Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Контрольная по истории экономических учений Вариант 5

Контрольная по истории экономических учений Вариант 5 [12.04.16]

Тема: Контрольная по истории экономических учений Вариант 5

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.50K | Скачано: 243 | Добавлен 12.04.16 в 15:36 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Общая характеристика классической политической экономии 4

2 Основные представители классической политэкономии 8

2.1 Экономическое учение У. Петти 8

2.2 Экономическое учение А. Смита 9

2.3 Экономическое учение Д. Рикардо 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  14

 

ВВЕДЕНИЕ

История экономических учений - это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика».

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов.

Данная работа характеризует классическое направление в истории экономических учений.  В ней рассматривается следующий круг вопросов: как в экономической науке трактуют термин «классическая политическая экономия»; какие этапы охватывает в своем развитии классическая политическая экономия; каковы особенности предмета и метода изучения «классической школы», а также основные экономические теории на четырех этапах развития классической школы политической экономии.

 

1 Общая характеристика классической политической экономии

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Произошедшие социально-экономические преобразования из­менили и характер политической экономии. Как известно, с на­чала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической эконо­мии» А.Н. Монкретьена (1615) суть политической экономии сво­дилась проводниками административного (протекционистского) решения экономических проблем к науке о государственном хо­зяйстве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что «советники при короле» уже более не могли убеждать его о путях наращивания богатства страны через «...работы о золоте, о сдерживании импорта и поощрении экспорта и о тысяче детальных распоряжений, имеющих целью установить контроль над экономикой».

Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной эконо­мической науки. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус на­учной дисциплины, и до сих пор, «когда говорят «классическая школа», то имеют в виду школу, которая остается верной прин­ципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо».

Следует отметить, что впервые термин «классическая полити­ческая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной по­литической экономии». И состоит она (специфика), по Марксу, в том, что от У.Петти до Д.Рикардо в Англии и от П.Буагильбера до С.Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества»[4, с 22].

«Классики» в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочли главным образом сферу производства.

Что же касается метода изучения и экономического анализа, то его новизна в классической школе связана с внедрением новейших методологических приемов, который обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и описательного, т.е. поверхностного, осмысления хозяйственной (деловой) жизни[3, с 72].

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его «экономический человек» и «невидимая рука» убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов [1, с 37].

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества.

Характерные признаки классической школы:

  1. Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
  2. Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
  3. Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.
  4. Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда.
  5. Категория «стоимость» признавалась исходной, от которой происходили другие категории.
  6. Деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми [1, с 38].

 

2 Основные представители классической политэкономии

2.1 Экономическое учение У. Петти

Уильям Петти (1623-1687) – основоположник классической политэкономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е гг. XVII в.                                                 

Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумно­жение богатства происходит якобы исключительно в сфере мате­риального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Методологические позиции У.Петти хотя и не лишены неко­торых, присущих меркантилизму, элементов эмпиризма государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, но в основном он придерживался принципов laissez faire, настаивая, в отличие от меркантилистов, на либерализации денежного обращения и тор­говли.

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая день­ги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. В рассуждениях по данному поводу он высказал весь­ма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и актив­ный принцип богатства, а земля его жать».

Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», застав­лять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни.

Неприятие меркантилистских идей отразилось в творчестве У.Петти не только в связи с характеристикой сущности богатства и путей его приумножения, но и в попытках выявить природу происхождения стоимости товаров, а также причины, влияющие на уровень их ценности на рынке. Трактовки, предложенные им в данной связи, впоследствии позволили признать его первым авто­ром трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных при­знаков классической политической экономии в целом.

В одной из них говорится, что стоимость товара создается тру­дом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; сто­имость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости се­ребра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и зем­ли[4, с 30 – 31].

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У. Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял ею такое понятие, как прибыль фермера.

 

2.2  Экономическое учение А. Смита

Адам Смит (1723 – 1790) - величайший английский экономист, центральная фигура классической политэкономии. Его главный научный труд «Исследование о природе и причинах богатства» (1776 г.) сыграл определяющую роль в становлении классической политической экономии и оказал огромное влияние на все дальнейшее развитие экономической мысли.

В методологии исследования А.Смита центральное место занимает концепция экономического либерализма, в основу которой положена идея естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений.

А.Смит ввел в научный оборот такие понятия, как «экономический человек» и «невидимая рука». «Экономического человека» он характеризует как стремящегося к личному обогащению совершенного эгоиста. «Невидимая рука» независимо от воли и намерений «экономического человека» направляет его и всех людей к наилучшим результатам, выгоде и более высоким целям общества.

А.Смит внес большой вклад в разработку:

Экономическое учение А.Смита имеет огромное историческое значение. Хотя А.Смит не был основателем экономической науки, однако именно он сформулировал ее (экономической науки) теоретико-методологические основы. Обобщив и систематизировав экономические знания, он создал теорию, которая более века доминировала в экономической мысли и оказывала влияние на экономическую политику большинства государств [2].

 

2.3 Экономическое учение Д. Рикардо

Давид Рикардо (1772 – 1823) – одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, последователь и одновременно активный оппонент отдельных теоретических положений наследия Адама Смита.

 Основная работа «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817).

Главная задача политэкономии, по мнению Д. Рикардо, – определить законы, которые управляют распределением доходов. А.Смит и Д. Рикардо имеют общую точку зрения на базовые экономические категории и проблемы общества (сущность богатства нации, источники его увеличения, роль накопления в этом процессе, концепция производительного труда).

Центральное место в учении Д. Рикардо – теория стоимости, основанная на затратном принципе (т.е. в основе стоимости товара лежит труд, затраченный на производство данного товара).

Рикардо доказывал, что стоимость не складывается из заработной платы, прибыли и ренты, а разлагается на них. 

Категорию капитал Д. Рикардо характеризовал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых чтобы привести движение в труд». Здесь его позиция созвучна с другими представителями классической политэкономии, обращавшимся к теории капитала, но в отличие от них он сумел показать, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Труд, говорит Рикардо, — это тоже товар. Он продается и покупается. Рабочий продает свой труд, капиталист этот труд покупает. Заработная плата и есть цена этого товара. Естественная цена труда, по Рикардо, — это такой уровень его оплаты, при котором рабочие могли бы "существовать и продолжать свой род без увеличения или уменьшения их числа". Значит, естественная цена труда обеспечивает лишь прожиточный минимум: если оплата труда выше, численность рабочего населения будет увеличиваться, если ниже, — смертность станет больше, чем рождаемость. 

Неоднозначные суждения высказал Д. Рикардо в связи с формированием, динамикой и перспективой роста прибыли предпринимателей. По этому поводу он вновь исходил из сомнительного положения о том, что «прибыль зависит от высокой или низкой заработной платы, а заработная плата – от цены предметов жизненной необходимости, потому что количество всех других потребных предметов может быть увеличено почти беспредельно» [3, с 139].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классическая школа сложилась во второй половине XVIII - первой половине XIX в. Экономисты классической школы, пришедшие на смену меркантилистам, внесли значительный вклад в становление основ экономической науки.

Классическая школа главным объектом изучения сделала сферу производства, а не обращения; раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества; доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами; выявила источники доходов всех слоев общества.

Новые концепции, положения, выводы в той или иной мере опираются на труды и разработки предшественников, на разработанную ими терминологию, систематизируют и упорядочивают накопленное ранее теоретическое богатство.

Классическая школа заложили весомый фундамент экономической теории, открывавший пути к дальнейшему совершенствованию, углублению и развитию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Горяинова, Л. В. История экономических учений: учебно-практическое пособие / Л.В. Горяинова. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 248 с.
  2. Основы экономических знаний [Электрон. ресурс] // Экономические науки. – URL: http://natecon.com/ekonomicheskoe-uchenie-a-smita/. – (Дата обращения 07.04.2015)
  3. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. / Я. С. Ядгаров.– М.: ИНФРА-М, 2011. – 480 с.
  4. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание / Я. С. Ядгаров. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.50K
Скачано: 243
Скачать бесплатно
12.04.16 в 15:36 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе