франции, как и во всей Европе, начался экономический подъем, связанный со всеобщей милитаризацией и подготовкой к войне. Это привело к заметным изменениям в промышленном производстве Франции. За 1900-1913 годы производство стали увеличилось почти в 3 раза, чугуна - почти в 2 раза, угля - в 1,2 раза. Были созданы новые мощности по производству автомобилей, продукции авиастроения, машиностроения, выпуску алюминия и т.д.

Перед Первой мировой войной Франция вышла на второе место в мире по производству автомобилей. В полтора раза увеличился тоннаж торгового флота.

Остро встала проблема замены старого оборудования, на что не было средств, т.к. инвестиции уходили в зарубежные проекты, в т.ч. в колонии, а также в финансовую сферу.

И все же перед Первой мировой войной Франция оставалась, как и в XIX веке, типичной аграрно-индустриальной страной: доля продукции аграрного сектора в стоимости ВВП превышала долю промышленной продукции. Причем, как и в предыдущие периоды, легкая промышленность была более развитой, чем тяжелая.

По уровню производства стали Франция отставала от Германии в 4 раза, а от США - в 7 раз. Заметно меньше по сравнению с другими странами производилось электроэнергии. Несмотря на то, что Франция раньше других стран начала строить ГЭС (поскольку уголь приходилось импортировать, то строительство тепловых электростанций было невыгодно), суммарная мощность ее электростанций была невелика. В 1913 году она составляла 750 тыс. кВт, в то время как в Германии - 2,1 млн. кВт, а в США - 5,2 млн. кВт.

И хотя Франция достигла очевидных экономических успехов в начале XX века, она все больше отставала от передовых стран. В 1870- 1913 годах темпы роста французской промышленности были в 2- 2,5 раза ниже, чем в предыдущие 50 лет. За 1860-1913 годы объем промышленного производства во всем мире увеличился в 7 раз, в том числе в США - в 13 раз, в Германии - в 6, а во Франции - только в 4 раза. Сокращалась ее доля в мировом промышленном производстве и мировой торговле: в 1913 году она составляла 6 и 8 % соответственно.

Следует сказать, что на рубеже веков во Франции также начались процессы концентрации производства, хотя они шли гораздо медленнее, чем в Германии, Англии, США. Крупных предприятий во Франции было в три раза меньше, чем в Германии. Наиболее активно концентрация проходила в металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях, гораздо медленнее - в легкой промышленности.

Итак, в начале XX века вследствие милитаризации и подготовке к войне начинается некоторый подъем: повышается выпуск стали, чугуна, угля, алюминия, а/м, машин, станков и т.д.

Начинается концентрация производства в металлургии, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях, меньше – в легкой промышленности. 1870-1880 – первые монополии (картели, синдикаты, концерны): «Комитэ де форж», «Шнейдер-Крезо», «Сен-Габен», «Кюльман». Существенную роль в экономике занимает концентрация в финансовой сфере (финансовый капитал): банки «Лионский кредит», «Национальная учетная контора», «Генеральное общество». Их акционеры сосредотачиваю в своих руках экономическую и политическую власть.

Оживляется и внешняя торговля, но в основном за счет экспорта капиталов (отток средств за рубеж) в форме кредитов иностранным государствам. Не хватает инвестиций в отечественное производство.

В 1914 г. вывоз капитала из Франции вырос более чем в 3 раза по сравнению с 80-ми годами XIX ст., в 4 раза превзойдя капиталовложения в национальную промышленность. За экспортом капитала до начала Первой мировой войны Франция вышла на второе место в мире, однако уступила Англии.

Таким образом, наметившееся с середины 90-х годов постепенное ускорение промышленного роста, в период с 1905 по 1914 г. достигло темпа, ранее отмеченного лишь в период Второй империи, — в среднем почти 5% в год. Было бы преувеличением приписывать этот результат влиянию таможенного протекционизма, о котором говорилось выше. Сыграли роль гораздо более действенные факторы, и прежде всего активная инвестиционная политика, проводившаяся в годы кризиса.

 

2.    Причины относительного промышленного отставания и низких темпов экономического роста во Франции

В последней трети XIX в. проявилось экономическое отставание Франции от главных ее конкурентов — США и Германии, которое с течением времени все больше увеличивалось.

На протяжении почти всего XIX в. по уровню промышленного производства Франция занимала второе место в мире после Англии. Однако уже в конце XIX в. по этому показателю она находилась на четвертом месте (после США, Германии, Англии), а по темпам прироста промышленной продукции стала значительно отставать и от стран более молодого капитализма – США, Германии, России.

Если в конце 60-х гг. Франция давала 10 % мировой промышленной продукции, то в конце XIX в. только 7%. В дальнейшем ее удельный вес в мировом промышленном производстве еще более сократился.

Причины промышленного отставания Франции были следующие:

1. Значительные материальные потери в результате войны и революции.

Начало 70-х годов для Франции стал разрушительным: поражение в войне с Пруссией (1870 - 1871), еще одна революция - Парижская коммуна (1871). Общая сумма ущерба только от войны составляла более 16 млрд. франков. Вследствие разорения и обескровливания страны резко сократились производство промышленной продукции, экспорт готовых изделий и импорт сырья, машин, топлива. Опустошение понесли 43 наиболее промышленно развитых департаменты, которые охватывали 54% территории Франции. Было вывезено в Германию оборудования значительной части предприятий Франции, разрушено большое количество общественных сооружений, склады, хранилища. Повсюду в зоне оккупации были вырублены леса, вывезено скот, конфисковано запасы продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Кроме того, по мирному договору 1871 г. Франция обязывалась выплатить за короткий срок контрибуцию 5 млрд. франков, а часть ее территории как гарантия выплаты (18 департаментов) подлежала оккупации немецкими войсками. Расходы на содержание их полагались на французскую сторону и не включались в контрибуции.

Кроме того, богатейшие природные ресурсы и промышленно развитые провинции Эльзас и Лотарингия переходили во владение Германии. Вывод из единого экономического пространства двух развитых регионов также негативно повлияло на темпы роста валового национального производства.

2. Аграрные проблемы французского капитализма.

Следствием раздробленности земледелия во Франции стала значительная отсталость сельского хозяйства. Неэффективное, отсталое хозяйствования на селе сдерживало развитие внутреннего рынка и промышленности, мешало формированию рынка труда, негативно влияло на прирост населения.

Раздробленное хозяйство представляло собой сумму клочков земли, которые принадлежали одному хозяину. В конце XIX в. на одно хозяйство приходилось около 30 таких раздробленных хозяйств общей площадью от 5 до 40 акров. Для миллионов хозяев таких участков было проблемой использования даже рабочего скота, не говоря уже о машине.

Пытаясь расширить свои хозяйства, крестьяне покупали или арендовали дополнительные участки земли. Однако, не имея избыточного капитала, свободных средств, крестьянин вынужден был брать ссуду под залог земли, что приводило к задолженности. «Свободные» крестьяне в конце XIX в. платили ростовщикам ежегодно дань 2 млрд. марок. Небольшие доходы крестьян, которые они получали от своих земель, поглощала выплата процентов, налогов, долгов. Для интенсификации возделывания земли, улучшение хозяйства не оставалось средств. Рост задолженности способствовало постепенному превращению владельца мелкого хозяйства на формального владельца земли.

При одновременном росте числа раздробленных хозяйств на рубеже веков во французском селе ускорился процесс формирования фермерских хозяйств, который сопровождался концентрацией земельных участков.

Такую тенденцию усилила аграрный кризис. В этот период также усилилась тенденция к превращению животноводства на ведущую отрасль сельского хозяйства, что обусловило изменения структуры растениеводства на пользу технических культур. Рост фермерских хозяйств и выращивания технических культур способствовали расширению сферы применения техники. В 1892 г. государство увеличило пошлину на ввоз в страну сельскохозяйственной продукции, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей.

3. Своеобразие структуры французской промышленности, в которой преобладали малые предприятия.

В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от одного до десяти рабочих. Как и в других странах, во Франции в этот период наблюдался рост концентрации производства. Так, предприятия Шнейдера и Крезо стали крупным центром металлургической и военной промышленности. Другим районом металлургии стали заводы в Лонгви, на северном востоке Франции, которые объединились в 1876 г. в синдикат.

Однако наряду с большим производством значительную роль играла мелкая и средняя промышленность.

Как и в других развитых промышленных странах мира, во Франции вторая технологическая революция способствовала созданию новых отраслей - электроэнергетики, автомобиле -, паровозостроения, производства цветных металлов. Увеличило размеры внутреннего рынка для многих отраслей тяжелой промышленности страны железнодорожное строительство, которое также имело большое значение для формирования единого экономического хозяйства страны. За последние 30 лет XIX в. длина железных дорог во Франции увеличилось в 2,5 раза и составила 42,8 тыс. км. В этот период по протяженности железнодорожных путей Франция превосходила Англию и Германию.

Франция имела значительные достижения в развитии тяжелой промышленности. Однако на рубеже веков по числу предприятий по объему производства в стране ведущее место занимала легкая промышленность. В экспорте французских товаров преобладали шелковые ткани, парфюмерия и косметика, одежда, ювелирные изделия, другие предметы роскоши. Производство этих товаров сосредоточивалось на малых предприятиях, где предпочтение отдавалось ручной работы.

4. Значительное отставание по техническим уровнем производства от своих конкурентов.

Установленное на предприятиях в годы промышленного переворота оборудования до конца XIX в. физически выработало свой ресурс, морально устарело и требовало замены. В отличие от США и Германии, где использование электроэнергии становилось привычным для производства, во Франции только началось строительство гидроэлектростанций, но масштабы его были незначительными.

5. Отсутствие достаточной сырьевой базы для развития тяжелой промышленности. Франция, особенно с потерей двух промышленных областей - Эльзаса и Лотарингии, постоянно испытывала дефицит сырья и топлива, поэтому вынуждена была завозить в большом количестве коксующийся уголь и железную руду, черные металлы, медь, хлопок. В конце XIX в. 64% импорта Франции составили промышленное сырье и сельскохозяйственные продукты. Значительно дороже привозная сырье предопределяла повышение стоимости французских товаров и снижению их конкурентоспособности на мировом рынке. Относительная неразвитость фабричной промышленности вызвала преобладание потребительского

экспорта и пассивность торгового баланса Франции.

6. Низкие неравномерные темпы концентрации и соответствующая

монополизация производства. Быстрее всего она осуществлялась в тяжелой промышленности - металлургической, горной, бумажной, полиграфической отраслях. Значительное отставание этого процесса наблюдалось в легкой промышленности.

Первая монополия образовалась в металлургической промышленности (1876), в которой на основе объединения 13 крупных металлургических заводов был создан синдикат. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. - часовой картель. В отраслях тяжелой промышленности образовывались крупнейшие монополии. Например, монополия « Комитэ де форж», которая объединила около 250 металлургических и машиностроительных заводов, контролировала в стране 3/4 производства чугуна и стали.

Монополистическими объединениями в химической промышленности стали компании «Сен-Гобен», «Кюльман». Позже процесс монополизации охватил текстильную и пищевую промышленности.

7. Ростовщические черты французского капитализма. Они зрели уже в период промышленного переворота. Темпы роста денежного капитала во Франции значительно превышали темпы роста промышленного капитала. В 1861 г. на парижской бирже в обращении было 118 ценных бумаг (общая сумма - 1 млрд. франков), а в 1869 г. - уже 307 ценных бумаг (общая сумма - 33 млрд. франков).

Собственный капитал спекулятивно-ростовского банка «подвижного кредита» братьев Перье составил всего 60 млн. франков. Посредством создания акционерных обществ и биржевых спекуляций банк управлял 17 акционерными обществами с общим капиталом 3,5 млрд. франков. В конце XIX в. парижская биржа начала играть роль международного ссудного центра.

Ростовщический характер капитализма Франции родил прослойку так

называемых рантье - людей, которые живут исключительно за счет процентов на капитал.

Центром финансовой олигархии страны стал Французский банк,

верхушку которого составили 200 крупных акционеров банка. Именно они

сосредоточили в своих руках экономическую и политическую власть в стране. В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии - Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо, которым, по признанию премьер-министра Франции Клемансо, практически принадлежала во Франции вся полнота власти.

Вывоз капитала сдерживал экономическое развитие Франции.

Накопленные огромные денежные ресурсы не вкладывали в развитие национальной экономики, поскольку прибыль, который получали от финансирования мелких предприятий и хозяйств, был значительно ниже по сравнению с прибылью от зарубежных инвестиций и зарубежных ценных бумаг. В конце XIX в. доходность внутренних ценных бумаг составила 3,1-3,2, а зарубежных - 4,28%. Кроме того, банки не желали распылять свои средства между тысячами мелких предприятий и становиться зависимыми от результатов их деятельности. В 70-х годах XIX в. французские капиталы инвестировали в Турцию, Испанию и даже в страны Латинской Америки, а с начала 80-х годов - в Австро-Венгрию, Россию и Украину. В 80-х годах французский экспорт капитала становится преимущественно вывозом ссудного капитала в форме государственных займов, приобретая ростовщических рис.

Таким образом, особенностями экономического развития Франции во второй половине XIX – начале XX в. являлись относительно слабая промышленная база, низкий уровень концентрации производства и раздробленность сельского хозяйства. В то же время страна имела мощный финансовый капитал, который приобрел ростовщический характер, владела огромными территориями и вела активную внешнюю политику в целях расширения своих интересов.

 

Заключение

Последняя треть XIX века характеризовалась созданием монопо­листических союзов в различных отраслях, что отражало процесс дальнейшего усложнения хозяйственные связей, увеличения масштабов производства, стремления устанавливать монопольные цены. Моно­полистические союзы принимали форму пулов, картелей, синдика­тов, трестов, которые пришли на смену рынку совершенной конку­ренции.

В этот период коренным образом менялась роль банков. Они не только аккумулировали и перераспределяли огромные массы капита­лов, но и оказывали влияние на деятельность промышленных и тор­говых компаний, что нашло отражение в создании так называемых финансово-промышленных групп. Эти мощные объединения стремились повлиять на государственную политику правительств в своих кор­поративных интересах. Так в последние десятилетия XIX века вновь возродился протекционизм, вытеснивший политику фритредерства. В конце XIX века многие ведущие страны были втянуты и настоящие «таможенные войны».

Следует отметить, что изменения в технике, технологии и методах организации производства, происходившие в течение последней тре­ти XIX века, очень быстро распространялись по всему миру, приобре­тая глобальный характер.

В начале XX века во Франции, как и во всей Европе, начался экономический подъем, связанный со всеобщей милитаризацией и подготовкой к воине. Это привело к заметным изменениям в промышленном производстве Франции. Были созданы новые мощности по производству автомобилей, продукции авиастроения, машиностроения, выпуску алюминия и т.д. Перед Первой мировой войной Франция вышла на второе место в мире по производству автомобилей. В полтора раза увеличился тоннаж торгового флота.

 

Список литературы

  1. Гусейнов Р. М. История мировой экономики: Запад – Восток - Россия. Издательство Сибирского у-та, 2004. – 552 с.
  2. Конотопов М. В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. – М., «Кнорус», 2007г. – 320 с.
  3. Леоненко П.М., Юхименко П.И. Экономическая история. Учебное пособие / К.: Знания-Пресс, 2004. - 499 c.
  4.  
  5. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М: Издательство: «Юстицинформ», 2006. – 240с.
  6. История экономики Учебник /Под общ. ред. проф. О. Д. Кузнецовой и проф. И. Н. Шапкина. - М: ИНФРА-М, 2002. - 384 с.
  7. - Библиотека «Книги для всех»
  8. http://www.hrono.ru/libris/lib_f/froyan11.php/ - ХРОНОС.Всемирная история в Интернете

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 37.82K
Скачано: 318
Скачать бесплатно
02.11.16 в 13:28 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе