Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Понятие культуры. Морфология, ценности и нормы культуры

Понятие культуры. Морфология, ценности и нормы культуры [24.09.15]

Тема: Понятие культуры. Морфология, ценности и нормы культуры

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 18.67K | Скачано: 220 | Добавлен 24.09.15 в 11:43 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Пермский институт экономики и финансов

Год и город: Пермь 2014


План:

Введение 3

1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры. Материальная и духовная культура 3

2. Культура и цивилизация 6

3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры 6

4. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей. Знания как ценность 7

5. Заключение 10

6. Список использованной литературы 10

 

Введение

Культура – слово относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова, обыденное сознание понимает культуру как дух, богатство, образность. В широком значении на обиходном уровне им обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается в самой широкой, открытой категории. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии.

Человек и его культура несут в себе природу земли, свою биологическую предысторию. Культура - природное продолжение и преобразованное человеческой деятельностью. Но главная составляющая и ценность культуры – сам человек.

 

1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры. Материальная и духовная культура.

Говоря, об этимологии слова «культура» она лишь указывает скорее на свойство, способ действия, чем на то, что стоит за самим понятием культура. Таким образом, необходимо определить на что направлена культура, как заботливое взращивание и преемственность, сохранение. Определение направления: это сам человек, на него направлена культура. Культура взращивает и формует человека. Более того, культура формует не просто человека, но само пространство его обитания, ту среду, в которой он существует. Ибо, во-первых, невозможно формовать и сберегать лишь человека, не затрагивая этим самым его окружения, а, во-вторых, человек не дается как некое субстанциональное и замкнутое образование, он всегда – в ситуации, т.е. в общем пространстве. Поэтому культура должна быть осмыслена более широко, чем подчас о ней рассуждают: это, в целом, то, что формует человека человеком и сохраняет его.

В обыденном представлении понятие «культура» существует прежде всего как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, как система культурных институтов и учреждений.

Одно из самых первых научных определений культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали:

·        искусственные орудия труда и использование огня;

·        речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира;

·        система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало;

·        сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения.

В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер, и зависимость развития культуры от антропогенного фактора ставится под сомнение.

При этом необходимо отметить, что современное понимание культуры в целом отлично от обозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое. Культура есть понятие достаточно обширное, предполагающее различные трактовки. Следовательно, в зависимости от подхода, реализуемого тем или иным исследователем, изменяется и дефиниция. Культура – понятие, определяемое следующими предикатами: результат, процесс, деятельность, способ, отношение, норма, система, проявление, степень и т.д.

Сложная и многоуровневая структура культуры опреде­ляет и разнообразие ее функций в жизни общества

В культуре, как многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая. Это – так называемая креативная функция, так как она заклю­чается в преобразовании и освоении мира. Овладение си­лами внешней природы идет рука об руку с овладение внутренними силами психики.

С учетом фактора времени культура выполняет функ­цию исторической преемственности, передачи социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п.

Культура – единственный ме­ханизм передачи социального опыта от поколения к поко­лению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу.

Духовная и материальная культура – это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие – либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогают в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура – это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура – это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится религия, философия, психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

 

2. Культура и цивилизация.

Цивилизация – это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.

Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

 

3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры.

Морфология культуры – это раздел культурологии, посвященный структурному анализу культуры как социального феномена, изучению закономерностей построения и процессов формообразования культурных явлений. Для этого используются три основных метода познания: структурно-функциональный, семантический и генетический.

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования: генетический, что рассматривает возникновение и становление культурных форм; микродинамичний, исследующий динамику культурных форм в пределах жизни трех поколений; структурно-функциональный, изучающий принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с потребностями, интересов и запросов членов общества, а также технологический, предметом которого является распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.

В рамках деятельностной концепции культуры она может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества. Здесь можно назвать систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию. С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством духовной и материальной культур. В обществе существует структура разделения функций определяющих характер связей, отношений людей. С одной стороны, она ограничивает знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения. Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различный образ, стиль жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. К примеру, то, что производят одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других.

 

4. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей.

Знания как ценность.

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности».

Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном  поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.

Нормы – это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следует более или менее точно.

Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, антикультурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы – определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля). Только таким образом можно сохранить в обществе его устойчивость и порядок. В обратном случае неизбежна аномия.

Культура предполагает определенную иерархию ценностей. И попытки выстроить иерархическую систему ценностей культуры предпринимались неоднократно, но, учитывая многообразие культур и мировоззрений, даже в рамках каждой из них создать общепринятую систему ценностей — дело бесперспективное.

Изначальный источник ценности сегодня – это знание. Не существует границ количества знаний, которые можно получить, нет границ и количеству ценности, которую можно создать. Можно начинать с того места, где находимся, не имеет значения, какое у нас прошлое, и начинать увеличивать наши умственные активы. Мы можем начать работать сегодня над улучшением нашей способности выполнять и получать результаты, за которые другие будут платить.

Самое замечательное в знаниях – то, что они могут восстанавливаться, сотни тысяч, даже миллионов раз без потери их ценности. Это – тот предмет потребления, который, действительно, может быть безграничным в своем применении.

 

Заключение

Типичные формы культуры, характеризующие ее внутреннее строение, структуру культурного пространства. Культурное пространство, или пространство культуры, - это про­странство, образованное множеством феноменов и форм культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом. Формы и феномены культуры связаны с разнообразными видами человеческой жизнедеятельности в обществе.

 

Список использованной литературы

  1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология. Учебник для вузов.- М.: Высшее образование, 2008. – 495 с.
  2. Бачинин, В. А. Культурология: энциклопедический словарь. – М., 2008.
  3. Васильев, В. М. Культурология. Учеб. пособие .– 3-е изд. перераб. и доп. – М.: МГИУ, 2007. – 326 с.
  4. Викторов, В. В. Культурология: учебник для вузов. – М.: вуз.учеб., 2007. – 400 с.
  5. История и культура Отечества: учебное пособие для вузов / под ред. В. В. Гуляевой. – 4-е изд. перераб и доп. – М.: Академический проект, 2006. – 725 с.
  6. Кармин, А. С. Культурология: учеб. для вузов. – М., 2008.
  7. Костина, А. В. Культурология: учеб. д/вузов / А.В. Костина. – 2-е изд., стереотип. – М.:КНОРУС, 2008.
  8. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 8-е изд.- М.: Академический проект, 2008. – 496 с.
  9. Культурология: учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10. Культурология. Учебник под ред. Ю. Н. Солонинина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2008. – 566

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 18.67K
Скачано: 220
Скачать бесплатно
24.09.15 в 11:43 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе