Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »
Тема: Социально-экономические последствия инфляции
Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 181.37K | Скачано: 275 | Добавлен 18.05.16 в 18:11 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Теоретический вопрос
Социально - экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства и ее основные направления
Социально - экономические последствия инфляции
Как любой многофакторный экономический процесс инфляция имеет целый ряд последствий для потребителей:
Когда народное хозяйство поражено инфляцией, потребители становятся ее жертвами, которым приходится страдать от падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.
Если инфляция носит открытый характер, проявляется в непрерывном общем повышении цен, то падает реальная ценность личных сбережений, хранящихся в виде наличных денег или на банковских счетах.
Каждый новый виток роста цен неумолимо сокращает массу товаров, которую способны приобрести владельцы таких сбережений. В лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся хотя бы и на инфляционное, но повышение дохода. Следовательно, период инфляции благоприятен для проведения ускоренной приватизации экономики. Обладатели сбережений будут стремиться купить акции, предъявлять повышенный спрос на них, чтобы стать совладельцами собственности и сохранить свои сбережения.
Наименьший ущерб несут те, кто успел вложить сбережения в недвижимость, твердую валюту или материальные ценности (золото), которые в принципе могут только дорожать. Однако предложения на рынке, например, золота по понятным причинам ограничены. В сочетании с инфляционным спросом это приводит к высоким ценам, недоступным для большинства обладателей сбережений.
В условиях открытой инфляции банки удержат сбережения, если установленный ими процент по вкладам превысит текущий темп роста цен. Эта разница должна быть не меньше уровня адаптивных инфляционных ожиданий, ибо многие депозиты задерживаются в банках на определенное время. Тогда процент смог бы защитить сбережения от обесценивания и способствовать притоку вкладов. Если государство стремится свести к минимуму потери населения от открытой инфляции, необходимо обеспечить гражданам возможность свободного вложения сбережений в акции или недвижимость.
В экономике, где подавленная инфляция, положение владельцев сбережений становится более тяжелым. В условиях хронического товарного дефицита повышение процента по вкладам едва ли даст положительный результат. Оно может в определенной степени предотвратить обесценение сбережений, но не спасет от тотального дефицита товаров, когда сбережения не на что тратить. При подавленной инфляции нельзя избежать физической утраты части сбережений, особенно хранящихся в наличных деньгах и на банковских счетах. Очевидно, что для минимизации потерь потребителей необходим постепенный переход к открытому типу инфляции.
Внешне кажется, что в условиях открытой инфляции положение потребителей более благополучно, чем при подавленной инфляции, – нет дефицита товаров и осуществляются компенсационные меры. В действительности благосостояние населения все равно снижается.
- противоинфляционные выплаты не могут поспеть за динамикой цен, поскольку последние растут ежедневно, а пересмотр ставок заработной платы и фиксированных доходов происходит через определенное время. Чем больше это запаздывание, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению.
- предугадать возможное повышение цен, особенно при неуправляемой гиперинфляции, крайне сложно. Борясь с дефицитом бюджета и стремясь экономить на любых статьях расходов, правительства обычно недооценивают инфляционную опасность. Поэтому противоинфляционные компенсации редко бывают достаточными, что делает неизбежным падение уровня жизни.
- подобные компенсации в принципе не могут быть полными. В обстановке инфляции издержек государство вынуждено идти на компромиссные решения, когда противоинфляционные добавки не полностью покрывают потери доходов от роста цен. При этом уменьшение реальных доходов неминуемо.
Таким образом, открытая и подавленная инфляция отрицательно влияют на сбережения и текущее потребление, ухудшая благосостояние населения.
В этом же направлении действует эффект инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике с прогрессивной системой подоходного налогообложения. Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству возрастающую часть своего дохода. Нельзя исключить вариант, когда сумма, оставшаяся после вычета налога, по своей покупательной способности кажется меньше той, что была до начала инфляционного роста заработной платы. Для нейтрализации эффекта инфляционного налогообложения необходимо усовершенствование налогового законодательства. В нем, в частности, следует предусмотреть автоматическую коррекцию ставок подоходных налогов в зависимости от динамики индекса цен.
Социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения – непременный спутник открытой инфляции. Так, немало благ относится к товарам неэластичного спроса, входящим в любой потребительский набор. Их постоянное подорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня мало обеспеченных. Для состоятельных людей текущее потребление может не измениться или даже возрасти, сокращая сбережения. Получается, что во время инфляции происходит перераспределение доходов, которое явно несправедливо.
Попытки государства снизить неравенство с помощью противоинфляционных компенсаций, чреваты появлением новой не справедливости. Поскольку такие выплаты обычно носят избирательный характер и предназначаются малообеспеченным лицам, то наибольшие относительные потери реальных доходов приходятся на долю средних слоев общества. Заметим, что средний класс является самой массовой экономически активной частью современного общества и ущемление его интересов отнюдь не безопасно.
Посмотрим на проблему в целом. Выше отмечалось, что, распределяя противоинфляционные выплаты, государство не в состоянии всем и все компенсировать. Вместе с тем избирательность в распределении противоинфляционных компенсаций обязательно приводит к усилению неравенства и несправедливости, деформирует структуру доходов, повышает социальную напряженность. Судя по мировой практике, проблема неразрешима до тех пор, пока идет неконтролируемая инфляция.
Также существует ряд последствий для производителей:
Инфляция отрицательно сказывается не только на благосостоянии людей, страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленной инфляции ослабевают стимулы к труду. Это объясняется тем, что товарный дефицит ведет к уравнительному распределению предметов потребления, не связанному с эффективностью труда. Это обрекает экономику на низкую эффективность и технологическую отсталость.
Когда открытая инфляция выходит из-под контроля государства, происходят глубокие деформации рыночного механизма. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальные потребности и их динамику. В инфляционной экономике цены перестают давать сигналы инвестициям, дезориентируют их. В результате отраслевые и региональные диспропорции становятся неизбежными.
Цены в период открытой инфляции обычно растут быстрее номинальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств производства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и сравнительно дешевого оборудования, чем замену его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен старая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.
В обстановке открытой инфляции повышению эффективности производства препятствует инфляционное налогообложение, изымающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса.
В период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.
Главное же состоит в том, что неуправляемая инфляция делает плохо управляемым все народное хозяйство. Организуя регулирование рыночной экономики, государство полагается в основном на косвенные методы (налог на прибыль и др.). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности фирмы, банка, потребителя – доход, прибыль, сбережения и т. п. Управление может принести желаемые результаты, если денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию административных способов воздействия. Тем самым инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства.[4]
Антиинфляционная политика государства и ее основные направления
Борьба с неуправляемой инфляцией является одной из главных проблем государственного регулирования, так как на ее учете основывается вся социально-экономическая, финансовая и банковская политика. С целью сдерживания инфляции и уменьшение ее отрицательных последствий правительство осуществляет антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика - это комплекс соответствующих мероприятий государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Важной частью разработки антиинфляционной программы является установление количественных показателей, которые определяют ее конечные результаты. К таким относятся ценовые показатели (темп инфляции, индекс потребительских цен, индексы оптовых цен и др.), динамика денежной массы в обращении, размер и динамика государственных расходов и т.п..
Выбор конкретных путей антиинфляционной политики обусловливаются влиянием многих факторов, в том числе: характером инфляционных процессов; общехозяйственной конъюнктурой; особенностями теоретической базы экономического развития страны; политическими аспектами, поскольку следует определить объект (секторы экономики, слои населения), который будет нести главное бремя инфляционных затрат.
Несмотря на многофакторность инфляции, направления ее преодоления должны быть адекватны факторам, которые вызвали эту инфляцию. Поэтому антиинфляционная политика в большей степени охватывает политику управления факторами спроса и предложения, а также факторами, которые регулируют среду инфляции - сферу денежного обращения.
В международной практике с целью борьбы с инфляцией распространены такие классические направления антиинфляционной политики:
Сущность дефляционной политики состоит во влиянии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения и формирование нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. На практике с целью регулирования спроса используются мероприятия денежно-кредитной, бюджетной и структурно-инвестиционной политики.
Мероприятия денежно-кредитной политики, прежде всего, направлены на ограничение и стабилизацию денежного обращения. С этой целью применяются такие рычаги влияния на денежную массу: учетная ставка; норма обязательных резервов; операции на открытом рынке.
Главным рычагом влияния на величину денежной массы является предоставление центральным банком кредитов коммерческим банкам. Устанавливая официальную учетную станку, центральный банк фактически определяет цену кредитов, которые продаются коммерческим банкам, что в значительной мере формирует стоимость денег. Так, при повышении учетной ставки стоимость кредитов коммерческих банков возрастает, что обуславливает падение спроса на сами кредиты, а через них и на величину денежной массы в обращении.
Процентная ставка и норма обязательных резервов - это рычаги, которые в основном опосредованно регулируют количество платежных средств, которые находятся в обращении. Наиболее действенным направлением антиинфляционного регулирования, которое прямо влияет на денежную массу, является осуществление операций с ценными бумагами на открытом рынке. Так, центральный банк, имея намерение уменьшить предложение денег, продает коммерческим банкам ценные бумаги, которые ведет к изъятию из обращения соответствующей части денежной массы. Это направление денежно-кредитной политики хотя и дает быстрые результаты, но имеет определенные препятствия в интенсивном применении. В странах с переходной экономикой к ним относятся слабое развитие вторичного рынка ценных бумаг и недостаточность средств для проведения операций в необходимых масштабах.
Финансовый механизм антиинфляционной политики направлен на обеспечение сбалансированности государственных финансов, и сокращение бюджетного дефицита, что можно достичь за счет увеличения доходов и сокращение государственных расходов.
Увеличение поступлений в бюджет может быть осуществлено за счет повышения налогов, что даст положительный результат в краткосрочном периоде. Но в дальнейшем, политика усиления налогового пресса приведет к утаиванию прибыли, подрыва стимулов к работе и инвестированию, вызовет торможение экономического развития и, как следствие, сокращение поступлений в Государственный бюджет. Поэтому считается более целесообразным развивать налоговую систему в направлении снижения ставок налогообложения, что может стать действенным инструментом антиинфляционной политики. Так, снижение ставок налога на прибыль делает авансы к инвестированию и оживлению производства, что в перспективе приведет к увеличению доходов и, соответственно, к росту поступлений в бюджет от налогообложения.
Одним из направлений увеличения доходной части бюджета является привлечение неинфляционных ресурсов финансирования бюджетного дефицита, прежде всего, путем развития рынка ценных бумаг и приватизации предприятий. Но пополнение государственного бюджета за счет неналоговых поступлений может быть несущественным, если отсутствуют значительные реальные источники таких доходов.
Основным направлением сокращения бюджетного дефицита является уменьшение государственных расходов, прежде всего путем постепенного ограничения финансирования тех видов деятельности государства, которые полностью можно передать рыночной системе. Конкретными путями решения этой проблемы является уменьшение объемов бюджетных капиталовложений, постепенное сокращение датирования убыточных государственных предприятий, просмотр системы трансфертов
Классическим направлением антиинфляционной политики является также политика доходов, сущность которой состоит в прямом ограничении роста цен и заработной платы, а также использование экономических стимулов или санкций с целью удержания их роста в определенных границах.
Среди мероприятий антиинфляционной политики определенное место занимают методы не столько борьбы с Инфляцией, сколько приспособление к ней. К ним, в частности, относятся адаптационная политика, которая реализуется, в первую очередь, за счет индексации доходов. Вызванное инфляцией повышение цен неизбежно ведет к снижению доходов населения, особенно тех его слоев, которые не могут защититься от обесценения денег. В связи с этим возникает необходимость защиты интересов населения по причине полной или частичной индексацию доходов путем повышения заработной платы работников бюджетных учреждений, пенсий, денежных выплат и вкладов населения с учетом роста цен. Такая индексация не отстраняет инфляцию а лишь смягчает ее отрицательное влияние, но она самая может превратиться в мощный инфляционный фактор, если осуществляется в условиях бюджетного дефицита, который финансируется за счет денежной эмиссии.
Адаптационная политика направлена также на снижение инфляционных ожиданий, т.е. на преодоление страха субъектов экономической системы относительно беспрерывного подорожания товаров и обесценение сбережений. Сталкиваясь с постоянным ростом цен и стараясь хотя бы сохранить свой жизненный уровень, население уменьшает свои сбережения и увеличивает текущий спрос. Повышение последнего вызывает очередной рост цен, которое усиливает адаптивные инфляционные ожидания.
В таких условиях населения ждет от государства не столько компенсации обесцененных доходов, сколько укрощение самой инфляции. Мировой опыт доказывает, что проблема гашения адаптационных ожиданий скорее одолевается в условиях постоянного развития и укрепление механизма рыночной системы и доверия населения страны к правительству, которое ведет непоколебимую борьбу с инфляцией.
Таким образом, проведение антиинфляционной политики зависит от соотношения многих экономических процессов и степени их активности. Поэтому наибольшая эффективность ее применения может быть достигнута лишь при условиях комплексного использования рассмотренных путей борьбы с инфляцией.
Эссе на тему: Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе. Методы борьбы с инфляцией в России
Антиинфляционная политика в России основывается на сочетании инструментов монетарной и бюджетно-фискальной политик. Особого внимания заслуживает уникальность национальной экономики и менталитета наших сограждан, которым еще пару десятилетий назад приходилось жить в условиях плановой экономики. Среди заслуживающих внимания приемов, которые могут использоваться в ходе проведения антиинфляционной политики РФ, следует выделить создание стабилизационного фонда. Его наличие поможет извлекать из обращения часть денежной массы, которая негативно влияет на экономику, и в то же время позволяет создавать запасы финансовых ресурсов значительных объектов, благодаря которым Россия сможет превратиться в значимого и уважаемого игрока на международном финансовом рынке.
В развитии Российской Федерации выделяют четыре различных периода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 гг.) – это период гиперинфляции или почти полного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) – антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
В настоящее время антиинфляционная политика находится на четвертом этапе развития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействия инфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышения эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в области валютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.
При этом регулирование денежных факторов инфляции в современной России связано с рядом проблем:
1. Преобладанием валютного компонента в формировании денежного предложения Банка России из-за однобокого развития российской экономики и повышения мировых цен на экспортную продукцию топливно-энергетического комплекса.
2. Слабым воздействием классических инструментов денежно- кредитного регулирования на формирование и перераспределение финансовых ресурсов в экономике;
3. Направленностью денежно-кредитной политики ЦБ РФ на регулирование эмиссии только центральных денег.
Показатели инфляции и антиинфляционной политики в России
С началом формирования рыночных отношений инфляция стала неотъемлемой чертой российской денежной системы. Она характеризуется тесным переплетением инфляции издержек и спроса и сопровождается тяжёлыми социально–экономическими последствиями.
Важно отметить, что наше государство относительно недавно смогло преодолеть катастрофические темпы инфляции и снизить ее уровень до 7-8% в год (таблица 1).
Таблица 1 – Динамика изменения уровня инфляции в России
Как видно из таблицы, текущий 2014 год, даже без показателей декабря, стремится в итоговом проценте к посткризисным 2009-2010 году, а индекс уже сейчас составляет 8,52% против 8,78% в 2010 году. Фактическая величина реальной инфляции за 2014 год будет определена в январе 2015 года и по предварительным данным составит около 10,5% (подчеркнем, что реальная инфляция отражает фактический рост цен на продукты и услуги без усреднения).
Однако, причинами такого роста инфляции являются несколько иные лейтмотивы, чем в 2009-2010 гг., а именно, искусственная девальвация курса рубля вследствие снижения стоимости нефти и экономической блокады Российской Федерации рядом европейских стран и США. Поэтому прогноз на 2015 уже не является оптимистичным – ожидаемая инфляция будет во многом зависеть от подорожавшего импорта и развития событий на внешнеполитической арене. Уже сейчас ощутимо повышение стоимости ввозимой в Россию техники, комплектующих, продовольственных товаров.
Обесценение денег, сопровождаемое устойчивым и продолжительным удорожанием товаров и услуг, называется в экономике инфляцией. От её уровня напрямую зависит покупательская способность денег. Уровень инфляции в России за первый квартал 2015 года характеризовался как нарастающий. Это чревато тяжёлыми последствиями для экономического развития страны в целом и может привести к стагнации и даже деградации народного хозяйства, замедлению темпов роста производства. Усиливается социальная напряжённость, которая может привести к недоверию к правительству. Согласно прогнозным данным Минэкономразвития РФ инфляция в 2015 году удержится на семипроцентном уровне. Однако прогноз пришлось корректировать из-за неуклонно растущих мировых цен на нефть. После пересмотра глава ведомства заявил, что в текущем году инфляция достигнет десятипроцентного уровня. И это самый оптимистичный прогноз. Некоторые эксперты не исключают достижения более высокого порога. Аналитики центра макроэкономических исследований Сбербанка Рос- сии подсчитали уровень инфляция по итогам 2014 года. Согласно их отчёту инфляция перешагнула двузначный порог – 11,4% [1]. За прошедший год особенно «отличился» декабрь месяц, побивший все рекорды за последнее десятилетие. Не последнюю роль в этом сыграл «чёрный вторник», когда произошло стремительное падение российского рубля. Доллар и Евро на Московской бирже резко подскочили, достигнув уровня 80 и 100 рублей соответственно, что стало причиной всеобщей паники. С этого дня, а произошло это 16 декабря прошлого года, недельная динамика роста инфляции достигла 0,9%. Темпы роста инфляции резко ускорились уже в январе месяце текущего года из-за скачка цен на продовольственные товары, сопровождавшегося падением курса рубля. Месячная инфляция составила 3,9% (а это 15% за год) при базовой – 3,5% [1]. Возросшие цены на продукты (5,7% за месяц или 20,7% за год) главным образом ухудшили положение людей с очень низкими доходами, основную статью расходов которых, составляли продукты питания. Эксперты полагают, что в первой половине года ускорение инфляционных процессов продолжит- ся. Январское повышение цен на потребительские товары в целом на 2,2% (в годовом выражении 10,5%) произошло благодаря скачку цен на бытовую технику и электронику на 12-14%, а также существенное удорожание потребительских услуг (2,2% в месячном выражении и 10,5% за год) и повышение стоимости туристических туров на 17,6% [1]. Эксперты предрекают неуклонный рост уровня инфляции в первом полугодии на фоне непрекращающегося взвинчивания цен. И если не произойдёт очередной дестабилизации отечественной валюты, то согласно расчётам центра макроэкономических исследований Сбербанка России, инфляция будет продолжать устремляться вверх, пока не достигнет тринадцатипроцентного порога. Затем наступит период затишья. Недельный рост потребительских цен на вторую половину февраля демонстрирует замедление до 0,4%. Несмотря на то, что это вдвое ниже показателей января месяца, темпы инфляции опережают обычные недельные показатели, а в годовом выражении она превысит 16%. Уже в марте-апреле она достигнет пиковых показателей – 17%. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ на 16,7% за год подорожали потребительские товары и услуги в целом. Только за февраль 2015 года товары подорожали на 2,7%, услуги – на 0,8%.
Таблица 1 – Динамика уровня инфляции за I квартал 2013-2015 гг.
|
2013 |
2014 |
2015 |
Январь |
0,97% |
0,59% |
3,85% |
Февраль |
0,56% |
0,7% |
2,2% |
Март |
0,3% |
2,33% |
1,21% |
Как видим, инфляционные темпы замедлились в марте, это самый низкий месячный показатель с октября 2014 года. Если в ноябре месяце инфляции колебалась на уровне 0,3-0,4%, то в декабре 2014 года и январе 2015 года этот показатель резко подскочил до рекордного уровня – 0,8-0,9%. Больше всего подорожала плодоовощная продукция и свежемороженая рыба. Зафиксировано снижение цен на свинину, куриные яйца и гречневую крупу. В целом инфляция оказывает негативное влияние на все сферы экономики. При инфляции сокращаются накопления, обесценивание происходит по двум направлениям: уменьшается не только реальный денежный капитал, но одновременно снижается и его доходность. Чем выше её уровень, тем меньше можно приобрести товаров и услуг за те же деньги, за какие их можно было купить в прошлом периоде. Сохранить доходность сбережений возможно только в случае, если процентная ставка по вкладам выше темпов роста инфляции. Когда процентная ставка достигает отрицательного значения, сбережения обесцениваются. Высокие темпы роста инфляции пагубны для экономического развития, а также приводят к ухудшению платежного баланса, который напрямую зависит от внешнеэкономических операций. Платёжным балансом страны называется статистический документ, отражающий все её внешнеэкономические операции. Он может стать отрицательным, если на фоне скачка цен, экспорт из страны начнёт резко сокращаться, а импорт, наоборот – расти, хотя объёмы изначально были одинаковыми. Такая ситуация неизбежно приведёт к дефициту государственного бюджета. Для того, чтобы покрыть образовавшийся дефицит бюджета, государству придётся либо использовать золотовалютные резервы, либо прибегнуть к девальвации национальной валюты. Оба варианта чреваты нежелательными последствиями. Золотовалютный резерв любой страны – не безразмерный, невозможно бесконечно обращаться к нему. Что же касается девальвации, то она может поставить под угрозу возврат иностранных кредитов и заимствований. Производители товаров, стараясь сэкономить на затратах, начинают выпускать более низкокачественных товары по максимально высоким ценам. В результате инфляционных процессов нарушаются пропорции производства между сельскохозяйственной и промышленной индустрией. Хозяйственники, в ожидании роста цен на продукты, предпочитают задерживать свою продукцию на складах. Реальные доходы населения также ощущают на себе негативное влияние инфляции: сбережения обесцениваются, покупательская способность рез- ко снижается. Не спасают даже вклады с высокой ставкой вознаграждения. Особенно ухудшаются условия жизни пенсионеров, студентов, государственных служащих, то есть тех, чьи доходы формируются из средств государственного бюджета. Государство принимает некоторые компенсационные меры по поддержке жизни вышеуказанных групп населения на прежнем уровне, которые заключаются в индексации социальных программ, заработной платы госслужащих, пенсий, стипендий, различных пособий и других социальных выплат населению. Но на практике эти меры, к сожалению, не спасают положения наиболее уязвимых слоёв населения. В основном причиной этого становится то, что меры принимаются после очередного скачка цен. Население, к сожалению, не может предвидеть и заранее подготовиться к инфляции. Если бы это было возможным, то её последствия были бы не столь обременительными.
Контрольные тестовые задания
1. Сторонники концепции «экономики предложения» считают, что:
а) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна;
б) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, эффективна;
в) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, неэффективна;
г) экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, эффективна.
Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция «экономики предложения».
Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна. Она не смогла справиться со стагфляцией, поразившей развитые страны в 70-х годах, а потому должна быть заменена более эффективной экономической политикой. «Активной силой», влияющей на уровень безработицы и инфляции, являются, по их мнению, изменения в совокупном предложении. Экономическая политика, стимулирующая предложение, может включать программы поддержания занятости, переподготовки работников, стимулирования конкуренции, налоговые реформы и т.д.
Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера. А.Лаффер считал, что по мере роста ставки налога ( t ) от 0 до 100 % налоговые поступления ( Т ) сначала увеличиваются и достигают максимума в точке А при t = а, а затем падают, несмотря на рост налоговой ставки. Падение налоговых поступлений, по предположению Лаффера, связано с тем, что более высокие ставки сдерживают экономическую активность (падают инвестиции, потребление, сбережения и пр.), а следовательно сокращают налоговую базу, поэтому даже при росте налоговой ставки поступления от налогов падают.
2. Согласно кривой Филипса антиинфляционная политика правительства в краткосрочном периоде приводит к:
а) росту безработицы и снижению выпуска;
б) снижению безработицы и выпуска;
в) росту безработицы и выпуска;
г) снижению безработицы и росту выпуска.
Антиинфляционная политика правительства, согласно кривой Филипса, в краткосрочном периоде приводит к росту безработицы и снижению выпуска. Экономика перемещается из точки А вправо-вниз вдоль исходной кривой Филипса. Сокращение государственных расходов или денежной массы снижает уровень цен, тогда как заработная плата, зафиксированная в трудовых договорах, остается прежней. В этих условиях прибыли фирм падают и они сокращают объем своего выпуска, а значит и занятость. Для количественной оценки эффективности борьбы с инфляцией используется так называемый коэффициент потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема выпуска необходимо принести в жертву, чтобы снизить инфляцию на один процентный пункт. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что потери от борьбы с инфляцией могут быть существенно снижены, если план проведения такой антиинфляционной политики будет объявлен заранее, до того как экономические агенты сформируют свои ожидания, и, что самое существенное, если люди будут верить в осуществление этого плана. То есть политика, пользующаяся доверием населения в условиях рациональных ожиданий, может привести к замедлению темпа инфляции, практически не вызывая спада.
Рисунок 1 – Кривая Филипса
Список используемой литературы
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.