Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »

Контрольная по истории экономики Вариант 16

Контрольная по истории экономики Вариант 16 [01.12.08]

Тема: Контрольная по истории экономики Вариант 16

Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 17.43K | Скачано: 189 | Добавлен 01.12.08 в 12:54 | Рейтинг: +4 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2008


Содержание

Содержание. 1

1. Экономика России в период становления и развития централизованного государства (XVI-XVII в.в.) 3

2. Экономика Германии во второй половине ХХ века. 6

Тест. 13

Список литературы. 14

 

1. Экономика России в период становления и развития централизованного государства (XVI-XVII в.в.)

Развитие экономики России в XVI-XVII веках связано, прежде всего, с постепенным закрепощением крестьян, которые жили на землях феодалов. По договору с феодалом они занимали определённые участки земли и платили за них условленный денежный или натуральный оброк, а также исполняли некоторые повинности: барщину или издолье (издольщину). В соответствии с законами и старыми обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому, надеясь найти на новом месте лучшие условия жизни. С годами крестьянам становилось всё труднее переходить на новые места, так как постоянно росла их задолженность феодалу. Постепенно феодалы и церковь начали требовать от крестьян увеличения оброка. Помимо натурального оброка, с конца XV века заметно возросло количество различных повинностей и отработок в пользу феодала. Барщина стала достигать 4 дней в неделю. В 1580 годах, в результате опричнины и неудачной Ливонской войны, экономика страны оказалась в критическом положении. Массовое бегство крестьян на окраинные свободные  земли вызывало большое беспокойство феодалов, терявших своих работников. Феодалы всё более активно требовали от государственной власти юридического оформления зависимости крестьян от землевладельцев. Государство, в свою очередь, также было озабочено недостаточным поступлением налогов в казну из-за бегства крестьян. Постепенно сформировалась государственная система крепостного права. В 1582-1586 годах впервые были установлены «заповедные лета», во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день, причём этот запрет относился ко всем категориям крестьян. Эта мера, введённая как временная, позже превратилась в постоянную. В это же время были установлены «урочные лета», в течение которых объявлялся сыск беглых крестьян, был определён 5-ий срок поиска убежавших.

Крепостное право в России было крайне тяжёлым и зачастую не отличалось от рабства. В отличие от Западной Европы, где крестьяне прикреплялись к земле, в России они были лично прикреплены к помещикам. По уложению 1649 года дворяне получили право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец, т. е. поместье и вотчина сближались по своему статусу.  В XV-XVII веках продолжало развиваться ремесленное производство, возрастал его удельный вес в  экономике страны. В России в XV-XVII веках почти не было цеховой организации ремесленного производства, подобно западноевропейской, где существовала очень жёсткое разделение при производстве и продаже продукции. В XVII веке начали появляться мануфактуры, предприятия, хотя и основанные на ручном труде, но более глубоко применяющие разделение труда. Если в Западной Европе развитие мануфактур происходило на основе  найма вольных  работников, то в России свободных людей почти не было, поэтому большое распространение получили вотчинные мануфактуры, которые основывались на использовании крепостного труда. Такие мануфактуры существовали в России до середины XIX века. XVII век ознаменовался важнейшим событием в экономической жизни страны – образованием всероссийского рынка. В сельском хозяйстве также складывалась определённая региональная специализация, земледельческие хозяйства стали производить продукцию на продажу.

В XVI-XVII веках в России начался процесс первоначального накопления капитала именно в сфере торговли, Россия стала более активно развивать внешнюю торговлю. Русское купечество пока ещё не могло конкурировать на внутреннем рынке с сильными иностранными компаниями, и поэтому оно стремилось упрочить своё монопольное положение при помощи государства. Купцы просили правительство установить протекционистские меры по защите отечественных интересов, и правительство пошло им навстречу. В 1646 году была отменена беспошлинная торговля с Англией.  Поощрялось сокращение импортных операций и увеличение экспорта в целях привлечения в казну дополнительных денежных средств и формирования активного торгового баланса России, что и было достигнуто в конце XVII века. Правительство старалось проводить меркантилистскую политику, т. е. политику обогащения государства за счёт внешней торговли.

Важным элементом образования всероссийского рынка было создание в стране единой денежной системы. В XVII веке усилилось стремление государства упорядочить всю валютно-финансовую систему. Это связано с тем, что постоянно росли государственные расходы на содержание  армии, государственного аппарата. В 1680 году в России был принят первый государственный бюджет, где подробно указывались источники доходов и  статьи расходов. Основную часть доходов составляли прямые налоги с населения.

На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла перед необходимостью преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению со многими западноевропейскими странами – Англией, Францией, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике.  Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. В то время как во многих европейских странах происходил или уже был завершён процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами. В Западной Европе в отношениях феодалов и крестьян уже с X-XV веков преобладала денежная рента, что делало крестьян более свободными и заинтересованными в результатах труда, поэтому производительность труда там была в 1,5-2 раза выше, чем в России.

 

2. Экономика Германии во второй половине ХХ века.

На общем фоне послевоенного состояния экономики западноевропейских стран особенно удручающей выглядела немецкая действительность тех лет. Разрушенные города, уничтоженные бомбардировками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Пустые полки магазинов. Карточная система. Жуткая спекуляция... Об уровне обеспечения предметами первой необходимости говорят следующие данные. После войны на душу населения приходилась одна тарелка в пять лет, пара ботинок — в двенадцать лет, костюм — в пятьдесят лет и т.д. фактически страна производила едва ли половину продукции от выпуска 1936 г. Народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического, нравственно-духовного истощения.

Государственный долг гитлеровского правительства катастрофически возрос с 27,2 млрд, марок в конце 1938 г. до 377,2 млрд. марок к моменту капитуляции страны, т.е. почти в 14 раз. Впятеро возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Инфляция приближалась к 600% своего довоенного уровня. Усилия, направленные на сокращение величины денег, бывших в обращении, карточной системы, снижение государственного долга за счет увеличения налогов и «замораживания» наличных счетов в банках, давали противоположный эффект. Снижался интерес к деньгам. Косвенно поддерживалось «натуральное» хозяйство. Товарообменные сделки между отдельными производителями стали охватывать даже оплату труда. Элементы натуроплаты вводились наряду социальной денежной оплатой в систему использования рабочей силы, транспорта, сферу обслуживания и пр.

Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на один млрд. долл. ежегодно. Они же предлагали вывезти до 20 млн. немцев, обреченных на голодную смерть.

Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни. В стране одновременно функционировало несколько порою противоречивших друг другу экономических порядков . Центральное управление и планирование было представлено двумя системами — оккупационных властей и немецких органов самоуправления. К тому же в руках государства находилась значительная часть предприятий горнодобывающей и тяжелой промышленности. Официальную организацию экономики дополнял значительный черный рынок. Все это сочеталось с толпами праздно бродящих между развалинами обескураженных, лишенных перспектив немцев.

Опасаясь возникновения эпидемий и волнений в народе, западные оккупационные власти уже в 1946 г. были склонны к переводу предприятий на самоокупаемость, сохраняя лимитирование немецкого производства и внешней торговли с ее ориентацией на сырье и полуфабрикаты. Пожалуй, лишь французская зона оккупации, сумевшая сравнительно равномерно сочетать мелкую промышленность с сельским хозяйством, могла кое-как себя содержать. В это тяжелое время весьма весомой оказалась помощь США, предоставленная Германии по плану Маршалла.

Разработанные еще в ходе второй мировой войны и окончательно согласованные на Берлинской (Потсдамской) конференции глав трех великих держав — СССР, США, и Великобритании в июле — августе 1945 г. принципы послевоенного переустройства Германии предусматривали ее полное разоружение и демилитаризацию. В порядке частичного возмещения убытков странам антигитлеровской коалиции Германия должны была выплатить репарации в объеме 20 млрд.долл., в том числе в виде оборудования.

Оздоровление экономики Германии явно требовало решительных мер. Тем более, что противников грядущих реформ со стороны различных местных политических группировок, среди ученых-экономистов оказалось больше, чем их сторонников.

Поиски концепции экономического возрождения привели к отторжению чистого экономического либерализма, который при всех своих несомненных достоинствах в отношении поднятия продуктивности производства оказывался неспособным разрешить проблему социальной справедливости, т.е. справедливого распределения результата общественного труда. Отпугивало и усиление государства с его недавним нацистским прошлым.

Наиболее разумным признавалось смещение, сочетание систем, обеспечивающее хозяйственное планирование, предотвращающее возможность экономических кризисов и засилие монополий и, в то же время, остающееся демократическим. Возобладала идея социального рыночного хозяйства. Ведущая роль отводилась рынку — регулятору всей хозяйственной жизни, способному обеспечить наиболее низкие цены при максимальной хозяйственной производительности, и в итоге провести достойную социальную политику.

Хозяйственные реформы Л.Эрхарда. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал сочетающий в себе теоретические знания и опыт крупного хозяйственного руководителя профессор Людвиг Эрхард (1897—1977) — директор Управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949—1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и канцлер республики в 1963—1966 гг. (после смерти К.Аденауэра (1876—1967).

В книге «Благосостояние для всех», опубликованной в ФРГ в 1957 г., Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в создании «социального рыночного хозяйства», повышении покупательной способности всех слоев населения, сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличении народнохозяйственного дохода. Рычаги экономического возрождения страны он определял как свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены и предпринимательство.

Пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой стала денежная реформа. Утром 21 июня 1948 г. рейхсмарки были объявлены недействительными. Вместо них каждый житель получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20.

Пенсии и заработная плата подлежали выплате в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличности и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Временно .замороженная вторая половина позже обменивалась в соотношении 1:20.

Денежные обязательства предприятий пересчитывались также в соотношении 1:10. Предприятия, получив наличность для выплаты первой зарплаты, в дальнейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции.

Обязательства банков и учреждений бывшего Рейха, в основном, аннулировались. Новый эмиссионный банк — Банк немецких земель регулировал свои отношения с частными банками, определяя размер обязательных денежных резервов.

Другого способа покончить с инфляцией Л.Эрхард не видел. Фактически в один день, используя «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной власти, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных денег.

Через З дня после денежной последовала реформа цен. Они были отпущены на свободу. Опубликованный закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен предоставлял Л.Эрхарду право отменить сотни всяких предписаний, регулировавших экономическую жизнь, упразднить административное распределение ресурсов и контроль над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось постепенно, но быстрыми темпами, зачастую вопреки советам не только оккупационных властей, опасавшихся постепенного перехода к рыночным отношениям, но и значительным просоциалистическим настроениям в общества. Между тем, правильность политики Л.Эрхарда была вскоре подтверждена на практике.

Буквально на глазах исчез «черный рынок». Магазины заполнились товарами. Вместо поисков продуктов люди стали заботиться об их производстве. Инфляция почти не ощущалась. Цены выросли не в 2—4 раза, а лишь на несколько процентов. Причем в той же примерно пропорции, что и заработная плата, которая, в свою очередь, росла в основном за счет повышения производительности труда, увеличившейся за год на одну треть.

Сохранению стабильности валюты и избежанию гиперинфляции способствовало принятие закона против произвольного завышения цен.

Периодически публиковались каталоги уместных цен, приспосабливаемых к наличной покупательской способности потребителя.

На свободу предпринимательства, но без урезания прав потребителя была направлена кредитная и налоговая политика. По словам Л.Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Оппонентов социального рыночного хозяйства оказалось немало: профсоюзы, левые партии, картели. Причем Л.Эрхард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, душивших свободную конкуренцию производителей и стремившихся к господству на рынке. И основой «благосостояния для всех» стал мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере.

Анализируя ход и первые итоги этой программы экономического возрождения, можно наметить определенные фазы ее реализации.

Так, первый период восстановления хозяйства (1948—1949 гг.) прошел под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения ставок реальной зарплаты с учетом роста производительности труда и значительного роста производства.

1950 г. стал, пожалуй, периодом наибольшей напряженности в молодой истории немецкого послевоенного рыночного хозяйства. В 1951 г. перелом в сторону успешного преодоления трудностей обозначился еще отчетливей. Поднялся среднегодовой уровень занятости. Завершилась вторая фаза.

В 1952 г. прекращение роста цен ознаменовало третью фазу развития социального рыночного хозяйства — фазу испытания создаваемой экономической системы на прочность и пригодность.

На следующей, четвертой фаза (1953—1954 гг.) удалось осуществить тройное сочетание. При растущей производительности труда, росте объема выпускаемой продукции и повышающейся в связи с этим заработной плате цены не только не росли, но стабилизировались или даже упали, что вело к «благосостоянию для всех». Причем характерно перемещение в эти годы акцента народнохозяйственной энергии в сторону производства товаров широкого потребления. Это позволило назвать 1953 г. «годом потребителя». Строительный сектор во всевозрастающем объеме справился с задачей предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок. В 1954 г. был вдвое превышен уровень производства 1936 г.

К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место после США по объему золотых запасов, что явилось подлинным доказательством не только внутренней силы немецкого хозяйства и динамичной экономической политики, но и неустанной работоспособности всех слоев немецкого народа.

Уже в 1954 г. наметился переход к следующему, пятому периоду рыночного хозяйства — фазе высокой конъюнктуры. Возникал вопрос эффективного противодействия опасности инфляционного перенакала высокой конъюнктуры. С середины 1956 г. удалось совладать с угрозой хозяйственной деградации. После заторможения экономического подъема переход к спокойному прогрессу можно было считать обеспеченным.

ФРГ становится передовой страной Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. Страна фактически выступила одним из главных учредителей Европейского объединения угля и стали. ФРГ стояла у истоков европейской экономической интеграции. К началу 60-х годов на ее долю приходилось более 60% добычи угля, около половины производства стали, около 40%, экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»).

И в наши дни «немецкое чудо» несет изобилие на прилавки, доступное каждому. На дневную заработную плиту немец может приобрести два двухкассетника или полдюжины джинсов, или десять килограммов свинины и т.п. Но «немецкое чудо» — это не только экономика. Как отметил в предисловии к своей книге. «Благосостояние для всех» Л.Эрхард, главное чудо заключалось в том, что пройдя за десять лет чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него новой нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной.

 

Тест

Определите, к какой стране относится характеристика ее развития во второй половине XIX в.:

А. Германия

Б. Япония

В. Англия

Г. Россия

Д. Франция

  1. капиталистическое развитие начинается после революции 1868г. (введение единой денежной единицы, отмена внутренних таможен, денежная компенсация феодалам).
  2. постепенная утрата лидерства в мировом хозяйстве при сохранении роли «мирового извозчика», активный экспорт капитала в колонии.
  3. парцеллярная частная собственность на землю, отток капитала из промышленности в кредитно-банковскую сферу.
  4. медленное решение аграрного вопроса в 60-70е гг. XIX в. сдерживало экономическое развитие , резкий подъем в 90-е гг.; значительная роль иностранного капитала; высокая степень концентрации производства.
  5. наращивание темпов развития после объединения в 1871 г.; преимущественный рост тяжелой промышленности и новейших наукоемких отраслей; значительная роль государства в стимулировании развития тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса.

Ответ: А – 5

Б – 1

В – 2

Г – 4

Д – 3

 

Список литературы.

  1. Тимошина Т. М., «Экономическая история России», Юстицинформ, 2001 год.
  2. Пятецкий Л. М. , «Справочник по историиРоссии древнейших времён

до наших дней», Москва, 1996 год.

  1. история мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: учеб. Пособие/А.Н.Маркова – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995. – 192.с

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+4
Размер: 17.43K
Скачано: 189
Скачать бесплатно
01.12.08 в 12:54 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе