Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культура эпохи просвещения
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 41.78K | Скачано: 284 | Добавлен 01.10.15 в 12:14 | Рейтинг: +1 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Тула 2015
Содержание
Введение 3
1. Отличительные черты Просвещения 4
1.1.Значение Великой Французской буржуазно-демократической революции для мирового развития 4
1.2. Просвещение и его основополагающие идеи 6
1.3. Главные представители Просвещения в Англии, Франции, Германии 8
2. Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм 9
2.1. Основные характеристики искусства в эпоху Просвещения 9
2.2. Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, Ф. Шиллера, И. В. Гете 11
2.3. Живопись в эпоху Просвещения 12
2.4. Классическая музыка в эпоху Просвещения 13
3. Тест 14
Заключение 15
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ.
Просвещение - это мощное интернациональное идейное движение, зародившееся в Англии в конце XVII в. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция и Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции. В статье «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» И. Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им…».[1]
1. Отличительные черты Просвещения.
1.1. Значение Великой Французской буржуазно-демократической революции для мирового развития.
Великая французская революция, буржуазно-демократическая революция 1789-1794 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма. На смену монархии пришла демократическая форма правления – республика. Вместо средневековых феодальных отношений, которые тормозили экономический прогресс, был расчищен путь для молодого, амбициозного, более современного периода мировой цивилизации – капитализма.[2]
Итоги революции:
1. Консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности. В результате появилась современная индивидуализированная частная собственность.
2. Революция смела все сословные барьеры и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Это способствовало социальной мобильности, открыло доступ к образованию, высокопрофессиональной деятельности, предпринимательству из разных слоев. Принятая Конвентом Декларация прав человека и гражданина, гарантировала свободу, равенство, безопасность и право собственности. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций там, где их раньше не было.
3. Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.), Законодательное собрание (1791 - 1792 гг.), Конвент (1792 - 1794 гг.). Это способствовало развитию и укреплению парламентской демократии, несмотря на дальнейшие откаты.
4. Новое государство, родившееся в ходе революции обладало большей властью над жизнью и имуществом граждан, оно получило большую возможность для обеспечения стабильности, равенства возможностей, социального порядка и выступало гарантом равных прав для всех граждан, контролируя социально значимые области (такие как образование, финансы и т.д.). Оно выступало гарантом равных прав всех граждан.[3]
1.2. Просвещение и его основополагающие идеи.
Просвещение- широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17-18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий. [4]
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвещённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы — женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741)[5]
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.[6]
Гражданское общество — это горизонтально структурированная сеть некоммерческих организаций, функционирующая ради реализации общественных интересов, но без цели достижения политической или коммерческой выгоды и объединяющая граждан-волонтеров, участвующих в общественной жизни без цели материальной выгоды. Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином. Сужение тотальной власти государства осуществляется через введение неотъемлемых прав человека по определенным неполитическим категориям. Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнение религиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом.[7]
«Политическая свобода предполагает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную — при их полной независимости друг от друга. Он также формулирует принципы законодательства, основополагающим из которых является умеренность, т. е. дух умеренности должен быть духом законодательства. Среди прочих правил он выделяет сжатость и простоту слога закона, однозначность понятий, достойность мотивировки законов и др.» Шарль Луи Монтескье (1689—1755 гг.).[8]
1.3. Главные представители Просвещения в Англии, Франции, Германии.
Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) - философ, основатель либерализма Джон Локк; философ-деист Джон Антони Коллинз; философ Джон Толанд; философ-деист Антони Эшли Шефтсбери.
Во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789 годами, называют «веком Просвещения») - писатель и философ-просветитель, просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье; писатель и философ, представитель сентиментализма Жан Жак Руссо; философ-просветитель и писатель Дени Дидро; философ Клод Адриан Гельвеций; философ Поль Анри Гольбах.
В Германии — драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы Готхольд Эфраим Лессинг; философ, критик, эстетик Иоганн Готфрид Гердер; поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Иоганн Фридрих Шиллер; писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гете.[9]
2. Искусство в XVIII в. Рококо и сентиментализм.
2.1. Основные характеристики искусства в эпоху Просвещения.
Просвещение — общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки — 1689-1789 года.
Художественная культура 18 века — это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание.
Искусство Европы 18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях.
Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму. “Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения.
Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто.
Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши.
Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений — духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”.[10]
2.2. Творчество Д. Дефо, Дж. Свифта, Ф. Шиллера, И. В. Гете.
В 20-30-е годы XVIII века в литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий. В это время создавали свои знаменитые произведения Д.Дефо это «Робинзона Крузо»( 1719 ) и Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
В немецкой литературе главными фигурами Просвещения являются Ф. Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь». И хотя Просвещение пришло в Германию позже, чем в другие страны, оно породило величайшие литературные произведения. Помимо великого «Фауста», у Гёте стоит почитать ещё самый ранний его роман «Страдания юного Вертера» и поэтический сборник «Римские элегии».[11]
2.3. Живопись в эпоху Просвещения.
Ярким представителем французского рококо были Франсуа Буше (1703-1770) -"первый художник короля". Он создавал панно, театральные декорации, иллюстрации для книг и т.д. Любую тематику он сводил к пасторали, а всех богинь видел аристократка-парижанка. Типичные сюжеты его полотен - "Триумф Венерн" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром", "Купание Дианы", "Тет-а-тет" и другие.
Основоположником революционного классицизма в живописи считают француза Жака Луи Давида (1748-1825). Его известное полотно "Клятва Горациев", которое славило подвиг древнеримских братьев-героев, на самом деле апеллировал к современникам, призывая их на борьбу.
Творчество А.Ватто (1684-1721) ближайшее находится к стилю рококо. Его по праву считают предшественником романтизма и первым романтиком в живописи. Самыми прославленными произведениями художника считаются картины "паломничество (Паломничество) на остров Киферу", "Праздник любви".[12]
2.4. Классическая музыка в эпоху Просвещения.
Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Самым большим достижением Моцарта считаются оперы, в них он показал себя и как великий музыкант и как талантливый драматург, некоторые из его самых прекрасных опер - "Дон Жуан", "Женитьба Фигаро", "Волшебная флейта", а так же знаменитая «41 симфония». Самые же великие произведения Гайдна это "Сотворение мира", Симфония № 101 "Часы", Струнный квартет oп.76 № 3 "Император".
В конце восемнадцатого столетия восходит еще одна звезда классической музыки - Людвиг Ван Бетховен, композитор, который начал сочинять музыку в классическом стиле. Великие произведения Классической эпохи Бетховена: Симфония № 3 "Eroica" .[13]
3. Тест.
Установите соответствие между живописцами и их произведениями:
1.Х. Рембрандт а. «Мальчик с собакой»
2. П. Рубенс б. «Даная»
3. Х. Де Рибера в. «Светая Инесса»
4. Б. Э. Мурильо г. «Менины»
5. А. Ванн Дейк д. «Союз земли и воды»
6. Веласкес е. «Отдых на пути в Египет»
Ответ:
1-б; 2-д; 3-в; 4-а; 5-е; 6-г.
Заключение.
Просвещение - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись во Франции, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Для России, как и для многих других стран, Просвещение стало эпохой зарождения и развития науки, образования и искусства. Фактически многие виды искусства, а также отрасли науки зародились и получили свое развитие в эпоху Просвещения и позже. Именно эпоха Просвещения стала важной отправной точкой в развитии науки, образования и искусства в России.
Список литературы:
1.Просвещение как научно-историческое понятие [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://referatzone.com/load/referaty/kulturologija/kultura_ehpokhi_prosveshhenija/54-1-0-2084
2. Значение Великой французской революции [Электронный ресурс]. / Режим доступа:
http://2mir-istorii.ru/sobytiya-novaya-istoriya/308-znachenie-velikoy-francuzskoy-revolyucii.html
3. Великая французская буржуазная революция [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=500218
4. ПРОСВЕЩЕНИЕ. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/993/ПРОСВЕЩЕНИЕ
5. Просвещение. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EF%EE%F5%E0_%CF%F0%EE%F1%E2%E5%F9%E5%ED%E8%FF
6. Просвещение. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E7%F3%EC
7. Просвещение. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0%E6%E4%E0%ED%F1%EA%EE%E5_%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%EE
8. Политические и правовые учения европейского Просвещения
Взгляды французских просветителей [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rpa.studz.ru/forum/91-1735-1
9. Просвещение. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://to-name.ru/historical-events/prosveschenie.htm
10. Культура эпохи Просвещения [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://эпохи-культуры.рф/?p=77
11. Эпоха Просвещения [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-27695
12. Живопись эпохи Просвещения [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://entelehia.ru/Cultural_Studies/ZHivopis_epohi_Prosveshcheniya.html
13. Классическая музыка в эпоху Просвещения. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://www.olofmp3.ru/index.php/Klassicheskaya-iepoha-v-muzyke-klassicizm.html
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.