Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Алмазный фонд России

Алмазный фонд России [20.10.15]

Тема: Алмазный фонд России

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Реферат | Размер: 809.89K | Скачано: 320 | Добавлен 20.10.15 в 13:30 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Вуз: Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Год и город: Омск 2015


Содержание

Введение 2

1. От Императорской Рентерии до Бриллиантового кабинета  3

2. Алмазный фонд  - национальная сокровищница России 12

Заключение 17

Список литературы 19

 

ВВЕДЕНИЕ

Даже для нашей страны, с ее необозримыми просторами, богатейшими  запасами природных ресурсов, тысячелетней историей и шедеврами искусства мирового уровня, Алмазный фонд – уникальное явление.

Человек, впервые открывший для себя нашу национальную сокровищницу, испытывает поистине шок от увиденного им великолепия, сравниться с которым могут только два собрания ценностей в мире: сокровищница бывших иранских шахов в Тегеране и собрание коронных ценностей Англии в Лондоне.

Перед изумленными взорами посетителей одного из самых популярных и востребованных музеев нашей страны оживают образы из «Тысячи и одной ночи» - о сказочных подземельях, полных сокровищ. Эти восхитительные по красоте драгоценные камни и созданные из них руками ювелиров шедевры становятся для нас еще прекраснее, когда в рассказах экскурсоводов оживают связанные с ними  страницы истории России.

С сокровищами с древнейших времен связаны тайны и различные домыслы. Не обошлось без них и в истории Алмазного фонда России – уже с момента его возникновения появилось множество версий, предположений и откровенных спекуляций, активно тиражировавшихся в западных странах.

В нашей работе мы рассмотрим различные точки зрения исследователей, их версии событий, касающиеся истории создания и нынешнего состояния главной национальной сокровищницы страны.

Для этого мы должны ознакомиться с информацией, опубликованной на официальных сайтах Гохрана и Алмазного фонда, а также изучить и проанализировать монографии и статьи исследователей.

Так как наша работа посвящена шедеврам ювелирного искусства, использован иллюстративный материал – фотографии наиболее ценных раритетов Алмазного фонда.

 

1. От Императорской Рентерии до Бриллиантового кабинета

На официальном сайте Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, чьей составной частью является Алмазный фонд, дано такое определение: «Алмазный фонд - уникальное собрание, прошедшее длинный путь, тесно связанный с историей Российского государства, состоит из шедевров ювелирного искусства XVIII-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность».

Комплекс царских регалий, ставший основой коллекции,  складывался постепенно. «Зримым воплощением объединения русских земель во второй половине XV века стала традиция коронации в качестве государей всея Руси, начало которой было положено коронацией внука Ивана III Дмитрия в 1498 году. Окончательно эта традиция оформилась в середине XVI века, когда в 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась коронация Ивана IV».

Коллекция Алмазного фонда начала формироваться в XVIII веке, при Петре I, издавшем специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», к коим относились «государственное яблоко, корона, скипетр, ключ и меч».

Драгоценные предметы хранились в специальном помещении, закрытом на три замка, ключи от которых находились у трех разных должностных лиц. После завершения торжеств драгоценности возвращались в Императорскую Рентерию.Тем самым было признано, что наиболее значительные из драгоценных предметов государственных регалий, орденских знаков и светских украшений должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства.

Экспозиция Алмазного фонда сейчас разбита на семь групп:

- Коронационные императорские регалии;

- Орденские знаки;

- Ювелирное искусство XVIII-XIX веков;

- Работы мастеров-ювелиров второй половины ХХ века;

- Алмазы российских месторождений;

- Редкие ювелирные и поделочные камни;

- Самородки золота и платины.

Предметы, использовавшиеся в коронациях, были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного

Большая Императорская корона была создана в 1762 году для коронации Императрицы Екатерины II придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца.  

Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси. Ученый и писатель Николай Спафарий,  находившийся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине с 1675 по 1678 гг., доставил  шпинель на Русь.

Этот знаменитый камень, долгое время ошибочно считавшийся рубином, переходил из одной российской короны в другую. Такая крупная благородная шпинель ровной окраски и идеальной чистоты и прозрачности - величайшая редкость, и равной ей нет в мире.

Корона Российской империи

В коллекции Алмазного фонда хранится держава, выполненная для коронации Екатерины II придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом – гладко отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу цейлонский сапфир под крестом массой 195 каратов.

Императорский скипетр был изготовлен в начале 1770-х годов для Екатерины II. Гладко отшлифованная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами (вертикальными желобками), усиливающими игру светотени.

Скипетр завершает литой золотой двуглавый орел, украшенный черной эмалью и бриллиантами. Парадность этой эмблемы монархической власти усилил алмаз «Орлов», украсивший скипетр в 1774 году.

Бриллиант «Орлов» - самый ценный и знаменитый из семи исторических камней Алмазного фонда. Этот восхитительный камень необычной формы, ограненный в виде индийской розы, имеет 180 граней и весит 189,62 каратов.

Императорский скипетр

Легендарная история этого дивного камня, который считается самым крупным алмазом, добытым в Индии, окружена ореолом тайны. Первым его владельцем был Джехан-Шах - потомок великой династии Моголов.

Найденный в Индии в начале XVII века, по одной из версий он был вправлен в статую Шивы в знаменитом храме Серингапатама, его похитил английский солдат и  продал торговцу-еврею, от которого и получил позднее камень граф Орлов. В 1773 году алмаз был преподнесен Орловым Екатерине II в день ее именин.

В знак благодарности Екатерина назвала алмаз именем своего верного подданного. Алмаз «Орлов», кристально чистый прозрачный камень, слегка отливающий зеленовато-голубоватым оттенком, стал одним из наиболее известных экспонатов Алмазного фонда.

Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома.

 «Высшим орденом России до 1917 года,  - говорится в статье, опубликованной на сайте Гохрана, -  был «Орден святого апостола Андрея Первозванного», учрежденный царем Петром I в конце XVII века. Знак ордена имеет вид косого креста голубого цвета с изображением фигуры распятого Святого Андрея, первого из последователей учения Христа. Сам крест помещен на изображение герба Российского государства - двуглавого орла под императорской короной с навершием в виде прямого креста.

Святой Андрей издавна считался патроном государства, поскольку, по легенде, первым прошел с крестом по землям, на которых позже сложилось Русское государство. Орден Святого апостола Андрея Первозванного стал государственной регалией, одним из символов императорской власти».

Наиболее значимые экспонаты, кроме коронационных императорских регалий  - это семь исторических камней:  алмаз «Орлов», плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд, сапфир и хризолит и, конечно, алмаз «Шах».

«С незапамятных времен алмаз, этот король минералов, - пишет Б. Данилов, - своим чудесным блеском и прозрачностью восхищал человека. Долгое время ему приписывали всевозможные магические свойства. Крупные алмазы становились символом власти и богатства. Ради обладания ими совершались чудовищные злодеяния, проливалась кровь множества людей, даже начинались войны».

История алмаза «Шах» массой 88,7 каратов удивительна даже на фоне других легендарных историй, которыми так богат Алмазный фонд. У этого прозрачного камня  редкой чистоты, без огранки, с незначительным желтоватым оттенком, практически полностью сохранена его природная форма, лишь в некоторых местах он слегка отшлифован.

 «На камне три надписи на персидском языке, означающие имена его прежних владельцев: правителя индийской провинции Низам-шаха, затем Джехан-Шаха из династии Великих Моголов, и третий - персидский шах Фатх-Али-шах. Алмаз «Шах», величайшая ценность персидских шахов, был преподнесен сыном наследника персидского престола в дар русскому царю вместе с другими ценными дарами в связи с трагическими событиями в Тегеране. В 1829 году алмаз был привезен Николаю I принцем Хозрев-Мирзой как выкуп «во искупление» за убийство в Тегеране главы Русской дипломатической миссии А. С. Грибоедова», великого русского поэта, автора комедии «Горе от ума».

Алмаз «Шах»

Один из семи исторических камней Алмазного фонда  - огромный квадратный изумруд в 136, 25 карата, найденный в XVI или XVII веке в далекой Колумбии. По мнению академика А. Ферсмана, камень является единственным в своем роде: при больших размерах он абсолютно чист и прозрачен.

Исторически сложилось, что на протяжении столетий  Россией правили женщины. Стремясь затмить роскошью иностранных  владык, они, особенно в XVIII веке, приобретали лучшие экземпляры  драгоценных камней  и создавали из них светские украшения, пользоваться которыми могли только царицы. Этим украшениям посвящена одна из семи экспозиций Алмазного фонда под названием «Ювелирное искусство XVIII-XIX веков».

Среди более поздних ювелирных украшений, изготовленных уже в начале XIX столетия, нужно отметить «диадемы – украшения для прически в стиле стилизованных кокошников.

Эгрет «Фонтан» и серьги «Каскады»

Диадема-кокошник императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла I, имела характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, были закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата».

Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. «Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. В 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга».

Собранные поколениями российских самодержцев ценности до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца.

 В начале первой мировой  войны с приближением фронта к Санкт-Петербургу императорские регалии и коронные ценности были эвакуированы в Московский Кремль и размещены в Коронном зале Оружейной палаты.

С этого момента начинаются события, о которых мнения исследователей кардинально расходятся. Согласно точке зрения одних, драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы в восьми сундуках из Петрограда в Москву.  Так,  без проверки, их приняли  в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части.  Впоследствии их завалили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Октябрьской революции.

По другой информации «эвакуация проводилась спешно, но с невероятно бережным отношением к перевозимым ценностям. В сундуках находилась Опись 1898 года с переоценкой каждого предмета. Этот документ послужил основой для последующего изучения и публикаций коллекции».

Таким образом, говоря об истории национальной сокровищницы России, нужно отметить, что на протяжении всего правления дома Романовых она пополнялась драгоценностями.

«Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства», которыми и поныне восхищаются посетители Алмазного фонда России.

 

2. Алмазный фонд  - национальная сокровищница России

В 1922 году в подвалах Оружейной палаты Кремля были найдены сокровища российской короны. Для их изучения в спешном порядке была создана комиссия, которую возглавил академик Александр Ферсман. С его именем связана вся дальнейшая история Алмазного фонда.

Научно-художественной экспертной комиссией по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства была проведена большая работа. Комиссия «подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР)».

Было проведено сличение найденных сокровищ с Описью 1898 года. По итогам этой работы в 1924-1925 гг. под редакцией А. Е. Ферсмана был издан четырехтомный труд «Алмазный фонд СССР».

 Однако функция Гохрана тех лет заключалась не только в сохранении богатства российской короны. Члены комиссии работали, чтобы отобрать и сохранить наиболее ценные произведения искусства, пожертвовав определенной частью бытовых предметов дворцового обихода

«В специальных мастерских Гохрана день и ночь работали плавильные печи и кислотные лаборатории, из уникальных ювелирных изделий выламывались драгоценные камни и плавились драгоценные металлы, чтобы отдельно продавать жемчуг, бриллианты, золото».

Молодое советское государство находилось в тяжелом экономическом состоянии после тяжелейшей Гражданской войны. Разруха, голод, эпидемии, миллионы беспризорников – для решения этих проблем нужны были большие средства. 

Поэтому было принято решение часть исторического наследия, после экспертной оценки, продать на зарубежных аукционах, чтобы на вырученную валюту закупать продовольствие и промышленное оборудование для восстановления экономики страны.

В связи с появлением на зарубежных аукционах исторических раритетов из коллекции дома Романовых разразился международный скандал, а противники Советского Союза утверждали, что большевики распродают царское наследие.

Для опровержения этих заявлений и в подтверждение платежеспособности страны было принято решение провести выставку Алмазного фонда 18 декабря 1925 года в Колонном зале Дома Союзов.

Но опубликованный А. Ферсманом труд не смог полностью устранить недоверие к выводам комиссии. Дело в том, что в руководство комиссии входил Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий. Опись 1898 года стала недоступной для исследователей, так как она была сдана в архив в рамках дела Л. Троцкого, которое до сих пор не рассекречено.

(Сведения об Описи основаны на программе С. Брилева «Национальная сокровищница России», демонстрировавшейся на телеканале «Россия» в декабре 2014 года).

Среди авторов, утверждающих, что советские руководители бесконтрольно распродавали бесценные раритеты, тем самым причинив ущерб национальному культурному и историческому наследию, нужно отметить А. Мосякина, на рубеже 80-90-х опубликовавшем в журналах «Огонек» и «Наше наследие» ряд разоблачительных статей об Алмазном фонде.

 «Начиная с 1920-х гг., - пишет исследователь Г. Кругликова, - государством начало осуществляться планомерное уничтожение и продажа культурных ценностей. Это определялось политикой партии и правительства в связи с потребностями в импорте и ограниченностью экспортных фондов и валютных резервов».

Но постепенно государство смогло не только заботиться о сохранности ценностей Гохрана, но и начать вновь пополнять его. Пятидесятые годы XX века открыли новую страницу в освоении недр страны. «В 1954 году геолог из Ленинграда Л. А. Попугаева обнаружила первую алмазную кимберлитовую трубку «Зарница», в 1955 году была открыта трубка «Мир» - одно из самых крупных месторождений Якутии».

 «За годы Советской власти алмазный фонд пополнился крупными именными алмазами из кимберлитовых трубок Якутии: «XXVI съезд КПСС» (332 карат), «Звезда Якутии» (232,10 карат), и др., крупнейшими изумрудами Урала, в том числе «Славный Уральский» (3369,5 карат)». В коллекции уникальны золотые самородки Урала и Сибири: «Большой треугольник» (36015,7 г. 1842), «Мефистофель» (20,25 г. 1944) и др.

Особый  интерес представляет экспозиция «высших знаков воинского отличия: платиновый орден «Победа» с рубином и бриллиантами и маршальская золотая звезда с бриллиантами, многочисленные ювелирно-художественные изделия».

К 50-летию Советского государства, 2 ноября 1967 года, в здании оружейной палаты открылась Временная экспозиция выставки Алмазного фонда. «Предполагалось, что уникальные экспонаты будут демонстрироваться в течение года, а затем вернутся на хранение в Гохран, но выставка стала столь крупным событием в культурной жизни страны и всего мира, что Особым постановлением Правительства было принято решение преобразовать ее в постоянно действующую».

В 1965 году при ВНИИ Гознака была создана Экспериментальная лаборатория ювелирного искусства. В 1970 году лаборатория была переведена в Государственное хранилище ценностей (Гохран).

Постепенно сформировался коллектив из пяти мастеров: Г. Ф. Алексахин, Б. В. Иванов, В. Е. Жилин, В. Г. Ситников, В. В. Николаев.

Мастера Гохрана много сделали для сохранения национального достояния страны: восстанавливали по эскизам и фотографиям утраченные драгоценности; в частности, спасли корону Российской империи от разрушения. Мастера Гохрана создают замечательные авторские работы, например, прославленную бриллиантовую  розу, равной по красоте которой нет в мире.

В настоящее время Гохран является главным закупщиком добываемых на территории России алмазов, золота, платины и других драгоценных камней и металлов. Таким образом, Гохран выполняет функции национальной сокровищницы России:

- сохраняет бесценное национальное наследие;

- приумножает государственные запасы драгоценных камней и металлов.

 Как один из главных музеев страны Алмазный фонд выполняет научную и просветительскую работу по популяризации исторического наследия России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К теме Гохрана и Алмазного фонда нашей страны обращались многие исследователи. И если в изучении происхождения коронационных императорских регалий, а также исторических камней, из которых они созданы, накоплен довольно обширный материал и существует определенный консенсус между исследователями в их оценке, то в отношении истории Алмазного фонда СССР и России есть проблемы, еще не решенные исследователями.

Расхождения существуют прежде всего в оценке сохранности драгоценностей Бриллиантового кабинета. Официальная советская историография придерживалась версии, основанной на работе комиссии под руководством академика А. Е. Ферсмана, изложенной в его четырехтомном издании  «Алмазный фонд СССР».

Другая группа авторов, открыто выступившая против этой точки зрения в 80-90-е годы XX века, солидаризуется с давними обвинениями зарубежных авторов в расхищении царских сокровищ большевиками. Ярким приверженцем этой точки зрения является журналист А. Мосякин, автор многочисленных публикаций в прессе статей об Алмазном фонде.

Третью группу авторов можно условно обозначить, как стремящихся объективно расследовать все версии, опираясь на доказанные факты. К таким авторам можно отнести исследователя И. В. Зимина.

Представляется, что история Алмазного фонда в период с 20-е по 50-е годы – наиболее интересная и довольно скупо освещенная тема, которая является серьезной научной проблемой для современных исследователей.

Перед сотрудниками Гохрана стоят задачи по приумножению и сохранению национального достояния страны, а перед исследователями – создания полной и объективной истории Гохрана и Алмазного фонда России на всех этапах их развития.

В завершение краткого обзора хочется отметить следующее.

 История национальной сокровищницы России насчитывает несколько столетий. Цари династии Рюриковичей, создавшие централизованное Московское государство, а затем представители дома Романовых, за триста лет правления страной сделавших ее великой империей, собрали коллекцию  драгоценностей, которые представляют огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.

 Но все-таки главную лепту в создание национального достояния страны внесли рабочие, потом и кровью добывавшие эти сокровища своим трудом на приисках и рудниках, ученые, разведывавшие месторождения драгоценных камней и металлов, и  мастера, которые создали бесценные шедевры.

Именно они, а не только алмазы, бриллианты, золото и платина – Алмазный фонд России. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алмазный фонд. [Электронный ресурс] – М., [2015]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ - Загл. с экрана.
  2. Алмазный фонд СССР. [Электронный ресурс] – М., [2015]. – Режим доступа: http://www.mining-enc.ru/a/almaznyj-fond-sssr - Загл. с экрана.
  3. Гохран России. Об Алмазном фонде. [Электронный ресурс] – М., [2015]. – Режим доступа: http://www.gokhran.ru/ru/diamond-fund/index.phtml - Загл. с экрана.
  4. Данилов Б. Ф. Алмазы и люди. – М., 1982.
  5. Зимин И. В. Сокровища Алмазного фонда// Русская история. – 2013. - № 1.
  6. Кругликова Г. А. Сохранение культурного наследия как фактор социального здоровья нации. [Электронный ресурс] – М., [2015]. – Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/184727 - Загл. с экрана.
  7. Мосякин А. Продажа// Огонек. – 1989. - № 6.
  8. Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. В 2 т. Т. 1. – М., 1954.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 809.89K
Скачано: 320
Скачать бесплатно
20.10.15 в 13:30 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе