Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »
Тема: Возникновение комплекса неполноценности
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Курсовая работа | Размер: 75.30K | Скачано: 310 | Добавлен 16.03.16 в 11:43 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Вуз: не указан
Введение 3
1.Основные понятия исследования 6
1.1 Теории личности (исторический обзор) 6
1.2 Комплекс неполноценности. Механизмы защиты. 8
2. Концепции человека у Э.Фромма и К.Хорни 13
2.1 Исторический гуманизм Э.Фромма 13
2.2 Социокультурный взгляд на природу человека К.Хорни 15
3. Истоки и основания формирования комплекса неполноценности 18
3.1. Экзистенциальные и исторические дихотомии человека (Э.Фромм) 18
3.2 Культура и невроз (К.Хорни) 21
3.3 Развитие личности под влиянием комплекса неполноценности 26
3.3.1 Неплодотворные ориентации по Э.Фромму 26
3.3.2 Невротический характер по К.Хорни 28
4. Теории Э.Фромма и К.Хорни о механизмах защиты 31
4.1 Механизмы противостояния в «Бегстве от свободы» Э.Фромма 31
4.2 Защитные стратегии поведения в «Невротической личности нашего времени» К.Хорни 35
Заключение 38
Библиографический список 41
Современный мир несет в себе множество проблем, которые невозможно понять и скорректировать без психологии. Живя в эпоху глобализации, транснациональных корпораций, межнациональных конфликтов, демографических взрывов, угрозы экологической катастрофы и роста терроризма, человек чувствует себя не более чем песчинкой, а чувства собственной ничтожности, бессилия и тревоги от года к году все больше укореняются в его сознание. Мир постоянно меняется, вместе с ним меняются представления о нормах и ценностях, и поглощенный непрерывным потоком информации человек уже не в состоянии понять соответствует он им или нет. Порождаемое этим чувство неуверенности, усугубляется постоянно провоцирующими его ситуациями и постепенно преобразуется в систему отрицательных эмоциональных переживаний с сопровождающими ее симптомами в виде низкой самооценки, боязни неудач, заниженным уровнем потребностей. Длительно существующее чувство неполноценности перерастает в комплекс.
Выбор данной темы курсовой работы, обусловлен, прежде всего, желанием понять, когда впервые возникает комплекс неполноценности, как именно он реализуется, и какие механизмы чаще всего человек использует для его преодоления.
Актуальность выбранного исследования может быть доказана одним единственным комментарием РС политолога из фонда «Экспертиза» Марком Урновым событий, произошедших в сентябре 2006г.: «Россия переживает всплеск национализма, причем активного, агрессивного, ортодоксального, в значительной степени еще окрашиваемого православием. А связано это с тем, что действительно популяция переживает очень глубокий кризис, и здесь речь идет не только о сокращении рождаемости, но и о чудовищном состоянии здоровья нации, и все это вместе дает такой вот агрессивный комплекс неполноценности, который выливается в радикальный национализм.»[12;2с.] А поскольку «из анализа одного индивида можно вывести представление о всей социальной структуре в которой он живет»[3;104с.], то рассмотрение комплекса неполноценности, его формирования и роли в развитии отдельной личности, возможно сможет дать нам представление о том где искать причину того, что страна победившая фашизм переживает всплеск национализма.
Основная цель нашего исследования будет заключаться в том, что бы используя работы известных психологов, рассмотреть возникновение комплекса неполноценности и его влияние на формировании личности.
Основными задачами данного исследования будут являться:
- рассмотрение источников формирования комплекса неполноценности;
- изучение развития личности под влиянием комплекса неполноценности;
- наиболее распространенные пути компенсации исследуемого комплекса.
В качестве объекта исследования будут рассмотрены концепции личности в трудах таких неофрейдистов, как Эрих Фромм и Карен Хорни. Э.Фромм будет интересовать нас как один из немногих деятелей ХХ века, соединивший марксизм, христианство и фрейдизм в одну социальную религию, и как автор концепции «исторического гуманизма», представленной в работах «Человек для себя», «Иметь или быть?» и «Бегство от свободы». Рассмотрение концепции личности К.Хорни в качестве составляющей объекта исследования, в свою очередь будет обусловлено тем, что, во-первых, К.Хорни является единственной женщиной-психологом, чье имя значиться в ряду основателей психологической теории личности. А, во-вторых, именно Хорни признана создательницей нового неофрейдистского направления - социокультурного взгляда на природу человека, изложенного в работе «Невротическая личность нашего времени».
В качестве предмета исследования будет выбрано рассмотрение комплекса неполноценности, факторов, обеспечивающие его возникновение, его роли в формирование невротического типа личности и мер защиты и путей преодоления, вызванных этим комплексом, негативных психологических симптомов в рамках концепций Э.Фромма и К.Хорни.
Гипотеза исследования будет заключаться в том, что, сформированные еще в детстве основы комплекса неполноценности, в процессе развития личности закрепляются существующими культурными условиями и во взрослой жизни приводят к неврозам, деструктивному поведению, отторжению окружающей реальности, или полному приспособлению, с ущербом для развития личностных потенциалов.
Основным методом исследования будет являться сравнительный анализ работ упоминавшихся выше авторов.
1.Теория личности А.Адлера. Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат// Психология личности.Т.1.Хрестоматия.Самара,2000г.
2. Теория личности в западно-европейской и американской психологии/ под.ред Д.Я.Райгородского.-Самара,1996г.
3. Фромм Э. Человек для себя М.,2006г.
4. Фромм Э. Бегство от свободы М.,2006г.
5. Фромм Э. Иметь или быть? М.,2004г.
6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени http://www.myword.ru
7. Психологический словарь/ под.ред П.С. Гурвича.- М.,2007г.
8. В.А. Сонин «Личность. Поведение. Смысл бытия».- СПб.,2006г.
9. З.Фрейд «Лекции по введению в психоанализ» http://www.myword.ru
10. Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский «100 выдающихся психологов мира» М., 1995г.
11. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «ПСИХОЛОГИЯ словарь-справочник» Минск, 1998г
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.