Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные дипломные работы »

Взаимосвязь стиля отцовского воспитания и психологической готовности юноши к отцовству

Взаимосвязь стиля отцовского воспитания и психологической готовности юноши к отцовству [19.11.15]

Тема: Взаимосвязь стиля отцовского воспитания и психологической готовности юноши к отцовству

Раздел: Бесплатные дипломные работы

Тип: Дипломная работа | Размер: 114.53K | Скачано: 304 | Добавлен 19.11.15 в 01:04 | Рейтинг: 0 | Еще ВКР и дипломы


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния стиля отцовского воспитания на психологическую готовность юноши к отцовству. 6

1.1 Анализ проблемы отцовства в теории психологии. 6

1.2 Психологическая готовность юношей к отцовству: понятия, уровни, критерии, факторы формирования. 18

1.3 Психологический анализ взаимосвязи стиля отцовского воспитания и психологической готовности юноши к отцовству. 25

Глава 2. Эмпирическое исследование влияние стиля отцовского воспитания на психологическую готовность юношей к отцовству. 40

2.1 Организация, методы, методики исследования. 40

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 48

Выводы.. 58

Заключение. 61

Список литературы.. 63

 

Введение

Актуальность. Практически каждый мужчина, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - значимое событие в жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности юношей к отцовству в научном плане до сих пор остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца: по данным исследований отец влияет на полоролевую идентификацию (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.); интеллектуальное развитие (интерес к учению) (В. Фтенакис, Р. Берне, Б.И. Кочубей); усвоение моральных норм (О.Б. Чиркова); эмоционально-личностную сферу ребенка (Е.О. Смирнова, B.C. Собакин, и др); а также его характерологические особенности (Е.П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к отцовству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанного с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Р.В. Манеров, Е.И. Захарова, Ю.В. Евсеенкова и др.) [2; 84].

Современное состояние отцовства характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, многие авторы отмечают кризис семьи: рост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей. Т.А. Гурко [31; 32] отмечает ослабление отцовского начала, с другой стороны, происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, отца и матери.

Во многом развитие личности будущих родителей обусловливает развитие общества. По мнению Р.В. Овчаровой, будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства [62; 63; 64; 65]. По результатам исследования Е.А. Нестеровой (2005) лишь 50% матерей и 23,6% отцов отвечают требованиям эффективного родительства [59].

Вопросы участия мужчины во взаимодействии с будущим поколением, в воспитании, в передаче опыта поднималась еще со времен Ж.-Ж. Руссо.

Различными аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики; бихевиористы; гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи; ученые, придерживающиеся теории социального научения; занимающиеся педагогической, детской, возрастной психологией, психологией отклоняющегося поведения, педагоги, социологи и даже юристы.

Цель – изучить взаимосвязь стиля отцовского воспитания на психологическую готовность юноши к отцовству.

Объект – психологическая готовность юношей к отцовству

Предмет – взаимосвязь стиля отцовского воспитания на психологическую готовность юношей к отцовству.

Гипотезой исследования выступило предположение, что существует взаимосвязь между стилем отцовского воспитания и психологической готовности юношей к отцовству.

Задачи:

  1. Изучить особенности стилей отцовского воспитания в психологических трудах;
  2. Выделить специфику и структурную модель современного отцовства;
  3. Рассмотреть психологическую готовность юношей к отцовству как психологическую проблему;
  4. Провести исследование взаимосвязи стилей отцовского воспитания на психологическую готовность юношей к отцовству.

Методы: теоретические (анализ литературных источников, обобщение, синтез), эмпирические (тестирование, опрос), методы математической статистики.

Методики исследования:

1) опросник «Отец семейства» (Степанов С.);

2) тест-опросник родительского отношения (А.В. Варга, В.В. Столин);

3) методика «Представления об идеальном родителе» (Овчарова Р.Г) [63];

4) методика  «Взаимодействие родителей с детьми» (Марковская И.М) [55];

5) методы математической статистики  (критерий Пирсона) [29].

Теоретическую основу исследования составили: концепция Р. В. Овчаровой (2003г.) o родительстве как психологическом феномене [63; 320]; концепция родительства И.С Кона (2000г.) как социокультурного феномена [50; 26–33]; теоретическое моделирование отцовства как интегрального психологического образования личности А. Г. Филипповой [83; 193].

База исследования: МБДОУ №110 г. Челябинска.

Практическая значимость – полученные результаты исследования можно использовать для формирования психологической готовности юноши к отцовству, а также для коррекции стиля отцовского воспитания в семье.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния стиля отцовского воспитания на психологическую готовность юноши к отцовству

1.1 Анализ проблемы отцовства в теории психологии.

Родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов, решивших дать начало новой жизни и, конечно, самого ребенка [18].

Отцовство определяется и как врожденное чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении ребенка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью, т.е. отцовство – это способность обеспечить условия развития ребенка, и не только с материальной точки зрения [18].

В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

 

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности /Ксения Александровна Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
  2. Акивис Д. С. Отцовская любовь. М.,
  3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // вопросы психологии – 1989. - №5.
  4. Антонов А. И. Проблемы методологии и методики исследования репродуктивного поведения семьи. М.,
  5. Антонов А. Российская семья и потенциал домашней экономики: кризис социальной политики. М.,
  6. Антонов А.Н. Кризис семьи и пути его преодоления /Анатолий Иванович Антонов. - М.: ИС АН СССР, 1990. - 36 с.
  7. Арканцева Т. А., Дубовская Е. М.Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии, 1999, № 3.
  8. Арутюнян М. Гендерные отношения в семье. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-1996".- М.: МЦГИ, 1997, с. 133-134.
  9. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: дисс.… канд. психол. наук [Текст] / Т.В. Архиреева. - М., 1990. – 169 с.
  10. Белогай К.Н. Исследование структуры родительского отношения личности // Психология везде.2007. - №1. – С.17-27.
  11. Белогай К.Н. Культурные модели материнстваи отцовства как факторы формирования родительского отношения // Материалы первой научно-практической конференция «Психология и семья», 2007.
  12. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Материалы Первой научно-практической конференции «Психология и семья», 2007.
  13. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, С.
  14. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра... – М., 2000.
  15. Бойко В. В. Малодетная семья. М.,
  16. Бойко В.В. Потребность в детях //Психология и психоанализ беременности: Учебное пособие по психологии материнства /Виктор Васильевич Бойко, под ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.
  17. Большой толковый психологический словарь [Текст]: пер. с англ. /Артур Ребер. - М.: Вече: ACT, 2003. - Т.1. - 2003. - С. 390.
  18. Борисенко Ю.В. Опыт исследования этапов формирования отцовтсва // Психология в вузе. – 2007. - №1. – С. 27-40.
  19. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопр. психол., 2006. - №3, С.122-130.
  20. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб.,
  21. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. М.,
  22. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта /Карл Витакер. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 208 с. - (Библиотека психологии и психотерапии).
  23. Владин В. Гармония семейных отношений. – Минск, 1999.
  24. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках [Текст] / Б.З. Вульфов. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с.
  25. Выготский JI.C. Проблема возраста /Лев Семенович Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - (Собр. соч: В 6 т).
  26. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления [Текст] / Т.В. Габай // Вест. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1998. - № 2.- С. 31-43.
  27. Гилмор Д.Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности. М., 2005.
  28. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2003. – 479 с.
  29. Григорова Т.В. Психология отцовско-детских отношений в историко-культурной перспективе // Семья. – 2006. - № 6.
  30. Гурко Т. А.Родительство: социологические аспекты. М., 2003.
  31. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства. // Социологические исследования. – 2000. - № 11.
  32. Дружинин В. Н. Психология семьи. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.- Т. 2. - № 3.- С. 27-36.
  33. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208 с.
  34. Дружинин В.Н. Семья в советской и постсоветской России и ее соотношение с православной моделью семьи [Текст] / В.Н. Дружинин // Психология семьи: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 2002.
  35. Дымнова Т.П. Психологический анализ зависимости структурно-социальных особенностей супружеской семьи от Родительское: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 /Тамара Ивановна Дымнова - М., 1996. - 128 с.
  36. Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы // семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №4. – С. 55-69.
  37. Евсеенкова Ю.Г., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Мир семьи, 2005. - №3.
  38. Ермихина Н.А. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 /Марина Олеговна Ермихина - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 168 с.
  39. Зоркая Н., Леонова А.Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг. // Отечественные записки. 2004, № 3, с. 60-75.
  40. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 678 с.
  41. Каган В. Е.Семейные и полоролевые установки у подростков. // Вопросы психологии. 1987, № 2, с. 54—61.
  42. Казанцева Г.Н. Особенности системы отношений одиноких женщин /Г.Н. Казанцева //Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 2001. - С. 83-84.
  43. Казарян М.Ю. Феномен отцовства в современном обществе // Первая научно-практическая конференция «Психология и семья», 2007.
  44. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительскй стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии. – 1990. - №1. – С.103-109.
  45. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1997.
  46. Кон И.С. Зачем нужны отцы? // Звезда, 2006 - №12.
  47. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этно-графической перспективе /Игорь Семенович Кон //Советская этнография, 1987. - № 6. - С. 26-33.
  48. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе [Текст] / И.С. Кон // Советская этнография. – 1987. - № 6. – С. 26-33.
  49. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в меняющемся мире // Введение в гендерные исследования: Уч.пособие. – Ч.I / Под ред. И.А. Жеребкиной. – Харьков, СПб., 2001.
  50. Кон И.С. Современное отцовство // Ребенок и общество, М.: Академия, 2003.
  51. Кричевец А.Н., Шикин Е.В. Математика для психологов. – М.: Флинта: МПСИ, 2003. – 376 с.
  52. Крыщук Н. Дневник отца. // Звезда, 2005, № 9.
  53. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Борис Федорович Ломов. - М.: Наука, 1984. - 448 с.
  54. Марковская И.М. Мужские семейные роли в картине мира разных поколений // семейная психология и семейная психотерапия. – 2003. - №4. – с.56
  55. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 150 с.
  56. Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М., 2004.
  57. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диаг-ностики-коррекционный аспект) /В. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. - 256 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
  58. Нестерова Е.А. Формирование эффективного родительства через развитие личностной зрелости родителей младших школьников [Текст] / Е.А. Нестерова: Дис. канд. психол. наук .-Курган, 2005.- 219 c.
  59. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник /Людмила Филипповна Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  60. Обухова Л.Ф., Шаграева А.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: учеб. пособие /Людмила Филипповна Обухова, А.А. Шаграева. - М., 1999. - 168 с.
  61. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. М.,
  62. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В. Овчарова. - М.: Институт психотерапии, 2003. - 319 с.
  63. Овчарова Р.В., Демчук Н.А. Влияние структуры родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству [Текст] / Р.В. Овчарова, Н.А. Демчук // II Межрегиональная конференция «Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики». - Казань, 2006.
  64. Овчарова Р.В., Токарева Ю.А. Отцовство как ценность и сфера самореализации личности [Текст] / Р.В. Овчарова, Ю.А. Токарева // Психологические проблемы современной семьи: материалы международной научной конференции. – М., 2009. – С. 434 – 439.
  65. Овчинникова И.Г. Отцовство [Текст] / И.Г. Овчинникова. – М.: Знание, 1990. – 79 с.
  66. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 704 с.
  67. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды /Артур Владимирович Петровский. - М.: Педагогика, 1984. - 272 с.
  68. Попова П. Современный мужчина в зеркале семейной жизни. – М., 1989.
  69. Преснякова Л. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров воспитания. // Отечественные записки, 2004, № 3, с. 39—56.
  70. Прокофьева Л., Валетас М.Ф.Отцы и дети после развода // Население и общество,2000. - № 50. – С. 22-28.
  71. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. – 320 с.
  72. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /Сергей Леонидович Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 680 с.
  73. Салливэн С. Адамс Энциклопедия для отцов / С. Салливэн. – Переработанное издание. Москва: Центр общечеловеческих ценностей, 1999. – 344 с.
  74. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С.67.
  75. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель Пресс, 2000. – 320 с.
  76. Севастьянова У.Ю. Отцовство как фактор развития личности // Первая научно-практическая конференция «Психология и семья», 2007.
  77. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Социально-психологический центр. 2001.
  78. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
  79. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2000. - №3. – С.№.
  80. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья /Алла Семеновна Спиваковская. - М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 464 с.
  81. Спок Б. Разговор с матерью [Текст] / Б. Спок /пер. с англ. - М.: Знание, 1987. – 240 с.
  82. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М., 2002.
  83. Фромм Э. Искусство любить [Текст] / Э. Фромм.- СПб.: Азбука, 2001. – 224 с.
  84. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. - 112 с.
  85. Шнайдер Л.Б. Основы семейной психологии. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 928 с.
  86. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2005. – 512с.
  87. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций /Л.Б. Шнейдер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
  88. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1996. – 342с.,
  89. Эпштейн М. Отцовство. -СПб., 2003.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 114.53K
Скачано: 304
Скачать бесплатно
19.11.15 в 01:04 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно ВКР и дипломы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные ВКР и дипломы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Дипломная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе