Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики »

Малое предпринимательство в РФ

Малое предпринимательство в РФ [26.09.15]

Тема: Малое предпринимательство в РФ

Раздел: Бесплатные рефераты по государственному регулированию экономики

Тип: Контрольная работа | Размер: 76.16K | Скачано: 306 | Добавлен 26.09.15 в 06:13 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Тюменский государственный архитектурно – строительный университет

Год и город: Тюмень 2015


Содержание

СОДЕРЖАНИЕ    2

ВВЕДЕНИЕ    3

1. Понятие и характеристика малого предпринимательства.    4

2. Роль малого предпринимательства в России. Проблемы развития.    5

3. Государственная политика в поддержке малого предпринимательства.    8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ    15

 

ВВЕДЕНИЕ

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое зна­чение. Малый бизнес обеспечивает наличие рабочих мест, пополняет бюджеты всех уровней за счет налоговых отчислений, поддерживает конкуренцию, обеспечивает население разнообразием товаров и услуг.

Только трем из ста российских предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше трех лет, говорится в исследовании «Глобальный мониторинг предпринимательства», проведенном совместно Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, компанией EY и Центром предпринимательства.

Малые предприятия сталкиваются с рядом проблем. Высокая конкуренция, недостаток финансирования, трудности с выбором места, налоговая нагрузка, недостаток информации и многое другое. В условиях рынка выживает сильнейший, а малые предприятия поглощают монополии с большей долей товаров и раскрученным брендом. Поэтому, для преодоления проблем и развития малого предпринимательства, необходимо вмешательство государства.

Цель данной контрольной работы – определить направления государственной политики в преодолении проблем развития малого предпринимательства.

Достичь названной цели предполагается через решение следующих задач:

  1. Определение критериев малого предпринимательства.
  2. Выявление проблем, с которыми сталкивается малое предпринимательство.
  3. Определение направлений государственной политики по поддержке малого предпринимательства.
  4. Рассмотреть инструменты реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства.

Еще одна задача данной работы, которую мы запишем отдельно, это выяснить, помогают ли действия государственных программ преодолевать проблемы развития малого предпринимательства.

При написании данной работы использовалась нормативно-правовая база Российской Федерации, интернет-ресурсы, статьи.

 

1. Понятие и характеристика малого предпринимательства.

 

Все хозяйствующие субъекты в РФ по своим признакам поделены на малые, средние и крупные. Есть еще другие критерии для классификации, например, по экономической деятельности, форме собственности и прочее. Нас интересует малый бизнес. При каких условиях, предприятие можно отнести к малому бизнесу. Для начала дадим определение понятию.

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Из Постановления Правительства РФ от 09.02.13 N 101:

- бизнес должен быть официально зарегистрированным, с внесением записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

- численность работников не должна превышать 250 человек для средних предприятий, до 100 чел. – для малых и до 15 – микропредприятия;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 1 000 млн. р. для средних предприятий, до 400 млн.р. – для малых и до 60 млн.р. – микропредприятия.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что малое предпринимательство – это хозяйствующие субъекты, официально зарегистрированные, с численностью до 100 человек на одном предприятии и годовой выручкой менее 400 млн. р. в год.

 

2. Роль малого предпринимательства в России. Проблемы развития.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции, определяет качество валового национального продукта.

Рассмотрим, подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства.

Малый бизнес – важный сектор экономики.
Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался к новым рыночным условиям. Государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Малый бизнес способствует развитию инновационных технологий.
Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Правда, к малому бизнесу России это относится в малой степени, поскольку основное направление деятельности – торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д.

Социально-экономическая роль малого бизнеса заключается
в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации.

Малый бизнес вносит вклад в развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Несмотря на свою важную роль в экономике России, малое предпринимательство, в своем развитии, работе, сталкивается с проблемами и трудностями.

Если рассмотреть организацию бизнеса со стороны процесса, то у нас получается схема открытия своего дела следующая. Для начала, необходимо официально зарегистрироваться в ЕГРИП или ЕГРЮЛ, встать на учет в ФНС, выбрать систему налогообложения, зарегистрироваться в ПФР, в Соц.страх. Найти выгодное место размещения, найти своего потребителя, квалифицированный персонал и многое другое. Все это требует больших затрат.

Получается, что на начальном этапе предприниматель сталкивается с проблемой администрирования. В России много требований к малому предпринимательству, отсюда вытекают бесконечные проверки компетентных органов. Основная проблема малого предпринимательства, это несовершенная административно-правовая система. По оценкам экспертов, расходы на преодоление административных барьеров на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия.

Следующая проблема заключается в финансировании малого бизнеса. В наше время редко получается накопить свой стартовый капитал, а частные финансовые организации не вкладываю деньги в стартап-проекты. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. Из-за этого малые предприятия оказываются в трудной ситуации: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

Основная проблема малого предпринимательства - это налоговая база. Порой, давление со стороны налогообложения выходит за рамки разумного. Непродуманная система налогообложения заставляет многих предпринимателей либо «уходить в тень», либо полностью закрывать собственное дело. Так в 2013 г., когда общий размер страховых взносов индивидуальных предпринимателей (ИП) вырос до 35 664,66 рубля (превысило в 2 раза аналогичные взносы 2012 г.), в результате за 6 месяцев с декабря 2012 г. по июнь 2013 г. количество ИП сократилось примерно на 500 тыс. чел. из-за непосильных страховых взносов. Особенно, это коснулось тех, кто работал в сельской местности или «от случая к случаю»: парикмахеры, няни, репетиторы и т.д. – примерно 20% от общего числа индивидуальных предпринимателей. После осознания этих последствий, 1 января 2014 г., социальные взносы были снижены и составляли 20727,53 руб. (при доходе меньше 300 тыс. руб. или его отсутствии.

 

3. Государственная политика в поддержке малого предпринимательства.

6 июля 2007 года Государственной думой принят ФЗ- 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где обозначены основные цели и принципы государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Для выполнения данного закона разрабатываются и реализуются целевые программы. Целевые программы являются инструментом государственной политики. Осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Каждый регион разрабатывает свою программу развития малого предпринимательства, с учетом внутренних потребностей социально-экономического развития, и с учетом возможностей бюджета. Программы разрабатываются на два года, с ежегодным подведением итогов и корректировкой.

Помимо программ, ведется усовершенствование нормативно-правовой базы.

В целях обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, государством были введены специальные налоговые режимы. В 2012 году введена патентная система для малых предприятий с ежегодным оборотом менее 300 т.р.. А с 1 января 2015 г. введены налоговые каникулы для вновь зарегистрированного бизнеса. Теперь предприниматели в течение 2-х лет с момента регистрации будут освобождены от налогов. Такая мера позволит начинающему бизнесу быстрее окупить себя и удержаться «наплаву», а также даст дополнительный стимул к открытию нового бизнеса.

Уже более 10-ти лет действует упрощенная система налогообложения. Данная система позволяет работать без кассового аппарата, имеет более упрощенную систему отчетности, поэтому дает возможность работать без бухгалтерии. Данные моменты также помогают сократить расходы и сэкономить время предпринимателя.

Нельзя оставить без внимания и систему закупок государственных компаний. Известно, что она ранее была направлена на интересы крупного бизнеса. С 1 января 2014 года действуют нововведения, задача которых оказать поддержку малому и среднему бизнесу в данном направлении. С начала 2014 года проведение конкурсов на госзаказы регулируется Федеральным законом 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года. В документе содержится информация о том, что малый бизнес должен получать 15% заказов, также "малышам" предоставляется выбор по оплате залога за обеспечение заявки конкурса - банковской гарантией или деньгами. Правительством РФ 29 мая 2013 года была утверждена "дорожная карта", целью которой является облегчение доступа малого и среднего бизнеса к рынку обслуживания компаний с государственным участием. Говоря о планах, содержащихся в "дорожной карте", к 2015 году планируется, что 25% всех закупок государственных компаний будет приходиться на малый и средний бизнес.

Государственная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства включает в себя следующие направления:

Оказание имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого. Предоставляется как государственная финансовая поддержка, так и муниципальная.

В Тюменской области действуют следующие виды финансовой поддержки малому предпринимательству:

- субсидии по договорам кредита, привлеченным для реализации инвестиционных проектов;

-  субсидии по договорам лизинга;

- субсидии субъектам туристской индустрии, осуществляющим организацию внутреннего и въездного туризма в Тюменской области;

- субсидии инновационным компаниям.

Решение проблем финансирования малого бизнеса, решается предоставлением целевых займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Целевые займы предоставляются на срок до 84 месяцев с процентной ставкой в размере, не превышающей ставку рефинансирования, в сумме свыше 1 000 000 (одного миллиона) рублей и до 20 000 000 (двадцати миллионов) рублей на:

- приобретение оборудования (под оборудованием понимаются устройства, механизмы, автотранспортные средства (за исключением легковых автомобилей), приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, средства и технологии);

- приобретение, строительство, реконструкцию, ремонт нежилых помещений, зданий и сооружений, за исключением объектов торгового назначения.

Также в рамках мероприятия “Гарантийный фонд” предоставляются поручительства по кредитам, оформляемым субъектами малого и среднего предпринимательства в банках. Что решает вопрос отсутствия залогового имущества при взятии кредита.

В рамках муниципальных программ возмещаются денежные средства за получение необходимых видов услуг. Денежные субсидии можно получить за следующее:

- возмещение затрат, связанных с оплатой услуг по проведению специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест);

-возмещение затрат, связанных с приобретением и установкой программного обеспечения;

- возмещение затрат, связанных с оплатой обучения, дополнительного профессионального образования;

- возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования;

- возмещение затрат, связанных с разработкой и размещением в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационного сайта о деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства;

- возмещение затрат, связанных с уплатой  фиксированного разового платежа по договору коммерческой концессии.

Если обратиться к отчетам, то в 1 полугодии 2014 года, за счет денежных средств бюджета города Тюмени, муниципальная финансовая поддержка в форме субсидии на возмещение затрат по приобретению оборудования, обучению и оплате услуг по проведению аттестации рабочих мест оказана на общую сумму 6 006,5 тыс. рублей 22 субъектам малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 01.07.2014 года в целях оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности передано в пользование 214 муниципальных нежилых помещений.

В рамках оказания информационной поддержки органы государственного и муниципального управления создали официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети. Данные ресурсы публикуют информацию о программах поддержки, а также отчеты реализации программ.

В рамках оказания консультационной поддержки создаются организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства и оказывающие консультационные услуги. А также производится компенсация затрат на оплату консультационных услуг.

Также, в Тюменской области проводятся семинары по обучению предпринимателей, данные мероприятия финансируются из бюджета Тюменской области. Направлены на повышение грамотности предпринимателей в нормативно-правовой сфере, в сфере финансов и прочее.

На основе этого, можно сделать вывод, государственная политика в сфере развития малого бизнеса, направлена на разработку нормативно-правовой базы, увеличение субъектов малого предпринимательства, поддержание конкуренции, увеличение обеспеченности населения, улучшение уровня жизни.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике страны, т.к. выполняет важные социально-экономические задачи.  Перечислим основные: увеличение ВВП, борьба с безработицей за счет предоставления рабочих мест, отчисления налогов в бюджет, поддержание конкуренции, увеличение количества товаров и услуг на душу население, рациональное пользование ресурсов.

В условиях современной экономики малое предпринимательство сталкивается с проблемами в развитии и нуждается в государственной поддержке. В соответствии с ФЗ № 209. Государство оказывает поддержку по следующим направлениям: финансовая, имущественная, информационная, консультационная. Это основные направления, по которым малое предпринимательство сталкивается с трудностями.

Действия государства в данных направлениях помогают малому предпринимательству решить ряд проблем. Проблема отсутствия денежных средств для развития, покупки оборудования, расширения, помогают решить целевые программы кредитования, субсидии от государства, вложение в новый бизнес. Проблемы высокой арендной платы решаются за счет предоставления муниципальных или федеральных помещений. То есть программы реально работают и помогают малому предприятию на начальном этапе не закрыться и совершить скачек в развитии.

Но есть и обратная сторона. Система налогообложения, на которую всегда жалуются предприниматели. Она не совершенна, и подталкивает уводить свои доходы в «тень», т.к. очень большая налоговая нагрузка с выручки. Также высок налог на доходы физических лиц и отчисления в пенсионный фонд (20-24%), что заставляет организации устанавливать минимальные заработные платы, остальное передавать «в конверте». Это также те доходы, которые могли бы пойти в бюджет.

Государственная политика по поддержке малого бизнеса оказывает положительный эффект на малые предприятия, помогает им в развитии, финансовых трудностях, информационных. Но с другой стороны «давит налоговым бременем». На мой взгляд, необходим пересмотр системы налогообложения и налоговых ставок в сторону понижения, и тогда больше предприятий выйдет «из тени», увеличится ВВП.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асаул А. Н., Денисова И. В., «Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне» // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб.— 2008.
  2. Валентина Гаврикова, «Через тернии к звездам: почему малый бизнес так тяжело развивать» // Статья на сайте РБК. Личные финансы от 05.02.2014г. Электронный ресурс http://lf.rbc.ru/.
  3. Гражданкин В. А., «Становление и развитие малого предпринимательства в России» // Экономика.- 2009. — № 2.
  4. Постановление Правительства РФ от 09.02.13 N 101
  5. ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007г., электронный ресурс http://base.consultant.ru КонсультантПлюс. 1992-2015
  6. ФЗ № 94 от 25.06.2012 «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. ФЗ № 44 от 5 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 76.16K
Скачано: 306
Скачать бесплатно
26.09.15 в 06:13 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе