Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »

Теоретические положения австрийской школы маржинализма

Теоретические положения австрийской школы маржинализма [24.12.15]

Тема: Теоретические положения австрийской школы маржинализма

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.11K | Скачано: 214 | Добавлен 24.12.15 в 22:04 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Год и город: Ярославль 2015


Содержание:

Введение 3

1. Общая характеристика маржинализма  5

2. Положение об «экономических благах»  7

3. Положение об «хозяйстве Робинзона»  9

4. Положение об «экономическом обмене»  12

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства. Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей "классической школы", произошедшую в последней трети XIX в., в экономической литературе нередко характеризуют как некую "маржинальную революцию". Однако необходимо подчеркнуть, что факт начала "маржинальной революции" едва ли кем был замечен. А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л. Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой "революции". Но поскольку в пределах трех лет, т.е. 1871-1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У. Джевонсом и К. Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая на первый взгляд тяжба о научном приоритете. И только в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г. Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.

Таким образом, случайно обнаруженная в 1878 г. книга Г. Госсена «Развитие законов общественного обмена и вытекающих из них правил человеческой деятельности» сняла вопрос о научном приоритете в маржинальной теории, т.е. о том, кто из троих – К. Менгер, У. Джевонсон или Л. Вальрас – является ее родоначальником. Между тем выяснилось, что и среди предшественников маржинализма и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе – было сразу несколько авторов. Ими оказались наряду с Г.Госсеном еще один немецкий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два французских исследователя – Ж. Дюпюи, и О. Курно и некоторые другие.

Австрийская школа рассматривала человеческое действие в мире неизвестности и неопределенности как главный объект экономического исследования. Она рассматривала человека, чей субъективный и непредсказуемый выбор сопротивляется любым попыткам загнать себя в рамки механистической науки. Парадоксально, но и современная формализованная неоклассическая экономика, и австрийская традиция вышли из одного источника — маржиналистской революции 1870-х гг.

Целью данной работы является изучение теоретических положений австрийской школы маржинализма об «экономических благах», «хозяйство Робинзона» и экономическом обмене.

 

1. Общая характеристика маржинализма

Маржинализм (от слова "marginale", которое в переводе с англо-французского означает "предел") базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важнейших отличий от классической политической экономии.

"Революционное" отличие методологии маржинализма состоит в том, что, экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому проблема равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.

Наконец, "революционным" можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у "классиков". Это произошло благодаря предпочтению казуальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономическую теорию в точную науку.

Теории австрийской школы маржинализма, можно сказать, опираются на законы немецкого математика, профессора Германа Генриха Госсена, предшественника маржинализма.  В частности, теория Г. Госсена базируется на том, что главным мотивом, определяющим поведение человека, является стремление к получению максимума удовольствия (максимума полезности).

Первый закон Госсена в современной экономической теории называют законом убывающей предельной полезности. Предельная полезность блага представляет собой дополнительную полезность (удовольствие), которое достигается от потребления одной дополнительной единицы данного блага. Сам автор сформулировал закон так: «Величина одного и того же удовольствия постепенно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того, как мы без помех испытываем это удовольствие». 

Второй закон Госсена известен в современной науке как закон взвешенных предельных полезностей: «Для того чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий, индивид, имеющий выбор между различными видами удовольствий, но располагающий недостаточным временем для того, чтобы испытать их все, должен испытать их частично еще до того, как он полностью испытает наиболее сильное из них. Соотношение между ними должно быть таким, что в момент прерывания величина всех удовольствий одинакова»  или «Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, потраченных на каждый из товаров».

В свершении "маржинальной революции" в экономической литературе выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 70 – 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. На этом этапе большее признание получил К. Менгер, ставший во главе "австрийской школы" маржинализма. Первый этап маржинализма принято называть "субъективным направлением" политической экономии.

Второй этап "маржинальной революции" приходится на 90-е гг. XIX в. Главное достижение на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., и, говоря словами Й. Шумпетера, подтвердить, что "целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий". На втором этапе "маржинальной революции" – этапе формирования неоклассической экономии – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В. Парето.

 

2. Положение об «экономических благах»

Сам по себе, термин благо означает все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. Экономические блага – это блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Карл Менгер (1840–1921) в наиболее известной из своих работ «Основания политической экономии» (1871) он подробно рассмотрел учение о благах. Благом он называет любой предмет, удовлетворяющий потребность человека. Для стоимости предмета – «ценность», определяющая полезность блага. Для определения ценности была введена категория предельной полезности. Основной теорией школы стала теория предельной полезности с субъективной, психологической оценкой полезности товара, поэтому первый этап маржинализма называют «субъективным направлением».

К.Менгер выделят ряд условий превращения вещи в благо: 1. Существование некоей человеческой потребности; 2. Наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность; 3. Знание человеком указанных потенциальных свойств вещи; 4. Обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.

Экономическими благами К. Менгер называет блага, доступное количество которых в данный момент не позволяет удовлетворить потребность людей в данном благе. Поскольку благ не хватает, чтобы удовлетворить все потребности, приходится выбирать, от каких потребностей стоит отказаться и искать способы наиболее эффективного использования ограниченных благ. Таким образом, ценность блага связана с его редкостью. Неэкономическими благами являются блага, имеющиеся на данный период в количестве, превышающем потребность в них. Такие блага не имеют ценности.

 Карл Менгер первый изложил теорию предельной полезности, стремясь объяснить зависимость полезности от редкости товаров (благ) и от их интенсивности потребления. По Менгеру, ценность товара определяется не количеством трудовых затрат (т.е. издержек), а предельной полезностью, которую определяет предельная единица товара, от полезности которой зависит и полезность предыдущих единиц товара. То есть предельная полезность зависит от 2-х факторов:

1) от уровня полезности, по Менгеру, чем выше интенсивность потребления, тем выше оценка данного блага и значит выше предельная полезность блага (т.е. зависимость прямо пропорциональная).

2) от степени редкости товара (где зависимость обратно пропорциональная, т.е. цена снижается - если блага много, и наоборот, повышается - если блага мало). По Менгеру если запас блага увеличивается при фиксированной интенсивности потребления, то предельная полезность блага уменьшается.

Предел берётся как крайняя величина в ряду материальных благ. Под объективной ценностью представители австрийской школы понимали среднюю величину, образующуюся на рынке при столкновении многих субъективных оценок, спроса и предложения.

  К. Менгер подразделяет все блага на блага первого порядка, конечный продукт, готовый к удовлетворению потребности человека, и блага отдаленных, высших порядков (второго, третьего и т. д.), используемые в качестве сырья для производства благ первого порядка. Ценности благ первого и высших порядков находятся в прямо пропорциональной зависимости, например, ценность сырья и оборудования повышается при увеличении потребительской ценности произведенной продукции. В то же время, благо высшего порядка обладает ценностью только в том случае, если имеется полная комбинация взаимодополняющих благ данного порядка, необходимых для производства блага низшего порядка.

 

3. Положение о «хозяйстве Робинзона»

Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению "классиков" анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К.Менгера – «хозяйство Робинзона»). А, с другой стороны – увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

Как уже отмечалось, в основе потребительской оценки благ лежит предельная величина ценности последней единицы блага. И поскольку она меняется в разных конкретных ситуациях, постольку ценность – это величина субъективная и относительная. Это положение пояснялось теоретиками австрийской школы маржинализма на примере так называемых робинзонад, т.е. перечня определенных ситуаций, где действующим лицом является Робинзон.

Выделяется четыре ступени робинзонад по мере их усложнения.

Вначале Робинзон определяет экономическую ценность имеющегося в его распоряжении блага. Робинзон рассчитывает употребить запас собранного со своего поля хлеба в количестве пяти мешков. Расчет поселенца таков: первый мешок ему необходим, чтобы не умереть с голода до следующей жатвы; второй – чтобы улучшить свое питание настолько, чтобы сохранить свое здоровье и силы; третий – чтобы к хлебной пищи прибавить несколько мясной пищи (он предназначается для откармливания птицы); четвертый – должен пойти на приготовление хлебной водки; пятый – чтобы употребить его на корм для нескольких штук попугаев, болтовню которых ему нравиться слушать.

Резюме О. Бем-Баверка по этой ситуации почти такое же, как у К.Менгера, – чем больше в наличии однородных материальных благ, тем меньше "при прочих равных условиях" ценность отдельной их единицы, и наоборот. Но важно при этом уточнение Бем-Баверка – обладание пятью мешками не означает возможность удовлетворить сумму равнозначных потребностей, поскольку "удовольствие держать попугаев + употребление хлебной водки + употребление мясной пищи + сохранение здоровья + поддержание жизни – сумма, которая "не в пять раз, а бесконечно больше удовольствия держать попугаев".

Однако, по мнению Ф. Визера, этот способ не приемлем. Им предлагается простое умножение предельной полезности блага на количество однородных благ, что принято называть мультипликативным способом определения суммарной полезности. Его аргументация в пользу названного способа такова: "…основной закон исчисления пользы гласит, что все единицы запаса (части, штуки) оцениваются соразмерно предельной полезности. Этот закон мы будем называть законом предельной полезности, или предельным законом. Из предельного закона вытекает следствие, что каждый делимый запас экономически оценивается путем умножения предельной полезности на количество единиц запаса (частей, штук)… Это не новый закон, а только другая формулировка предельного закона…"

Следующим уровнем абстракции является рассмотрение Робинзона уже в качестве не только потребителя, но и производителя имеющихся благ. Здесь происходит сопоставление тягот труда, которым занимается Робинзон, с полезностью производимых товаров. Конкретно тяжесть труда по производству последней единицы блага (предельная тягота труда) соотносится с полезностью для него этой единицы блага (предельной полезностью). От того, что же окажется для Робинзона более привлекательным, зависит решение о приостановке, либо продолжении процесса производства. На этих этапах абстракций ценность блага относительна, поскольку определена изменчивыми желаниями Робинзона.

Интересно, что критика экономистами марксистского направления метода ”робинзонад” австрийской школы игнорировала схожесть ситуаций, в которых находятся ”управляющие коммунистическим обществом” и пресловутый Робинзон. Поскольку рыночная оценка, воздействие рынка в обоих случаях отсутствуют, определяющим фактором выбора направлений использования благ будут являться предпочтения управляющего, так же, как и предпочтения Робинзона.

Третий уровень абстракции рассматривает Робинзона уже как участника общественного обмена. На этом уровне Менгер обосновывает принцип взаимной выгодности обмена, в основе которого находится соотношение предельных полезностей обмениваемых благ для участников обмена. Рассматривая побуждения последних, Менгер включает сюда не только стремление к потреблению, но и желание приобретения наиболее ликвидных благ. Таким образом, им исследуется различная способность благ к обмену и вводится в научный оборот категория ликвидности блага. Впоследствии эта категория будет широко использоваться английским экономистом первой половины ХХ века Д.М. Кейнсом.

Ценность обмениваемых благ на этом уровне абстракции определена желаниями не только Робинзона, но и других участников обмена. Однако она остается относительной, а не постоянной, т.к. зависит как от изменения набора потребностей участников обмена, так и от изменения состава этих участников. Более подробный анализ рыночного обмена и ценообразования с позиции теории предельной полезности был сделан Е. Бем-Баверком (1851-1919).

Четвертый, последний уровень робинзонады предполагает рассмотрение общественного производства: ведь рыночные отношения не сводятся только к обмену. На этом уровне анализа Менгером вводится весьма важный для становления современной экономической теории методологический принцип: ценность ресурсов производна от ценности конечного продукта, созданного с их помощью.

 

4. Положения об экономическом обмене

Проблематике обмена К. Менгер посвятил четвертую главу своей книги "Основания политической экономии", возвращаясь затем к ней и в последующих главах. Товаром К. Менгер называет экономическое благо, предназначенное для обмена. Способность товара к сбыту, т. е. ликвидность, может быть ограничена по отношению к людям, которые не нуждаются в данном товаре, по каким-либо причинам не могут его приобрести или не знают о возможности его купить. Невозможно сбыть товар людям, которые ценят его ниже, чем продавец. Ученый рассматривает и другие ограничения ликвидности товара (по местности, количеству и в зависимости от времени года).

Вместе с тем обмен, по Менгеру, –  это не только выгода, но и экономическая жертва, вызванная операцией обмена, отнимающей часть экономической пользы, которую можно извлечь из существующего менового отношения, что нередко делает невозможной реализацию там, где она была бы еще мыслима.

Поскольку ценность одного и того же блага для разных людей различается, это служит предпосылкой к возникновению обмена. Например, обмен хлеба на вино будет происходить только в том случае, если один человек оценивает вино выше, чем хлеб, а другой наоборот. В ходе обмена каждый участник будет получать более ценный для себя товар. Если относительные ценности хлеба и вина для обоих участников станут одинаковыми, обмен прекратится. К. Менгер сравнивает обмен с промышленным производством и земледелием и считает его не менее важным видом деятельности. Он рассматривает формирование цен в ходе обмена.

Итак, Менгер отверг восходящую к Аристотелю концепцию обмена, указав, что в обмене каждая из сторон получает больше, чем отдает.

 

Заключение

На первом этапе маржинализм акцентировал внимание на значении экономического анализа в части, связанной со спросом. Центральной на данном этапе стала «Теория предельной стоимости товара»,  и обозначалась главным условием определения ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической с позиции конкретного человека. На втором этапе "маржинальной революции" – происходит отказ от субъективизма и психологизма70-х гг., а также  формируется неоклассическая экономия.

Основной теорией школы маржинализма стала теория предельной полезности, включающая в себя теоретические положения об «экономическом благе», с оценкой полезности товара, поэтому первый этап называют «субъективным направлением». По Менгеру, ценность товара определяется не количеством трудовых затрат (т.е. издержек), а предельной полезностью, которую определяет предельная единица товара, от полезности которой зависит и полезность предыдущих единиц товара.

Главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера является микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению "классиков" анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К.Менгера – «хозяйство Робинзона»).

К. Менгер сравнивает обмен с промышленным производством и земледелием и считает его не менее важным видом деятельности. Он рассматривает формирование цен в ходе обмена. Итак, Менгер отверг восходящую к Аристотелю концепцию обмена, указав, что в обмене каждая из сторон получает больше, чем отдает.

 

Список использованной литературы

  1. Бём-Баверк О. Основы теории ценности хозяйственных благ /Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
  2. История экономических учений [Электронный ресурс]учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. - 472 с.
  3. История экономических учений [Электронный ресурс]: учебник / М.: Юнити-Дана, 2012. - 496 с.
  4. Горяинова, Л. В. История экономических учений: учебн [Электронный ресурс]: практическое пособие / Л. В. Горяинова. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 247 с.
  5. Менгер К. Основания политической экономии /Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992.
  6. Экономическая теория [Электронный ресурс]: учебник / М.: Юнити-Дана, 2013. - 496 с.
  7. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. — 4-е изд., перераб. идоп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с. – (Высшее образование).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 22.11K
Скачано: 214
Скачать бесплатно
24.12.15 в 22:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе