Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Культура и искусство эпохи Возрождения

Культура и искусство эпохи Возрождения [28.04.16]

Тема: Культура и искусство эпохи Возрождения

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 40.25K | Скачано: 324 | Добавлен 28.04.16 в 18:50 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Санкт-Петербургский государственный институт

Год и город: Санкт-Петербург 2016


Содержание

Введение 3

Портретный жанр 6

Художественный метод эпохи Возрождения 9

Основные этапы развития искусства Возрождения 10

Проторенессанс 10

Раннее Возрождение 11

Высокое Возрождение 14

Позднее Возрождение 15

Северное Возрождение 16

Список используемой литературы 19

 

Введение

Западноевропейская культура XIV-XIV вв. получила название культуры Возрождения. Уже у итальянских гуманистов, одним из которых был у Джорджо Вазари, встречается Термин Возрождение. В современном значении в обиход термин был введён Жюлем Мишле (французский историк XIX века). Выделяют четыре основных этапа Ренессанса. Первый этап - Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век), второй этап - Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века), третий этап - Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века), последний этап - Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века).

Возрождение зарождается в Италии, а затем появляется в других странах центральной Европы: Франции, Англии, Германии, Испании и других, приобретая национальные особенности. Эпоха Ренессанса много в чем оказалась противоположной культуре средневековья, так как авторитет дух. писания и церкви был сравнен с индивидуальным правом человека на личную жизнь и творчество.

В эпоху Ренессанса культура совсем утрачивает культовый, возвышенный, священный характер и становится «творением» человека, его «мудростью» и «созданием». Как считали гуманисты, именно сам Человек есть истинный творец культуры и венец мироздания. Вот почему культура ориентируется на индивидуальный тип духовной деятельности, который будет основным для всего следующего развития культуры. Соображения о человеке как о свободной и независимой личности, огромной ценой личных усилий выходить за свои физиологические конечные пределы, стало самым важным открытием гуманизма и значило появление на свет совершенно нового взгляда на человека, его естество, природу и предназначение в мире.

Образ Человека универсального, самого себя создающего являлся идеалом Возрождения. Очень имело цену образование, воспитание нравственности и развитые личностных интересов. Данный образ был великой мечтой гуманистов. Именно поэтому искусство иных форм культуры духовной этой эпохи смогло отобразить дух Возрождения.

Главное значение в эпоху Ренессанса имели не сколько идеи, сколько их практическое применение. Как писал Леонардо да Винчи: «Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса». Самые важные деятели Ренессанса интересом к античности положили начало новейшей гуманитарной, духовной культуре, которая обращена к человеку. Человечество снова почувствовало необходимость в искусстве потерянного «золотого века» античной культуры с характерным ему копированием физических форм натурального мира, принимаемых естественно органами чувств.

Сотворенное человеком, как думали гуманисты эпохи Ренессанса, делает его равным с Богом, так как собственными трудами он заканчивает дело сотворения мира. Используя свои способности человек совершенствует, облагораживает то, что напрямую дано нам природой, как считали гуманисты, человек сможет подняться над ограниченностью своего тела (физ. существования), шагая в сторону свободы. Возвращаясь к наследию античной культуры, гуманисты с необычайным почтением относились к Лукрецию, Платону, Аристотелю, и другим. Гуманистов прельщала как глубина концепций, так и тонкий вкус, всесторонняя образованность, умение создавать эстетические и философские теории и в то же время понимать в нынешнем искусстве, обосновывая неразрывную связь практики с теорией.

Воссоздавая античную традицию смотреть на искусство как на отражение жизни, гуманисты не руководствовались ей бездумно. Как считали гуманисты, искусство не попросту сравнивается с реальными предметами и человеком, а старается зеркально воспроизвести общее, не оставляя при этом индивидуальное. Художественный метод Возрождения не повторяет художественный метод античности, взводя ее принципы в абсолют, а творчески их улучшает. Античность смогла объединить и разумно сконструировать собственные художественные образы в искусстве с позиции обобщенного идеала, сотворив собственные шедевры. А Ренессанс сумел воспроизвести человека и реальность с взгляда новоиспеченного идеала эстетического, акцентируя внимание, с одной стороны, - на их индивидуальности и неповторимости, смотря на человека как неповторимое творение Бога и природы, а с другой, понимая, что истинный человек очень часто так несовершенен, что искусство должно сконструировать некоторые его черты в общее целое.

 

Портретный жанр

В портретном жанре живопись укрепила особенный тип человеческого лица – достойного и благородного, который осознает возможности и является творцом собственной судьбы. Чувство собственного достоинства смогло найти воссоздание в искусстве переходного периода позднего средневековья во фресковой живописи художника Джотто и «Божественной комедии» Данте, который был одним из гуманистов эпохи Ренессанса.

Поворот от средневековой мысли к идеалам Возрождения совершался понемногу. Мистицизм и неоспоримый авторитет церкви длительное время властвовал в мышлении и будничной жизни человека в ту эпоху. Не тотчас живопись и поэзия из разряда низших ремесел, такими они были в античную эпоху, смогли перейти в категорию вакантных профессий. К примеру, семья Микеланджело полагала для себя позором, что член их семьи проявил желание стать художником, это было характерным для того времени. Тем не менее иной взгляд уже заявил о себе. Похожая ситуация отобразила более глубокую тенденцию, выявившую себя в эпохе Возрождения, когда одно мировоззрение еще совсем не умерло, а другое уже возникло. В данном проявилось трагизм и величие Возрождения, культура которого включила  в себя все ее противоречия.

Вместе с гуманистическими идеями, средневековые авторитеты в лице святого Августина (Блаженного) продолжали проживать в новейшем поколении художников и поэтов: Петрарка и Боккаччо, Альберти и Дюрер и многие др. Петрарка полагал, что поэзия не перечит теологии, которая фактически есть та же поэзия, но устремленная к Богу. Так отцы церкви, по мнению Петрарка, употребляли поэтическую форму, так как псалмы – это тоже поэзия. Боккаччо нарекал поэзию сестрой теологии, органической частью Библии, способствующей достижению добродетели. Цель поэзии он видел в том, чтобы устремить мысли человека к ценностям божественным. А осудить поэзию значило осудить метод самого Христа. Для ранних мыслителей эпохи Ренессанса, как и для средневековых отцов церкви, высшее совершенство проистекало от Бога. Как считали Альберти и Леонардо да Винчи, художник обязан быть похожим на священника благочестием и добродетелью. А сама живопись обязана стать божественной, проникнуться любовью к богу. Воспроизводя слова Данте, Леонардо да Винчи писал, что художники есть «внуки Бога».

Так, светское направление в искусстве в эпоху Возрождения возникло не сразу и не путем общего отказа от божественной цели. Оно появилось, постепенно в результате вторжения в духовную сферу запросов, сформированных во многом на физическом интересе новейшего социального класса и повышающегося интереса к классическому наследию античной культуры. Поэты и художники старались добиться уважения к себе не только благодаря своим моральным достоинствам, но и интеллектуальным способностям. Все больше в обществе имела ценность всесторонняя образованность, а также умения и навыки в разнообразных областях человеческой деятельности. Истинный поэт, как считал Боккаччо, обязан иметь знание археологии, грамматики, риторики, истории, географии, а также различных видов искусства. У него обязан быть яркий, красноречивый язык и широкий запас слов. Потраченный труд художника и нужные всесторонние знания делались критерием искусства. Не случайно великих людей того времени нарекали «титанами». Скорее всего, они сами были прообразами того безупречного Человека, который объявлялся венцом природы.

Поистине, роль художника в обществе была в эпоху Ренессанса так благородна и важна, что вершиной его труда могло быть только универсальное знание, а, значит, художник обязан быть в то же время еще и философом и мудрецом. Так, Боккаччо считал, что поэты не копируют мудрецов, а сами есть мудрецы. Леонардо да Винчи прямо говорил, что живопись это и есть философия, поскольку она полна глубокого размышления над движением и формой. Она дает истинное знание, так как «размышляет в красках» об настоящей сущности явлений природы и человека. Наряду с этим, художник не просто воссоздает и имитирует природу, но и критически мыслит над всем, что лицезреет. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» рекомендует художникам «подстерегать» красоту человека и природы, подмечать их в те мгновения, когда она более полно в них проявляется.

Как считал Альберти, красота сколько «некое согласие и созвучие частей», коренится в природе самих вещей, и цель художника сводится к копированию природной красоты. Восхитительное для гуманистов носит объективный характер, а художник должен как в зеркале воспроизвести существующую в мире красоту, сравниваясь с зеркалом. При том среди видов искусства выбор давался живописи, которая показала влияние на другие виды искусства, в том числе на литературу. Как раз в области живописи в эпоху Ренессанса были сделаны существенные открытия – воздушная и линейная перспектива, пропорция, свето тень, локальный и тональный колорит. Верность природе не обозначала для гуманистов слепого подражания ей. Красота разлита в некоторых предметах, и в произведении искусства художник обязан стараться собрать их воедино. Невозможно, - говорил А. Дюрер, - чтобы художник «смог срисовать прекрасную фигуру с одного человека. Ибо нет на земле такого красивого человека, который не мог быть еще прекраснее».

 

Художественный метод эпохи Возрождения

Оригинальностью художественного метода эпохи Ренессанса было то, что они ориентировались на сотворение средствами искусства какого-то идеала, которому нужно следовать. В этом метод эпохи Возрождения истинно походил на художественный метод античности. Всё же были и собственные особенности. Такой отличительной чертой было появление в живописном искусстве массы женских образов, что не было характерно для искусства предыдущих эпох. Интерес для художника эпохи Ренессанса выступал не только образ Богоматери, как в средние века, или богинь, как это существовало в античности, но в первую очередь, образы светских женщин, портреты которых стали недостижимыми образцами совершенства и гармонии. Священный идеал женской красоты культивировался не только в живописи благодаря Леонардо да Винчи, Рафаэлю, Боттичелли и др.  художникам, но и в литературе, что привело к появлению на свет светлого образа Лауры у Петрарки, продолжающего оставаться недостижимым в мировой поэзии.

Всё же несмотря на идеализацию художественных образов средствами искусства, эстетические принципы эпохи Ренессанса были реалистическими и тесно объединенными с художественной практикой того времени. Рассмотрим основные этапов развития искусства Ренессанса, в каждом из которых проявились свои характерные черты и особенности.

 

Основные этапы развития искусства Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс очень сильно связан  с романскими, византийскими, готическими традициями, со средневековьем, данный период есть подготовка Ренессанса. Его можно разделить на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после смерти (1337 год). Самые главные открытия, великие мастера работают и живут в 1 период. 2 период связан с эпидемией чумы, охватившей всю Италию. К концу XIII века во Флоренции строится центральный храм— собор Санта Мария дель Фьоре, автором которого был великий Арнольфо ди Камбио, продолжил его работу Джотто, который проектировал кампанилу Флорентийского собора.

Первые проявления искусства проторенессанса были замечаны в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио). Живопись была представлена 2 художественными школами: Сиены (Дуччо, Симоне Мартини) и  Флоренции (Чимабуэ, Джотто). Джотто стал Главной фигурой живописи. Как считали художники Ренессанса Джотто был реформатором живописи. Он наметил путь, как пойдет его развитие: плавный переход от плоских изображений к рельефным и объемным, наполнение религиозных форм светским содержанием, возрастание реалистичности, сделал в живописи пластический объём фигур, изобразил интерьер в живописи.

 

Раннее Возрождение

Период названный  «Раннее Возрождение» длится в Италии с 1420 по 1500 год. Этот этап является необыкновенно продуктивным для развития мирового, а не только искусства в Италии. Раннее Возрождение (Кватроченто) говорило о появлении и расцвете множества индивидуальностей почти во всех видах художественной деятельности и искусства. Принесли свои плоды и вера гуманистов в безграничные возможности человека и разум. Очень высоко ценили и уважали художников. Их к своему двору приглашали римские папы, короли, герцоги. Несмотря на это их искусство не становилось придворным. Ценилась так же очень высоко личная свобода художника. Как писал гуманист П. Мирандолла о свободе человека и его месте в нашем мире: «В конце дней творения создал Бог человека, чтобы он познал законы вселенной, научился любить ее красоту, дивиться ее величию. Я, - говорил творец Адаму, - не прикрепил темя к определенному месту, не обязал определенным делом, не сковал необходимостью, чтобы ты сам, по собственному желанию, избрал место, дело и цель, какие ты свободно пожелаешь, и владел ими… Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты…сам себе сделался творцом и сам выковывал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть на степень животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле».

По праву основателями изобразительного искусства раннего Ренессанса считаются скульптор Донателло, художник Мазаччо, и также скульптор и архитектор Брунеллески. В 1ой половине XV века все они работали во Флоренции, однако их творчество проявило видимое влияние на художественную жизнь всего Ренессанса. Мазаччо называли художником «мужественного стиля», так как он смог сотворить в живописи объемные «скульптурные» образы, применяя при этом 3х мерную пространственную глубину полотна. Он увидел действительный мир по-новому и запечатлил его живописными средствами, и это неминуемо привело к трансформации не только художественного языка, а также и пространственно -художественного мышления в целом. Заслуга в создании школы рельефного искусства принадлежала Донателло. И также в создании круглых статуй, легко существующих и вне архитектурного целого. Создать светскую по духу, простую и свободную, легкую архитектуру удалось Брунеллески, восстановив традиции античности на новейшей почве, доведя рационализм и гармонию до своего идеала. В эпоху Ренессанса новой жизнью зажил унаследованный от греков и основанный на рационализме художественный метод.

В своих произведениях художник позднего Кватроченто С. Боттичелли создал удивительно одухотворенные и прекрасные женские образы («Рождение Венеры» и также «Весна») и некоторые другие. С. Боттичелли обладал исключительным даром объединять в собственном искусстве черты христианской и античной мифологии. Иной особенностью его манеры есть тяга к готике. Через грамотно построенные ритмические композиции и применение волнообразных линий просвечивает неземная красота наших земных женщин, спрятанная под кровом невесомой вуали. Наличие ореола загадочности и нежности содействовало образованию необычайно легких и очень женских образов, вместившихся в сокровищницу мирового легендарного искусства.

 

4.2 Высокое Возрождение

Искусство Возрождения развивалось: так для Раннего Ренессанса были характерной чертой стремление и поиски создать что-то новое, а для Высокого Ренессанса характерна мудрость, зрелость, сосредоточенность на основном. Именно в то время были рождены шедевры, ставшие символами не только всей эпохи, но также шедеврами мировой культуры всех времен и народов.

Основной фигурой в культуре периода, бесспорно, был Леонардо да Винчи, талант которого отличался разносторонностью. Пиком творчества Великого Леонардо конечно не без оснований считается творение образа Моны Лизы (Джоконды), ее тайна до сегодняшнего дня остается неразгаданной, и она ушла в лету вместе с ее автором. Спокойствие и величие, отсутствие фальши и надменности, гениально и очень легко подчеркивают настоящий облик бессмертной женственности, парящий над всем лживым, неистинным, недостойным внимания. Сотворённый Леонардо образ восхитительной женщины на все века предстает перед зрителем на фоне довольно отвлеченного пейзажа, который мало занимал внимания у художников Ренессанса. Вневременность образа, его обобщенность и символичность подчеркивал пейзаж. «Джоконда» смогла затмить множество шедевров мирового искусства, созданные как Леонардо Да Винчи, так и другими художниками.

 

Позднее Возрождение

Безумно гениально смог отразить в своем творчестве В. Шекспир кризис гуманизма, который был обнаружен в Позднем Ренессансе. Символичным смог стать образ Гамлета. В нем самым лучшим образом проявлено стремление реализовать свой жизненный выбор, согласующийся с законами совести. «Быть или не быть?» действительно стал вопросом всех времен. Да и сегодня актуальны как никогда поиски личного пути и смысла жизни, и желание осуществить верный выбор. Масштабность и Величие шекспировского героя подтверждают гениальность его создателя, вошедшего в плеяду «титанов» эпохи Ренессанса.

В Италии с конца XV в. назревает кризис гуманизма, который был вызван политическими и экономическими проблемами в стране. Так как в  1494 г. Открылась  Америка,  торговля с Северной Италией и ее экономическое могущество идет на спад, Италия подвергается военному разорению и теряет независимость. Непостоянство миропорядка, его ценностей и как результат этих процессов кризис идеалов, которыми жило не одно поколение гуманистов.

Со всей бесспорностью кризис гуманизма отразился в творчестве литературных гениев позднего Ренессанса – Сервантеса и Шекспира. Мир представлялся Гамлету «садом, поросшим сорняками» не случайно. Эгоистическая воля некоторых людей мешала свободному развитию человеческой личности. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» включал в себя всю разноречивость эпохи позднего Ренессанса, и также трагизм человеческой личности в ее склонности быть свободным в несвободном мире.

Сервантесу в отличие от Шекспира, удалось показать те же процессы, происходящие с миром и отдельным человеком, но уже в смешной форме. Созданный им образ Дон-Кихота – безупречного героя, который жил по своим личным законам, согласующимся с общими представлениям о зле и добре, также стал нарицательным. Однако идеальные герои могли существовать только в мире искусства, а реальный мир продолжал жить по своим строгим законам зарождающегося капитализма, который диктовал свои устои человеческого жития. Неминуемо, что борьба Сервантеса с ветряными мельницами не могла закончиться счастливо, а у расчетливого и экономного новоявленного буржуа порождала только смех и ничего больше.

 

Северное Возрождение

За счет бурно развивающихся экономических и культурных связей, увеличившемуся интересу к образованию, а также единству тенденции в развитии истории европейских народов и становлении их государств, идеи и эстетические идеалы итальянского возрождения разнеслись по всему европейскому континенту севернее Италии. При всем этом, Северное Возрождение не стало копировать достигнутое, а внесло свой неповторимый вклад в эпоху Возрождения и создало свои шедевры. В культуре XV-XVI веков в Франции, Германии и Нидерландах еще сохранилось готическое искусство средневековья, тем не менее все заметнее тенденции эволюции от религиозной схоластики в сторону создания светского искусства.

Ощутимый вклад в искусство Северного Возрождения внесли такие художники, как Иероним Босх и Питер Брейгель, их творчество на протяжении нескольких столетий оказывалось незамеченным, но с конца ХХ в. порождает все более пристальный интерес. П. Брейгеля, нидерландского художника, именуют «мужицким» и его картины нельзя перепутать с иными ввиду неподдельного интереса художника к быту простых крестьян. Брейгель как никто другой очень реалистично точно живописует не только образы, но и обстановку, в которой живут герои его картин, показывая интерес к деталям быта крестьян. Все же не только сюжеты из крестьянской жизни интересуют художника, но и природа, которая подчеркивает естественность жизни простолюдинов - им далеки дворцы и красивая одежда, замысловатые наряды и прически. Взгляд Брейгеля не объективен: он стопорит собственное внимание на житейских ситуациях, в которых обнаруживаются характеры обычных и во многом несовершенных людей, к которым художник показывает неподдельный интерес и относится с теплотой и осмыслением, а часто и с ироничностью (как в картинах «Страна лентяев» и «Крестьянский танец»). Брейгель показывает свое мастерство не только в способности формировать образы своих современников, лица которых «не обезображены интеллектом», но и применяет сочный и теплый колорит, который подчеркивает отношение к собственным героям. Помимо жанровых полотен, Брейгель даровал миру восхитительный зимний пейзаж «Охотники на снегу», который стал шедевром мирового искусства пейзажа. А его известная картина «Слепые» завоевывает символической обобщенности и глубины в трактовке образов, акцентируя внимание на то, что именно несовершенство человеческого рода, его безверие среди прочих недостатков приведут к гибели.

Символические образы искусства призывают к разгадке, вдумчивому знакомству с созданиями великих художников, их биографией, эстетическими традициями и исторической обстановкой, при которой были созданы эти произведения. К сотворению символических образов прибегают не все художники, а лучшие из лучших. Символизация образов была характерна и другим выдающимся мастерам Северного Ренессанса – таким как, И. Босху и А. Дюреру.

Отличительной чертой живописи Северного Ренессанса, в сравнении с итальянским, было творение восхитительных реалистических портретов, принадлежащих кисти Ганса Гольбейна Младшего, Ян Ван Эйка, Лукаса Кранаха и др. мастеров живописи. Образ человека в портретах этих художников очень интеллектуализируется и все более обретает личные черты. Внимание художников все чаще акцентируется на деталях: делаются главными и показывающими интерес и обстановка, и позы, и одежда, и прически и так далее. Уточняются и детализируются пейзаж и жанровые сцена из будничного быта. Изобразительное искусство воссоздало тенденции, которые появились в жизни определенного человека того времени, интересы своих современников, надобности которых все более опускались и уже не так часто их взор был обращен с грешной земли на небо.

Античный идеал гармоничного и совершенного душой и телом человека очутился для эпохи Ренессанса во многом недостижимым, в то же время сохраняясь весьма притягательным. Одним из парадоксов и противоречий культуры этой эпохи Возрождения было то, что с одной стороны, - оно стремилось полностью отказаться от предшествовавшей ей религиозной культуры средневековья, а с другой, - вновь вернуться к религии, реформируя ее в соответствии с новейшими общественными нуждами, новейшими идеалами нарождающегося класса буржуа. Искусство не способно было не отразить это противоречие.

Несмотря на новизну художественных средств (умелое использование светотени, прямая перспектива, появление все еще условного, позволяющая передавать объем на плоскости, локальных цветов, но уже более реалистического пейзажа и так далее), художники Возрождения использовали традиционные мифологические сюжеты. Однако Мадонны с младенцами лишь далеко походили на изображение Богоматери. Лица молодых итальянок уже не отличались просветленностью, не были обращены к поднебесью, а были вполне реальны. И хотя религиозные сюжеты и образы еще часто выказывались предметом искусства, всё же они все более делались лишь объектом эстетического созерцания, воспринимались современными «телесными очами».

Культура Ренессанса предстала во многом поворотным этапом всей европейской культуры. С этого времени и искусство и, в целом, вся духовная культура идут по пути своей десакрализации, ставя и решая окончательно другие задачи, чем в предыдущие эпохи. Это приведет к тому, что советское искусство и наука со временем лишатся полноты духовного опыта, которым они обладали ранее.

 

Список используемой литературы

  1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998 г.
  2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978 г.
  3. Вазари Д. Жизнеописание наиболее знаменитых ваятелей и зодчих. – М., 1995 г.
  4. Казанцева С.А. Культурология. – М., 2005 г.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 40.25K
Скачано: 324
Скачать бесплатно
28.04.16 в 18:50 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе