Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Бегство капитала из России
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 28.71K | Скачано: 309 | Добавлен 03.12.15 в 07:29 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение. 3
1 Понятие бегства капитала из России. 4
2 Пути преодоления бегства капитала. 11
Заключение. 16
Список литературы.. 17
При переходе к рыночной системе, российская экономика пережила невиданную по своим масштабам депрессию. Экономическая инфраструктура, унаследованная Россией от советского времени, была в первую очередь проекцией внеэкономических вызовов глобального «противостояния систем».
В результате рыночных реформ отрасли производства, ориентированные на это противостояние, оказались в новых условиях абсолютно неконкурентоспособными. А высвободившийся таким образом капитал стал активно вывозиться из страны не только в целях выгодного вложения и получения наибольшей прибыли, но и в поисках возможности сохраниться.
В условиях открытости и экспортоориентированности экономики РФ является актуальной проблемой бегства капитала, масштабы которого, по данным Центрального Банка за I квартал 2014 года, составили 50,6 млрд. долларов США, что в 1,8 раза больше, чем в первом квартале 2013 г. ($27,5 млрд.). Таким образом, появляется задача определить, каков объем капитала, вывоз которого из России можно остановить без ущерба для ее интеграции в глобальную финансовую систему и обеспечения ее открытости и конкурентоспособности.
Цель работы – изучить причины и последствия бегства капитала из России и пути его снижения.
Бегство капитала - стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надёжного и выгодного их вложения.
К основным причинам «бегства капитала» из России можно отнести: неблагоприятный инвестиционный климат России, как для иностранных, так и для российских предпринимателей; отсутствие, а чаще всего просто невозможность, надлежащего контроля со стороны государства за финансовыми операциями на мировом финансовом рынке; значительный рост объемов деятельности ТНК и МНК, в результате чего не только сложился и вырос вненациональный рынок капиталов, но и получили широкое развитие механизмы сокрытия информации о правах собственности на активы, операции по перемещению капиталов не только внутри ТНК, но и между странами; широкое использование оффшорных зон и других юрисдикций с жесткой защитой банковской тайны, минимальным уровнем регулирования финансовых сделок и банковских операций[5,c.49].
Отток капитала из России можно объяснить несколькими причинами:
1. Ошибками в формировании рыночного механизма. Собственник компании больше заинтересован в получении прибыли, а не судьбе своей компании.
2. Макроэкономической нестабильностью. Основная причина – неблагоприятная политическая среда, неуверенность в будущем, санкции, отсутствие четких прогнозов в отношении прибыли.
3. Неидеальной системой налогообложения, имеющей конфискационный и произвольный характер. Бизнесменам выгодней уклонятся от налогов и выводить деньги за границу.
4. Низкой надежностью банковской системы. Недоверие к банковскому сектору и неуверенность в защите личных интересов способствует выводу личного капитала в банковские системы других стран.
5. Слабой развитостью механизмов защиты права собственности в стране. Инвесторы боятся потерять свой бизнес, ведь из-за высокого уровня коррупции в доказать что-либо очень сложно. Еще сложнее вернуть собственный капитал в случае утери.
6. Возможностью приватизации, благодаря которой многие руководители получили шанс отчуждать имеющиеся активы и переводить капитал за границу.
7. Доступностью оффшорных зон, где надежно хранится банковская тайна, а уровень регулирования банковских операций и сделок с валютой минимален.
8. Ростом объемов работы МНК и ТНК, из-за чего развивается вненациональный рынок капитала. Появляется все больше механизмов, с помощью которых можно скрывать информацию о праве собственности и операции по движению капитала.
9. Отсутствием качественного регулирования законного экспорта капитала из РФ.
10. Высокие риски обесценивания активов[3,c.126].
Ускорение оттока капитала в последние два года вызвано внешним давлением на банковскую систему РФ, санкциями, политической нестабильностью в Украине и прочими факторами.
На сегодняшний день придумано множество схем для вывода капитала из России. Все они условно делятся на три типа:
- легальные (совершаются в рамках законодательства страны);
- внелегальные. Вывод капитала с использованием специальных «каналов» вывода на границе;
- криминальные. В этом случае деньги выводятся с грубым нарушением законодательства РФ.
При этом большая часть схем работает и сегодня:
1. Мнимая сделка. По ГК РФ такие операции проводятся «для вида», они не предполагают дальнейших правовых последствий. Но сегодня механизм таких сделок применяется все чаще, ведь доказать факт намерения заключить именно мнимую сделку невозможно. Смысл прост. Договор заключается с фирмой-нерезидентом на один или несколько видов услуг – экспорт с учетом предпоставок, импорт с предоплатой, заведомое понижение или повышение стоимости контрактных обязательств, повышение штрафов за невыполнение обязательств и так далее.
2. Оффшорные компании. Это не самостоятельный канал для вывода средств, как думают многие, а лишь посредники в выводе капитала. Именно через оффшорные компании совершаются описанные выше мнимые сделки. Причина – более низкие налоги в оффшорных зонах, где и «оседает» большая часть прибыли. При этом регистрация в них доступна, как никогда.
3. Разрешение от ЦБ России. В законе есть пункт, по которому резидент может получить право на осуществление операций с валютой. Для этого требуется предъявить в ЦБР или одно из его представительств полный пакет документов. В бумагах должна поясняться обоснованность и целесообразность проведенной операции. Такая «лазейка» дала возможность импортерам и экспортерам проворачивать схемы по выводу денег из страны. При этом делается все путем законных экспортно-импортных операций.
4. Слабый валютный контроль. Схема невозврата валютной прибыли активно применялась в 92-94-х годах прошлого века, еще до ввода валютного контроля. Но и сегодня некоторые операции находятся вне сферы деятельности структуры. На территории РФ есть 15 таможенных режимов. Только 2 подпадают под валютный контроль. В последние годы активно применяется конверсия и вывод средств за границу, которые имеют иностранные компании.
5. Предоставление займов за границу. Есть два варианта «обмана». Первый - отказ нерезидентов в возврате денег, предоставленных российскими банками или компаниями. Как правило, это один из видов мнимых сделок, когда выведенные за границу средства оказываются на банковском счету резидента. Второй – повышение процентных ставок по займу.
6. Использование финансовых инструментов. Вывод капитала из РФ все чаще происходит через ценные бумаги – векселя, облигации, американские депозитарные расписки и так далее. Преимущество метода – возможность обхода существующих нормативов Центрального Банка РФ, оптимизация налогов. Недостаток – сложность манипуляций, которая требует определенных знаний финансового рынка. В последнее время открылся еще один канал вывода капитала – посредством заработка на разнице стоимости акций.
7. Вывод средств наличными. Многие люди не задумываются над реализацией сложных схем – они вывозят средства наличными. При ввозе/вывозе сумму до 10 тысяч долларов можно даже не вносить в декларацию.
По статистике только за 2012 год таким способом вывезено более десяти миллиардов долларов. Но сегодня этот показатель немного снизился. На этом фоне предлагается ограничить максимальную сумму на вывоз до 15 тысяч евро.
8. Прочие способы вывода капитала. Выше перечислены далеко не все способы вывоза валюты из РФ – их намного больше. Деньги могут выводиться в форме предметов искусства или старины, все чаще проводятся толлинговые операции[1,c.301].
Основная масса капитала вывозится из страны абсолютно легально и приносит экономический эффект в виде процентов на размещаемые средства либо увеличения зарубежных продаж предприятий с российским участием, расширения их доли на рынках и росту получаемых ими доходов.
Легальный вывоз капитала осуществляется и государством, и бизнесом, но определенная часть финансовых ресурсов «утекает» из России нелегально через каналы внешней торговли в результате использования различных «серых» схем и через фиктивные операции с капиталом. Этот отток целиком финансируется частным сектором. В платежном балансе он отражается двумя статьями: как сомнительные операции и как чистые ошибки и пропуски.
Нелегальный вывоз осуществляется, как правило, с помощью фирм-однодневок, мгновенно исчезающих после совершения конкретной экспортной или импортной сделки. С созданием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России в дополнение к традиционным схемам нелегального вывоза финансовых ресурсов появился новый канал их «утечки» –фиктивный импорт из стран-партнеров.
Суть данной схемы «утечки» состоит в том, что российские резиденты переводят средства в оплату контрактов по «импорту» на счета белорусских и казахстанских продавцов в зарубежных банках. Проверить такие поставки на фиктивность мешает отсутствие таможенного контроля на границах стран-участниц ТС и, в частности, порядок оформления импорта не с помощью грузовых таможенных деклараций (как это делается в отношении товаров других стран), а товаро-транспортных накладных. По мнению ЦБ России, фиктивный импорт из стран-партнеров России по ТС во многом заместил собой иные схемы, ставшие невозможными и неудобными в результате действий регуляторов.
Вывоз капитала из России имеет специфический характер: сначала капитал легально и нелегально уходит из страны, а затем частично возвращается в Россию в ином «национальном мундире». В 2012 г., например, на Кипр, Нидерланды и Британские Виргинские острова, т.е. территории с льготными инвестиционными и налоговыми режимами, приходилось около 60% российского экспорта и импорта прямых инвестиций. В 2013 г., по данным Росстата, доля Швейцарии, Кипра и Нидерландов в общем притоке в нашу страну всех типов инвестиций составила 33% (51,1 млрд долл., т.е. больше, чем весь нелегальный вывоз капитала). Фактически, нелегальный отток капитала «компенсируется» его легальным притоком под флагом других государств.
Такая «компенсация» является прямым следствием офшоризации отечественного бизнеса, который регистрирует свои структуры в удобных юрисдикциях как для оптимизации налогообложения, так и во многом для обеспечения правовой защищенности собственности, предотвращения ее рейдерских захватов, обеспечения конфиденциальности сведений о бенефициарах и получения возможности применения к совершаемым им сделкам англосаксонской системы права. Офшоризация, таким образом, служит для российских предпринимателей необходимым инструментом сохранения капитала, вывезенного из России. Поэтому без деофшоризации бизнеса расчеты на сокращение нелегального вывоза финансовых ресурсов за границу представляются безосновательными
Отток капитала из России, согласно оценке ЦБ, за 2014 год превысил все прогнозы и составил больше $150 млрд. При этом самый большой отток произошел осенью прошлого года, когда для России фактически закрылись рынки внешнего капитала и были введены новые санкции
Чистый отток капитала из России в 2014 году, согласно представленной Центральным банком оценке платежного баланса, составил $151,5 млрд. В 2013 году показатель составлял $61 млрд. Таким образом, отток увеличился в 2,5 раза.
Таблица 1 – Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 2005-2014 годах и I квартале 2015 года[8]
|
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала частным сектором |
Банки |
Прочие секторы |
|||||
|
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала |
Чистое приобретение финансовых активов |
Чистое принятие обязательств |
Чистый ввоз (-) / вывоз (+) капитала |
Чистое приобретение финансовых активов |
Чистое принятие обязательств |
"Чистые ошибки и пропуски" платежного баланса |
|
2011 год |
81,4 |
23,9 |
31,8 |
7,8 |
57,4 |
107,7 |
58,9 |
-8,7 |
2012 год |
53,9 |
-18,5 |
14,8 |
33,3 |
72,4 |
101,8 |
39,8 |
-10,4 |
2013 год |
61,6 |
7,5 |
27,9 |
20,4 |
54,2 |
138,1 |
94,2 |
-10,3 |
2014 год |
154,1 |
46,9 |
9,6 |
-37,3 |
107,2 |
114,9 |
-1,2 |
8,8 |
I квартал 2015 года |
32,6 |
14,6 |
-9,7 |
-24,3 |
18,0 |
6,8 |
-5,5 |
-5,7 |
Максимальный отток капитала наблюдался в IV квартале 2014 года – вывоз капитала частным сектором составил $72,9 млрд, что в 4,3 раза больше аналогичного периода прошлого года – $16,9 млрд. В I квартале отток составил $48,5 млрд, во II – $22,4 млрд, в III – $7,7 млрд. В ноябре 2014 года Центробанк прогнозировал отток капитала за 2014 года в объеме $128 млрд. Об этом говорилось в опубликованных «Основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 2014 год и период 2015–2016 годов». Условия привлечения внешнего финансирования ухудшили события на Украине и введение новых санкций. Это фактически закрыло внешние рынки капитала во второй половине 2014 года. Отток капитала происходил «как в форме роста долларизации депозитов и покупки наличной иностранной валюты населением и компаниями в условиях повышенной внешнеэкономической неопределенности, так и в форме погашения внешней задолженности российским частным сектором при ограниченной возможности ее рефинансирования вследствие введенных санкций», сообщали в ЦБ.
Постоянное бегство капитала отражается на экономике России следующим образом:
- снижаются объемы зарубежной валюты в стране, уменьшается предложение и общая денежная масса. Рубли попадают на валютный рынок, переводятся в другие денежные единицы, вывозятся или же вообще не попадают в страну. Все чаще подмечаются случаи нелегального вывода активов и факты скрытия валютной выручки;
- падает объемы валюты, предлагаемой на ММВБ. Последствия – сужение «валютного поля», неустойчивость курса рубля. Снижается объем инвестиционных ресурсов, появляется спрос на займы из-за границы;
- уменьшается приток налогов в казну страны. При наличии государственного регулирования все сделки проходят процедуру регистрацию, налоги выплачиваются. Если капитал выводится «втемную», то прибыль обходит бюджет;
- повышается политическая нестабильность. Российские олигархи теряют доверие к государству, которое не способно защитить их активы. В дальнейшем доверие падает и у иностранных партнеров, увеличивается уровень оттока капитала. Получается своеобразный эффект "снежного кома";
- страдает экономика России. Замедляется рост ВВП, растет инфляция, снижаются объемы производства.
Для ограничения «бегства капитала» необходимо, в первую очередь, совершенствовать валютное и финансовое законодательство. С этой целью необходимо ввести жесткий финансовый контроль над валютными операциями, более строго контролировать требование об обязательном резервировании средств, особенно если речь идет о средствах, которые используются нерезидентами на организованном рынке ценных бумаг, ужесточить порядок корреспондентских отношений российских банков с банками-нерезидентами, зарегистрированными в оффшорах.
Кроме того, необходимо пересмотреть общую экономическую стратегию таким образом, чтобы она в полной мере обеспечивала создание привлекательного инвестиционного климата не только для иностранных, но и для российских компаний. Решению этой задачи могли бы способствовать следующие меры: ограничения на некоторые формы вывоза капитала; более точный учет объема российского капитала в других странах; стимулирование российских прямых инвестиций за рубежом, направленных на улучшение платежного баланса страны (упрощенная форма выдачи лицензий, налоговые льготы, страхование российских прямых инвестиций за границей и др.); усиление прозрачности российских предприятий для инвесторов на условиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности; совершенствование налоговой системы РФ с целью введения налоговых льгот для международных компаний, инвестирующих в Россию; смещение акцентов на качество привлекаемых в Россию инвестиций; создание специализированных государственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами[6,c.4].
Отечественные эксперты постоянно подчеркивают, что отток капитала за рубеж сокращает инвестиционный потенциал страны, вследствие чего тормозятся процессы экономического роста, обновления материально технических основ производства во всех секторах национального хозяйства, повышения на этой базе конкурентоспособности предприятий и производительности труда.
Потребность в расширении масштабов инвестирования очевидна: в начале периода рыночных преобразований объем инвестиций в экономику вообще имел отрицательную динамику, в новом веке объем капиталовложений в основные фонды рос достаточно высокими темпами (в среднем на 11,9% в докризисный период), однако и сейчас экономика России остается недоинвестированной. Подсчеты показывают, что в 2013 г. инвестиции в основные фонды составили около 75% к уровню 1990 г. Очевидно также, что уменьшение оттока капитала за рубеж могло бы способствовать оживлению инвестиционных процессов.
Отток капитала за рубеж, как считают многие эксперты, во многом является следствием неблагоприятного инвестиционного климата. Для его улучшения, по их мнению, необходимы серьезные институциональные изменения, способные принципиально улучшить условия ведения бизнеса. Это, в первую очередь, снижение административных барьеров и масштабов государственного вмешательства в деятельность предпринимателей, усиление защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной, а также прав миноритарных акционеров, укрепление судебной системы и совершенствование контрактного права, улучшение конкурентной среды, расширение возможностей долгосрочного кредитования, снижение процентной ставки по кредитам и т.п. Безусловно, что прогресс на каждом из этих направлений может способствовать уменьшению вывоза капитала.
Капитал уходит за рубеж и в связи с неопределенностью экономической политики, в частности, денежно-кредитной, проявляющейся в нестабильности национальной валюты, которая время от времени заметно слабеет. В период глобального кризиса российская экономика прошла через очередную официально объявленную девальвацию рубля, приведшую к удешевлению его примерно на 35%. В ближайшей перспективе (1014-2017 гг.) в зависимости от динамики мировых цен на сырье курс доллара на российском рынке, по оценке Минэкономразвития РФ, может колебаться в достаточно широком диапазоне.
Следует иметь в виду, что динамика валютного курса оказывает различное влияние на инвестиции. Укрепление рубля повышает стоимость российских активов для иностранных инвесторов и снижает стоимость иностранных активов для российских предпринимателей. Ослабление рубля ведет к прямо противоположным результатам: стоимость российских активов снижается, иностранных – возрастает.
Но и сами инвестиции оказывают влияние на валютный курс: усиление притока валюты в страну способствует удорожанию рубля, оттока – его удешевлению.
В связи с этим оптимальной курсовой политикой на перспективу представляется сохранение нынешнего заниженного курса рубля и стабилизация его реального эффективного курса. Однако реализация такой политики представляется маловероятной: ЦБ России намерен отпустить рубль в «свободное плавание» и сосредоточиться на таргетировании инфляции.
Чисто теоретически, уменьшение экспорта капитала могло бы привести к росту инвестиций в стране. Имея в виду такую возможность, некоторые специалисты предлагают запретить инвестиции всех типов в оффшорные юрисдикции, усилить контроль за их размещением в офшоропроводящих странах, ввести запретна осуществление внешнеэкономических операций фирмами-однодневками. Однако сокращение масштабов легальных форм вывоза капитала частным сектором (прямых и портфельных инвестиций, текущих счетов и депозитов, ссуд и займов, торговых кредитов и авансов), по нашему мнению, может создать новые проблемы отечественному бизнесу: эти формы вывоза капитала за рубеж носят в известной мере «производственный» характер для банковского сектора, обслуживают внешнеторговые потоки и производственные нужды филиалов российских ТНК.
К тому же такие запреты затронут и личные интересы российских физических лиц, имеющих собственность за границей. Поэтому уменьшение легальных зарубежных инвестиций может происходить при условии преодоления стагнации в российской экономике, восстановления позитивных настроений отечественного бизнеса, снижения международной напряженности из-за событий на Украине, а также, как не покажется странным, дальнейшего падения темпов прироста отечественной внешней торговли.
Более реалистичным представляется наращивание финансирования экономики за счет сокращения нелегального вывоза капитала частным сектором. Пока он, несмотря на осуществление Центральным банком мер, направленных на ограничение использования «серых» схем вывода из страны финансовых ресурсов, продолжает нелегально оставлять валютные средства за границей.
Если бы отечественные предприниматели, осуществляющие экспортные и импортные операции, направляли все уходящие нелегально за границу деньги в модернизацию экономики, вклад бизнеса в решение задач экономического развития страны мог бы вырасти. Однако для этого нужно, чтобы государство повысило действенность таможенного и валютного контроля, а предприниматели, прежде всего крупные, поменяли стратегии ведения бизнеса, что требует не только улучшения бизнес-среды, но и изменения психологии самих предпринимателей.
Кроме того, для того чтобы средства, нелегально вывозимые сейчас за рубеж, заработали в России, необходима стабилизация банковской системы, все еще восстанавливающейся после активной фазы кризиса и очищающейся от ненадежных банков. Именно она может быть главным инструментом привлечения временно свободных средств бизнеса на долгосрочной основе и трансформации их в кредитные ресурсы для финансирования инвестиционных проектов.
Государство также могло бы сократить масштабы своих активов в других странах. И оно уже начало это делать. Правительство после длительных дискуссий пришло к выводу, что определенную долю накопленных в ФНБ резервов вполне можно инвестировать в рублях, направляя их на возвратной основе на финансирование развития транспортной инфраструктуры, и получать при этом больший доход, чем при размещении за рубежом. Минфин РФ уже разместил во Внешэкономбанке рублевые депозиты сроком на 3-4 года под 6-7% годовых. Объявлено, что за счет переданных Внешэкономбанку ресурсов в крупные инвестиционные проекты (Транссиб, БАМ, ЦКАД, московский авиаузел) будет вложено около 300 млрд рублей (8,4 млрд долл. по курсу на начало апреля 2014 г.). При зафиксированных ставках по депозитам Минфина заимствования во Внешэкономбанке могут обходиться потенциальным инвесторам указанных проектов в 7-8% годовых.
С учетом необходимости технологического обновления экономики, вероятно, есть смысл осуществить аналогичный маневр и с частью средств Центробанка, норматив достаточности золотовалютных резервов которого, как уже отмечено, заметно превосходит общепринятую в международной практике величину. Механизм использования излишних средств ЦБ на инвестиционные цели уже отрабатывается на указанных выше активах Минфина. Средства ЦБ, на наш взгляд, можно было бы направлять не только на развитие инфраструктуры, но и на реализацию проектов в сфере производства, прежде всего в обрабатывающих отраслях[1,c.301].
Россия выступает в трансграничном перемещении капитала в роли нетто-экспортера. Хотя объем накопленных зарубежных прямых, портфельных и прочих инвестиций в отечественной экономике превышает аналогичный объем российских инвестиций за рубежом, в целом величина наших активов в других странах, включая размещенные золотовалютные резервы, превышает зарубежные вложения в Россию. Это превышение, размер которого составляет около 8% ВВП, по существу представляет собой кредит России иностранным государствам.
Осуществление экспорта капитала оказывает на экономику неоднозначное воздействие. С одной стороны, вывоз капитала обеспечивает процесс транснационализации отечественного бизнеса, формирование за рубежом «второй» российской экономики. С другой стороны, он негативно влияет на процесс капиталообразования в стране, тормозит динамику инвестиций в основные фонды, и, следовательно, технологическую модернизацию производства, повышение на этой базе конкурентоспособности предприятий и производительности труда.
Наиболее простой путь решения нынешних проблем с перемещением капитала – возврат к выборочному запрету на его вывоз. Гораздо более сложная задача – последовательное и настойчивое продвижение по пути оздоровления инвестиционного климата. Но именно ее нужно решать совместными усилиями государства и бизнеса. Если этого не делать, то участие России в трансграничном перемещении капитала по-прежнему будет таить в себе угрозу экономической динамике.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.