Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по деловому общению »

Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли

Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли [16.12.08]

Тема: Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли

Раздел: Бесплатные рефераты по деловому общению

Тип: Контрольная работа | Размер: 13.97K | Скачано: 283 | Добавлен 16.12.08 в 12:59 | Рейтинг: +22 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

1. Введение 3

2. Основные социально-психологические идеи Г. Тарда и В. Парето 5

3. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона 7

4. Практическая часть 10

Список литературы 11
 

1. Введение

Общение между людьми как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда, так или иначе, осмысливалась ими сначала на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем и на более глубоком, теоретическом уровне. Выдающиеся мыслители разных стран и исторических эпох высказали глубокие суждения о сущности и содержании человеческого общения в тех или иных сферах общественной жизни, его объективных и субъективных сторонах. В связи с этим они высказывались о психологической и нравственной сторонах человеческого общения и соответствующих свойствах людей как субъектов межличностного общения, в том числе о их психологических и моральных свойствах.

Морально-психологические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в числе Нового времени, таких как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и другие.

Так, Конфуций (551-479гг.до н.э.) обращал внимание на такие нравственные качества человека, делающие его приятным и полезным в общении, как чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, особенно старших по возрасту, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения, что позволяет поддерживать порядок и гармонию в обществе.

Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг.до н.э.) обосновал учение о нормах морали и моральном сознании людей как главном факторе их общения между собой. Он требовал логического обоснования положения этики, а их понимание рассматривал как основное условие нравственного совершенствования каждого человека.

Ученик Сократа  Платон (427-347гг.до н.э.) считал, что общение между людьми должно строится на основе таких добродетелей, как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм. Он обращал внимание на способы ведения беседы, отразил многие тонкости диалогов разных собеседников, показал зависимость направленности мышления людей от характера и содержания их общения. Говоря о том, что душа размышляет  и разговаривает сама с собой, Платон, по сути дела, ставит вопрос о внутренней речи людей. Это один из важных вопросов современной психологии, в том числе и психологии делового общения.

На многие психологические свойства личности указывал Аристотель (384—322 до н.э.). Он характеризовал человеческие способности как функции души, рассуждал о психологических чертах характера человека, его мыслительных ассоциациях о целесообразном характере его поведения и деятельности.

Философ Нового времени голландец Бенедикт Спиноза (1632—1677) в своей "Этике" подчеркивает роль человеческой индивидуальности, характеризующей, прежде всего, внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях — аффектах. Любовь, радость, сострадание, гнев, ревность, ненависть, побуждение к чему-либо. Вместе с тем Спиноза указывал на причинную обусловленность человеческого поведения объективной необходимостью, что, однако, не снимает ответственности с человека за то, что он делает.

Английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) пытались показать, что общественная мораль и мораль личности взаимосвязаны и определяются обстоятельствами жизни людей и их интересами. Интересы людей определяют характер и содержание общения между ними, — писали они.

Эти идеи получили подробное обоснование в работах французских просветителей XVIII в. Поля Анри Гольбаха (1723—1789) и Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). На обусловленность морали людей их жизненным опытом, указывал Вольтер (1694—1778), отмечая, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества.

Весьма актуальны сегодня высказывания Жан Жака Руссо (1712—1778) о роли чувств и естественных инстинктов человека в его поведении. Это же можно сказать об учении немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804) о долге как основании нравственности и о нравственном законе.

 

2. Основные социально-психологические идеи Г. Тарда  и В. Парето

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе и делового общения. Так, одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе.

Несомненный интерес представляют некоторые идеи и теории, которые обосновали представители так называемого психологического направления в социологии, видевшие изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Сами же эти побудительные силы истолковывались как проявление человеческой психики.

Французский мыслитель Габриель Тард (1843-1904гг.), один из основоположников этого направления, назвал социологию как науку о функционировании общества «простой социальной психологией». Почти все его социологические труды, такие как «Законы подражания», «Социальная логика», «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и другие, посвящены проблемам социальной психологии.

Г. Тард исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. В этом Тард видит «изначальный элемент социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Подражание – основная функция человеческой психики.

Тард рассматривает подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения, и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную, и иную деятельность, обогащающие отношения между людьми. «Изобретение и подражание – таков основной элементарный общественный процесс», - делает выводы Тард. «То что изобретается, то, чему подражают, представляет собой не что иное, как идею или желание, суждение или намерение».

Подражание представлено как непосредственное проявление межличностного общения. В итоге имеет место «коллективное мышление без коллективного мозга».

Тард пишет о подражании осознанном и неосознанном, которое проявляется в «подражательном внушении» и в «инстинктивной подражательности социального человека». Он подчеркивает, что «подражание есть явление социальное».

В рассуждениях Г. Тарда следует признать наличие элементов подражания как не малозначимого фактора психологической стороны общения и взаимодействия людей. Работы Тарда дают богатый материал для глубокого осмысления роли подражания в межличностном общении.

Психические факторы деятельности и общения людей анализировал итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848-1923гг.). Социальные действия людей он делил на логические и нелогические. Первые в той или иной степени осознаны и логически обоснованы людьми, вторые – неосознанны, инстинктивны, спонтанны. По мнению Парето, неосознанные действия более естественны и органически присущи людям. Все их действия обусловлены их психическим состоянием, которые в немалой степени определяют характер их общения между собой. В психических импульсах, склонностях и предрасположениях людей Парето видит «источник социальной жизни».

Парето решал проблему законов развития общества, коренящихся в психологическом содержании действий людей. «Человеческие действия, - утверждает Парето, - имеют закономерный характер, и потому мы можем делать их предметом научного исследования». Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития всех сфер общественной жизни. Исходя из этого, Парето делает вывод: - чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применятся как к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью…она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства.

 

3. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона

Психология масс – учение о проявлениях психики различных масс людей, будь то обыкновенная толпа или парламентское собрание. Г. Лебон писал, что «эра толпы» наступает в переходные и в то же время нестабильные периоды развития общества, когда рушится одна цивилизация и утверждается другая. При этом подчеркивал, что психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. Он указывал на импульсивность и раздражительность толпы, ее податливость внушению, нетерпимость, авторитетность, консерватизм и другие негативные свойства.

Представители психологического направления в социологии обосновали многие фундаментальные положения, касающиеся психической стороны деятельности людей, их межличностных отношений и развития общества.

Существенный вклад в анализ "психологии масс" внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле.

Излагая свои взгляды в небольшой книге "Преступная толпа", С. Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки "коллективной психологии" как психологии различных (больших и малых) масс людей. При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься, прежде всего "такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам".

Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы, "душа" которой формируется путем подражания людей друг другу. Сигеле указывает на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения. Он говорит о "неоспоримом психологическом законе", по которому "интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте". В этом заключается "причина того неистовства", до которого доходят энтузиазм или порицания, в разного рода собраниях людей.

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841—1931). В своем фундаментальном труде " Психология народов и масс" он обстоятельно характеризует сознание "толпы", ее многочисленные психологические свойства. Он пишет, что "эра толпы" наступает "в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой".

По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей. "Сознательная личность исчезает", чувства и мысли людей "принимают одно и то же направление", "Образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты". Далее Лебон характеризует эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждении и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы.

Лебон пытается осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы. По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях. Он дает свою классификацию и описание толпы "различных категорий", выделяет разнообразную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания.

 

4. Практическая часть

Прокомментируйте положение, изложенное Г.Тардом в работе «Социальные законы», где утверждалось, что именно благодаря механизмам подражания, таким как например, мода, обычаи, традиции, возникают групповые и общественные ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются.

В основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Это является изначальным элементом «социальности», основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества. Любой человек  в своей деятельности и общении с другими людьми выступает как носитель духовности своего народа.

«Человек научается не только своими современниками, но еще больше из опыта протекших столетий и тысячелетий и вполне зависит от них в своих мыслях, чувствах и воле». – Х. Штейнталь, М. Лацарус.

Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение традиции, обычаи, порядки, правила поведения благодаря механизмам подражания сохранены до настоящего времени. Воинские традиции, культурные традиции, семейные традиции, коллективные традиции. Обычаи проведения свадеб, религиозные обычаи. Каждый отдельный человек, индивид, усваивая механизмы проведения данных событий, в последующем  вовлекает массы, из чего возникают групповые общественные ценности и нормы, и явления становятся общественными, т.е., социальными.

 

Список литературы.

1.Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов/ Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+22
Размер: 13.97K
Скачано: 283
Скачать бесплатно
16.12.08 в 12:59 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе