Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по конфликтологии »

Урегулирование организационных конфликтов

Урегулирование организационных конфликтов [18.12.15]

Тема: Урегулирование организационных конфликтов

Раздел: Бесплатные рефераты по конфликтологии

Тип: Эссе | Размер: 32.43K | Скачано: 556 | Добавлен 18.12.15 в 07:57 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе


Факторы, способствующие эффективному урегулированию организационных конфликтов.

Обзор эссе. Всем известно, что конфликты существовали, и будут существовать, они неизбежны, неотвратимы и должны рассматриваться, как естественный фрагмент жизни человека, неотъемлемая часть человеческих отношений. Сегодня, все больше возрастает интерес к конфликтологической проблематике, это связано с ростом напряженности в различных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Ключевые слова. Конфликт - это наиболее острый способ решения значительных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии между субъектами конфликта сопровождается негативными эмоциями. Спор — столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументировано отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны. Конфронтация — противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений.

Действительно, каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода – как при межперсональным взаимодействием, так и в группе. На сегодняшний день большинство авторов указывают на естественность возникновения конфликтов в организации и на необходимость и их урегулирования, в связи с вероятностью возникновения негативных последствий для организации. На наш, взгляд это, безусловно оправдано и достаточно аргументировано с позиции управления. Тем не менее, если рассматривать конфликт, как проявление личностной позиции, связанной с перестройкой системы ценностей, с неудовлетворенными потребностями высшего порядка, или как некоторый экзистенциальный кризис, становится не совсем понятна роль урегулирования данных отношений в структуре организации. Ведь управленческий состав в первую очередь интересуют позиции самой организации и ее дальнейшее развитие, а не внутренние осознания отдельно взятого сотрудника и его личностный рост.  В связи с чем, нам кажется актуальным рассмотрение  темы конфликтов в организации, как с позиции психологии менеджмента и организационной психологии, так и с личностно-ориентированной позиции.

Как мы уже обозначили выше, там, где есть мнения отличающиеся друг от друга, где встречаются люди, имеющие различные представления о целях и способах их достижения, о планах и принципах жизнедеятельности, где не подавляется проявление человеческой индивидуальности, и творчества – с неизбежностью возникают конфликты.

О конфликте, писали еще древние мудрецы. Одни из них, осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в споре рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей силой для изменения и развития. Подобные размышления можно найти у Декарта, Локка, Канта, и других мыслителей. Однако многие исследователи отмечают, что вплоть до конца девятнадцатого века, существовала некоторая ориентация на стремление к бесконфликтному поведению, которое должно было способствовать развитие общества в целом. Данный постулат, несколько снизил интерес научного сообщества к проблеме возникновения конфликтов и причин их детерминирующих.

Если рассматривать изначальные теории возникновения конфликта, то конечно вспоминаются теории К. Маркса, который полагал что благодаря борьбе между классами происходит развитие всего общества. И, по его мнению, это неизбежный механизм, связанный с социальным расслоением, который является естественным и закономерным для любого общества. Позже, ряд авторов (Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер и другие) также подчеркивали неизбежность конфликтов в обществе и отмечали их важное значение, как для общества, так и для самой личности.

Отдельной темой для анализа и изучения, является понятие организационных конфликтов. Организационный конфликт подразумевает под собой столкновения интересов людей в рамках какой-либо организации на почве рассогласованности трудовых или личных интересов сотрудников. Организационный конфликт может быть между руководителем и группой сотрудников, между руководителем и одним сотрудником, между несколькими или двумя сотрудниками.

Большинство современных исследователей и практиков сходятся во мнении, что необходимо осуществлять руководство и управлять конфликтными ситуациями, дабы не возникало негативных последствий. Тем не менее, ряд авторов отмечают, что в некоторых случаях управлять конфликтом просто невозможно. Так, по мнению Л.Гринхелг конфликт становится не управляемым процессом в следующих случаях: если конфликтующие стороны конфликтуют ради процесса; если все зашло так далеко, в эмоциональном плане, что конструктивное решение невозможно в принципе; если причина конфликта имеет антагонистические корни. 

Также Л. Крисберг отмечает, что есть факторы, которые делают конфликтное взаимодействие трудноразрешим. К ним относятся: конфликт становится борьбой за взаимоисключающие интересы; у конфликтующих сторон изначально имеется разная ценностная система. По мнению М. Дойча на эффективность управления конкурентного взаимодействия оказывают влияние, такие характеристики конфликта, как тип проблемы, жестокость и величина конфликта. Именно от этого зависит характер разрешения конфликтной ситуации: конструктивный или деструктивный. Автор считает, что чем больше конфликт, тем сложнее его урегулировать. Соответственно и затяжные конфликтные взаимодействия сложнее свести к конструктивному решению, нежели спорные моменты «здесь и сейчас».

Также в дополнение к этому, Х. Келли указывает на такие факторы, как проблема власти, статуса, ценностей, борьба за ресурсы, которые, по мнению автора, также делают конфликт трудноразрешимым. Такие авторы, С. Бордман и С. Горовиц считают, что к факторам, оказывающим влияние на развитие конфликта, можно отнести следующие характеристики личности: атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная ориентация на конфликт. В целом к факторам ситуации возникновения организационных конфликтов, относят: общий климат, социальные нормы поведения, история отношения сторон, наличие третьих лиц имеющих свой интерес.

Интересно, что оценка эффективности разрешения конфликтной ситуации, может меняться в зависимости от представлений участников о третьей стороне. Проведя экспериментальные исследования А.Л. Журавлев и Н.Н. Бурмистрова установили, что под воздействием лекции или групповой дискуссии можно трансформировать представления участников организационного конфликта о третьей стороне и об эффективности разрешения самого конфликта. Участники лекционной и дискуссионной группы стали описывать действия третьей стороны по разрешению конфликта более разнообразно, с учетом ситуации самого конфликта, и особенностей конфликтующих сторон. При этом важно отметить, что степень изменения зависит от тесноты взаимодействия, от характера самой коммуникации направленной на анализ действий третьей стороны. Также экспериментаторы доказали, что помимо представлений о третьей стороне, изменились и оценки эффективности разрешения конфликта. Таким образом, данное исследование показало, что чем больше степень информированности конфликтующих сторон о сложившейся ситуации, о третьей стороне и о способах урегулирования конфликта, тем больше вероятность его эффективного урегулирования и конструктивного выхода из сложившейся ситуации.

Рассматривая эффективность управления организационными конфликтами, стоит также отметить роль творческого мышления,  на которую указывает в своей статье М. М. Каштанов.  По мнению автора, творческое мышление позволяет изучить сложившуюся ситуацию под новым  ракурсом, т.н. надситуативным уровнем мышления.  Как отмечает автор, в своей статье, данный вид мышления характеризуется  установлением фундаментальных и менее поддающихся наблюдению характеристик ситуации, лежащих в основе поверхностных проявлений. Именно это способность позволяет отрешенно и потому более эффективно решить конфликтные ситуации в организации. При этом используя данный тип мышления, выигрывает не только управленческий состав, но и сама личность сотрудника, таким образом, претерпевает изменения  эмоциональной сферы, самопознания. Что в свою очередь приводит к формированию определенных личностных позиций и убеждений  у сотрудника,  оказывая благоприятное воздействие на его профессиональную деятельность и самореализацию.

Надситуативное восприятие взаимодействия между сотрудниками и  отношение к конфликтным ситуациям, позволяет выявить в организации не только явное конкурентное взаимодействие, но и скрытые латентные конфликты, и помочь вскрыть их и решить конструктивным способом, устраивающих обе конфликтующие стороны.  В связи с этим,  автор выделяет цель управления конфликтами, которая, по его мнению, заключается в изменении содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия для эффективного его разрешения и урегулирования. А вот сущность управления, подразумевает под собой создание условий, под влиянием которых, должны раскрыться творческие способности оппонентов, что приведет к разрешению конфликтной ситуации. Таким образом и функции управления, имеют творческую направленность: открытие новых возможностей; ускоряет и улучшает процесс коммуникации; способствует личностному росту; освобождает отношения от ненужных факторов влияния; стабилизирует контакты. В таком случае стратегия управления конфликтом, подразумевается автором как процесс оценки ситуации и применение определенных принципов, для реализации поставленной цели. Управление конфликтами посредством развития творческого мышления сложный и многоаспектный процесс, требующий от руководителя понимания различных аспектов взаимодействия: продукта, процесса, условий (способствующих или препятствующих творчеству), личности. Таким образом, творческое управление конфликтами подразумевает как высокий уровень развития личности самого руководителя, его творческих способностей, так и знание самого процесса конфликтного взаимодействия, и условий усугубляющих, или наоборот благоприятствующих разрешению конфликтной ситуации.

Пожалуй, дальше было бы уместно, остановить чуть подробнее о личностных ресурсах совладания с организационным конфликтом. Большинство авторов выделяют два типа ресурсов совладающего поведения: внешние ресурсы и внутренние ресурсы.  К внутренним ресурсам относят личностные особенности сотрудников, которые позволяют им успешно преодолевать конфликтное взаимодействие. Например, умение контролировать ситуацию, компетентность, уровень развития умений, жизнестойкость, технологии освоения новой информации, уровень развития когнитивного мышления, материальное положение, самооценка, мотивация, характер, темперамент и т.д.  М. Р. Хачатурова, в своей статье отмечает, что выделенные определенные личностные ресурсы,  позволяют предсказывать поведение человека в конфликтных ситуациях, и его личною эффективность в отношении конструктивного выхода из сложившейся ситуации. Также автор указывает на то, что вполне вероятно, в успешном исходе конфликтного взаимодействия, играет роль также и управленческий опыт самого сотрудника. Интересно, также и то, что проведя экспериментальные исследования, автор обнаружила связь восприятия времени с предпочтением определенных стратегий поведения в преодолении конфликта. Так, было установлено, что в случае ориентации сотрудника на события прошлого, он в большей степени склонен использовать неадаптивные копинг-старатегии преодоления конфликтной ситуации. А во  в случае ориентации сотрудников на будущее, наоборот выраженными становятся адаптивные стратегии совладающего поведения. Что указывает на то, что не только важны определенные качества личности сотрудника, для успешного решения конфликтной ситуации, но и его ориентация на события будущего, и на желание найти конструктивное решение при взаимодействии с другими людьми.

Как отмечает О.В. Аллахвердова в результате возникновения конфликтной ситуации, происходит изменение картины мира. С одной стороны, именно это не совпадение в виденье и является основой для  возникновения конфликтного взаимодействия, но с другой стороны, если оппоненты смогут увидеть и понять причины такого поведения у другого человека, то есть большая вероятность эффективного разрешения конфликта. В результате не только будет урегулирован конфликт, но и сами участники конфликта увидят новые варианты реальности, соприкоснувшись с реальностью другого человека, его ценностями, мотивами, они могут по-новому взглянуть на ситуацию, и некоторые подобные случаи, а значит, расширят собственные горизонты мировосприятия. Поэтому конфликт, это не просто взаимное сопротивление, но и взаимная трансформация и обогащение конфликтующих сторон.

 

Выводы

1. Конфликт всегда имеет место быть, где есть рассогласованность мнений, убеждений, ценностей и интересов разных людей. Часто именно в рабочем пространстве наблюдается большое число конфликтов, на разном уровне взаимодействия. Большинство ученых, на сегодняшний день считают, что возникновение конфликтов в организации процесс не обратимый, но остро нуждающийся в управлении и направлении данной тенденции в конструктивное русло. В связи с чем, большинство современных исследований продолжают поиск эффективных способов управления конфликтами и личностных ресурсов и факторов, которые могут помочь руководителям, помочь своим сотрудникам быть наиболее эффективными в спорном взаимодействии. 

2. Стоит отметить, что ряд современных исследователей, отмечают, что не всегда возможно управлять конфликтами. Что в некоторых случаях конфликты не могут быть остановлены, или конструктивно решены по ряду причин, которые находятся вне влияния управленческих структур организации. К таким факторам, относят: конфликтное взаимодействие ради самой борьбы; изначально глубокие различные жизненный позиции и стремление их отстаивать; эмоционально запушенный конфликт, который нельзя повернуть вспять и т.п.

3. Конечно в организационном конфликте, имеет значение не только внешние факторы, но и отношение самого сотрудника к тому, что происходит. Как удалось установить современным исследователям, на эффективность разрешения конфликта оказывает влияние и наличие третьей стороны. При том, что если конфликтующие стороны информированы о наличии третьей стороны, являющейся специалистом по урегулированию, и информированы о способах урегулирования конфликта, то они сами дают высокую оценку вероятности конструктивного способа разрешения конфликта.

4. Также ряд авторов отмечают значимость развития  творческого мышления сотрудников, при разрешении конфликтных ситуаций. Безусловно, умение посмотреть на проблему со стороны, является важным фактором в решении спорных вопросов. Но, вот проблема в том, что вероятно не каждый сотрудник сможет легко освоить данное умение, а значит что теория творческого мышления, может быть эффективна в отношении какой-то определенной категории сотрудников. К сожалению, автор не указывает в своей статье, относительно каких сотрудников данный метод может быть эффективным, а в отношении каких – не эффективным. Тем не менее, изначально идея обучения сотрудников творческому мышлению в любом случае является позитивным и интересным направлением, в рамках, как организационной психологии, так и в личностно ориентированном подходе. 

5. В решении конфликтных ситуаций, которые, безусловно являются стрессовыми для обеих сторон, имеет значение как внутренние так и внешние ресурсы соваладающего поведения. Таким образом, на эффективность разрешения сложившейся ситуации, оказывают влияния, как личностные характеристики сотрудника, так и условия, в которых разыгрывается данное конфликтное взаимодействие. Наиболее эффективные способы совладания с конфликтом сотрудники выбирают в случае выраженной активной позиции, жизнестойкости, выраженного управленческого опыта, и ориентации на события будущего, совместные с желание конструктивного взаимодействия с другими людьми.

6.  В результате конфликтного взаимодействия происходит изменения когнитивной картины мира, которая изначально болезненно содрогается от того, что сталкивается с диаметрально противоположной реальностью, представленной установками, ценностями и взглядами другого человека, отстаивающего свои позиции. Но затем в результате взаимодействия, это приводит к тому, что границы личности самого человека расширяются, что способствует  частичной интеграции противопоставляемых взглядов, и в целом преобразует когнитивную картину мира, выводя ее на новый уровень реальности. Именно, такое взаимодействие, не только позволяет конструктивно решать конфликтные взаимодействия, но и повышать уровень осознанности людей.

 

Заключение

В исследовании мы подробно рассмотрели вопросы, связанные с изучением организационных конфликтов, рассмотрели представления различных авторов о понятийной схеме, используемой для анализа конфликта в организации, и роли самих сотрудников в эффективном взаимодействии.

Изучив взгляды и мнения современных авторов, мы убедились, что основными категориями, обеспечивающими наиболее эффективное  конфликтное взаимодействие, являются внутренние качества личности, жизнестойкость, ориентация на будущее, умение и желание взаимодействовать с другими, быть готовым к изменениям на когнитивном уровне восприятия мира. Также имеет значение, управление конфликтами со стороны руководства: создание условий для развития творческого мышления у конфликтующих сторон, наличие информированности сотрудников о способах урегулирования конфликта, наличие третьей стороны, готовой выступить посредником между конфликтующими сторонами.

Анализ различных функций конфликта, способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли или работы каждого из них. Для него характерно рассмотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Однако, учитывая динамичную, текучую природу конфликта, анализ структуры должен быть, дополнен анализом процесса, позволяющим углубить его исследование. Таким образом, необходимо определение основных этапов или стадий развития конфликта, что осуществляется в ходе рассмотрения  его динамики. Типологизация, в ходе анализа конфликта обеспечивает группировку, классификацию, как видов конфликтных личностей, так и форм конфликтного взаимодействия. Она способствует не только описанию различных типов конфликтов, но и более глубокому уяснению их устойчивых, сущностных признаков, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния.

Изучая последние тенденции исследования конфликтов, мы рассмотрели категории понятий определяемые современными авторами, как необходимые и достаточные для анализа конфликта. Ценность использования данных категорий в исследовании конфликтов, заключается в том, что, опираясь на результаты такого анализа, открывается возможность описать варианты развития конфликтного взаимодействия, а также оптимальные пути разрешения конфликта.

 

Список использованных статей:

1.Журавлев А.Л., Бурмистрова Н.Н. Изменение оценок эффективности разрешения конфликта в условиях изменения представлений участников конфликта о третьей стороне, журнал «Вестник университета», Изд-во: Государственный университет управления, Москва, №8, 2012. – 236-243 с.

2.Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом,  журнал «Организационная психология», изд-во: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, №3, 2012. – 16-31 с.

3. Лымарь Н.Г. Давайте не будем…конструктивное управление конфликтом, журнал «Российское предпринимательство», изд-во: Креативная экономика, Москва, №2, 2007. – 98-101 с.

 4. Кашапов М.М. Роль творческого мышления профессионала в управлении конфликтом, журнал «Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова». Серия: Гуманитарные науки, изд-во: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, №1, 2007. – 28-32 с.

5. Аллахвердова О.В. Изменение картины мира в конфликте, журнал: Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология, изд-во: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего проффесионального образования «Иркутский государственный университет», Иркутск, №2, 2012. – 19-27 с.

6. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Эффективное управление конфликтами в социально-трудовых отношениях, журнал «Вестник Самарского государственного университета», изд-во: Самарский государственный университет, Самара, №1 (102), 2013. -171-176 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 32.43K
Скачано: 556
Скачать бесплатно
18.12.15 в 07:57 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе