Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по анализу финансовой отчетности »

Проблемы международного экономического сотрудничества в АТР

Проблемы международного экономического сотрудничества в АТР [20.09.16]

Тема: Проблемы международного экономического сотрудничества в АТР

Раздел: Бесплатные рефераты по анализу финансовой отчетности

Тип: Курсовая работа | Размер: 27.66K | Скачано: 194 | Добавлен 20.09.16 в 11:58 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы


Содержание

Эссе

Тема 1. Проблемы международного экономического сотрудничества в АТР    3

Тема 2. Возможные варианты специализации экономики российского

Дальнего Востока    9

Список использованной литературы    15

 

Эссе

Тема 1. Проблемы международного экономического сотрудничества в АТР

Финансовый кризис и тренд на девальвацию российского рубля могут стать факторами, серьезно угрожающими развитию международных проектов на российском Дальнем Востоке, стратегически важных для страны в условиях реализации «Восточного вектора» и диверсификации мировых хозяйственных связей России в пользу стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом существуют как общероссийские, так и региональные факторы, которые могут существенно снизить инвестиционную привлекательность регионов Дальневосточного федерального округа для зарубежных инвестиций, а также в определенной мере и подорвать стратегическое влияние России в АТР. Следует отметить, что одним из ключевых факторов при этом остается информационный аспект – формирование брендинга территорий ДФО как инвестиционно-привлекательных для зарубежных инвесторов.

В       настоящее время Дальний Восток России, а точнее его южные и восточные регионы – Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, интегрированы в международное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

При этом необходимо разделять как стратегические и внешнеполитические аспекты отношений, так и собственно международное экономическое сотрудничество, хотя эти направления на практике оказываются взаимосвязанными.

Если в стратегическом отношении политика России направлена в основном на удержание стратегического паритета в Азиатско-Тихоокеанском регионе и сохранение реального влияния на события в Северо-Восточной Азии (СВА), прежде всего, на ситуацию на Корейском полуострове, то в рамках внешнеэкономической деятельности первейшей стратегической задачей становится вхождение на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, создание несырьевого экспорта, привлечение иностранных инвестиций в экономику российского Дальнего Востока.

В       стратегическом отношении приоритетными сохраняются отношения преимущественно с КНР и КНДР; в экономическом отношении через Дальний Восток Россия стремится развивать отношения с КНР и Республикой Корея.

Несмотря на предпринимаемые на уровне федерального центра усилия, в том числе проведение в 2012 г. во Владивостоке саммита АТЭС, на сегодняшний день реальное международное сотрудничество регионов ДФО со странами АТР и СВА развивается крайне слабо.

Так, на развитие международных проектов ориентированы Сахалинская область (добыча и экспорт углеводородов) и Приморский край (проекты транспортировки и экспорта углеводородов, строительство и эксплуатация нефтепровода ВСТО-2, строительство Восточной нефтехимической компании и завода СПГ (сжиженного природного газа), реализация проекта развития Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР, и др.). Оба этих региона потенциально ориентированы как на СВА, так и на АТР в целом. По объективным причинам Хабаровский край и Амурская область задействованы преимущественно в проектах, ориентированных на Китай, так как имеют протяженную границу с северо-восточными провинциями КНР – Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин.

Основными препятствиями интеграции регионов ДФО в АТР остаются сырьевой характер и слабость их экономики, отсутствие реальных достижений в развитии туристических проектов. К примеру, во Владивостоке до сих пор окончательно не достроены и не введены в строй две пятизвездочные гостиницы Hyatt, которые первоначально должны были быть сданы в эксплуатацию еще в 2012 г. и ориентированы на туристов и бизнес-делегации стран АТР. Неясны также перспективы строительства игорной зоны в пригороде Владивостока.

Основными  причинами,  сдерживающими  развитие  сотрудничества и привлечение инвестиций, являются следующие:

–  высокие транспортные и энергетические затраты;

–  узкий рынок труда, высокая стоимость рабочей силы;

–  слабая конкурентоспособность местных производств;

– необходимость существенных финансовых вложений и инвестиций в совместные производства.

Соответственно, для увеличения сотрудничества российского Дальнего Востока со странами АТР, необходимо:

– развитие в регионах ДФО инфраструктуры, прежде всего ориентированной на развитие реального сектора экономики;

– снижение затрат, связанных с организацией и функционированием бизнеса;

–  создание налоговых и прочих льгот для инвесторов;

– структурные изменения в региональной экономике с целью повышения ее инновационности.

Следует отметить, что Россия заинтересована в развитии отношений со странами АТР, однако практическое развитие этих отношений зависит от конкретных проектов, которые возможно реализовать на уровне регионов Дальневосточного федерального округа.

В странах АТР и СВА существуют свои ожидания от российского Дальнего Востока: для КНР регионы ДФО интересны, прежде всего, с точки зрения развития приграничного торгово-экономического сотрудничества и импорта российских ресурсов; для КНДР Россия сохраняется как стратегический партнер. В настоящее время реальные экономические связи достаточно слабы, КНДР экономически интегрируется в большей степени в КНР; для Республики Корея интересны как вопросы экспорта российских ресурсов (прежде всего углеводородов), так и импорт в Россию собственных товаров (в основном электроники и автомобильной спецтехники); Япония сохраняет достаточно слабые связи с Россией и нерешенные стратегические противоречия в форме проблемы «северных территорий».

Очевидно, что в последние годы основным игроком в АТР, на которого был сориентирован российский Дальний Восток, являлся Китай. Именно для КНР, как крупнейшего участника азиатского рынка и одного из основных торговых партнеров России, строились газопровод и нефтепровод от сибирских месторождений до портов Приморского края. Именно на Китай, как стратегического партнера в АТР, сориентирована Россия в вопросах безопасности в АТР и СВА. В 2013 г. к Китаю добавилась Республика Корея как крупнейшая развивающаяся экономика АТР. Можно утверждать, что ориентация России на эти государства в международном сотрудничестве должна сохраниться как доминирующий тренд и в 2016 г. К примеру, проект игорной зоны во Владивостоке ориентирован преимущественно на граждан КНР, которые в настоящее время посещают в основном казино в Макао.

Начало экономической рецессии и девальвация национальной валюты в январе 2017 г. могут стать факторами дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности регионов ДФО для интеграции в АТР, усугубить национальную зависимость (особенно регионов Дальнего Востока) от экспортных товаров. По продовольственным товарам сегодня эта зависимость для России составляет около 50–60%, по медикаментам – около 80–85%, по бытовой технике и электронике – 90–95%. Все эти товары, представляющие продукты массового потребления, в процессе девальвации будут дорожать. Соответственно, под угрозой окажутся и многие совместные проекты, актуальные для Дальнего Востока. К примеру, продукция автомобильного предприятия «Соллерс» во Владивостоке, занимающегося сборкой автомобильной техники марок Fiat, Ford, Hyundai и ряда других, – будет неизбежно дорожать, а спрос на нее, соответственно, – падать.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета в настоящее время превышает 52%. В условиях затухающего роста этих доходов правительство планирует компенсировать это за счет производств, ориентированных на экспорт. Подобными проектами, применительно к Дальнему Востоку, являются еще не завершенные, но достаточно крупные даже в национальном масштабе проекты строительства Восточной нефтехимической компании (ЗАО «ВНКХ») и завода по сжижению природного газа, ориентированные на переработку и экспорт углеводородов в АТР. Пока сложно сказать, насколько внутренние проблемы России повлияют на интерес стран АТР, прежде всего Китая и Республики Корея, к Дальнему Востоку России, но недооценивать эти факторы не следует.

Опрос некоторых иностранных экспертов, представителей стран СВА, находящихся на Дальнем Востоке России, позволяет сделать вывод: существуют реальные опасения со стороны этих стран, что удешевление рубля по отношению к валютам развитых стран существенно подорвет российскую экономику и снизит вероятность развития международных проектов с ее участием в АТР. Аналогичные опасения высказывают и представители деловых кругов Приморского края: в условиях практического отсутствия конкурентоспособных товаров и незавершения сырьевых проектов (ВНКХ и СПГ) Российский Дальний Восток оказывается в невыгодном положении со странами АТР и СВА. Под угрозу также ставятся и туристическо-рекреационные (включая игорную зону) проекты, реализация которых на сегодняшний день не завершена.

Необходимо отметить также, что экономическая стагнация в России скорее всего негативно скажется и на стратегических аспектах взаимодействия со странами АТР, поскольку сузит бюджетные возможности и затруднит обновление военной инфраструктуры, поставит под угрозу военное присутствие России в ключевых узлах СВА в условиях эскалации противоречий между Японией и КНР и сохранением напряженности на Корейском полуострове.

Прогнозные сценарии развития ситуации, с учетом информационного фактора продвижения территории, можно сформулировать следующим образом:

– оптимистичный сценарий базируется на тезисе о возможностях расширения экспорта в условиях удешевления национальной валюты. При этом очевидно, что реализация такого сценария для России и регионов Дальнего Востока возможна только при условии повышения конкурентоспособности российской экономики. Основным направлением в данном случае является развитие инновационных производств на территории регионов ДФО, в том числе в формате территорий опережающего развития – так называемых ТОРов.

– инерционный сценарий базируется на прогнозе сохранения основных трендов развития регионов ДФО в рамках существующих тенденций сырьевой экономики. В рамках данного сценария пока сложно предсказать сроки введения в строй российских «углеводородных» проектов международного уровня – ВНКХ и СПГ, а также их реальное влияние на существующую конъюнктуру в АТР.

– пессимистический сценарий базируется на возможности дальнейшей экономической рецессии отечественной экономики и обвала (резкого и многократного удешевления) национальной валюты, в условиях чего существенно сократится внутреннее потребление и импорт, а условия для увеличения или сохранения экспорта будут возможны только при выполнении условий, указанных в оптимистичном сценарии.

Таким образом, начавшиеся в 2014 г. проблемы на финансовом рынке в России могут поставить под угрозу развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и национальные позиции в этом регионе.

Способы реагирования на эту угрозу видятся в необходимости организационных, политических и экономических мер, направленных на повышение привлекательности российского Дальнего Востока для стран АТР и усиление влияния России на процессы в регионе. При этом все более существенную роль должна играть информационная составляющая, в основе которой – формирование брендинга территории ДФО как инвестиционно-привлекательного региона.

 

Тема 2. Возможные варианты специализации экономики российского Дальнего Востока

Важной геополитической целью является удержание территорий российского Дальнего Востока (РДВ), хотя актуальность этой угрозы в ближайшей перспективе уменьшилась. Имевшие место в 90-е годы страхи китайской экспансии (демографической или финансовой) не оправдались. В условиях быстрого роста уровня жизни в КНР китайцы частично утратили интерес к работе на территории РДВ, так как могут получить её в собственной стране при сравнимом уровне зарплаты. В последние годы приток мигрантов на РДВ растёт за счёт представителей стран Центральной Азии (преимущественно, Узбекистана и Таджикистана). Тем не менее, угроза утраты этих территорий в долгосрочной перспективе сохраняется, так как сегодня РДВ сильно оторван от центральной части России, в первую очередь, за счёт транспортной недоступности и высоких энерготарифов. Необходимо установить льготные энерготарифы для предприятий региона и специальные железнодорожные тарифы на перевозку на Дальний Восток и в Забайкалье из центра России продукции, имеющей ключевое значение для формирования конкурентоспособности РДВ, а также на перевозку произведённой здесь продукции как внутрь страны, так и за её пределы. Только в этом случае возможно достижение другой ключевой цели – выхода всей российской экономики через эти территории на более тесную интеграцию со странами АТР. В целом, достижение этих целей взаимосвязано и может быть обеспечено лишь в условиях опережающего, по сравнению с другими регионами, развития РДВ и Забайкалья, основанное на их двойной интеграции (с центральными регионами РФ и странами-соседями по Северо-Восточной Азии и АТР).

В то же время реализация эффективной долговременной модели развития этих регионов, встроенной в быстро формирующееся восточноазиатское экономическое пространство, в условиях опоры только на рыночные принципы развития экономики, как это предполагалось сделать в 90-е годы прошлого века, оказалось в принципе не решаемой задачей. Что же касается утверждённой в 2009 г. «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», то она оказалась неэффективной, так как предлагаемые в ней проекты носили точечный характер, а столь необходимая «идеология комплексного развития территорий» не стала основной при разработке стратегических документов федерального и отраслевых уровней. Мероприятия, предусмотренные в Стратегии, не включены в госпрограммы и ФЦП, а также в инвестиционные программы государственных корпораций».

У руководства России к настоящему времени также сложилось понимание того, что для развития этих удалённых и малонаселённых территорий им необходимо предоставить приоритетные экономические и социальные условия. В то же время, оценки представителей политической элиты по этой ключевой проблеме существенно разнятся: от готовности премьер-министра Д. Медведева предоставить им широкие налоговые, инвестиционные и прочие льготы до занятия более осторожной позиции – обещания предоставить предприятиям региона лишь режим green field (освобождение новых предприятий от взимания налогов на определённый период времени).

Подготовка и проведение саммита АТЭС во Владивостоке создали предпосылки для более активного вовлечения Дальнего Востока России в интеграционное пространство СВА, позволили сформулировать российские приоритеты и обсудить взаимовыгодные направления и проекты экономического сотрудничества со странами АТР, а также привлечь повышенное внимание к этой части страны в самой России и за рубежом. В то же время скромные (с точки зрения привлечения иностранных инвестиций) результаты саммита показали, что в нынешнем состоянии РДВ (слаборазвитая инфраструктура, незначительное население, отсутствие налоговых и других преференций и т.п.) мало интересен для инвесторов – за исключением тех, кто нацелен на вывоз необработанных натуральных ресурсов. Руководству страны стало очевидно, что для преодоления действия негативных факторов требуется оперативная разработка и утверждение правительством РФ целого комплекса долговременных организационных, финансовых, социальных и прочих мер, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, инвестирования и проживания в этой части страны. То есть международный саммит стал катализатором для неотложного решения внутрироссийских проблем, чему и было посвящено заседание Президиума Госсовета 29 ноября 2012 г.

Президент России В. Путин в выступлении на этом заседании признал, что «подъём таких масштабных территорий требует долгосрочной стратегии и последовательности действий. Все эти подходы должны быть отражены в госпрограмме социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, и она должна быть рассчитана до 2025 года». При этом он отметил, что Правительство должно было разработать для неё новые содержательные предложения, и что эта важнейшая общегосударственная задача до сих пор не выполнена, и призвал коллег «сделать это как можно быстрее, для того чтобы нам не ссориться, не делать это всё из-под палки, не прибегать к каким-то санкциям, к санкционным мерам». Последняя ремарка может свидетельствовать о том, что единство мнений в Правительстве по содержательной части будущей программы ещё не достигнуто.

В этом же выступлении Путин признал созданную систему управления регионом не эффективной и предъявил серьёзные претензии к работе Министерства по развитию Дальнего Востока.

 При этом он предложил вернуться к обсуждению проекта создания государственной корпорации по развитию региона, и это ключевое предложение получило поддержку участников заседания. Таким образом, была предложена управленческая схема, при которой два института будут иметь чёткую сферу ответственности: Госкорпорация – реализовывать конкретные проекты, а Министерство – осуществлять контрольные функции и разработку комплексных планов развития региона.

Президент поставил перед правительством РФ задачу оперативно выработать развёрнутую позицию по вопросу, какие налоговые, инвестиционные и другие преференции получат российские и иностранные бизнесмены и инвесторы в случае их прихода на Дальний Восток. Позиция государства по данной проблематике будет отражена в ряде документов, в том числе: в новой версии «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», а также в специальном законе о Социально-экономическом развитии Дальнего Востока. Последний необходим для выработки комплекса подходов для решения этой важнейшей задачи и консолидации особых налоговых, таможенных и тарифных условий хозяйствования на Дальнем Востоке.

Наиболее эффективными преференциями для инвесторов могут быть:

- Установление новым производствам нулевой ставки налога на прибыль в первые 10 лет работы на территории всего РДВ;

- Установление для всех предприятий региона льготных энергетических и транспортных тарифов;

- Обеспечение особых условий государственной поддержки малого и среднего бизнеса в части предоставления налоговых и таможенных льгот;

- Доведение объёма Фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья до 100 млрд. рублей и обеспечение доступа к нему малому и среднему бизнесу;

- Упрощение процедуры создания на Дальнем Востоке свободных экономических зон, передав основные функции по их формированию и управлению Министерству по развитию Дальнего востока;

- Опережающее развитие государством в регионе транспортной, энергетической и другой инфраструктуры, при одновременном выполнении социальной функции (для удержания квалифицированной рабочей силы необходимо предоставление жителям РДВ и Забайкалья дополнительных социальных гарантий и материальных компенсаций).

В долгосрочной перспективе России целесообразно развивать взаимодействие с партнёрами на всех уровнях регионализма АТР. Ведущим многосторонним форматом сотрудничества для неё останется АТЭС, при этом важно продемонстрировать, что работа по четырём основным приоритетам развития, которые Россия представила на саммите АТЭС, а также в сфере энергетики, не останется декларацией о намерениях. Для чего необходимо сформировать конкретные планы действий и наращивать сотрудничество в рамках АТЭС по этим приоритетным направлениям. Важнейшее из них – расширение поставок углеводородов в страны Восточной Азии с целью укрепления энергобезопасности и обеспечения экономического роста в регионе. При этом в наиболее перспективном для РФ газовом секторе необходимо признать новые реалии (превышение предложения над спросом на рынке газа, усиление фактора конкуренции на мировом рынке, в том числе за счёт глубокой технологической революции в области сланцевого газа). В этой связи Газпрому надо оперативно заключить соглашение с японскими партнёрами и начать строительство в Приморском крае завода по производству СПГ (это позволит диверсифицировать экспорт российского газа и внести вклад в энергетическую безопасность СВА и прежде всего Японии, испытывающей дефицит электроэнергии после вывода из эксплуатации атомных электростанций). Производительность будущего завода зависит от многих факторов и пока Газпромом не утверждена (прогнозные варианты его мощности колеблются от 10 до 15 млн. тонн СПГ в год).

Ещё одним знаковым событием станет строительство «Роснефтью» в Приморском крае завода по нефтепереработке. Учитывая наличие в странах соседях (Япония, РК) большого числа предприятий аналогичного профиля, новый завод должен обладать высокой конкурентоспособностью (высокий технологический уровень, наличие специализированного порта и т.д.), что может быть обеспечено за счёт подключения к этому проекту ведущих российских и иностранных компаний. Компания инвестирует в строительство нефтехимического завода в Приморье 173 миллиарда рублей. Предполагается, что он будет сдан в эксплуатацию к 2017 году и будет перерабатывать около 3,6 миллиона тонн нефти в год, из которых более 80 процентов продукции направятся на экспорт.

Сохраняется интерес к России как к связующему транспортному звену между Восточной Азией и Европой. Необходимо определиться с наиболее приоритетными объектами транспортной инфраструктуры, в том числе морскими портами, развитие которых позволит сделать логистические цепочки Восток – Запад экономически эффективными и привлекательными. При этом надо оперативно, в том числе с участием иностранных партнёров, разработать комплекс политических и экономических предложений по развитию Северного морского пути.

Наилучшие природные условия для сельскохозяйственной специализации имеют место в Амурской области, где недавно впервые был собран миллион тонн сои (в советские времена максимальные сборы были 600 тысяч тонн). То есть здесь сложились благоприятные условия для создания соевого кластера. За счёт новых технологий в нескольких субъектах ДВФО созданы успешные животноводческие и птицеводческие комплексы. Из стран соседей наиболее целесообразно подключить к этим и другим проектам бизнесменов из РК, Вьетнама, Сингапура и других, имеющих опыт взаимодействия с российскими партнёрами и проявляющих интерес к сельскохозяйственной сфере.

 

Список использованной литературы

1. Брендинг территории // Ex Libris [Электроннный ресурс]. Режим доступа: http://www.exlibris.ru/services/branding_territorial

2. Дьяков В.И. Взаимодействие региональных таможенных администраций для обеспечения развития торговли в Северной Пацифике // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2014. № 3 (64).

3. Ерошенко С.С. Правовое и политическое положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе / С.С. Ерошенко, В.И. Дьяков // Развитие национального законодательства в условиях глобализации: опыт России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / отв. ред. А.И. Коробеев: материалы междунар. науч.-практ. конф. Дальневост. федер. ун-та. Владивосток, 2014.

4.      Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг территорий // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 5. С. 11–23.

5.      Латкин А. Мнимые и реальные перспективы реализации долговременной программы развития российского Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия: проблемы и возможности модернизации. Сборник научных статей под ред. В. Горчакова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. С. 27-28.

6.      Осипов В. Проблемы конкурентоспособности экономики Дальнего Востока // Тихоокеанская Россия: проблемы и возможности модернизации. Сборник научных статей под ред. В. Горчакова. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2014. С. 33-37.

7.      Путин о ТОРах на Дальнем Востоке: «Нельзя делать вид, что мы что-то делаем…» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sesti.ru/ news/2014/08/01/1692.html

8.      Путин приказал узаконить ТОРы на Дальнем Востоке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aprpress.com/economics/8719-putin-prikazal-uzakonittory-na-dalnem-vostoke

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 27.66K
Скачано: 194
Скачать бесплатно
20.09.16 в 11:58 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе