Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »
Тема: Политический лидер
Раздел: Бесплатные рефераты по политологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 64.21K | Скачано: 264 | Добавлен 25.01.16 в 17:44 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: не указан
Введение 3
1. Политический лидер: личные качества 5
2. Типология политических лидеров 13
3. Особенности политического лидерства в современной России 18
Заключение 29
Список литературы 31
Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.
Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство занимает особое положение. Его отличительная черта – неразрывны связь с феноменом власти. Политическое лидерство, безусловно, шире, чем любая другая форма лидерства, и по этой причине оно представляет собой особый род власти. Это одна из самых высоких и самых «охватывающих» форм власти. Власть – главный ингредиент лидерства, поскольку оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятно, не делали бы вообще.
Наряду с формальным существует и неформальное политическое лидерство. Лидер может не занимать высоких государственных или партийных постов, но при этом оказывать значительное влияние на политические события.
Актуальность. Политические лидеры играют существенную роль в любом обществе. Именно поэтому данный феномен заслуживает тщательного исследования. Ж. Блондель писал, что «необходимо заняться анализом большой группы лидеров, пользующихся значительным влиянием, с учетом их стартовой позиции и внешних условий. В этой связи важно больше знать, прежде всего, о психологических качествах лидеров применительно к данной ситуации. Также важно выявить институциональные механизмы, которые «оркеструют» потенциальное влияние лидеров, помогая преобразовывать цели в политические шаги, улучшая связь лидера с населением и обратно. Вот почему детальное изучение влияния политических лидеров, их качеств есть нечто большее, чем удовлетворение простого любопытства относительно поведения людей, руководящих миром. Эта задача прямо и неразрывно связана с попыткой обеспечить условия, в которых политическое лидерство будет совершенствоваться из поколения в поколение».
Цель работы – рассмотреть понятие политического лидера, его особенности.
Исходя из поставленной цели, задачами работы стали:
- изучить личные качества политического лидера;
- рассмотреть типологию политических лидеров;
- изучить особенности политического лидерства в современной России.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка литературы.
Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движениям, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Три примера политических лидеров, оставивших заметный след в истории и не похожих друг на друга по своим личностным качествам.
Рональд Рейган
Будучи президентом, он работал всего по 2 – 3 часа в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он изрекал, просты и общеизвестны. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции.
Маргарет Тэтчер
Рано увлеклась и пристрастилась к политике. В Оксфордском университете была председателем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. Обладает твердым, решительным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Работоспособна.
Гельмут Коль
Умел налаживать хороший контакт с «молчаливым большинством» в стране. Шел на компромиссы, маневрировал. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 стал самым молодым депутатом. Делал ставку на укрепление частного предпринимательства. Не владеет ни одним иностранным языком.
Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой.
Основные черты политического лидера:
- умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
- политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий;
- политическая интуиция, острый ум; организаторский талант, ораторские способности;
- умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации;
- наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.
Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Считалось, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Так, Р. Стогдилл в 1948 пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
- ум или интеллектуальные способности;
- господство или преобладание над другими;
- уверенность в себе;
- активность и энергичность;
- знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В настоящее время под этим понимается совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции индивидуально-психологических особенностей лидера.
Наиболее последовательное отражение эта позиция нашла в теории «черт лидерства». Сторонники этой теории считают предпосылкой признания человека лидером обладание им специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле «теории черт» проводились и в лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, в условиях деятельности, различной как по структуре, так и по содержанию и целям, и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров.
Данная теория объясняет происхождение лидера не благодаря «априорным качествам», а благодаря полученному им жизненному опыту. Согласно этой теории человек в процессе своего развития и научения приобретает необходимый набор качеств лидера – уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания и т.д. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящим лидером.
Одним из вариантов теории черт харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»), обладает априорными (врожденными) качествами.
Особой, достаточно современной группой концепций лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции харизматического лидерства. Они восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур и др. Концепции харизматического лидерства исходят из того, что последователь соответствует личности лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого последователя выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные». Решающим в харизме лидераявляется его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.
Теория черт обладает рядом недостатков.
Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным (в этом направлении были проведены сотни исследований, породивший предельно длинный список выявленных лидерских качеств). По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Необходимо признать позитивный вклад «теории черт» в том, что она попыталась описать качества, присущие харизматическому лидеру и тем самым помогла более детально разобраться в этом феномене.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формальное – должностной статус, связанный с формальным занятием должности, и реальное лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе.
Формальное положение и реальное лидерство – эти два понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью, но практически почти всегда оказывают влияние друг на друга, поскольку лидером становятся, достигнув определённого положения.
Для более глубокого понимания проблемы политического лидерства обратимся к истории поиска её решения. Как уже отмечалось, эта проблема была в центре внимания исследователей на протяжении многих столетий. В результате сформировалось несколько основных теоретических подходов в понимании сущности и происхождения лидерства. Это – теория элит, ситуативная теория, теория определяющей роли последователей, психологическая теория.
Теория элитобъясняет природу политического лидерства выдающимися индивидуальными чертами человека, которые рано или поздно приводят её к власти. Среди этих специфических черт – развитый интеллект, сила воли, целеустремлённость, организаторские способности, компетентность, общительность, чувство юмора, уверенность, дружелюбие и др. Социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера.
Ситуативная теория обосновывает идею зависимости поведения лидера от социальных условий. В различных ситуациях выделяются отдельные люди, которые превосходят другихпо крайней мере в одном каком-то качестве. Поскольку именно эти качества, черты оказываются необходимыми в данный момент, человек, ими обладающий, становится лидером.
Великие события – всегда свобода между человеком и временем. Великий лидер «чувствует» ситуацию и знает, как позволить ей развиться до точки, когда он может её использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации». Вместе с тем необходимо отметить, что личность, являющаяся лидером в одной ситуации, совсем необязательно будет им в другой. Итак, согласно ситуативной теории, лидер появляется в определённых условиях места, времени и обстоятельств. Ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые, прогрессивные тенденции и использовать их.
Теория определяющей роли последователей.В ней политическое лидерство рассматривается как особые отношения между лидером и ведомыми. Последователи – это политические активисты, другие – чётко определившиеся приверженцы лидера, а также те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Последователи рассматриваются как центральный, доминирующий компонент лидерства. «Тайна лидера» не в нём самом, а в психологии, запросах его последователей или в социальной среде функционирования лидерства. Если последователи лидера – авторитарно или, напротив, демократически ориентированные люди, лидер всё равно будет подстраиваться под них, обеспечивая поддержку своей деятельности. Последователи активно воздействуют на лидера. Они оценивают его возможности, организуют кампании в его поддержку. Особенно велика роль в этом политических активистов, которые выступают «приводным ремнём», связывающим лидера с массами, т. е. «делают» лидера. Сторонники этой теории считают влияние ведомых на лидера негативным. Последователи превращают лидера в марионетку, действующую по их указаниям.
Вместе тем данная концепция, трактующая лидера как выразителя интересов последователей, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует о том, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Так, например, Сталин примерно за два десятилетия своего руководства страной почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и больше половины собственной партии.
Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что взаимодействие лидера и его последователей следует рассматривать как обоюдонаправленное, с двусторонним движением. Самостоятельность лидера по отношению к последователям прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителей и от политической культуры общества в целом.
Психологические теории.Среди них выделяются теории З. Фрейда, теория Г. Лебона, теория Э. Фромма и Т. Адорно.
Теория З. Фрейда. Истоки лидерства коренятся в человеческой психике. З. Фрейд объяснял лидерство неосознанным стремлением индивида господствовать над другими. В психоанализе З. Фрейда это стремление именуется «либидо». Он выделил две категории индивидов по критерию их отношения к лидерству: те, кто стремятся к власти, и те, кто ощущают внутреннюю потребность в подчинении, в чьём – либо покровительстве. По Фрейду, потребность в авторитете живёт в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы.
Теория Г. Лебона. Французский исследователь психологии масс Г. Лебон разделил народ на лидеров и массу. По его мнению, лидеры могут всё, достаточно только им научиться владеть психологией масс. Толпа всегда ищет вождя и сама, как считает Г. Лебон, стремится к подчинению. Из этого можно сделать вывод: значение лидеров в общественной жизни учёный сильно преувеличивает, а роль толпы, наоборот, – недооценивает.
Теория Э. Фромма и Т. Адорно. По мнению Э. Фромма и Т. Адорно, индивиды, для которых власть является внутренней инстинктивной потребностью, при определённых социальных условиях превращаются в авторитарных вождей. Такая личность – лидер формируется чаще всего в обществах, что охвачены системным кризисом, вследствие которого создаётся атмосфера отчаяния и тревоги. В этих условиях народ ищет спасителя и готов доверить ему свою судьбу. Авторитарный лидер стремится подчинить себе все структуры гражданского общества. Для авторитарной личности власть является психической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими людьми, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой оно восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у неё презрение и желание унизить их. Такая личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется, в первую очередь, эмоциями и не терпит равенства и демократии.
Таким образом, мы рассмотрели несколько теорий политического лидерства. Их значительно больше. Создать единую универсальную теорию лидерства, видимо, невозможно, потому что это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от типов политических систем, особенностей лидеров и их последователей и других факторов.
Современный американский политолог М. Херманн полагает, что лидерство – многогранное понятие.Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:
1) характер самого лидера;
2) свойства его конституентов;
3) взаимосвязь между лидером и его конституентами;
4) контекст или конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется.
Итак, лидерство – феномен, определяемый чертами личности самого лидера, ситуацией и экспектацией последователей в их динамическом состоянии.
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. В политической литературе встречаются различные классификации лидерства.
Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающаяся классической, принадлежит М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров – традиционный, рационально – легальный и харизматический. В основетрадиционного лидерства – вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально – легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями.
В зависимости от того, каким способам изменения политической и социальной действительности отдают предпочтение лидеры, их подразделяют на реформаторов, революционеров и консерваторов.
Лидер – реформатор избирает эволюционный путь изменения действительности, стремится сохранить созданное в прошлом, опирается на традиции.
Лидер – революционер отрицает существующие в обществе базовые ценности и ориентируется на создание принципиально новой социальной системы.
Лидер – консерватор считает, что существующий общественный строй является наиболее рациональным, и его он стремится сохранить и укрепить.
Существуют и другие классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности: лидер – вдохновитель и лидер – исполнитель;
2) по характеру деятельности – универсальный лидер и ситуационный лидер;
3) по направлению деятельности – эмоциональный лидер и деловой лидер;
4) по стилю руководства – авторитарный лидер и демократичный лидер;
5) по отношению к существующей социальной структуре – лидер «функциональный», стабилизирующий, способствующий её развитию, и лидер «дисфункциональный», стремящийся её разрушить.
Интересную классификацию политических лидеров предложила американский политолог М. Херманн:
- лидер – «знаменосец» – он определяет цели и указывает направление своим сторонникам и увлекает их за собой;
- лидер – «коммивояжер» – смысл своей деятельности он видит в выражении и удовлетворении интересов своих последователей;
- лидер – «марионетка» – им руководят его сторонники;
-лидер –«пожарник» – его руководство возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности; он ориентируется на насущные требования момента, его действия определяются конкретной ситуацией.
Г.Лассуэллом разработана теория, основанная на доминирующей функции лидера. Исходя из этого, Лассуэлл различал три типа лидерства:
- лидер – идеолог, манипулирующий идеями, концепциями общественного переустройства;
- лидер – агитатор, манипулирующий эмоциями, настроениями последователей, умеющий увлечь массы;
- лидер – организатор, манипулирующий ситуациями.
Приведём ещё одну типологию лидерства, предложенную Дж. Фарбером.Проанализировав стиль поведения американских президентов, он выделил четыре возможных стиля реализации лидерских обязанностей:
- активно – позитивный стиль, ориентированный преимущественно на продуктивную деятельность, рациональное понимание лидером своих обязанностей и способностей, круга своих возможностей;
- активно – негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций, самолюбия, тщеславия;
- пассивно – позитивный стиль, ориентированный на сохранение лидером своих прежних ценностных ориентации, представлений, которые заставляют лидера принимать политические решения в рамках существующих традиций;
- пассивно – негативный стиль предусматривает минимальное выполнение лидером своих обязанностей в пределах существующей системы мнений и отношений, для такого лидера характерно или перепоручение ведения дел своему окружению, или принятие импульсивных, непродуманных решений.
Большое значение имеет реализация типологии по масштабу лидерства. Различают лидеров общенационального, регионального и местного уровней, а также лидеров определённых классов, групп, этнических общностей.
Как правило, «чистые» типы лидеров встречаются редко; у каждого из них в определённых пропорциях соединяются черты нескольких разновидностей лидерства. Но доминирование в их поведении определённых качеств позволяет отнести их к определённому типу. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач, иначе говоря, многообразием и сложностью выполняемых функций.
Какие же социальные функции по управлению обществом выполняет лидер? Американский политолог Р. Такер выделяет три функции политического лидера.
1. Диагностическая функция, которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации.
2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему.
3. Мобилизующая функция, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. Здесь многое зависит от умения и способностей политического лидера войти в контакт с широкими массами, убедить, вдохновить, привлечь на свою сторону тех, кто не определился.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:
1) интегративную, направленную на поддержку целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, единства политических сил, сплочённости всех социальных групп;
2) новаторскую, означающую внесение лидером новых конструктивных идей социального развития общества;
3) коммуникативную, направленную на отражение всей гаммы потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности;
4) организаторскую, требующую мобилизации народа на претворение политических программ, решений в жизнь, формирования кадров и консолидации сторонников реформы;
5) координационную, являющуюся продолжением организаторской и направленной на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и органов власти, а также практических исполнителей решений.
Таким образом, политическое лидерство – это способность человека (группы людей) в условиях коллективной политической деятельности объединять и направлять действия группы, которая принимает и поддерживает его действия.
Остановимся на характеристике лидерства в России. Развитие института политического лидерства в России делает только первые шаги в условиях становления демократической политической системы. Здесь в процессе становления лидерства можно выделить ряд типов, связанных с деятельностью первых должностных лиц страны. Если использовать типологию М. Вебера, в России долго доминировал традиционный тип лидерства: монарх – самодержец, власть которого передавалась по наследству.
В советской и постсоветской России персонифицированные формы власти олицетворяют вожди. Вождизм представляет собой феномен подданнической политической культуры, культуры тотальной зависимости населения от власти. В этих условиях общество отождествляется с государством, политика – с идеологией, воля вождя – с волей народа, с историей.
В настоящее время в России все чаще встречаются лидеры преобразующие, а не компромиссные. Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества. Преобразующий лидер всегда нацелен на некую перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить «моральное лидерство», которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.
Различают также стили политического лидерства, которые могут классифицироваться по технологии выработки и принятия лидером решений.
Так, различаются авторитарный стиль лидерства, ориентированный на единоличное принятие решений, и демократический, опирающийся на инициирование активности своих сторонников, их участие в процессе управления.
Функции лидеров различны в зависимости от особенностей и характера развития конкретного общества, его политической, экономической, социальной и культурной сфер, а также от индивидуальных качеств самого лидера. В современное время сокращается возможность доступа к позициям лидера непрофессиональным политикам, что является характерным для традиционных и переходных обществ.
Среди общезначимых функций лидеров в современной России выделяются следующие:
- интегративная–объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;
- ориентационная –выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;
- инструментальная – определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
- мобилизационная– инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения;
- коммуникативная– обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;
- функцию гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности).
а) Основные тенденции в политическом лидерств е современной России
В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве – институциализация и профессионализация.
Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства – профессионализация. Политическое лидерство сегодня – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.
Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.
Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями.
Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
б) Особенности российского политического лидерства
Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой – унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.
Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.
Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.
Как отмечает О.Крыштановская, «российские реалии сделали актуальным даже такую постановку вопроса: какая из двух социальных групп – политики или бизнесмены – обладает большим влиянием на политический процесс…». Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния, богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи. В середине 1990-х гг. несколько предпринимателей (Б.Березовский, Р.Вяхирев, В.Гусинский, В.Потанин) входили в десятку самых влиятельных политиков страны.
Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.
Как отмечает М.Урнов, эффективное вмешательство федерального центра «в дела регионов было практически невозможным. Регионы спокойно издавали законы, противоречащие Конституции РФ; губернаторы устанавливали контроль над «лакомыми кусками» региональной экономики…; «душили» политическую оппозицию и независимые региональные СМИ и пр.».
Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическуюи политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.
Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.
В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.
Испытание властью – тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.
в) Популизм в современной России
Характерной особенностью политического лидерства в странах, где имеет место демократическая практика, является активное использование такого метода политической деятельности, как популизм. Под популизмом понимается «политическая деятельность, основанная на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями».
В нашей стране популизм возник вследствие глубокого кризиса общества. Среди кризисных явлений в общественном сознании непосредственное отношение к возникновению популизма имеют два: острое разочарование части общества в социалистических ценностях, с одной стороны, и неприятие радикального обновления общества частью людей – с другой. Их склонность к восприятию популистских идей объясняется в значительной степени неразвитостью гражданской политической культуры общества.
Процесс демократизации советского общества позволил популизму проявится в полной мере. «Хождение в народ» инициатора политики перестройки М.С.Горбачева были поддержаны другими политическими лидерами.
Выборы народных депутатов СССР, а затем и народных депутатов РСФСР также проходили на популистской волне. Популизм этого периода был основан на критике советской номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Особенно данный тезис был актуален для Б.Н.Ельцина. Через несколько лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры – это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов, пришедших на популистской волне антикоммунизма.
В связи со значительным расслоением российского общества по уровню жизни стал возможным популизм среди широких социальных групп. Произошло разрушение привычного образа жизни большинства граждан, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни. У них возникает естественное желание побыстрее получить простые и понятные ответы на жизненно важные вопросы. Таким образом, широкая аудитория готова к восприятию популистской риторики и всех атрибутов популистского воздействия.
Поэтому популистские методы активно используют многие российские политики. Одним из наиболее ярких примеров такого популизма являет собой В.В.Жириновский, сделавший ставку на свою близость с народом. В период своей самой эффективной избирательной кампании 1993 г. он пообещал российским гражданам, что уже через день после выборов они почувствуют улучшение своего положения. И хотя никто не собирался понимать эту фразу буквально, сама уверенность, с которой она была высказана, народу понравилась. Такие предвыборные лозунги В.В.Жириновского, как «Я подниму Россию с колен!», «Мы – за бедных, мы – за русских» нашли широкий отклик у российских избирателей. Для этого политике характерны острота и злободневность поднимаемых проблем. Его ораторское искусство помогает без посредников доводить свои мысли до тех, кто их разделяет. Зачастую он говорит вслух то, о чем другие политики предпочитают умалчивать. Этот публичный политик в наиболее яркой и острой форме выразил национал-патриотическую идею. Число единомышленников В.В.Жириновского тем больше, чем напряженнее обстановка в стране.
Президентские выборы в России 1996 г. продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Н.Ельцина, который, благодаря как личным политическим качествам, так и эффективной деятельности своей предвыборной команды, в течение нескольких недель повысил свой рейтинг буквально с нулевой отметки до уровня, необходимого для победы на выборах. Политический стиль Б.Ельцина во время всего президентства был сильно окрашен популизмом. Характерными особенностями ельцинского популизма являются создание культа вождя, его легкомысленные посулы народу, за которые он никогда не отвечал, фабрикация образа врага, конструирование биполярного мира, равнодушие к нуждам народа и его обращения к тому же народу за поддержкой каждый раз, когда его власти угрожала опасность.
В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность в значительной степени зависит от способности самого политического деятеля на основе знания требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения политическую программу, доходчиво донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить поверить людей в свои планы, выдвинуть лозунги, способные привести электорат в день выборов на избирательные участки.
Популизм в современной России имеет также различные оттенки. Правого популизма придерживаются такие радикалы, как российские фашисты и националисты. Решение социальных проблем они видят в изгнании из своих регионов лиц отдельных национальностей, формировании руководства регионов и страны по национальному признаку. Умеренные правые популисты решение российских проблем сводят к приведению макроэкономических показателей к среднемировым, игнорируя специфику России и условия проведения реформ.
Для умеренных левых популистов характерны уравнительные настроения, для радикальных – возврат к распределительному прошлому, восстановление разрушенного Союза ССР и советского строя.
В последние годы среди политиков стал моден популизм патриотического содержания, которому подвержены политические лидеры как правого, так и левого направлений политического спектра.
Глубокая социально-культурная дифференциация, имеющая место в современной России, является основной причиной распространенности обвинений в популизме представителей как законодательной, так и исполнительной власти. По объективным российским причинам в большей степени подвержены популизму именно представительные органы власти в силу конституционной ограниченности их полномочий. Самым распространенным популистским приемом законодателей является принятие социальных законов, не обеспеченных финансами, а также принятие громких постановлений и обращений к избирателям, парламентам и т.д. по социальным, экономическим или политическим вопросам, не имеющих никакой юридической силы.
С другой стороны, исполнительные органы власти зачастую свои просчеты относят к отсутствию соответствующих законов и низкой эффективности работы представительных органов власти.
При отсутствии у лидера подлинной харизмы он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких ясных и глубоких идей, создавать их видимость. Это возможно только в том случае, когда лидер полон уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма здесь трудно обойтись. Согласно опросам, наибольшей поддержкой населения пользуются Путин В. и Медведев Д.
В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.
Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.
Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к политическому лидеру:
- лидер должен выступать носителем новых идей;
- лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;
- возраст не должен быть преградой для реального лидера;
- лидер должен точно отражать настроение народа.
Все это обусловлено тем, что лидерство – это не новый стиль руководства, а способ организации власти в гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества – мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев – основа новой современной политики.
Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля – не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.
В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего, будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости – заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.