Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по мировой экономике »
Тема: Основы регулирования международного движения капитала в мировом хозяйстве
Раздел: Бесплатные рефераты по мировой экономике
Тип: Контрольная работа | Размер: 45.30K | Скачано: 239 | Добавлен 17.05.15 в 16:59 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Барнаул 2013
1. Каким образом осуществляется государственное и международное регулирование международного движения капитала. 3
2. Охарактеризуйте мировую практику создания и функционирования свободных экономических зон в мировой экономике. 7
3. Каковы причины ужесточения политики ведущих стран и международных экономических организаций в отношении офшорных центров. 13
Список литературы.. 17
В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное. Государственное регулирование международного движения капитала. Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала — активное воздействие государства на этот процесс. При этом государство осуществляет следующие основные функции:
1.регулирования;
2.контроля;
3.стимулирования
Однако в государственном регулировании международного движения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой — принимают меры по его ограничению.
Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, поскольку их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (импорт) капитала.
Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.
Однако иностранные инвестиции на практике нередко связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются резиденты — хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран нередко предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот:
- освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;
- предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);
- льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;
- освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т.д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.
Если законодательство страны, принимающей капитал, изменяется в худшую для инвестора сторону, то в течение определенного времени для уже действующих инвестиционных проектов правовые нормы остаются прежними.
Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция — льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой.
Главными же участниками процесса международного перелива (экспорта и импорта) капитала являются развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь расширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдельными странами путем предоставления им льготного режима).
Существенную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например:
Правительства, заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возврата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты принимающей страны и других непредвиденных обстоятельств). Существенными из предоставляемых гарантий являются гарантии принимающей стороны обеспечить свободу вывоза прибыли и репартации капитала. Положения о гарантиях иностранных инвестиций принимаются правительствами государств, принимающих и вывозящих капитал. Они также содержатся в двусторонних и многосторонних (иногда региональных) соглашениях стран. На многосторонней основе вопросами гарантий инвестиций занимается созданное под эгидой МБРР Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ);
Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Инвестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;
Это урегулирование возможно на основе:
- национального законодательства принимающей страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора;
- международного арбитража
4) Исключение двойного налогообложения.
Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования. В практической реализации этой формы поддержки инвесторов проявляется закономерность: чем более развита страна и чем более в ней развита внешнеэкономическая деятельность отечественного бизнеса, тем больше она заинтересована в исключении двойного налогообложения;
5) Административная и дипломатическая поддержка
Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут переговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (отечественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты экономических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т.д.
К совокупности условий, способствующих росту международного движения капиталов, а также либерализации международного движения товаров и услуг, относятся создание и функционирование свободных (или специальных) экономических зон.
Действительно, в мировом хозяйстве имеются анклавы, в которых международное движение капитала, а также перемещение товаров и услуг имеет ярко выраженную специфику. Появление зон с особым экономическим статусом, так называемых «свободных (или специальных) экономических зон» (СЭЗ) стало одной из характерных особенностей мировой экономики в последние десятилетия ХХ в.
Под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной, деятельности. Сама идея создания СЭЗ проста: если данная страна в данный момент времени по каким-либо причинам не может пойти на широкое (полное) открытие своей экономики для иностранного капитала (например, при проведении курса на импортозамещение, что требует осуществления определенных протекционистских мер), то она может «открыть себя» для мирохозяйственных связей в рамках конкретных, более или менее компактных территорий. В рамках этих территорий (зон) создается специальный (особый), более благоприятный, чем на территории всей страны, инвестиционный климат для зарубежных инвестиций и льготный внешнеторговый режим.
Однако более распространен другой подход — территориальный, согласно которому особый режим получают все предприятия, расположенные на конкретной территории, определенной как СЭЗ.
При этом в виде части экономического пространства может выступать и отдельное предприятие (или группа предприятий). Это так называемый функциональный подход к образованию СЭЗ.
Основными признаками СЭЗ являются:
1.определенная обособленность зоны от остальной территории страны в хозяйственном, внешнеторговом, инвестиционном, валютно-финансовом отношениях;
2.беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров;
3.создание льготных условий экономической деятельности и финансовых стимулов для иностранных инвесторов, вплоть до снятия каких-либо ограничений на их деятельность;
4.существенно более тесная связь с мировым рынком, чем у национальной экономики в целом
СЭЗ могут располагаться как на очень компактной, небольшой площади (это так называемые «точечные» зоны, типичным примером которых могут быть отдельные предприятия или магазины duty free), так и занимать значительные по своим масштабам площади — до нескольких сотен квадратных километров и более. В качестве примера можно привести так называемые «открытые города» в Китае (Шеньчжень, Чжухай, Сямонь и Шаньтоу). В случаях когда СЭЗ создаются в районах компактного проживания населения одной национальности, это нередко несет в себе опасность появления тенденций сепаратизма.
В настоящее время СЭЗ действуют во многих странах мира — развитых странах с рыночной экономикой, развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Ныне в мире насчитывается несколько тысяч зон с особым режимом хозяйственной деятельности. При этом выделяются следующие виды таких зон:
1.Зоны беспошлинной (или свободной) торговли. Они представляют собой исторически самый ранний («старый») тип СЭЗ. Первым историческим примером такого рода СЭЗ был «свободный порт» Генуя (с 1595 г.), в нашей стране первыми примерами были также «свободные порты» Одесса (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.).
Чаще всего такие СЭЗ создаются на пересечениях основных транспортных магистралей (в морских портах, железнодорожных узлах, аэропортах или примыкающих к ним районах).
СЭЗ выделяются из таможенной территории данной страны для обеспечения свободного и беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Здесь создаются транзитные или консигнационные склады (на которых товары могут храниться длительное время, расфасовываться и перерабатываться, а затем в удобное с точки зрения конъюнктуры время поставляться на внутренний рынок данной страны или вывозиться без уплаты пошлины за границу).
Функционирование СЭЗ такого вида дает возможность не спешить с реализацией товаров до тех пор, пока не сложится благоприятная конъюнктура, демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать продукцию с целью уплаты в дальнейшем меньшей пошлины и т.д.
2.Экспортные промышленные зоны (или свободные зоны поощрения экспорта). Целью такого рода зон является поощрение развития в данной стране экспортоориентированных современных производств. В их рамках используются различные экономические и финансовые стимулы для иностранных (а также нередко и для отечественных) инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие таких ориентированных на экспорт производств. К этим стимулам относятся:
- освобождение на определенный период от налогов и таможенных пошлин машин, сырья и комплектующих изделий, завозимых в данную страну для организации производства соответствующей конечной продукции;
- освобождение прямых иностранных инвестиций на определенный срок от уплаты подоходного налога, а также предоставление льготного периода («налоговых каникул») и/или пониженных тарифов уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и т.д., которые обычно уплачиваются иностранными инвесторами в данной стране;
- льготное кредитование инвесторов;
- предоставление на льготных условиях в аренду земли, зданий, помещений, а также транспортных услуг;
- создание в такой зоне необходимой социальной инфраструктуры;
- создание в СЭЗ такого вида правомочной административной структуры, имеющей право решать вопросы вхождения иностранных инвесторов в зону, оформлять соответствующие документы и т.д.
Создание такого рода зон было и остается характерным для так называемых новых индустриальных стран, реализовавших программы импортозамещения и развития современного экспортного промышленного потенциала.
Подводя итог деятельности различных видов СЭЗ, отметим, что их создание и функционирование позволяет решать целый ряд сложных и важных для различных стран задач:
-повышение международной конкурентоспособности национального производства;
- увеличение притока в страну свободно конвертируемой валюты — как в результате наращивания экспорта отечественных товаров и услуг, так и в форме иностранных инвестиций;
- ускорение развития новых видов производства и изменение структуры национального производства;
- научно-техническое развитие страны;
- решение социальных проблем (увеличение занятости и сокращение числа безработных, подготовка квалифицированных специалистов и др.);
- приобщение к современному менеджменту, эффективным формам организации производства, освоение современной маркетинговой деятельности и т. д
- общее повышение культуры производства в данной стране и другие важные задачи
Поскольку создание СЭЗ получило широкое развитие и стало уже системой, то неизбежно получили свое развитие процессы сближения характера и форм деятельности различных СЭЗ, используемых в них льгот, унификации современных свободных (специальных) экономических зон.
Особым видом СЭЗ являются офшорные зоны. Особенность состоит в том, что для этих зон, с одной стороны, характерна максимальная степень свободы по всем указанным признакам СЭЗ, однако, с другой стороны, они не «вписываются» в общий ряд различных СЭЗ и обладают существенной собственной спецификой
В мировой хозяйственной практике широкую известность получили СЭЗ, созданные в конце 70-х гг. в юго-восточных районах Китая. Успешный опыт, накопленный Китаем в первые годы их функционирования, позволил этой стране в середине 80-х гг. увеличить число СЭЗ. Важнейшими факторами, обеспечившими успех, стали продуманная и последовательная налоговая политика, а также стабильность нормативной базы.
Стремление воспользоваться в условиях России международным опытом вылилось в образование ряда СЭЗ (в частности, зоны в Калининградской области, СЭЗ «Находка» на Дальнем Востоке). Однако практика их функционирования показывает, что они не стали ускорителями экономического роста и в целом пока не оправдали возлагавшихся на них надежд, хотя и позволили решить некоторые локальные проблемы.
Среди основных причин слабого развития этой формы хозяйствования — незавершенность нормативно-правовой базы. Как зафиксировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории СЭЗ устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах.
Однако затем в данной области произошли существенные изменения. 22 июля 2005 г. был принят Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», 10 января 2006 г. – Федеральный закон № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а затем, 3 июня 2006 г. – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон № 76-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Принятие этих законов создает предпосылки существенного повышения роли СЭЗ в экономическом развитии России
Английское слово offshore (в дословном переводе –вне берега) в самом общем смысле трактуется как зарубежный бизнес, пользующийся льготами и преференциями в странах регистрации (при соблюдении ряда условий). Такой бизнес возможен только на конкретных территориях, где финансовые операции компаний – нерезидентов и физических лиц осуществляются в иностранной валюте.
Офшорные зоны – страны или территории с нулевым или облегченным налогооблажением для зарегистрированных в этих государствах иностранных компаний.
Довольно часто в международной бизнес – практике применяется определение оффшорные финансовые центры, или просто оффшорные центры. Другой распространенный термин – оффшорные юрисдикции. Офшорные зоны разнообразны по своему подходу к налогообложению и по требованиям к отчетности зарегистрированных компаний.
К классическим офшорным зонам относятся страны, чье законодательство позволяет полностью освободить офшорные компании от налогообложения (фирма платит правительству страны только фиксированную пошлину за продление лицензии на деятельность). Во многих классических офшорных зонах требования к ведению финансовой отчетности компаний, зарегистрированных в этих зонах, и предоставлению документов в органы власти или полностью отсутствуют, или сведены к минимуму.
К зонам низкого налогообложения относят страны, в которых офшорные компании пользуются заметными льготами при налогообложении. Финансовая отчетность для компаний, зарегистрированных в таких офшорных зонах, является обязательной.
К другим зонам, создающим выгодные условия для налогового и финансового планирования, относят страны, в которых благодаря некоторым особенностям их законодательства и при построении финансовых схем можно свести к минимуму налоги на деятельность компании.
Глобализация экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по – новому высветила проблему офшорных финансовых центров или зон. Под оффшорной зоной или офшорным финансовым центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и функционирование офшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.