Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по политологии »

Политология как наука: объект и предмет

Политология как наука: объект и предмет [03.12.09]

Тема: Политология как наука: объект и предмет

Раздел: Бесплатные рефераты по политологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 23.93K | Скачано: 355 | Добавлен 03.12.09 в 19:09 | Рейтинг: +7 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: 2009


Оглавление

Введение 3

1. Объект и предмет науки политологии 4

2. Основные категории, методы и функции политологии 10

3. Практическое задание 20

Заключение 20

Список литературы 22

 

Введение

В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное, порою судьбоносное влияние на жизнедеятельность отдельных личностей, целых народов и даже стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни – экономику, культуру, науку, образование, социальные и национальные отношения и т.д.

Несмотря на такой всеохватывающий характер политики, глубину ее проникновения в нашу жизнь, о ней существуют искаженные и превратные представления, порою весьма далекие от реальности, и тем более от действительных научных представлений о политических процессах и явлениях.

А между тем политические знания нужны сегодня любому человеку независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратится в объект манипулирования со стороны более активных в политическом отношении сил. 

Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода идеологиям и демагогическим призывам.

Разрешить проблему недостатка такого рода знаний призвана такая наука, как политология.

Цель работы – рассмотреть политологию как самостоятельную науку, раскрыть ее содержание: объект и предмет науки, основные категории, методы исследования, а также функции политологии.

 

1.    Объект и предмет науки политологии

Любая наука, в том числе и политология, имеет свой объект и специфический предмет познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают отдельные стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Таким образом, объект науки всегда больше по объему, чем предмет. Предмет науки, как правило, представляет собой лишь одну из сторон объекта. Один и тот же объект может изучать множество дисциплин, а вот предметы у них будут разные. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и многих других. Однако каждая из них рассматривает человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина – его недуги и способы их лечения и т. д.

Политология, как следует из букваль­ного перевода самого этого слова, ­наука о политике. Однако такое толкование термина «политология» слишком упрощенно для понимания политологии как научной дисциплины. Поэтому, чтобы разобраться в том, что же представляет собой политология как наука, прежде всего, необходимо более четко установить объект и предмет ее изучения.

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера это вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических [4, с.13].

Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.

Что же касается предмета политологии, то здесь все гораздо сложнее. Если объект политологии – это политика во всем многообразии ее проявлений, то с чем же конкретно имеет дело политология, что из всего этого многообразия она непосредственно изучает.

Сложность заключается в самом понятии «политика» и определении ее места в общественной жизни. В разные времена она играла разные, но всегда решающие, роли в функционировании и развитии общества. И поэтому на протяжении всей истории развития нашего общества сложилось множество точек зрения на определение сути и содержания политики (они рассмотрены во втором вопросе). С этим и связаны некие противоречия, возникающие при определении границ предмета исследования политологии.

Любая общественная наука может изучать как тенденции и закономерности развития той или иной области жизни, так и ее отдельные институты, проблемы, факты, формы явлений.

Следовательно, политология как наука должна открывать некие объективные тенденции и закономерности – формы взаимной зависимости политики с другими областями жизни, типы человеческого поведения в этой области, способы организации государства и т.д. Сторонники такого подхода считают, что найденные наукой закономерности дают возможность получить истинное знание и сформировать строгую систему универсальной политической науки.

В то же время многие ученые придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. В принципе они не отрицают, что в отдельных областях политического пространства могут складываться относительно устойчивые зависимости. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы признавать существование закономерностей функционирования и развития политического мира в целом. Аргументом здесь может быть и то, что политические явления в принципе не могут быть подвержены однозначному толкованию и оценке, и то, что практически невозможно объяснить все факторы, которые обеспечивают повторяемость человеческих действий, лежащих в основе закономерностей. Свою роль здесь играет и высокий динамизм изменений в политике, разнообразие действующих в ареале публичной власти субъектов. Все это обуславливает неоднозначность теоретических выводов и оценок и существенно снижает возможности формирования устойчивых зависимостей и тем более открытие универсальных закономерностей в политике.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером; способностью воздействовать практически на любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью.

В политике сталкиваются группы интересов, охватывающих раз­личные сферы жизнедеятельности общества - экономику, госу­дарственное устройство и право, социальную сферу, этнонацио­нальные и религиозные отношения, традиционные социальные структуры. Значительное влияние на нее оказывают национально­-исторические и социокультурные традиции общества, психологи­ческий генотип нации.

Иными словами, политика, представляя собой определенную область соответствующих явлений, вместе с тем обладает способностью «проникновения» в иные сферы жизни, включения в свои границы разнообразных фрагментов различных сфер общественной жизни – экономической, правовой и др. Поэтому в качестве ее предмета могут рассматриваться как разнообразные внутренние грани (отношения, механизмы, компоненты и т.п.) политики, так и ее внешние связи с другими сферами общества и мира [5, с.17].

В силу этого приобретающие политический характер социальные институты и отношения включаются в содержание предмета политических исследований, что объясняет необходимость одновременно привлекать смежные дисциплины. Так, например, политические аспекты экономических отношений, становясь составной частью политики, в то же время придают политэкономии статус смежной политической дисциплины. Подобным образом складывается широкий круг самых разнообразных, причем не только гуманитарных дисциплин, несущих в себе отпечаток политического знания.

Все это позволяет рассматривать политическую науку как интегральную область знаний, собирающую под свои знамена все дисциплины, которые в той или иной мере исследуют разнообразные предметные грани политического мира. В таком случае она выступает в качестве совокупности различных дисциплин, некой меганауки, объединяющей и одновременно создающей возможность для расширения класса политических объектов.

Таким образом, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, полити­ческую психологию, теорию политических институтов и прежде всего государства и права и т.д.

Достоинством широкой трактовки политической науки является не только простота понимания, прямое соответствие катего­рии «политология» значению этого термина - общая наука о по­литике, но прежде всего ориентация на интеграцию самых раз­личных политических знаний и тем самым на получение целостной картины исследуемых объектов. Научная позиция, рассматриваю­щая политологию как общую, единую и вместе с тем внутренне дифференцированную науку о политике, находит все более широкое мировое признание, что, в частности, получило отражение в употреблении термина «политическая наука» в единственном чис­ле в названии всемирной организации политологов - «Междуна­родная ассоциация политической науки».

При этом сохраняется видение политологии как одной из частных дисциплин, изучающей внутренние связи и отношения, механизмы и институты политической жизни.

В этом случае политология - наука, традиционно занимающаяся исследо­ванием государства, партий и других институтов, осуществляю­щих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. Как это отражено в англо-амери­канском «Словаре политического анализа», к нынешнему этапу развития ее предметное содержание значительно расширилось и обычно включает «управление на национальном и местном уров­нях; сравнительный или межстрановый (cross-national) анализ; политику и политическое поведение; публичное право и судебно­-правовое поведение; политическую теорию; публично-админист­ративную деятельность (pиblic administration) и организационное поведение; международные отношения» [1, с. 26].

Таким образом, в узком понимании политоло­гия – это одна из наук о политике. Она изучает не только внутреннее строение политики, но и дает ее целостную интерпретацию, интегрируя все наиболее значимые результаты исследований других субдисциплин. В этом плане она является неким ядром глобальной и постоянно меняющей свой облик широкой системы научных знаний о мире политики.

В рамках Международного коллоквиума по вопросам по­литической науки был принят документ, определивший со­держание политической науки, ее основные проблемы. Было реше­но, что основными проблемами исследования и изучения полити­ческой науки являются: 1) политическая теория (в том числе исто­рия политических идей); 2) политические институты (исследование центральных и местных правительств, правительственных учреж­дений, анализ присущих этим институтам функций, а также тех со­циальных сил, которые данные институты создают); 3) партии, группы, общественное мнение; 4) международные отношения.

 

2.    Основные категории, методы и функции политологии

Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов исследования политической действительности.

Любая научная дисциплина представляет собой систему взаимоувязанных категорий. Категории – это наиболее общие  понятия, отражающие существенные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществлять научный анализ политической реальности.

Проблема выяснения понятийного аппарата политологии очень важна, так как она помогает ближе подойти к пониманию сути предмета науки.

Для политологии, конечно же, центральной категорией является «политика». Она является одной из наиболее сложных с точки зрения объяснения и понимания. Трудности в истолковании политики связаны, прежде всего, с многозначностью этого явления общественной жизни. Отсюда и множество складывающихся точек зрения и представлений о сущности данного понятия. Так еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» [2, с. 6].

Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный и системный, а также акцентированные в определениях политики ее важнейшие конституирующие качества и функции в обществе [1, с. 9]. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения характеризуют политику через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные, правовые и этические.

Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как выражение экономики, ее потребностей и интересов. Таким образом, политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию.

Стратификационные определения трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и др.).

Согласно правовым концепциям политика, государство производны от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Это теории Локка, Руссо, Гоббса, согласно которым политика и прежде всего государство это специализированная деятельность по охране  присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, безопасность, свободу, собственность и т.д.

Этические определения политики представляют ее как деятельность, направленную на достижение общего блага.  Ее высшей ценностью является общее благо, включающее такие более частные ценности, как справедливость, мир, свобода и др., целью – служение этому общему благу, нормами – конкретные правила, законы, ведущие к его достижению.

Субстанциальные определения ориентированы на раскрытие той первоосновы, из которой состоит политика. В эту группу определений также входит несколько трактовок политики. Самая распространенная из них – это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» [1, с. 12].

Некоторые из сторонников «властного» подхода к политике акцентируют внимание на технике, способах и сред­ствах борьбы за власть и ее использование. Так Н. Макиавелли характери­зовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <…> Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций» [1, с. 12].

Институциональные определения характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализу­ется власть, и прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает в этом случае, по Ленину, как «участие в делах госу­дарства, направление государства, определение форм, задач, со­держания деятельности государства».

Некоторые из институциональных определений политики отме­чают возросшую роль в ней негосударственных институтов и преж­де всего партий. Так, Мао Цзедун, отражая главенствующую роль компартии в социалистическом государстве, определял политику как «исходный пункт всех практических действий революционной партии. Она выражается в процессе этих действий и их результатах».

Антро­пологические определения основу политики видят в человеке и его природе. С этой точки зрения, политика – форма цивилизованного общения людей на основе пра­ва, способ коллективного существования человека. Аристотель, например, считал, что человек – существо политическое, поскольку он ­существо коллективное. Нормальная жизнь человека, удовлетворе­ние его многообразных потребностей и обретение счастья возмож­ны только при общении с другими людьми. Высшей, по сравне­нию с семьей или селением, формой такого общения и выступает политика. Ее превосходство над предполитическим общением со­стоит в том, что она представляет собой общение в государстве свободных и равных людей по нормам права, воплощающего спра­ведливость, одинаковое отношение ко всем гражданам. С помощью политики, государства в общении людей достигается гармония.

Конфликтные определения политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассмат­ривается как деятельность по насильственному и мирному разреше­нию конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

Политическое качество возникает в результате «уплотнения» общественных противоречий, их осознания как отношений «дру­зей» - «врагов». Враг - это кто-то «чужой», представляющий уг­розу данному субъекту или его интересам, друг же - это союз­ник, помощник в достижении целей.

К. Шмитт придает отношениям «друг» - «враг» создающее политику значение, оставляя в тени объектив­ные основы политической дифференциации людей.

Группа научно сконструированных трактовок.

Динамический, процессуальный ха­рактер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они харак­теризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений.

Телеологические трактовки политики рассматривают ее как деятельность по эффективному дос­тижению коллективных целей.

С системной точки зрения поли­тика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружа­ющей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Политическая система заботит­ся о самосохранении и призвана удовлетворять целый ряд обще­ственных потребностей, важнейшая из которых интеграция об­щества (Д. Истона, Г. Алмонд).

Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные определения, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обяза­тельных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти [1, с. 16].

Категория «политика» является в политологии самой общей. Ее содержание последовательно раскрывается в более конкретных категориях:

Политическая система – одно из важнейших понятий в политологии. Ее определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти [3, с. 192].  По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы направлена на регулирование существующих в обществе  политических отношений и происходящих в нем политических процессов. 

Государство – это наиболее влиятельный субъект осуществления власти, поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества. Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата) [3, с. 195].

Политический режим это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Главные характеристики политического режима: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, методы выработки политических решений и т.п. [2, с. 246].

Политическая власть – это реальная способность и возможность одного субъекта оказывать влияние на другого субъекта с помощью каких либо средств с целью реализации своей воли и интересов. Она проявляется в форме социального господства, ведущей роли или руководства тех или иных социальных классов, а чаще всего в сочетании вышеназванных форм.

Политическое лидерство – это постоянное и легитимное влияние индивида, занимающего властные позиции, на группу, организацию, общество в целом.

Политическое сознание – это особая форма общественного сознания, в которой воспроизводится в идеальном плане политическая реальность (политические отношения, институты, деятельность), а также осуществляются ее истолкование и оценка. Оно включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., складывающиеся у различных социальных групп и индивидов на основе их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти [3, с. 315].

Кроме того при анализе политических явлений и процессов политической жизни используются также понятия, позаимствованные политологией у других граничащих с ней дисциплин. Это такие категории как общество, правовое государство, свобода, народ, патриотизм, право, справедливость, революция, эволюция, статус, демократия, диктатура, идеология, оппозиция и другие.

Разнообразные методы исследования, применяемые политологией, позволяют глубже и всестороннее познать ее предмет. Они представляют собой приемы, способы изучения политики. В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые.

К традиционным относятся исторический, нормативный, институциональный методы исследования.

С давних пор в политологии и других науках используется исторический метод. Он требует хронологической фиксации поли­тических событий и фактов, их исследования во временном раз­витии, выявления связи настоящего, прошлого и будущего.

Нормативный метод, используемый еще с глубокой древности, предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свобо­ды, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Он требует исходить из долж­ного и желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.

Институциональный метод ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется по­литическая деятельность: государства, партий, других организа­ций и объединений, права, правительственных программ и дру­гих регуляторов политической деятельности.

Со второй половины ХХ столетия активно применяются и другие методы исследования политических явлений и процессов.

Широкое распространение в современной политологии полу­чил сравнительный метод. Он предполагает сопоставление однотипных политических явлений, к примеру, политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функ­ций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахож­дения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Системный метод впервые был детально разрабо­тан в 50-60-х гг. ХХ века известными американскими учеными Т. Парсонсом и Д. Истоном. Суть его состо­ит в восприятии политической жизни общества как целостного, сложно организованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой (а потому постоянно меняющегося) через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы.

С помощью системного подхода удается четко оп­ределить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований [3, с. 18].

Структурно-функциональный метод предпо­лагает рассмотрение политики как некоторой целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функ­ции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих по­требностей системы. Деятельность элементов системы как бы зап­рограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выпол­няемыми ролями. Этот метод  позволяет ответить на вопросы: что должна делать политическая система (какие функции должна выполнять) и  как система это делает (при помощи каких структур).

В числе новых методов политологии следует назвать бихевиористский. Он исходит из предпосылки, что определяющую роль в политической жизни общества играет политическое поведение людей. Отсюда основной принцип бихевиористского метода – политология должна изучать непосред­ственно наблюдаемое политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов. При этом он ориентирует преимущественно на количественное выражение и измерение поведения людей, политических явлений.

Бихевиоризм сыграл заметную роль в становлении и развитии прикладной политологии. Именно в рамках бихе­виоризма были выработаны основные методы прикладных полити­ческих исследований [3, с. 30].:

  1. Метод экспертных оценок (метод Дельфи);
  2. Метод имитационного моделирования;
  3. Метод деловых игр;
  4. Количественные методы – статистический анализ, анкетный опрос.

Все многообразие этих методов позволяет решать важную задачу – получать достоверные знания о политических процессах в современном обществе.

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций:

Во-первых, это гносеологическая или познавательная функция политологии, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании по­литической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий. Использование ею эмпирических исследований позволяет получить новые знания о политической действительности, расширять и конкретизировать представления о политике, о ее роли в обществе, понимать и объяснять политическое развитие общества в целом.

Во-вторых, это мировоззренческая функция, она выражается в создании целостной картины политического развития общества, осмыслении места и роли политики в развитии всего общества и его основных сфер, в том числе экономической, правовой, духовной. Усвоение этого лежит в основе формирования политической культуры населения. Это позволяет прививать умение правильно анализировать происходящие события, чтобы понять их подлинный смысл и значение в жизни общества и государства, а также стимулировать активное участие населения в политической жизни общества.

В-третьих, это прогностическая функция – опираясь на научные знания, политология составляет прогнозы развития политических процессов (например, прогнозы развития политической ситуации в стране или ре­гионе) для их использования  в политической практике субъектов, вырабатывает предложения и рекомендации, необходимые для эффективного управления политической жизнью общества.

 

3.    Практическое задание

Заполните таблицу сравнительных характеристик фундаментальных и прикладных политологических исследований:

Основные характеристики

Фундаментальные исследования

Прикладные исследования

  1. Цель исследования

Познавательная, т.е.

познание глубинных сущностных связей и отношений в поли-тической сфере общества, механизмы  формирования и развития данной сферы во взаимосвязи с другими сферами общества

Преобразовательная -познание текущей политической ситуации с целью оказать влияние и изменить текущую политику, для решения конкретных проблем и  достижения реального политического эффекта

  1. Роль субъекта исследования

Объективированная (отстраненно-нейтральная)

Субъективированная (активно-заинтересованная)

  1. Связь с практикой

Опосредованная

Непосредственная

  1. Взаимосвязь теоретического и практического уровней познавательного цикла

От сбора и описания эмпирически-конкретных данных к абстрактно-теоретическим моделям

 

От абстрактно-теоретических моделей к конкретному их синтезу в практических технологиях

 

 

Заключение

Политика является одной из важнейших сфер общественной жизни, наряду с такими сферами как экономика, культура, образование и др. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером; способностью воздействовать практически на любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью.

Для исследования политической сферы общества создана специальная наука, названная политологией. Политология представляет собой попытку достичь систематического, обоснованного и обладающего объективной ценностью знания о политической действительности, и благодаря этому она является важным орудием обеспечения эффективности политического действия.

Для понимания сути и содержания политологии в первом вопросе рассмотрены объект и предмет политологии, показана дискуссионность данного вопроса в среде ученых, занимающихся исследованием данной сферы общества. Во втором вопросе рассмотрены основные категории, методы и функции политологии, как науки.

Также выполнено практическое задание, в котором показана разница фундаментальных и прикладных политологических исследований.

 

Список литературы

  1. Введение в политологию/ В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
  2. Политология/ Под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – 588 с.
  3. Политология/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.
  4. Политология: курс лекций/ Под ред. Радугина А.А. – М.: "Центр", 1997.
  5. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политическая технология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 599 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+7
Размер: 23.93K
Скачано: 355
Скачать бесплатно
03.12.09 в 19:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе