Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »
Тема: Сравнение течений буддизма: Хинаяны и Махаяны
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Эссе | Размер: 17.19K | Скачано: 282 | Добавлен 23.06.16 в 02:36 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Москва 2016
Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений, возникший около 6 века до нашей эры в Древней Индии. Главное его, так скажем, положение заключается в духовном пробуждении. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Различные исследователи определяли буддизм по-разному, — как религию, философию, этическое учение, культурную традицию, цивилизацию, образование. Однако как бы широко не пытались ученые определить его, без понимания буддизма невозможно понять великие культуры Востока.
Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости. Существует четыре неотъемлемые истины, лежащие в основе буддизма: 1) понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени; 2) у дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др; 3) от зависимости и страдания можно избавиться; 4) полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване. Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.
Сиддхартха Гаутама открыл такие истины: 1) жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание; 2) страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать; 3) избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ; 4) для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям. Следует заметить, что все эти истины неукоснительно соблюдаются во всех направлениях буддизма.
Хинаяна переводится с санскрита как «малая колесница». Южные буддийские школы относят к данному течению. Сам термин малой колесницы указывает на то, что последователи стремятся к личному освобождению. Поэтому в хинаяне идеальной жизнью принято считать жизнь монаха, ибо только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений. Также на пути спасения человек стоит один и он должен единолично пройти его, все зависит от его личных усилий. Логическим следствием этого является отсутствие пантеона святых, которые могли бы заступаться за людей, следовательно, отсутствие культовых скульптур и икон. Также не существует понятий рая и ада, вместо них есть только нирвана и прекращение воплощений. Полностью отсутствуют обряды и магия. Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут только буддийские монахи, при этом также необходимо большое количество перерождений. Миряне же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом. Наивысшим же достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса».
В начале нашей эры махаяной стали обозначать новое буддийское учение, идейно противостоящее хинаяне. Согласно одной из версий, махаяна окончательно сформировалась на юге Индии, согласно другой - на северо-западе Индии. Позже махаяна активно распространилась в период правления царей Кушана (нач. 1 века — сер. 3 века). На Четвёртом буддийским соборе, организованном царём Канишкой I, произошло узаконивание махаянских доктрин. С 6 века махаяна активно распространилась в Тибете, Китае, Японии и постепенно прекратила своё существование в Индии. В настоящее время многие буддисты махаяны живут на Дальнем Востоке и в Центральной Азии, также значительное их число проживает на Западе. Махаяна – Великая (большая) колесница буддийского пути, проходя по которому, буддисты стремятся достичь Пробуждения во благо всех живых существ. Иначе говоря, учение считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение. Появляется институт бодисатв – святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения. Следовательно, появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи. В отличие от хинаяны, в махаяне появляются понятия рая и ада, придается большое значение магии и обрядам. Так как появляются святые, появляются и культовые скульптуры.
Следует упомянуть также о ваджраяне – направлении буддизма, которое образовалось внутри махаяны в 5 веке нашей эры. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Как вывод, можно сказать, что основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Она присуща обоим направлениям буддизма, однако существует разница в том, кто может достигнуть или идти по пути достижения духовного пробуждения. В каждом течении буддизма можно выделить для себя главные положения. Так как в учении буддизма не существует понятия догматизма, то, как мне кажется, совмещение двух направлений учения простительно и даже в некоторой мере полезно для прохождения собственного духовного пути.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.