Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»

Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке» [24.04.16]

Тема: Сущность и роль концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 19.96K | Скачано: 221 | Добавлен 24.04.16 в 17:37 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Барнаул 2015


Вариант №4

Содержание

Введение    3

1. Краткая биография А. Смита    4

2. Концепция «экономического человека»    6

3. Принцип «невидимой руки»    8

Заключение    10

Список литературы    11

 

Введение

Адам Смит занимает особое место в истории экономической мысли, поскольку является одним из основоположников современной экономической теории.

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776г., в которой он детально проанализировал действие экономики в условиях полной экономической свободы. Выявил роль и влияние эгоизма человека и разделения труда  на экономические процессы.

Идеи Адама Смита в то время имели большое влияние в Англии и Франции. И хотя тогда его работы подвергались критике и многими не признавались, со временем появились последователи  его идей, и вклад Смита  в историю экономической мысли был достойно оценен. И в настоящее время он остается одним из самых известных и цитируемых экономистов прошлого и современности.

 

1. Краткая биография А. Смита

Прежде чем перейти к изложению сущности концепции «экономического человека» и принципа «невидимой руки» стоит рассказать, кто такой А. Смит, и затронуть некоторое интересные моменты его жизни.

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита — величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в.[5]

По мнению М. Блауга А. Смит - автор «первого в экономической науке полноценного труда, излагающего общую основу науки».[1]

Адам Смит родился в июне 1723 г. в г. Кирколде ( Шотландия), в семье таможенного чиновника. Еще с детства он проявлял способности к учебе и в возрасте 14 лет поступил в Глазовский университет, где являлся одним из лучших студентов, и вскоре был удостоен стипендии для завершения образования в Оксфордском университете, где он и учился в период с 1740 по 1746 гг. Но обучение в данном университете его не устраивало и вскоре он отправился в Эдинбург и занялся самообразование и чтением лекций по политической экономии и английской литературе.

Уже в 1751 г. он стал профессором логики в Глазовском университете, а позже перешел на кафедру моральной философии, на которой преподавал вплоть до 1764 г.

Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А.Смита все более смещается к экономической науке, что было связано отчасти с активным его участием в своеобразном Глазговском клубе политической экономии, а отчасти — дружбой с философом и экономистом Давидом Юмом.[5] После чего в 1762 г. получил ученую степень доктора юридических наук.

С Давидом Юмом Адам познакомился около 1750 г., вместе они формировали своего рода интеллектуальный альянс из-за сходства их взглядов, которые имели отражения в трудах по истории, философии, экономики, политики и религии.

В 1764 г. в жизни А.Смита произошло, можно сказать, переломное событие: он оставил кафедру (как окажется навсегда) и принял предложение сопровождать во время заграничного путешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля — герцога Баклю.[5] Это путешествие длилось чуть более двух лет, за это время Адам успел побывать в Тулузе, Женеве, Париже и встретиться с Вольтером, Гельвецием, Дидро, Гольбахом, Д'Аламбером, Ф. Кенэ, А. Тюрго. Все это впоследствии отразилось в его главном труде.

Главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.), обессмертил имя автора, переиздавался при его жизни четырежды и три раза до конца века. [1] Эта книга в деталях описывает последствия экономической свободы. В книгу включены обсуждение таких концепций как laissez-faire, роль эгоизма, разделение труда, функции рынка  и международное значение свободной экономики. Богатство народов открыло экономику как науку, запустив доктрину свободного предпринимательства. [2, с. 196]

Влияние А. Смита на своих современников было довольно существенным. К примеру, премьер-министр Англии У. Питт-младший объявил себя его учеником и подписал первый либеральный торговый  договор с Францией (договор Эдена) в 1786 г. А один из его учеников — Дугалл Стюарт стал читать курс политической экономии в Эдинбургском университете.

В 1778 г. Смит был назначен главой таможни в Эдинбурге, где и скончался после продолжительной болезни 17 июля 1790 г.

 

2. Концепция «экономического человека»

В основе производительной деятельности лежит интерес к увеличению богатства. Это главный мотив, определяющий интерес. Он – движет людьми, заставляет вступать во взаимоотношения друг с другом.[3, с. 79]

В своей работе А. Смит через призму «экономического человека» пытался объяснить все экономические процессы.

Центральное место в его учении занимает концепция экономического либерализма: рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.[4]

Базовыми принципами, которые формируют модель «экономического человека» можно назвать разделение труда и получение дохода.

Смит утверждал, что размер богатства общества зависит от производительности труда, а разделение труда в три раза повышает его производительность. Кроме того, он приравнивал обмен товарами к обмену продуктами разделенного труда.  Кстати, только такую форму обмена он и признавал и считал, что при разделении труда каждый становится торговцем, а общество в целом представляет собой союз торговцев. Он полагал, что склонность к обмену заложена в человеке от природы.

Обширный рынок, доказывал Смит, создает благоприятные предпосылки для разделения труда и специализации производства, а на этой основе достигается высокая производительность труда. Когда рынок узок, возможности разделения труда ограничены, и рост производительности труда затруднен.[2, с. 245]

Исходя из того, что все люди являются своего рода торговцами и обмениваются товаром на товар, возникали некоторые трудности в связи с обменом, поскольку не каждый продукт труда можно было обменять на необходимый товар. Это привело, по мнению Смита, к возникновению денег, т.к. деньги – это такой товар, с помощью которого можно получить желаемый продукт, и который никто не откажется принять.

Все товары имеют, с точки зрения Смита, одно общее свойство – они продукт труда. При сопоставлении товаров друг с другом в процессе обмена конкретная форма затраты труда не имеет значения, все товары выступают как продукты равного труда. Отсюда следует, что величина стоимости определяется только количеством затраченного труда, измеряемым рабочим временем.[2, с.249]

Таким образом, при обмене товарами владелец товара получает в обмен такой товар, который равен его товару по количеству затраченного им труда на свой товар.

Основными доходами общества, в свою очередь, являются заработная плата, прибыль и рента. Общим же источником всех доходов Смит считал человеческий труд, а прибыль и ренту частью стоимости, созданной этим трудом.

Заработная плата рассматривалась Смитом, как цена труда. Если же человек, владеющий предприятием, сам производит продукт, то он получает и заработную плату и прибыль. А земельная рента, по его мнению, создается неоплаченным трудом рабочего и вычета из продукта его труда.

В некоторых случаях Смит утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими доходами участвует в образовании стоимости.[2, с.254]

Таким образом, человек стремится к удовлетворению своих потребностей и это зависит от уровня его материального благосостояния, поэтому, чтобы удовлетворить свои потребности, он должен оказывать услуги другим людям, которые, в свою очередь, преследуют свой интерес.

«Экономический человек» А. Смита – эгоист, стремящийся к личному обогащению путем производства и реализации качественного товара или услуги.[1]

 

3. Принцип «невидимой руки»

Каждый человек, участвующий в рыночных отношения, прежде всего, преследует свои собственные цели и интересы, стремится извлечь выгоду из совершаемых сделок. И тем самым, сам того не подозревая, он влияет на экономику – способствует увеличению общественного продукта и общественного блага.

Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведет к общей выгоде, к развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Преследуя свои собственные интересы, человек «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».[3, с.78]  

«Невидимая рука» рыночных законов направляет к цели, которая совсем не входила в намерения отдельного человека.[3, с.78]

«Невидимая рука» действует несколько иначе государственного регулирования рыночной экономики и, несомненно, эффективнее. При плановой экономике фактически отсутствует конкуренция среди предприятий, но существует конкуренция среди покупателей, поскольку при планировании государственные органы не учитывают предпочтения потребителей, и все население пользуется одними и теми же товарами.

При регулировании экономики «невидимой рукой» каждый производитель сам решает как, что и в каких количествах производить, не подчиняясь никакому государственному плану; имеет место стремление предприятий к максимизации прибыли, что в свою очередь вызывает стремление к повышению качества производимой продукции, снижению издержек и поиску эффективных способов производства.

Непременным условием для того, чтобы экономические законы действовали, является, по убеждению А.Смита, свободная конкуренция. Только она, считает он, может лишить участников рынка власти над ценой, и чем больше продавцов, тем менее вероятен монополизм, ибо, на его взгляд, «монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы…».[5]

Тем не менее, государство тоже участвует в поддержании конкурентной среды, используя некоторые инструменты такие, как налогообложение, государственно-коммерческое  финансирование, регулирование таможенных тарифов и др.

Таким образом, смитовская «невидимая рука» предполагает такое соотношение между «экономическим человеком» и обществом, т.е. «видимой рукой» государственного управления, когда последняя, не противодействуя объективным законам экономики, перестанет ограничивать экспорт и импорт и выступать искусственной преградой «естественному» рыночному механизму. Конкретно за государством А.Смит считает целесообразным закрепить «три весьма важные обязанности», а именно: осуществление издержек на общественные работы, на обеспечение военной безопасности и на отправление правосудия.[5]

 

Заключение

Адам Смит через призму «экономического человека» сумел показать все экономические процессы. Выявил, что разделение труда играет очень важную роль в экономике и что оно влияет на производительность труда, которая, в свою очередь, определяет размер богатства общества.

Кроме того, он определил, что «экономический человек» будучи эгоистом, преследующим свои корыстные цели, влияет на экономические процессы, ведомый так называемой «невидимой рукой».

Принцип «невидимой руки» дает понять, что при свободной конкуренции и умеренном вмешательстве государства, рыночная экономика регулируется наиболее эффективно.

 

Список литературы

1. Городецкий В.К. История экономических учений [Электронный ресурс]. – М., 2003. –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/Gor/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

2. История экономики и экономических учений. Сборник студенческих работ. / Отв. редактор канд. экон. наук, доц. Чухнина Г.Я. – М.: Студенческая наука, 2012. – 1116 с.

3. История экономических учений: учебник / С.А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр, 2013. – 478 с.

4. Фролова Т.А. История экономических учений [Электронный ресурс].: Конспект лекций. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m172/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений [Электронный ресурс].: Учебник для вузов. – 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/history_econom_science2/index.php, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 24.05.2015).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 19.96K
Скачано: 221
Скачать бесплатно
24.04.16 в 17:37 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе