Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »

Конфликт: понятие, причины, классификации

Конфликт: понятие, причины, классификации [22.03.16]

Тема: Конфликт: понятие, причины, классификации

Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике

Тип: Контрольная работа | Размер: 42.68K | Скачано: 211 | Добавлен 22.03.16 в 18:20 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Уфимский юридический институт

Год и город: Уфа 2015


Оглавление

Введение    3

1. Теоретические аспекты конфликта: понятие, причины    5

2. Основные виды классификации конфликтов    8

Заключение    12

Список использованной литературы    13

Задача 1    14

Задача 2    16

 

Введение

Существует представление о том, что конфликт — это всегда негативное явление, которое вызывает угрозы, враждебность, обиды, непонимание. Это нечто такое, чего по возможности необходимо избегать.

Среди исследователей до сих пор нет единого мнения в понимании природы конфликта как социального явления.

Одна часть из них видят в конфликте норму социальной жизни, придерживаясь мнения о том, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслимо холодное солнце. Другие ученые оценивают роль конфликтов иным образом. Для них конфликт – это серьезнейшая болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент .

Некоторые авторы придерживаются мнения о том, что место конфликта в общении не является необходимым и поэтому с ним нужно вести последовательную борьбу, постепенно освобождая общение от конфликтов.

В настоящее время нарастание конфликтов в обществе достигло кульминационных масштабов.

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение конфликтов, их классификаций, а также разработка четких рекомендаций по их регулированию на сегодняшний день действительно является более чем необходимым направлением.

Социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать точные рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы в настоящее время вокруг решения следующих основных теоретических задач:

– выявление сущности конфликтов, их причин, этапов, участников;

– определение методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предотвращения конфликтов;

– установление основных форм конфликтов, своеобразия каждой из них.

Из этих задач следует, что они имеют не только теоретический, но в значительной мере и практический, прикладной характер, и разработка классификации конфликтов имеет немаловажное значение.

Целью контрольной работы является изучение основных классификаций конфликтов для изучения их социальной природы.

Достижение поставленной цели в работе решается за счет следующих исследовательских задач:

- рассмотреть теоретические аспекты конфликта: понятие, причины и функции;

- изучить основные виды классификаций конфликтов.

 

1. Теоретические аспекты конфликта: понятие, причины

В настоящее время можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (от лат. conflictus) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами .

Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт, хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления .

Положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

-конфликт ускоряет процесс самосознания;

-под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

-способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы, и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

-приводит к объединению единомышленников;

-способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

-способствует расстановке приоритетов и т.д.

Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

-конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

-он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

-препятствует быстрому осуществлению перемен;

-приводит к потере поддержки;

-ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

-вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

-вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу и т.д.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

-разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

-неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

-разлад между ожиданиями и поступками людей;

-недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

-недостаток и некачественность информации;

-несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект.

Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

 

2. Основные виды классификации конфликтов

Важной задачей любой науки является приведение в систему знаний о той совокупности явлений, которые выступают объектом ее изучения. Обоснованность, разнообразие и детальность классификаций служат критерием степени развития науки. Классификация - научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующего их объединения в группы на основе какого-либо признака. Признак, наличие, отсутствие или степень выраженности которого выступает критерием отнесения объекта к той или иной группе, называется основанием классификации. Классификация конфликтов необходима с целью сравнительного изучения их существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней и т.п.

По направленности конфликты делятся на «горизонтальные» и «вертикальные», а также «смешанные».

К горизонтальным относят такие конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга.

К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого.

В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов .

По значению для группы и организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.

По характеру причин конфликты можно разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые — субъективными, личностными. Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.

М. Дойч классифицирует конфликты по критерию истинности-ложности или реальности:

- «подлинный» конфликт — существующий объективно и воспринимаемый адекватно;

- «случайный, или условный»  — зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;

- «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;

- «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;

- «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;

- «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований .

Классификация конфликтов по типу социальной формализации: официальные и неофициальные (формальные и неформальные). Эти конфликты, как правило, связаны с организационной структурой, ее особенностями и могут быть как «горизонтальными», так и «вертикальными».

По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:

1) развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;

2) способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.).

В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает в себя саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами.

Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. Для женщин более характерны конфликты, связанные с личными проблемами, для мужчин — с профессиональной деятельностью.

Психологически малоконструктивное поведение в конфликте часто объясняется индивидуально-личностными особенностями человека. К чертам «конфликтной» личности относят нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, импульсивность, несдержанность в чувствах, укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям, агрессивность, тревожность, невысокий уровень общительности и др.

 

Заключение

Существует множество подходов в трактовке сущности конфликта, которые не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления — резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций.

Как нет единого мнения по поводу понятия «конфликт», так и не существует единой систематизации конфликтов. Эти объективные трудности типологии привели исследователей к очень важному выводу: следует отказаться от поиска единой типологии социальных явлений и смириться с существованием множества типологий, созданных на основе различных критериев.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат.

 

Список использованной литературы

1. Аминов И. И. Юридическая психология: учебник / И. И. Аминов. – М. : Омега-Л, 2011. – 415 с.

2.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.-399 с.

3.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г.Крысько. - СПб: Питер, 2012.-299 с.

4. Леонов Н. И. Конфликтология [Текст] : учебное пособие / Н. И. Леонов. – Воронеж : Изд-во Московского психолого-социального ин-та : МОДЭК, 2010. – 232 с.

5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. - СПб.: Питер, 2012.- 278 с.

6. Маклаков А.Г.Общая психология / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2011.- 409 с.

7. Марцинковская Т.Д. Общая психология / Т.Д.Марцинковская. - М.: Академия, 2013.- 476 с.

8.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В.Петровский., М.Г.Ярошевский. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2011.-422 с.

9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.  - СПб.: Питер, 2011.-470с.

10.Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А.Сластенин. - М.: Академия, 2013.-456 с.

11.Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие / Ф.Р.Филатов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2012.-360 с.

 

Задача 1

В городе М. за короткий срок было совершено несколько тяжких преступлений, в том числе убийство Гусевой. Во всех этих преступлениях, кроме убийства, был изобличен Камов. В то же время у следователя имелись основания подозревать Камова в убийстве, однако данных для его обвинения было недостаточно.

Зная, что у убитой исчезла сберегательная книжка, следователь спросил:

–   Камов, а куда вы дели сберкнижку?

О какой сберкнижке идет речь, он не сказал. Камов опустил голову и ответил:

–   Я ее порвал.

После этого он рассказал о совершенном им убийстве Гусевой.

Как можно расценить постановку следователем вопросов в такой форме, которая создает у допрашиваемого уверенность в том, что «следствию все известно»? Не является ли это обманом?

Решение:

В данном случае был использован прием создания у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя.

Этот прием базируется на психологических особенностях мышления лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Обвиняемый не имеет представления, какими доказательствами его вины обладает следствие, находится в состоянии информационного вакуума. Прибавив к этому крайнее внутреннее напряжение, снимать которое нецелесообразно, можно представить, что у лица развивается склонность к преувеличению значения предоставляемых следователем данных.

Прием заключается в выпячивании и чрезмерной детализации отдельных обстоятельств, сообщаемых следователем. Обстоятельства эти могут представлять собой подробные сведения о личности обвиняемого или о деталях совершенного преступления и т.п.

Можно однозначно сказать, что таким образом сформулированный вопрос обманом не является.

 

Задача 2

К. обвинялся в том, что зарезал жену и тещу. На первом этапе расследования он признал свою вину и рассказал об обстоятельствах совершенного преступления, однако вскоре отказался от этих показаний и выдвинул версию о непричастности к убийству, основанную на алиби.

Следователь подробно допросил К. по всем деталям его алиби, затем изложенную К. версию разбил на узловые моменты и по каждому из них вновь допросил его с тщательной детализацией всех подробностей. Спустя некоторое время, собрав новые доказательства причастности К. к убийству, проверив все объяснения, данные им в связи с заявленным алиби, следователь возобновил допросы. Он фиксировал в протоколах все подробности рассказа К. о его непричастности к преступлению, приводимые им факты и объяснения событий. Получив, таким образом, два детальных изложения версии К., между которыми прошел значительный промежуток времени, следователь, сопоставив описание подробностей, выявил большое количество противоречий. Каждое из них в отдельности ни о чем не говорило, но их сравнительный анализ, подкрепляемый добытыми следствием уликами, опровергал версию К.

Надо сказать, что все предшествующие допросы следователь проводил во второй половине дня, спокойно записывая все, что говорил обвиняемый, и, не проявляя недоверия к сказанному им. К. привык и ко времени допросов, и к обстановке, в которой они проводились. Но решающий допрос следователь решил провести утром. Это насторожило К., а предъявление доказательств с демонстрацией противоречий в его показаниях наступательно, «по восходящей», предъявление все более серьезных улик привело к тому, что К. стал теряться, не смог найти правдоподобных объяснений своим действиям и в конце концов признался в убийстве жены и тещи, подробно рассказав об обстоятельствах его совершения.

Проанализируйте тактику допроса К.

Раскройте психологические основы тактики допроса обвиняемого, заявившего алиби.

Решение:

Тактику допроса К. следователем можно разбить на 2 этапа:

1. Выявление признаков ложного алиби;

2. Проверка и доказывание ложности алиби.

Правильно и целесообразно поступил следователь, когда провел ряд повторных детализирующих допросов по обстоятельствам, связанным с алиби. Сопоставив полученные показания, можно выявить в них противоречия и неточности, изобличающие допрашиваемого в даче ложных показаний.

При проверке ссылок на алиби требуется тщательный и детальный допрос по поводу обстоятельств алиби.

Такой допрос должен выявить незнание допрашиваемым обстоятельств. Так же могут быть использованы улики поведения – это данные о поведении после совершенного преступления.

Влияние на подозреваемого будущих доказательств. Оно выражается в демонстративности подготовительных действий по подготовке будущих доказательств: экспертиз, экспериментов. Разъяснение сущности доказательств, которые будут получены и их значение.

Использование приемов, активизирующих эмоциональные переживания совершившего преступление лица .

Можно активизировать угрызения совести, усилить мучительные переживания обусловленные пониманием противоправности, разъяснением обстоятельств, смягчающих уголовную ответственность.

Проводятся допросы лиц, указанных в обстоятельствах алиби. Надо ставить вопросы так, чтоб допрашиваемый не догадывался, какой ответ будет наиболее выгоден чтобы «прикрыть» использующего алиби.

Следственная тактика располагает целым арсеналом приемов изобличения обвиняемого оказания на него правомерного психологического воздействия с целью получить правдивые показания.

1. Убеждение. Этот прием заключается в обращении следователя к здравому смыслу допрашиваемого, побуждении его к раскаянию и чистосердечному признанию путем разъяснения как вредных последствий запирательства и лжи, так и благоприятных последствий признания своей вины и активного содействия расследованию совершенного преступления, а также преступлений прошлых лет, оставшихся нераскрытыми.

2. Использование положительных свойств личности допрашиваемого. Обращение следователя к положительным качествам собеседника во многих случаях приносит пользу. Каждому человеку свойственно стремление к самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности допрашиваемого, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, среди Товарищей, его личному и социальному статусу, его можно убедить быть откровенным, правдивым.

3. Пресечение лжи. Данный прием применяется тогда, когда нет необходимости давать возможность подозреваемому или обвиняемому «развертывать» ложь, когда у следователя имеется достоверная информация по поводу обстоятельств, выясняемых во время допроса. В этом случае лживые показания допрашиваемого немедленно отклоняются, ложь пресекается на начальном этапе путем предъявления имеющихся доказательств или других средств воздействия. Потеряв надежду на возможность дезинформировать следователя, изобличенный фактами, допрашиваемый часто переходит от лжи к правде.

4. Выжидание. Этот прием применяется к лицам, у которых происходит борьба мотивов, один из которых побуждает к даче ложных показаний или отказу от дачи показаний, а другой - к признанию своей вины, раскаянию в содеянном. Такая борьба мотивов не затухает и может проявиться достаточно сильно при умелом тактическом воздействии следователя и в процессе допроса. Учитывая колебания допрашиваемого, следователь., сообщая определенные сведения, умышленно «закладывает» в его сознание такую информацию, которая должна обеспечить победу позитивных мотивов, и затем делает перерыв в допросе, выжидая, когда допрашиваемый сам откажется от мотивов, побуждающих его к даче ложных показаний.

5. Допущение легенды. Нередко следователь, зная либо догадываясь о том, что подозреваемый или обвиняемый дает ложные показания - легенду, предоставляет ему возможность изложить ее. Вступив в своего рода игру с допрашиваемым, он исходит из намерения выудить у того как можно больше деталей, конкретики, подробностей и как можно точнее и обстоятельнее зафиксировать рассказ в протоколе допросов. Дав возможность допрашиваемому высказать все, что ему вздумается, следователь предъявляет весомые доказательства, опровергающие, развенчивающие легенду. Застигнутый врасплох и не подготовленный к созданию новой лжи, допрашиваемый может дать правдивые показания.

6. Внезапность. Данный прием заключается в неожиданном для допрашиваемого решении следователя провести после допроса то или иное следственное действие, в то время как допрашиваемый, убежденный в неосведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах дела, считает это действие невозможным.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 42.68K
Скачано: 211
Скачать бесплатно
22.03.16 в 18:20 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе