Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »
Тема: Культура Киевской Руси (восточные славяне, значение христианства)
Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии
Тип: Контрольная работа | Размер: 24.91K | Скачано: 270 | Добавлен 14.05.15 в 14:12 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Содержание
Введение стр.3
1. Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси стр.4
2. Значение христианства в развитии русской культуры стр. 7
Тест стр.10
Заключение стр.10
Введение
Знания прошлого – это ключ к нашему будущему. Тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего. Очень важно понять о чём думали наши предки, их мысли и чувства, окунуться в мир того времени, а также попробовать узнать что они хотели до нас донести.
Древние славяне были людьми ведической культуры. Поэтому славянскую религию правильнее называть не язычеством, а ведизмом. Слово “веды” однокоренное со словом “знать”, “ведать”. Эта мирная религия ,высококультурного земледельческого народа, была уничтожена, вместе со всеми знаниями наших предков. Однако, корни её были так прочно укреплены, что часть знаний и традиций , к великому счастью, всё же дошли до современного общества. Появление христианства на Руси навсегда изменило нашу историю, культуру и духовное мировоззрение.
В контрольной работе поставлена цель - Изучить историю образования славянских племён, выявить причины образования государственности и принятия христианства на Руси, проследить, как изменилась культура славян после крещения государства.
Таким образом: в контрольной работе предстоит решить следующие задачи:
1.Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси.
Предпосылки создания государственности у восточных славян.
1)Развитие земледелия, обработки железа и других отраслей хозяйства.
2)Высокая производительность труда, способствовала малым парным семьям жить без помощи родственников.
3)Нежелание делиться плодами своего труда с родственниками, а также подчинятся.
коллективному распорядку жизни и власти родовой верхушки.
4) Постоянная внешняя опасность.
5) Распад родовой общины и превращение ее в соседскую.
6) Возникновение торговых отношений.
7)Большая численность населения.
8)Огромная территория.
С самого начала русская культура была евразийской, она включала в себя черты западной и восточной культур. В то же время она существенно отличалась от той и другой. По сравнению с западной русская культура менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявление индивидуализма и эгоизма. Вместе с тем нет растворения личности в коллективе. Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и не насилия, в отличии от запада.
Языческие праздники и обряды древних славян.
Праздник “Коляды”- его исходной точкой было наступление нового года – рождение нового солнца в конце декабря .
Новогодние гадания- для новогоднего гадания об урожае ,использовали большие глубокие сосуды именуемые чарами, на них часто изображали 12 разных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев.
Полную победу над зимой – в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Сюда же относится обычай ходить с маем ( символом весны), маленькой ёлкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами.
“Ивана Купалы” – божество солнца, провожаемого на зиму. Сожжение или потопление в реке соломенного чучела или другого изображения Купалы напоминает о связи праздника с солнечным божеством. Вечером накануне Иванова дня собирались вместе молодцы и девушки и плели венки из разных цветов, надевая их на голову или привешивая у пояса. Они зажигали костёр и, взявшись за руки, плясали вокруг него.
Народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, хороводов и зелённых берёзок “семика”, “русальной недели” и других сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града.
Ильин день – русские крестьяне закалывали выкормленного всем селом быка в честь восприемника древнего Перуна, повелителя Молний.
В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.
Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о сношении с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния заботились вольнопрактикующие волхвы. Место жертвоприношений богам называлось капище ,позже на этом месте стали ставить капь- идола, изображающего богов. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров.
К концу языческого периода сильно усложнились погребальные обряды славян. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней.
Охраняя себя от злых духов, древние славяне покрывали одежду и жилища изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания, на них были отражены небо, земля и подземный мир.
Славянский фольклор
Славянский фольклор – это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры. Мир славянского фольклора очень красочен. Интерес народа к фольклору пробудился в 18 в., тогда появляется серия записей, сборников и книг, из них можно выделить сборники Кирши Данилова и словарь М. Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”. В первой половине 19 века начинают интенсивно собираться и записываться народные песни, сказки, былины, духовные стихи. К середине этого века появляются такие писатели как А. Н. Афанасьев (1826-1871), он опубликовал сборник “Народных русских сказок” , а затем труд “Поэтические воззрения славян на природу”. В 1860 – 1874 гг. вышла в свет публикация “Песен, собранных Кириевским”. Во второй половине 19 -20 веков складываются целые школы русской фольклористики.
2.Значение христианства в развитии русской культуры.
Без всяких сомнений, важнейшей культурной составляющей Киевской Руси, периода развития восточнославянского общества, становится принятие христианства в 988 году. Основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племён шёл в северном и южном направлениях, следуя течениям рек Восточно – Европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь. князь Владимир первым принял христианство, а уже в 990г. он устроил массовое крещение всех своих подданных. Через крещение Владимир ввел Русь в круг христианских народов и предопределил её последующее развитие –характер государственности, склад души народа, материальную и духовную культуру. Не все крестьяне добровольно принимали христианскую веру, в ходе насильственной христианизации были уничтожены многие памятники языческой культуры.
Предпосылки обращения Руси к христианству византийского варианта.
Политические: Принятие христианства ввело Киевскую Русь в “Византийское содружество”, также оно расширило международные связи государства. Укрепило государственную власть, теперь она имела божественное происхождение. Язычество было неприемлемо для централизованной государственной власти, которая нуждалась в покорности подданных, так как оно гарантировало вечное существование в том статусе, которого человек достиг при жизни. Христианство объединило русские земли ( на основе единой религии).
Экономические: Принятие христианства способствовало улучшению торговых отношений с соседними странами.
Социальные: Принятие христианства оказало влияние на утверждение духовности и высокой нравственности среди населения. Оно дало толчок развитию культуры: письменности (при церквях и монастырях открывались школы для мальчиков, а позже и для девочек), живописи, каменной архитектуры (церкви).
Вместе с принятием христианства на Русь пришла Византийская культура. Несмотря на зарубежное влияние, Киевская Русь шла своим путём развития, заимствуя, но при этом сохраняя своеобразие культуры.
Укрепление позиций православия шло через создание храмов и монастырей, которые стали проводниками христианского мировоззрения. Как следствие, византийская архитектура храмов, сочетавшая крестовую и купольную конструкции, привела к созданию крестово-купольных культовых сооружений. На Русь пришёл не изначально простой тип христианского храма, а внешне и внутренне обогащённый облик роскошно украшенного здания. В 996 году в Киеве освятили первый каменный храм Пресвятой Богородицы. С возведением храмов начинает складываться особый, самобытный тип восточнославянской культуры. Храм Пресвятой Богородицы представлял собой в плане трехнефное шестистолпное сооружение с тремя апсидами и галереями, по словам современников, имело 25 глав. Климатические особенности Руси потребовали внесения в изменений вкладку стен, она отличалась от византийской, каждый второй ряд был отодвинут от края и замазан раствором.
Наследники князя Владимира продолжили строительство каменных храмов. Его сын Мстислав начал строительство Спасского собора. При Ярославе Мудром, внуке Владимира, был заложен, всеми известный, Софийский собор. Также в Киеве были возведены Ирининский и Георгиевский храм, Золотые ворота с построенной в верхней части небольшой церковью Благовещения. После перенесения столицы из Киева во Владимир, был возведён одноглавый, шестистолпный Успенский собор.
Возрастание роли и влияния православия связанно с развитием монастырей, которые превратились в один из оплотов складывавшегося строя русской жизни. В 1051 году , неподалеку от летней княжеской резиденции, в пещерах монахи основали Киево-Печерский монастырь, получивший в 12 веке статус главного большого монастыря. В 70-ых годах появилась иконописная и мозаичная мастерские.
Живопись и мозаика, в свою очередь, несли на себе всю смысловую нагрузку, подчёркивая единение власти земной и небесной.
Литература по своему характеру в основном была религиозная и в литературном процессе значительную роль играла церковь. Первое время ,после принятия христианства, преобладали религиозные и переведённые книги византийских авторов. Книги относились к трём большим группам: богослужебные, религиозные, светская (небогослужебная) литература. Книга “Остромирово евангелие” написана кириллицей с октября 1056 г. по май 1057 г. для новгородского посадника Остромира. В книге 294 пергаментных листа большого формата. В 1073 году написан сборник первой книги небогослужебного содержания “Изборник Святослава”, немного позднее был создан “Изборник 1076” собранный из “многих книг княжьих”. Жанровое разнообразие древнерусской литературы невелико: летописи, жития и поучения. Главное место занимало летописание. Древнейшая русская летопись – это “Повесть временных лет”. Рукописные копии этой летописи дошли до нас в двух вариантах. Одну называют Лаврентьевской летописью (по имени монаха-переписчика), вторую Ипатьевской летописью (по месту её хранения). Следующий жанр, житие или агиография (жизнеописание святых). Жития составлялись с соблюдением правил и стиля изложения. Писались от третьего лица, состояли из вступления собственно жития и заключения. До нас дошли житие братьев Бориса и Глеба “Сказание о Борисе и Глебе”, житие игумена Феодосия “Житие Феодосия Печерского”. И третий жанр, поучение или слово, яркими образцами которого являются “Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о Законе и Благодати”,”Слово о полку Игореве” и др.
Тест
Назовите собор в Киевской Руси, считающийся вершиной русской архитектуры XI в.:
Ответ: 2. Культ святой Софии был почитаем на Руси. При возведении новгородского Софийского собора были использованы новые элементы строительства, при кладке стен использовали местный материал – известняк. Впоследствии его стены отштукатурили. Новгородская София заложила традицию возведения на Руси белых храмов.
Заключение
Исследовав историю образования и развития культуры восточных славян, можно сделать вывод, что славянская культура прошла множество этапов своего развития. Она была вынуждена поддаться влиянию Византии, переняв у неё часть обычаев, но при этом славянская культура осталась уникальной, непохожей на зарубежные. В ней остались некоторые языческие обычаи, несмотря на принятие христианства, например, такой праздник как Масленица.
Литература
1. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 393 с
2. Культурология: учеб. пособие / А.Л. Доброхотов, А.Т. Калинкин. - М.: ИНФРА-М: ИД ФОРУМ, 2010. - 480 с
3.Маркова А. Н. Культурология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Маркова; под ред. А. Н. Марковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 400 с.
4.Культурология: Учебник / В.В. Викторов; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 400 с
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 600 с
6. Культурология: Учебное пособие / Ю.Я. Малюга; Московский государственный индустриальный университет. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 333 с.
7. Отечественная история: Учебник / Н.В. Шишова, Л.В. Мининкова, В.А. Ушкалов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 462 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.