Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по финансам »
Тема: Понятие финансовой системы. Сферы и звенья финансовой системы России
Раздел: Бесплатные рефераты по финансам
Тип: Доклад | Размер: 20.97K | Скачано: 273 | Добавлен 14.10.16 в 00:00 | Рейтинг: 0 | Еще Доклады
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Липецк 2016
Понятие финансовой системы
Финансы - это совокупность общественных отношений, на основе которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода, а также планомерное образование, распределение и использование денежных фондов.
При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в жизни общества.
Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы: наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными доходами субъектов экономических отношений функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финансирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов, работающего населения, государства единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общностью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики.
Функции финансовой системы:
Сферы и звенья финансовой системы России
Финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и домохозяйств), каждая из которых включает в себя звенья финансовой системы.
Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий).
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.
Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.
Принципами организации финансов в сфере коммерческой деятельности являются максимизация прибыли предприятия, оптимизация источников формирования финансовых ресурсов, обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, создание финансовых резервов), обеспечение инвестиционной привлекательности, материальная ответственность - предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы сметного финансирования - покрытия затрат учреждений и организаций в соответствии с утвержденной сметой, материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.
Финансы финансовых посредников - это фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.
Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает в себя элементы бюджетной системы, как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов, а так же элементы системы государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.
В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций: планирования - формулирование целей и разработка действий для их достижения. Реализуется через составление бюджетов, распределения - распределяют финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, различными отраслями экономики, производственной и непроизводственной сферами, различными социальными группами населения, контроля - отслеживается весь механизм финансовых отношений в обществе, финансовое состояние звеньев финансовой системы Российской Федерации.
Важное место в структуре государственных и муниципальных финансов занимает бюджетная система РФ.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет - это важнейшее звено финансовой системы страны, в котором заключены финансовые ресурсы государства. Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения Национального Дохода (НД) и Валового Внутреннего Продукта (ВВП), через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Региональный бюджет - это центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов.
Местные бюджеты - призваны обеспечить финансовыми ресурсами местное самоуправление, реализацию местных социально экономических задач, выполнение социально-культурных и политических мероприятий.
Бюджетная система РФ включает в себя также и внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения.
В РФ к фондам социального назначения относятся:
-Пенсионный фонд РФ;
-Фонд социального страхования;
-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
-Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Задачами пенсионного фонда являются: выплаты государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а так же пенсий по инвалидности, в том числе выезжающих за пределы РФ, пособия по уходу за ребенком (от 1,5 до 6 лет), за выслугу лет, по случаю потери кормильца и пособия компенсационных выплат, организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом, а так же организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в пенсионный фонд.
Источниками формирования средств пенсионного фонда являются:
Обязательные перечисления из федерального бюджета, страховые взносы, зачисляемые в пенсионный фонд России, недоимка, пени, и другие финансовые санкции по взносам в пенсионный фонд России, доходы, получаемые от размещения средств пенсионного фонда России сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Главные задачи фонда социального страхования (ФСС): обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставших на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, и социальные пособия на погребение или возмещение стоимости гарантируемого перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей, а так же участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.
Основными источниками формирования средств фонда социального страхования являются взносы зачисляемые в ФСС, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы.
Целью медицинского страхования является предоставление гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а так же в финансировании профилактических мероприятий.
Медицинское страхование в РФ осуществляется в двух формах:
-Обязательное медицинское страхование;
-Добровольное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. Введение медицинского страхования означало переход государственного здравоохранения к бюджетно-страховой системе финансирования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) формируется за счет страховых налоговых взносов, части налога взимаемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения, части единого сельскохозяйственного налога, недоимок и штрафов по взносам в ФФОМС.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования формируются за счет страховых взносов, страховых платежей на неработающее население из бюджетов субъектов РФ, доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда, а так же за счет финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других лиц в виде штрафных санкций.
К внебюджетным фондам, консолидированным в бюджет относятся:
Федеральный дорожный фонд, фонд развития таможенной системы, фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный экологический фонд.
Однако все внебюджетные фонды (и экономического и социального назначения) являются государственными, они создаются и формируются в соответствии с федеральными законами.
Федеральные внебюджетные фонды являются государственными денежными ресурсами, управляемыми органами государственной власти РФ.
Таким образом, мы узнали о понятии «финансовая система», а так же ее сферы и звенья в России.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Доклады на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Доклады для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Доклад, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.