Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »
Тема: Развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Другое | Размер: 17.70K | Скачано: 274 | Добавлен 16.04.16 в 23:08 | Рейтинг: 0 | Еще Другое
Вуз: Тульский государственный педагогический университет
Учебная мотивация позволяет развивающейся личности, в том числе и личности младшего школьника с нарушением речи, определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал обучения в школе [2, с.24].
Изучение проблемы мотивации младших школьников с нарушением речи занимались многие, как отечественные, так и зарубежные, педагоги и психологи. Среди них такие известные ученые как А. К. Маркова, А. Б. Орлов, А. А. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, К. Левин, Х. Хекхаузен, Дж. Холл, З. Фрейд.
Своеобразие дефекта при нарушении речи определяет специфику личности детей младшего школьного возраста данной категории и их поведенческих реакций. Анализ специальной литературы показал, что, развитие и формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением речи, подчиняясь общим закономерностям формирования личности, имеет свои специфические особенности [3, с.48].
Таким образом, целью исследования является изучение особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи и составление и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи.
Исследование проводилось на базе ГОУТО "Новомосковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья". В исследование приняло участие 9 учащихся 8-10 лет с нарушением речи.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: «Определение мотивов учения» (М. Р. Гинзбург), «Рисунок школы» (А. И. Баркан), «Определение уровня мотивации учащихся» (Н. Г. Лусканова), «Направленность на приобретение знаний» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова), «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И. К. Маркова).
По результатам проведенной диагностической работы была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи. Она включала в себя 14 занятий продолжительностью 30-40 минут.
Цель программы - развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников с нарушением речи.
Задачи программы:
Выводы об эффективности коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением речи, были произведены на основании сравнительного анализа данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах проведенного исследования.
На основе данных, полученных с помощью методик «Определение мотивов учения», «Определение уровня мотивации учащихся» и «Направленность на приобретение знаний» можно сделать вывод об улучшении показателей уровня учебной мотивации младших школьников на контрольном этапе ислледования. Так, если на констатирующем этапе исследования в основном преобладал низкий уровень мотивации, а средний и высокий уровни были менее вырженны или совсем не выраженны. То на контрольном этапе исследования преобладающим стал средний уровень выраженности учебной мотивации, и произошло снижение преобладания низкого уровня выраженности учебной мотивации.
В соответствии с данными, полученными с помощью методики «Рисунок школы», можно проследить за изменение уровня школьной тревожности испытуемых. Так, на констатирующем этапе исследования у большинства испытуемых (78%) присутствовал средне или сильно выражнный страх перед школой, и только у 22% - эмоционально благополучное отношение к школе. После проведения коррекционно развивающей программы, на контрольном этапе исследования была замечена положительная динамика в изменении уровня школьной тревожности, а именно у 67% выявлена некоторая тревога по отношению к школе, а эмоционально благополучное отношение к школе было выявлено у 33% испытуемых.
Таким образом, сравниетльный анализ полученных результатов показал, что у большинства младших школьников с нарушением речи развитие мотивации учебной деятельности имеет положительную динамику, что подтверждает эффективность составленной и реализованной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование учебной деятельности у младших школьников с нарушением речи.
Литература:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Другое на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Другое для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Другое, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.