Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Реформы Екатерины II и результаты внешней политики

Реформы Екатерины II и результаты внешней политики  [04.12.15]

Тема: Реформы Екатерины II и результаты внешней политики

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Реферат | Размер: 42.17K | Скачано: 286 | Добавлен 04.12.15 в 18:02 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Владимирский государственный университет

Год и город: Владимир 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Начало правление Екатерины II 6

    1.1 Просвещение, медицина и религия.  4

        1.2. Реформы 12

Глава 2. Внешняя политика Екатерины II 15

Заключение 19

Список использованной литературы 21

 

ВВЕДЕНИЕ

Екатерина  II родилась 21/04(02/05)/1729 г. в немецком приморском городе Штеттин. Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фике (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькаяФредерика»).
            В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом. Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, историю, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы —Екатерины I), а на следующий день была обручена с будущим императором.

3

Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы (Елизаветы Петровны) и пренебрежение со стороны мужа (Петра Федоровича). Самолюбие ее страдало. 

В 1754 году у Екатерины родился сын (Павел Петрович), будущий наследник русского престола. Но ребенка взяли от матери в апартаменты императрицы.

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией, в то время, как Россия одержала ряд побед над ней в ходе Семилетней войны и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Пётр объявил о секвестре имущества Русской церкви, отмене монастырского землевладения и делился с окружающими планами о реформе церковных обрядов. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие, и арест одного из участников заговора — поручика Пассека.

4

28/06/1762 от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29/06/1762 Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако, среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина позволить править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в планы Екатерина. Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена 22/09/1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

5

ГЛАВА 1. НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

1.    Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

2.   Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3.   Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4.  Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
         5.  Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную, губернскую и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн. (в 1763 г.) до 37,4 млн. (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

6

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %.

Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.), более, чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом. Екатерина отвергла этот проект.

7

1.1. Просвещение, медицина и религия.

После коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.

Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.

Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе (единые сроки

8

начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия. 

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.
Политика Екатерины II в области просвещения позже принесла плоды - возникло уникальное явление мировой культуры - русская дворянская культура ХIХ века, которая и по сей день имеет непреходящее значение.

Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего

9

народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины. 

В целом в России при Екатерине II проводилась политика религиозной терпимости. Представители всех традиционных религий не испытывали давления и притеснения. Так, в 1773 г. издаётся закон о терпимости всех вероисповеданий, запрещающий православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий; светская власть оставляет за собой право решать вопрос об учреждении храмов любой веры.

При Екатерине II прекратились преследования старообрядцев. Императрица выступила инициатором возвращения из-за границы старообрядцев, экономически активного населения. Им было специально отведено место на Иргизе (современные Саратовская и Самарская области). Им было разрешено иметь священников.

Свободное переселение немцев в Россию привело к существенному увеличению числа протестантов (в основном лютеран) в России. Им также дозволялось строить кирхи, школы, свободно совершать богослужения. В конце XVIII века только в одном Петербурге насчитывалось более 20 тыс. лютеран.

За иудейской религией сохранялось право на публичное отправление веры. Религиозные дела и споры были оставлены в ведении еврейских судов. Евреи, в зависимости от имеющегося у них капитала, причислялись к соответствующему сословию и могли избираться в органы местного самоуправления, становиться судьями и прочими госслужащими.

По указу Екатерины II в 1787 г. в типографии Академии наук в Петербурге впервые в России был напечатан полный арабский текст исламской

10

священной книги Корана для бесплатной раздачи «киргизам». Издание существенно отличалось от европейских, прежде всего тем, что носило мусульманский характер: текст к печати был подготовлен муллой Усманом Ибрахимом. В Петербурге с 1789 по 1798 г. вышло 5 изданий Корана. В1788 году был выпущен манифест, в котором императрица повелевала «учредить в Уфе духовное собрание Магометанского закона, которое имеет в ведомстве своем всех духовных чинов того закона, … исключая Таврической области»[23]. Таким образом, Екатерина начала встраивать мусульманское сообщество в систему государственного устройства империи. Мусульмане получали право строить и восстанавливать мечети.

Буддизм также получил государственную поддержку в регионах, где он традиционно исповедовался. В 1764 году Екатерина учредила пост Хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году бурятские ламы признали Екатерину воплощением бодхисаттвы Белой Тары за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

11

1.2.Реформы

Екатерина стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В своей политике Екатерина стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. Екатерина II опубликовала Манифест о созыве комиссии и указы о порядке выборов в депутаты. Основная цель — выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ

Губернские реформы.

В 1775 г. было проведено более чёткое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определённым количеством податного (которое платило налоги) населения.

Самой крупной территориально - административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 - 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и

12

команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний. Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан - исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.

Город представлял самостоятельную административную единицу. Управлял городом городничий. Он назначался правительством из отставных дворян. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город делился на части в 200 - 700 домов во главе с частным приставом и на кварталы по 50 - 100 домов во главе с квартальным надзирателем.

Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.

После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, кроме важнейших - Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Их функции стали осуществлять губернские органы.

В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов: дворянство и духовенство; купцы, делившиеся в зависимости от капитала на три гильдии (купцы 1 гильдии - самые богатые - имели преимущественное право вести внутреннюю и внешнюю торговлю; ниже стояли купцы 2 - гильдии, у них было право крупной внутренней торговли; купцы 3 - гильдии занимались мелкой уездной и городской торговлей); 
цеховые ремесленники; постоянно жившие в городах иностранцы; именитые горожане и капиталисты; посадские жители (те, кто жил промыслами). 

Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

21 апр. 1785 г. были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и

13

преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».

Обе грамоты регулировали законодательство о правах и обязанностях сословий.

Крепостное крестьянство:

·    Указ 1763 г. возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.
·    По указу 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги.

·  Указ 1767 г. запрещал крестьянам жаловаться на своего барина; ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли),

·  Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды.
·  Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили.

·  Указ от 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины и Слободской Украины переходить от одного владельца к другому.

Распространенное представление о раздаче Екатериной государственных крестьян помещикам, как ныне доказано, является мифом (для раздачи использовались крестьяне с земель, приобретенных при разделах Польши, а также дворцовые крестьяне). Зона крепостничества при Екатерине распространилась на Украину. Вместе с тем, было облегчено положение монастырских крестьян, которые были переведены в ведение Коллегии экономии вместе с землями. Все их повинности заменялись денежным оброком.

14

ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Внешняя политика - самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство. Когда хотят сказать самое лучшее, что можно сказать об этом царствовании, говорят о победоносных войнах с Турцией, о польских разделах, о повелительном голосе Екатерины в международных отношениях Европы.

После Ништадтского мира, когда Россия твердой ногой стала на Балтийском море, на очереди оставались два вопроса внешней политики, один территориальный, другой национальный. Первый состоял в том, чтобы продвинуть южную границу государства до его естественных пределов, до северной береговой линии Черного моря с Крымом и Азовским морем и до Кавказского хребта. Это восточный вопрос в тогдашней исторической своей постановке. Потом предстояло довершить политическое объединение русской народности, воссоединив с Россией оторванную от нее западную часть. Это вопрос западнорусский.

В первое время по воцарении, еще плохо понимая дела, Екатерина спрашивала мнения своих советников о мире с Пруссией, заключенном при Петре III. Советники не признавали этого мира полезным для России и высказались за возобновление союза с Австрией. За это стоял и А.П. Бестужев - Рюмин, мнение которого она тогда особенно ценила. Но около него стал дипломат помоложе его, ученик и противник его системы граф Н.И. Панин, воспитатель великого князя Павла. Он был не только за мир, но прямо за союз с Фридрихом Фридрих Вильгельм II (1744 - 1817) король Пруссии с 1786 г. , покровительствовал мистикам и масонам. , доказывая, что без его содействия ничего не добиться в Польше.

15

Турецкая война была проверочным испытанием для Екатерины. За шесть лет правления императрица успела широко взмахнуть крыльями, показать свой полет Европе делами в Польше, дома - созывом представительной комиссии 1767 г. Ее имя уже обволакивалось светлой дымкой величия.

В таком приподнятом настроении встречала Екатерина турецкую войну, к которой совсем не была приготовлена. Екатерина работала, как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, составляла планы и инструкции, изо всех сил спешила построить азовскую флотилию и фрегаты для Черного моря.

За удивительными морскими победами на Архипелаге следовали такие же сухопутные в Бессарабии на Ларге и Кагуле (июль 1770). Заняты Молдавия и Валахия, взяты Бендеры; в 1771 г. овладели нижним Дунаем от Журжи и завоевали весь Крым.

Вторая война с Турцией

Эта война была вызвана недосмотрами, подготовившими или сопровождавшими первую. Крым причинял хлопот под покровительством России еще больше прежнего (усобица партий русской и турецкой, насильственная смена ханов). Наконец, решились присоединить Крым к России, что и повело ко второй войне с Турцией. Ввиду этой войны покинули северную систему с прусским союзом и вернулись к прежней системе австрийского союза. Вместо Панина стали ПотемкинПотемкин Георгий Александрович (1739 - 1791) политический деятель, полководец, способствовал освоению Новороссии; в 1783 г. добился присоединения Крымского ханства к России. , Безбородко. Но мышление сохранилось прежнее, привычная наклонность строить «испанские замки», как называла Екатерина свои смелые планы.

16

Вторая война (1787-1791 гг.), победоносная и страшно дорого стоившая людьми и деньгами, кончилась тем, чем должна была кончиться первая: удержанием Крыма и завоеванием Очакова со степью до Днестра, за Россией укреплялся северный берег Черного моря, без Дакии и без второго внука на Константинопольском престолеВвиду второй войны с Турцией, были построены и предложены (1782 г.) новой союзнице Австрии два "замка": между Россией, Австрией и Турцией, образуется из Молдавии, Валахии и Бессарабии независимое государство под именем Дакии и под управлением государя греческого исповедания; в случае удачного исхода войны восстанавливается Греческая империя, на престол которой Екатерина прочила своего второго внука Константина.

Западнорусский вопрос

В польском вопросе было допущено меньше политических химер, но немало дипломатических иллюзий, самообольщения и всего больше противоречий. Вопрос состоял в воссоединении Западной Руси с Русским государством; так он стоял еще в XV веке и полтора столетия разрешался в том же направлении; так его понимали и в самой Западной России в половине XVIII в. Православные ждали от России, прежде всего, уравнения религиозного, свободы вероисповедания. Политическое уравнение было для них даже опасно.

Отношение к Польше

В Речи Посполитой только шляхта пользовалась политическими правами. Верхние слои православного русского дворянства ополячились и окатоличились; что уцелело, было бедно и необразованно.

Русское правительство добилось своего, провело на сейме вместе с русской гарантией конституции и свободой вероисповедания для диссидентов и политическое уравнение их с католической шляхтой. Диссидентское уравнение

17

зажгло всю Польшу. Это была своего рода польско - шляхетская пугачевщина, нравами и приемами ничуть не лучше русской мужицкой. Хотя там - разбой угнетателей за право угнетения, здесь - разбой угнетенных за освобождение из-под гнета.

Польское правительство русской императрице предоставило подавить мятеж, а само оставалось любопытным зрителем событий. Русского войска в Польше было до 16 тысяч. Эта дивизия и воевала с половиной Польши, как тогда говорили. Конфедераты всюду находили поддержку; мелкая и средняя шляхта тайно снабжала их всем нужным. Екатерина вынуждена была отказаться от допущения диссидентов в Сенат и министерство, и только в 1775 г., после первого раздела Польши, за ними утверждено было право быть избираемыми на сейм вместе с доступом ко всем должностям. Порядки самодержавно - дворянского русского правления так тяжело ложились на низшие классы, что издавна тысячи народа бежали в безнарядную Польшу, где на землях своевольной шляхты жилось сноснее. Панин потому считал вредным наделение православных в Речи Посполитой слишком широкими правами (побеги из России усилятся). При такой двусмысленности русской политики православные диссиденты (беглецы) Западной Руси не могли понять, что хочет сделать для них Россия, пришла ли она совсем освободить их от Польши или только уравнять, хочет ли она избавить их от ксендза или и от польского пана.

Русско-Турецкая война дала делам более широкое течение. Мысль о разделе Польши носилась в дипломатических кругах уже с XVII в.

Три года переговоров. В 1772 г. (25 июля) последовало соглашение трех держав - дольщиц. Россия плохо воспользовалась своими правами и в Турции и в Польше. Французский министр злорадно предостерегал русского уполномоченного, что Россия со временем пожалеет об усилении Пруссии, которому она так много содействовала.

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского дворянства» был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. Это было время, когда императорская власть пыталась осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в истории России программ реформ. Идейной основой реформ стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле, её правление нередко называют эпохой просвещённого абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещённый абсолютизм — утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России (Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, — пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь чувствительной и болезненной». Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерина II. Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного

19

исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый  по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Закреплен был северный берег Черного моря от Днестра до Кубани. Южно - русские степи, исконный приют хищных кочевников, вошли в русский народнохозяйственный оборот. Возник ряд новых городов (Екатеринослав, Херсон, Николаев, Севастополь и др.). Договор 1774 г. открыл русским купеческим кораблям свободное плавание по Черному морю. Возникший присоединением Крыма военный флот в Севастополе служил опорой русского протектората над восточными христианами. В 1791 г. вице-адмирал УшаковУшаков Федор Федорович (1744 - 1817 ) флотоводец, реформатор морского дела, победитель во многих сражениях. успешно дрался с турецким флотом в виду Босфора, и в голове Екатерины опять засветилась мысль о возможности идти прямо на Константинополь. Была воссоединена почти вся Западная Русь.

В России по отдаленным захолустьям долго помнили и говорили, что в это царствование соседи нас не обижали и наши солдаты побеждали всех и прославились. Безбородко (самый видный дипломат после Панина) говорил молодым дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела».

 

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Павленко Н. “Екатерина  Великая” // Родина. -2007.

2.   Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М., "Патриот", 2000. 

3.Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история: От Екатерины Великой до Александра II”  М.: Мысль, 1994.

4. Wikipedia.org – «википедия»  версия энциклопедии на русском языке

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 42.17K
Скачано: 286
Скачать бесплатно
04.12.15 в 18:02 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе