Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономических учений »
Тема: Экономические взгляды Т.Мальтуса и С.Сисмонди
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономических учений
Тип: Контрольная работа | Размер: 26.81K | Скачано: 291 | Добавлен 28.10.15 в 13:18 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение 2
Экономические взгляды Т.Мальтуса 3
Экономические взгляды С.Сисмонди 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Введение
В 18 в. в период зарождения и утверждения капиталистического способа производства возникла классическая школа политической экономии. Такие экономисты-классики как А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, С.Сисмонди заложили фундамент политической экономии и оказали огромное влияние на основные направления дальнейшего развития экономической науки.
Целью работы: определение роли «третьих лиц» в теориях Т.Мальтуса и С.Сисмонди.
Задачи данной работы:
• Рассмотреть экономические взгляды Т.Мальтуса;
• Рассмотреть экономические взгляды С.Сисмонди;
• Сравнить роль «третьих лиц» в теориях Т.Мальтуса и С.Сисмонди
Экономические взгляды Т. Мальтуса
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) — видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории.
Не будучи по образованию экономистом, Т. Мальтус вошел в историю экономической мысли как автор “закона народонаселения”, в котором он связал экономические и демографические факторы. В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием “Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества”, где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии.
Мальтус занимался также исследованиями в области теории ценности. При этом он отверг трудовую теорию ценности в редакции Д. Рикардо на следующем основании: эта теория не в состоянии объяснить, каким образом капиталы с разной структурой, т.е. с разной долей вложения в труд, приносят одинаковую норму прибыли. Кроме того, если заработная плата рабочего является лишь частью ценности, создаваемой трудом, то покупка труда рабочего капиталистом представляет собой неэквивалентный обмен, нарушение законов рыночного, товарного хозяйства.
В экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты-классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т. Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне
В основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита—Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала.
Мальтус фактически повторил Д. Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т. Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.
Обозначим издержки, связанные с использованием («живого») труда, символом x, издержки, связанные с использованием средств производства, - y, а прибыль - z. При реализации товаров x будет оплачено рабочими, y - капиталистами (при продажах товаров друг другу); но кто оплатит z (если z не будет оплачено, то часть товаров не будет куплена, и возникнет кризис перепроизводства)? По мнению Т. Р. Мальтуса. z будет оплачена так называемыми «третьими лицами».
Личный вклад Т. Мальтуса в разработки классической политической экономии – это его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта. Т. Мальтус в «Принципах» выдвинул положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов».
Среди этих непроизводительных потребителей, ничего не производящих, а только потребляющих, реализуется та часть продукции, которая составляет прибыль капиталистов. Тем самым разрешается проблема реализации прибыли. Этими непроизводительными потребителями Мальтус считал землевладельцев, духовенство, общественные группы, не занимающиеся никакой производственной деятельностью.
Таким образом, своей теорией реализации Мальтус удовлетворял классовые запросы и буржуазии, и земельных собственников: буржуазии, поскольку своей теорией прибыли он маскировал источник прибавочной стоимости — эксплуатацию рабочего класса; земельных собственников и духовенства, поскольку он объявил их якорем спасения капиталистического общества.
По содержанию теория реализации основана на ненаучных предпосылках и логических противоречиях. Во-первых, его теория исходит из ошибочной постановки самой проблемы реализации, поскольку вся ее трудность сводится к трудностям реализации одной части общественного продукта — прибавочной стоимости. И во-вторых, Мальтус попал в логический круг. Его «третьи лица» на самом деле не могут выполнить своей благотворительной деятельности и реализовать всю прибавочную стоимость по той простой причине, что их доходы - рента, жалованье священников и пр. - являются не самостоятельными видами доходов, а частью прибавочной стоимости, а стало быть, на нее, как и на прибавочную стоимость в целом, распространяется трудность реализации.
Т. Мальтус считал, что пределов для расширения производства не существует. А на вопрос о масштабах перепроизводства отвечал так; «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, также как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо, возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы — явления временные, и в этом смысле доводы об их отступничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.
Квинтэссенция "закона Сэя" состоит в том, что при достижении и соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос).
Хотя с точки зрения современной экономической теории концепция Мальтуса о возможности полной реализации посредством предъявляемого спроса «третьих лиц» кризисов предотвратить не может, значение её всё же было велико. «Страсть к накоплению, — писал он, — должна неизбежно привести к количеству продовольственных товаров, которые общество не в состоянии потребить». Джон Мейнард Кейнс признавал, что именно Томас Мальтус стал тем автором, кто вооружил его антикризисными идеями о факторах «эффективного спроса», роли в потреблении произведённого продукта промежуточных слоёв общества и др.
Экономические взгляды С. Сисмонди
Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди (1773-1842) – французский экономист и историк швейцарского происхождения.
Работы С. Сисмонди сыграли заметную роль в истории экономической мысли. Он первым подверг научной критике экономическую систему капитализма, которую назвал «экономической ортодоксией»; выступил противником некоторых идей, высказанных представителями классической политической экономии. Своими идеями С. Симонди завершал классическую школу политической экономии и являлся представителем мелкобуржуазного направления. В отличие от классиков, в политической экономии он видел не науку о богатстве и способах его увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма в интересах человеческого счастья. Но все-таки на первый план в экономических взглядах Сисмонди выдвигается проблема рынков и реализации созданного продукта. Он выдвинул тезис о постоянстве кризисов перепроизводства в капиталистической экономике. Сведя стоимость общественного продукта к доходам (здесь он выступает как последователь А. Смита, взяв за основу рассуждений “догму Смита”, положение о том, что стоимость складывается из доходов), Сисмонди заявляет, что для реализации всего произведенного продукта необходимо, что бы производство полностью соответствовало доходам общества. И далее он делает вывод о том, что если производство превышает сумму доходов общества, то продукт реализован не будет.
По мнению С.Сисмонди модель капитализма заключалась в следующем: Поскольку движущей силой и целью производства является прибыль, капиталисты стремятся выжать возможно больше прибыли из своих рабочих. Вследствие естественных законов размножения (Сисмонди в основном следовал Мальтусу) предложение труда хронически превышает спрос, что позволяет капиталистам удерживать зарплату на голодном уровне. Покупательная способность этих пролетариев крайне низка. Между тем их труд способен производить все больше и больше товаров. Внедрение машин лишь усиливает диспропорцию: они повышают производительность труда и одновременно вытесняют рабочих. В результате неизбежно получается, что все больше общественного труда занято производством предметов роскоши богатых. Но спрос этих самых богатых на предметы роскоши ограничен и неустойчив. Отсюда Сисмонди выводит неизбежность кризисов перепроизводства.
Отсюда же вытекают и советы, которые дает Сисмонди. Общество, в котором существует более или менее “чистый” капитализм и преобладают два класса — капиталисты и наемные рабочие, обречено на кризисы. Спасения Сисмонди ищет (подобно Мальтусу) в “третьих лицах” — промежуточных классах и слоях. Только для Сисмонди – это мелкие товаропроизводители — крестьяне, кустари, ремесленники. Кроме того, Сисмонди полагал, что развитие капиталистического производства невозможно без обширного внешнего рынка, который он трактовал односторонне: как сбыт товаров более развитых стран в менее развитые.
Сисмонди требовал широкого вмешательства государства в хозяйственную жизнь. Сисмонди предлагал ряд мер, в то время казавшихся опасно социалистическими, но теперь вполне приемлемых для капиталистов: социальное страхование и обеспечение для рабочих, участие рабочих в прибылях предприятий и т. п.
Но в основном спасения от бед капитализма он искал в искусственном сохранении старых порядков, в недопущении концентрации богатства в руках немногих лиц. Сисмонди не хотел возвращения к феодализму, но он желал, чтобы шествие капитализма было остановлено таким образом, что под видом нового вернули бы “добрые старые времена”. Чтобы создать рабочим обеспеченность, он предлагал ввести систему, напоминающую старые ремесленные цехи. Он хотел возродить в Англии мелкую земельную собственность.
Идеи Сисмонди хоть и не имели большого влияния для современников, все-таки содействовали в известной мере развитию трех направлений экономической мысли. Его симпатии к классу рабочего, критику капитализма восприняли представители социалистических учений, а идеи относительно предмета и методу политической экономии — представители исторической школы. И его понимание роли личного интереса бесспорной единственной побудительной силы экономичного развития положило начало критическому отношению к экономичному либерализму.
Заключение
Рассмотрев политические взгляды Т.Мальтуса и С.Сисмонди можно сделать следующие выводы:
Мальтус являлся представителем классической школы политической экономии, в которой он видел науку о богатстве и способах его увеличения. Мальтус понимал, что оплатить товар выше стоимости не смогут ни рабочие, ни капиталисты, поэтому он пришел к выводу, что должна существовать третья категория покупателей. К «третьим лицам» он относил такую группу покупателей, которая только покупает, но сама по себе ничего не продает – это землевладельцы, чиновники, военные. Существование «третьих лиц» Мальтус рассматривает как гарантию против кризисов и перепроизводства.
С.Сисмонди, который своими идеями завершал классическую школу политической экономии и являлся представителем мелкобуржуазного направления, считал политэкономию нравственной наукой, которая имеет дело с человеческой природой, а не с экономическими отношениями. С.Сисмонди также придерживается мнения о необходимости присутствия в обществе промежуточных классов. Но для Сисмонди – это мелкие товаропроизводители – крестьяне, кустари, ремесленники, так как, по его мнению, капиталистические действия по реализации продукта не может ограничиваться рабочими и капиталистами, а требует вдобавок мелких производителей.
Таким образом, и Т.Мальтус, и С.Сисмонди сходятся в одном: в том, что обществу необходим «третий» класс, но каждый из них включает в эту группу разных людей, именно поэтому роль этих «третьих лиц» в теории каждого из экономистов своя.
Список использованной литературы:
1. Ядгаров Я.С. «История экономических учений», М.; 2011
2. www.gumer.info - Агапова И. «Истрия экономической мысли»
3. www. econbooks.ru
4. www.ecoslovar.ru
5. www.polbu.ru - Розмаинский И.В., Холодилин К.А. «История экономического анализа на Западе»
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.