Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по русскому языку и культуре речи »

Из истории ораторского искусства

Из истории ораторского искусства [07.04.16]

Тема: Из истории ораторского искусства

Раздел: Бесплатные рефераты по русскому языку и культуре речи

Тип: Доклад | Размер: 20.39K | Скачано: 282 | Добавлен 07.04.16 в 14:08 | Рейтинг: 0 | Еще Доклады

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2016


ВВЕДЕНИЕ

А вы знаете, что родиной искусства красноречия является Древняя Греция? Именно там, в связи с появлением демократии, возникла необходимость уметь четко и ясно выразить свою точку зрения и убедить в ее правильностидругих людей. В те времена хорошими ораторами славилось еще одно государство — Рим. Имена древнегреческих и древнеримских мастеров искусства красноречия дошли и до наших дней.

Как уже было сказано выше, объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Еще в глубокой древности четко обозначились два подхода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве – это идея, способность убедить слушателей. Например, теоретик греческого красноречия Аристотель определял ораторское искусство как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Другие рассматривали риторику как искусство украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась идея известного римского оратора Квинтилиана.Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», – писал он.

ИЗ ИСТОРИИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

В Древней Греции риторика считалась «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Есть предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди вслух читали книги, философские трактаты, речи, наслаждаясь звучащим словом.

Называя красноречие искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание. Они считали, что задача оратора троякая: разъяснять что-то, побуждать к определенному мышлению, решению, действию и доставлять слушателям удовольствие. Причем «услаждение слушателей» свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора. 

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие ораторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям.

Первый профессиональный древнегреческий оратор, имя которого дошло и до наших дней — Перикл. Уже с молодости он выступал с речами в народном собрании и судах, сразу снискав себе репутацию искусного мастера красноречия. Перикл был крупнейшим греческим оратором «дориторической» эпохи, когда искусство красноречия ещё не стало предметом преподавания. Красноречие Перикла было его природным талантом, а не результатом специального обучения. Онопирался главным образом на импровизацию и не записывал своих речей. Перикл знаменит своей «надгробной речью», произнесенной на похоронах афинских воинов. Она имела огромной успех и стала образцом для ораторов той эпохи.

Современный мир помнит Демосфена, которого чтят как величайшего оратора Греции и, возможно, всех времен. Он мечтал о славе мастера красноречия с юных лет. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но и мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но Демосфен продолжал работать над собой и добился успеха.

В Риме изначально не существовало искусства риторики, но оно начало процветать, когда империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на римские традиции. Римское ораторство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи не отличались всесторонностью, были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами.

Ораторское слово в античном Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. «Есть два искусства, — говорил Цицерон — которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора».

Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

Наивысшего развития римское ораторское искусство достигло в последний век республики. Его блестящим представителем был Марк Туллий Цицерон. Но вершина развития римского красноречия явилась одновременно и его конечным пределом. Цицерон был самым крупным и вместе с тем последним представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также живой связи с интересами римского общества. Римское классическое красноречие умерло вместе с гибелью республики. В императорский период под влиянием иных социальных условий сложился уже совершенно новый тип красноречия, которое, хотя и не было окончательно оторвано от жизни, однако не имело уже прежнего на нее влияния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е. философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а дошла и до наших дней.

Чтобы полностью ознакомиться с докладом, скачайте файл!

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 20.39K
Скачано: 282
Скачать бесплатно
07.04.16 в 14:08 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Доклады на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Доклады для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Доклад, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе