Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Роль социальных институтов в развитии личности ребенка

Роль социальных институтов в развитии личности ребенка [26.10.16]

Тема: Роль социальных институтов в развитии личности ребенка

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Курсовая работа | Размер: 35.19K | Скачано: 271 | Добавлен 26.10.16 в 18:20 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Астраханский государственный университет


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Развитие личности ребенка 5

  1. Понятие о развитии личности ребенка 5
  2. Психологический портрет личности ребенка в младшем школьном возрасте 9

Глава 2. Характеристика, виды, функции и значение социальных институтов в развитии личности ребенка 13

2.1. Понятие «социального института», виды, функции и значение социальных институтов 13

2.2. Механизмы влияния различных социальных институтов в развитии личности ребенка 17

Заключение 26

Библиографический список 28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Личность - это социальная характеристика человека. В.В. Константинов дает такое определение личности: «Личность – человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих». Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, в течение всей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.

Актуальность исследования. Изучение проблемы влияния различных социальных институтов на развитие личности является вопросом актуальным, так как формирование личности – сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Проблемой влияния социальных институтов на развитие личности занимались такие знаменитые учёные как: Э. Фромм, Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Разова и многие другие. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности ребенка выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, обычаи, традиции и т.д.) Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

До сих пор не достаточно разработан вопрос, какой из социальных институтов оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка, в какой степени влияет на развитие личности ребенка физическое воспитание и спорт, что определило выбор данной курсовой работы.

Объект исследования – развитие личности ребенка.

Предмет исследования – социальные институты.

Цель исследования – обосновать роль социальных институтов в развитии личности ребенка.

Гипотеза исследования – Если роль различных социальных институтов (семья, образовательные учреждения, СМИ и т.д.) будут систематически осуществлять воспитательную роль относительно подрастающего поколения, то можно получить ожидаемый результат.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие о развитии личности ребенка.
  2. Рассмотреть психологический портрет ребенка младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть понятие, характеристики, виды, функции и значение социальных институтов в развитии личности ребенка.
  4. Рассмотреть механизмы различных социальных институтов в развитии личности ребенка.

Методы исследования – анализ научной, научно-практической, научно-методической литературы; сбор и обработка накопленной информации.

Практическая значимость работы – накопленный материал курсовой работы может быть полезен и рекомендован педагогам-практикам и практическим психологам в образовательных учреждениях.

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

1.1. Понятие о развитии личности ребенка

Развитие - это процесс непрерывных изменений в психике и организме человека, происходящих под влиянием социальных факторов и по четкой обусловленности биологическими факторами: закономерностями созревания, функционирования и старения организма.

В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития личности являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека (физические, материальные потребностей, духовные). Эти потребности создают мотивы деятельности, направленные на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. [16]. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности. Личность - это организм и его высший представитель - мозг, содержащий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки того, чем мы будем. В нем начертан индивидуальный характер со всеми своими деятельными и пассивными способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижность и деятельностью.

События внешнего мира, в которые включена личность и отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы - все это составляет внутренний мир личности. В активности, в деятельности, в общении проявляется внутренняя жизнь личности.[3]

Человека можно считать личностью, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Мотивы, по которым преодолеваются побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, заданы обществом, воспитаны в человеке. Личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Различают следующие факторы развития личности:

• Генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов.

• Влияние физического окружения. Окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга.

• Влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной  группы. Современное общество с помощью культуры стремится сформировать личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.

• Влияние социального окружения. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития. Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и пассивных личностей по сравнению с другими народами, что отражается на всех отраслях культуры.

• Индивидуальный опыт человека. Каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Источником развития личности являются потребности. АН. Леонтьев рассматривал любую потребность как первую предпосылку всякой деятельности личности. Он связывал потребность с конкретным предметом - материальным или идеальным и рассматривал предмет потребности как мотив деятельности. Когда человек думает, говорит или совершает какие-либо практические действия, он не отдает себе отчета в мотивах, которые побуждают эти мыслительные, речевые и внешние действия [17].

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) считают, что в дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу ребенка в этом возрасте «Я сам!». Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего «Я», у него могут сформироваться чувства вины и зависимости [18].

Для формирования человеческой личности, для развития человеческих задатков — речи, мышления хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. У детей, оказавшихся с младенческого возраста в среде животных, эти задатки не развивались, способность к их развитию была заторможенной, попадая в человеческое общество, такие дети с трудом обучались формам общения с людьми, или не могли привыкнуть к образу жизни человека.

Человек является продуктом социальной среды. Личность человека отражает особенности социальных условий жизни, классовую принадлежность. При коренном изменении социальных условий происходит изменение всего духовного облика человека.

Процесс формирования личности человека продолжается всю жизнь. К моменту включения в самостоятельную трудовую деятельность основные черты его характера уже складываются. После нескольких лет работы в трудовом коллективе, создания своей собственной семьи его социальное лицо изменяется — он начинает выступать как воспитатель своих собственных детей, наставник молодых кадров на производстве: начинается передача накопленного и осмысленного жизненного опыта молодому поколению. [6]

По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально-психологические связи с матерью, с ними заменяющими и дополняющими ее в детстве людьми, у ребенка развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе. «По мере того, как ребенок обособляется,- пишет Э. Фромм,- он начинает осознавать свое одиночество». [2, с. 67] Это одиночество порождает в нем ощущение беззащиты и тревоги.

Одной из серьезных опасностей является формирование и укрепление агрессивности. Ев можно определить как преднамеренное поведение, причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка на другого или взрослого (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить), нарушение неотъемлемых прав другого человека (лишение свободы, силовое воздействие, принуждение), соответствующие воздействия на предметы материальной и духовной культуры, природу или животных.

Огромную роль в формировании личности играет воспитание. Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды. [6]

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения общественные организации, воспитание предполагает вооружение человека определенными знаниями, умениями и навыками, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норн и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами.

Воспитание охватывает стороны развития детей, которые вовлекаются в специально – организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности. Воспитание призвано усилить эффект социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам общества [16].

Таким образом, в процессе развития человека происходит формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития его общественную сущность. На развитие человека влияет множество факторов, которые обусловлены факторами развития личности, которые в основном формируют и развивают личность.

 

1.2. Психологический портрет личности ребенка в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальную школу отдать ребенка: государственную или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И заключается она в том, что у ребенка к моменту поступления в школу складываются психологические свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти свойства могут сложиться только в ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлексивные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно кореллируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

Другое дело - школа. В класс приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

В конце периода детства ребенок продолжает развиваться телесно (совершенствуются координация движений и действий, образ тела, ценностное отношение к себе телесному). Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности направлены на освоение специфических движений и действий, обеспечивающих учебную деятельность.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2.1. Понятие «социального института», виды, функции и значение социальных институтов

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Виды социальных институтов:

В обществе выделяют пять основных видов социальных институтов:

Данные институты удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Функции и значение социальных институтов:

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая "институциональная школа". Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет; Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

 

2.2. Механизмы влияния различных социальных институтов в развитии личности ребенка

Главным социальным институтом в развитии личности ребенка является семья. Что ребенок в детские  годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже сформировался как личность. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

В жизни каждого человека родители  играют большую и ответственную   роль. Они дают ребенку новые образцы   поведения,  с их помощью он познает   окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Не маловажную роль в развитии личности ребенка играют общеобразовательные учреждения. Учеба занимает большое место в жизни ребенка. Т. к. большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Позитивное здесь - готовность ребенка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для ребенка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности ребенка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознание и значимое место среди сверстников.

Знания, которые получает ребенок в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение, но если ребенок не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам. Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для ребенка продолжает иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт. Овладение учебным материалом требует от детей более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Ребенку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности, а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

Большую роль в формировании личности играет учитель. Он является организатором жизни и деятельности учеников. Отбирая содержание, формы организации учебной и внеучебной деятельности по конкретным классам, учителю нужно достигнуть цели воспитания.

Учебная и внеучебная деятельность учащихся будет эффективной в воспитательном отношении тогда, когда психологический смысл формы ее организации имеет объединяющий характер, то есть для осуществления деятельности требуется объединить усилия членов коллектива. Особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые максимально следует создавать и использовать как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, также побуждать ребят к обсуждению между собой наиболее острых проблем их жизни.

Важнейшее психологическое условие эффективности деятельности коллектива – это общественная направленность дел, особенно основных, ведущих. Например, при организации общественно-полезной деятельности учащихся большую роль играет такое средство, как поручения. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми и коллективными. Учитывая психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, очевидно целесообразно часто использовать и групповые поручения.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классе, объединять симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Педагогу надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т.д. Учет этих особенностей при распределении функций в организации и выполнении деятельности значительно повышает ее эффективность.

Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, с – составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

Общение, как канал управления, «предшествует» деятельности, в которую педагоги включают школьников: через общение дается определенная инструкция по организации деятельности и вносятся нормы отношения в процессе ее реализации. Общение, как канал управления, сопровождает деятельность школьников: через общение педагог корректирует способы ее организации и реализации, координирует усилия отдельных групп учащихся, коллектива в целом, корректирует отношения. которые складываются между участниками деятельности.

Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания.

Влияние на развитие личности ребенка оказывают также средства массовой информации. В ХХ-ом веке появились новые источники массовой информации. Эти обильные источники -телевидение и Интернет. Они активно влились в жизнь людей. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые   не опираются на взаимные чувства любви и ответственности. Можно выделить несколько позитивных моментов влияния СМИ на молодежное поведение: СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, удаляя «информационный  голод»; повышают общую,  политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность. [15]

СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение.

Сегодня среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Тематика этих журналов не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, гороскоп, тесты, анекдоты. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива [4,с. 120-128.]

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Существуют информационные воздействия, угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. [5]

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Здесь есть свои недостатки: неточные данные, неподходящие для детей и подростков в области информации.

На развитие гармоничной личности влияет также и спорт. Спорт - очень сложен и порой противоречив. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами различно. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер,  совершенствуется умение управлять собой,  быстро и  правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно  рисковать или воздерживаться от  риска. Спортсмен тренируется рядом  с товарищами, соревнуется с соперниками и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Специфическая  особенность спорта - обязательность  соревнований, которые влияют на морально - этическое, нравственное формирование личности.  Главная задача, связанная с воспитанием спортсменов, тренеров, судей и зрителей, заключается в том, чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели. Спортсмен сознательно совершенствует самого  себя,  работает над развитием  силы, быстроты, выносливости, гибкости, над совершенствованием координации движений - техникой выполнения упражнений. Он формирует умение действовать в полную силу, когда не хочется, когда устал, когда робеет. Он учится управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения - овладевает умением самоуправления, саморегуляции эмоций. Он делает всё это сознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях.

Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Входе совершенствования личности в разных видах спорта формируются и совершенствуются психологические процессы, на основе которых человек управляет собственными движениями. [1] Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с устойчивостью вестибулярного аппарата развивают гимнастика, аэробика, борьба. Спорт может и должен использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух. Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: « Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!...» [7,с.8]

Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Человек, у которого недостаточно развита целеустремлённость, часто выбирает близкие мотивы. Ход рассуждений при этом обычно такой: «Ничего страшного, сегодня пропущу, завтра наверстаю, а фильм - любопытно». Целеустремлённый человек сторонник дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. [9]

Итак, чёткое осознание и принятие перспективных и промежуточных целей - необходимое условие формирования и совершенствования целеустремлённости. Это волевое качество, создаёт условия функционирования личности. Спорт может формировать у человека необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и эмоциональный фон, оптимизм. Влияние спорта на развитие этих черт личности связано с организацией всего процесса обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в oбращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.

В данной работе было рассмотрено влияние различных социальных институтов на развитие личности. Анализируя данную работу можно объяснить, как социальные институты современного общества влияют развитие и формирование личности. Формирование личности - это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор), другие мы вырабатываем в процессе нашем жизни. Перспективами развития социальных институтов является быстрое и всестороннее развитие общества. (Нормирование личности - это сложный, долгий процесс и означает превращение из биологического индивида в социальное существо - личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум), в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норн, образцов поведения на основе которых формируются социально значимые качества личности, т.е. усвоение индивидом требований социума.

При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды - дошкольные учреждения школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т.д., в которых он формируется как личность. Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Социализация в семье происходит в результате целенаправленного процесса воспитания Спорт в современном обществе оказывает огромное влияние на становление и развитие личности. Сегодня спорт является приоритетным в образовании молодёжи. Во время тренировок и соревнований спортсмен сознательно совершенствует самого себя, у него развивается чувство товарищества, выносливость, координация движений и многое другое.

Таким образом, в процессе формирования всесторонне развитой личности социум играет одну из основополагающих ролей, который на протяжении всей жизни влияет на личность.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев В. А. Физкультура и спорт / В. А. Алексеев – М. : Просвещение. – 1986.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Божович Л. И. – М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Бокачев И.А. Формировании личности в процессе социализации. / Вестник СевКавГГУ. Серия Гуманитарные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - №1 (11). - С.42-47.

4. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социс 2002. - 8. С.120 128.

5. Браун С. Мозаика  и  Всемирная паутина для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Налип: СК Пресс 1996. - 167с

6. Дошкольная педагогика. Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. Д. Сохина" Просвещение", Москва, 1978 г.

7. Киселев Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселев. – М.,Знание 1987. – С 25 – 30.

8. Краткий психологический словарь / А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М., 1975.

10. Матвеев Л.П. Влияние спорта на формирование воли / Л. П. Матвеев. – М., 1987. – С 87 – 90.

11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 249 – 251.

12. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. п.. 1992. (О природе детской игры и ее роли в развитии ребенка: 139-143.

13. Петрова М.//Образ дома в фольклоре и мифе. — Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. С.59 – 61.

14. Педагогика. Учебное пособие для институтов физической культуры. Под редакцией Белорусовой В.В., Физкультура и спорт, Москва 1972

15. Разова Е. Л.//Дом. Экзистенциальное пространство человека. — : Альманах молодых философов. Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.206-220.

16. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.-М., 1983. (Ранние предпосылки к развития личности (младенческий возраст): П-2 Раттер М. Помощь трудным детям.  М., 1987.

17. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. Н.: ИД Социальные отношения, 2003.378 с.

18. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектное человека.

20. Уиллард Ф. Харли  «Законы семейной жизни».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.19K
Скачано: 271
Скачать бесплатно
26.10.16 в 18:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе