Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по микроэкономике »

Факторы нефункционального спроса

Факторы нефункционального спроса [13.10.15]

Тема: Факторы нефункционального спроса

Раздел: Бесплатные рефераты по микроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 55.00K | Скачано: 248 | Добавлен 13.10.15 в 15:42 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание

1. Эссе. Какие факторы нефункционального спроса определяют поведение российских потребителей в большей степени? 3

2. Разбор экономической ситуации 10

3. Контрольные тестовые вопросы 12

Список использованной литературы 14

 

Эссе

Какие факторы нефункционального спроса определяют поведение российских потребителей в большей степени?

Развернутая модель покупательского поведения была предложена из­вестным специалистом в области маркетинга Ф.Котлером. Модель по­строена в рамках классической концепции бихевиоризма и представлена в виде трех последовательно связанных блоков:

- побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители; — «черный ящик» сознания покупателя;

- ответная реакция покупателя.

Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, всевозможные раздражители (первый блок) вызывают ряд доступных наблюдению поку­пательских реакций (третий блок). Наибольший интерес для психологов представляет "черный ящик" сознания покупателя. Он состоит из двух частей, одна из которых содержит характеристики покупателя, оказы­вающие влияние на восприятие раздражителей и реакции на них, вторая часть включает принятие покупательского решения.

К характеристикам покупателя относятся факторы различных уров ней, которые оказывают влияние на совершаемые им покупки. К ним от­носятся:

1. Факторы культурного порядка: культура (базовый набор ценно­стей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества); субкультура (культура более мелких групп); социальное положение.

2. Факторы социального порядка: референтные группы; семья; роли и статусы.

3. Факторы личного порядка: возраст и этап жизненного цикла семьи; род занятий, экономическое положение; образ жизни; тип личности или представление о самом себе.

4. Факторы психологического порядка: мотивация; восприятие; усвоение; убеждение.

Котлер предлагает также схему процесса принятия решения о покупке, которая состоит из пяти этапов: осознание проблемы, поиск информа ции, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку.

Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает про­блему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желае­мым состоянием. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, которые способны удовлетворить возникшее побуждение.

Мотивированный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потреби­тель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может отложить­ся в его памяти. При этом потребитель либо прекращает поиски информа­ции, либо пытается поискать еще немного, либо занимается активными поисками. В поисках информации потребитель обращается к следующим источникам'.

— личные источники (семья, друзья, знакомые); -коммерческие источники (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки);

— общедоступные источники (средства массовой информации); - источники эмпирического опыта.

На этапе оценки вариантов важно выделить следующие моменты. Во-первых, каждый потребитель рассматривает товар, как определенный на­бор свойств, но обращает больше всего внимания на те свойства, которые имеют отношение к его нужде. Во-вторых, потребитель склонен прида­вать разные весовые показатели значимости свойствам, которые он счита­ет актуальными для себя. В-третьих, потребитель формирует у себя набор убеждений о марках товаров, который можно назвать образом марки. Да­лее, каждому свойству потребитель приписывает функцию полезности. Наконец, отношение к марочным альтернативам складывается у потреби­теля в результате выполненной им оценки. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов из множества альтернатив выбора. У потребите­ля формируется намерение совершить покупку наиболее предпочтитель­ного объекта. Однако на пути от намерения до принятия решения в дело могут вмешаться еще два фактора: 1) отношения других людей; 2) не­предвиденные обстоятельства.

Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо не удовле­творен, что отразится на его последующем поведении и отношении к дан­ному товару, марке, фирме.

Нефункциональный спрос — спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо других факторов.

Нефункциональный спрос в свою очередь делится на три неравные группы:

  1. Спрос, обусловленный внешники (экзогенными) воздействиями на полезность товара. Здесь выделяют:

2.Спекулятиный спрос

3.   Нерациональный спрос

Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствии того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Этот вид спроса условно подразделяется на три составляющие:

Эффект присоединения к большинству

Под эффектом присоединения к большинству понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отставать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Чем больше смещается кривая индивидульного спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем выше данный эффект.

 

Рис. 1  - Эффект присоединения к большинству

Эффект сноба характеризуется величиной, на которую сократится индивидуальный спрос вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы. Падение спроса тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у других покупателей.

 

Рис. 2  - Эффект сноба

И эффект присоединения к большинству и эффект сноба могут быть количественно оценены через коэффициент количественной эластичности, показывающий степень количественного изменения индивидуального спроса при изменении рыночного спроса на 1 %.

Коэффициент подсчитывается по формуле:

(1)

где:

  1. Если Eq > 0, то имеет место эффект присоединения к большинству
  2. Если Eq < 0, то наблюдается эффект сноба.

Абсолютное значение данного коэффициента характеризует величину рассматриваемых эффектов.

Эффект показательного потребления

Эффект показательного потребления, или эффект Веблена отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену.

Эффект Веблена характеризует величину, на которую возрастает индивидуальный спрос вследствие увеличения цены на рассматриваемый товар.

Эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, что и вызывает дополнительный спрос.

 

Рис. 3  - Эффект Веблена

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется, но сама кривая спроса сдвигается под воздействием эффекта вправо, поскольку в глазах потребителя один и тот же товар с низкой ценой (P1 непрестижный) и с высокой ценой (P2 престижный) являются различными товарами с различными кривыми спроса соответственно d(P1) и d(P2).

Количественное значение эффекта Веблена может быть оценено через ценовую эластичность спроса, характеризующую степень изменения спроса при изменении цены на 1%.

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по уже известной нам формуле:

 (2)

Q(P) — функция спроса по цене

P — рыночная цена

Если эффект Веблена отсутстует, и товар не принадлежит к группе товаров Гиффена, то коэффициент ценовой эластичности является отрицательным, E<0. Положительное значение коэффицента, E>0, может говорить о существовании эффекта показательного потребления тем более значимого, чем выше абсолютное значение данного коэффицента.

Спекулятивный спрос

Спекулятивный спрос возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сдерживается в ожидании роста цен. В этих условиях кривая спроса также смещается вправо.

Нерациональный спрос

Нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не только не планируются потребилем, но и происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

Я считаю, что для российских потребителей наиболее характерен эффект присоединения к большинству. Эффект присоединения к большинству побуждает потребителя покупать то, что покупают все.

 

2. Разбор экономической ситуации

Спрос и предложение на товар описываются уравнениями:  QD = 900 - 30P; QS = -200 + 20P. Определите цену, объем спроса и предложения в условиях равновесия на рынке данного товара. На данный товар Правительством страны установлена фиксированная цена в 18 ден. ед. за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

Спрос и предложение на некий товар описывается уравнениями и:

QD = 900 - 30P;

QS = -200 + 20P

Где Q- количество товара

Р- цена товара

а) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара;

б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 денежных единиц за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.

 а) Приравниваем функции спроса и предложения:

900-30Р=-200+20Р

1100=50Р

P=22

Подставляем равновесную цену в любое из данных уравнений:

900-30*22=240

Q = 240

Равновесные цена и объем равны 22 и 240 соответственно.

б) Государство установило P=18. Подставляем поочередно это значение в каждую функцию:

Q(D)=900-30*18=900-540=360

Q(S)=-200+20*18=-200+360=160

 Q(D) > Q(S)

Объем спроса выше объема предложения. Последствие: в экономике наблюдается дефицит товара. Цена будет расти, так как покупатели будут готовы заплатить больше за редкий товар. В итоге цена может достичь равновесного уровня (22 ден. ед.)

 

3.Контрольные тестовые вопросы

1. При выплате заработной платы деньги выполняют функцию

 

2. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия

б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия

в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен  наклону касательной к ней кривой безразличия

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии

д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

 

3. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) уменьшении наклона бюджетной линии

б) изменении наклона бюджетной линии

в) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо

г) параллельном сдвиге бюджетной линии влево

д) увеличении наклона бюджетной линии.

 

Список использованной литературы

1. Васильева Е.В., Макеева Т.В. Экономическая теория. Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2011. - 111 с.

3. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 167 с.

4. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Н.Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 767 с.

5. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т 1. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов Высшая школа экономики, 2012. - 349 с.

6. Герасимов Б.И. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева. - 2-е изд., стер. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2013. - Ч.1. - 232 с.

7. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие / Е.Г. Ефимова. - М.: МГИУ, 2012. - 368 с.

8. Лёвкина Е.В. Шпаргалка по микроэкономике. - М.: Аллель, 2013. - 86 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 55.00K
Скачано: 248
Скачать бесплатно
13.10.15 в 15:42 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе