Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Смысл и назначение культуры и культурологии. Культура Киевской Руси

Смысл и назначение культуры и культурологии. Культура Киевской Руси [03.11.08]

Тема: Смысл и назначение культуры и культурологии. Культура Киевской Руси

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 27.83K | Скачано: 270 | Добавлен 03.11.08 в 14:51 | Рейтинг: +12 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Воронеж 2008


План работы

Введение 3

1. Смысл и назначение культуры и культурологии 4

1.1. Материальная и духовная культура 8

1.2. Функции культуры 12

2. Культура Киевской Руси 13

3.Тест 18

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

Введение

Предмет культурологии дает нам понимание того, что любая материально-практическая, научная или иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.  

  Не может считаться культурным человек, если он не знает авторов «Сикстинской мадонны», «Тайной вечери», не знает Баха, написавшего ораторию «Страсти по Матфею», мессы, хоралы, слушая которые человек отрешается от мелочей повседневности и возвышается душой, не знает Андрея Рублева, написавшего икону «Троица», не знает А.Иванова, создавшего монументальное полотно «Явление Христа народу», основная идея которого – надежда на духовное возрождение человечества.

Главная цель культурологии – дать людям культурное развитие, помочь постичь этот мир.

Данная тема контрольной работы является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично, но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологии.

Также мы рассмотрим эпоху Киевской Руси IX века, культурную жизнь славянского народа этого периода.

 

1. Смысл и назначение культуры и культурологии

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых, оно знакомо каждому из нас, но мало кто возьмется объяснять, что такое «культура» с теоретической и научной точки зрения. Дело в том, что между обыденным и научным представлением о культуре «дистанция огромного размера». У большинства людей «культура» ассоциируется с «воспитанностью», «образованностью», «интеллигентностью». В популярной литературе можно встретить выражения «культура чувств», «культура речи», «культура поведения» и т.п. Мы с легкостью рассуждаем о культурной политике разных государств, подразумевая их заботу о музеях, театрах, библиотеках, системе образования. Мы употребляем это слово очень часто. И, тем не менее, смысл слова «культура» в обычном языке размыт, и большинство полагается в этом вопросе на интуицию. Другое дело – наука, которая должна пользоваться не расплывчатыми интуитивными представлениями, а ясными научными понятиями. А теоретическое понятие, в отличие от житейского представления, указывает не на внешние признаки, а на внутреннюю причину, которая породила данное явление. Из этого следует, что в понятии «культура» должен содержаться ответ на вопрос, каким образом человек становится культурным существом, и это касается как человечества в целом, так и отдельного индивида, каждого из нас.

  Сейчас слово «культура» встречается при характеристике развития этносов, путей и особенностей национального развития. Но какое научное понятие скрывается за данным словом?

Термин «культура» - латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что означает «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно, «культура» - это обработка земли, разведение растений или животных и т.п., а cultor – это возделыватель, землепашец , скотовод, т.е поселянин и земледелец. Однако этот термин уже в римской античности имел другое значение, переносное – воспитатель, наставник.

____________________________________

1

  Науч. Ред. проф. Г.В.Драч. Учебный курс по лларионаги, Ростов-н/Д., 2006. – С.44-45.

-5-

  Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, общий контекст этой трансформации – человеческая учёность, образованность, для обозначения которых использовалось как базовое понятие humanitas.

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

  Ученые насчитывают сотни определений понятия «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 г. – 157. Американские культуроведы А. Кребер и К. Клакхон насчитали более 200 определений. Российский ученый П.С. Гуревич считает, что «сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами».

В «Философском энциклопедической словаре», например, дается такое определение культуры:

«Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

 Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы отрываем для себя иные  человеческие миры, в которых люди жили, и чувствовали иначе, чем мы.

__________________________

1

   Гуревич П.С. Культурология: Учеб. Пособие. 2-е изд. – М., 2000. С. 9.

2

   Философский энциклопедический словарь. – М., 1998. С. 292.

-6-

  Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

  Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

  Однако пока что мы сделали лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом знании и способах постижения культуры.

  Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения.

  Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и в самих себе. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те и другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.

________________________

1

   Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2003. – С. 12-13

-7-

Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество. Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

  Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

  Основные идеи и концепции культурологии XX в., связаны с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, Н.А. Бердяева, М. Вебера и др. В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, Д.С. Лихачева, А.Я. Гуревича, М.М. Бахтина и другими.

Важнейшая задача культорологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д., и с то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Она может изучать любой предмет, любое явление (даже явление природы) при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современный культурологи прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию, собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл.

______________________

1

   Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2003. – С. 19-20

-8-

 

1.2. Материальная и духовная культура

Исходя из потребностей человека мир культуры можно  разделить на две сферы – материальную и нематериальную (духовную). Материальная культура, как и духовная, является результатом сознательной деятельности человека, что уже подчеркивает ее духовное начало. Обе культуры имеют сложную структуру.

  Материальная культура – это как совокупность материально-вещественных элементов: здания, оборудование, средства коммуникации, предметы быта,  одежда и пища, так и продукты духовного производства: рукописи, печатная продукция, картины, скульптура и др. Материальная культура – результат деятельности людей.

  Функция материальной культуры не исчерпается удовлетворением потребностей человека. Материальная культура содержит в себе и сохраняет национальные элементы и может выступать как социальный знак и как памятник культуры. Она служит одним из важных показателей уровня развития общества, одной из характеристик цивилизации.

Источниками изучения материальной культуры являются: 1). Реальные предметы (археологические и этнографические памятники, сохранившаяся архитектура, нефункционирующая техника, современная техника); 2). Их изображения (произведения изобразительного искусства, фото и кинодокументы); 3). Макеты и модели, современные оригиналу (уменьшенные копии реальных предметов, положенные в могилы, детские игрушки и т.п.); 4). Письменные источники (содержание о предметах материальной культуры, технологии их производства, использования).

 Важной частью материальной культуры выступают постройки – жилые, производственные, бытовые, культовые. Исторически первым среди них было жилище человека – от примитивного шалаша до более сложных сооружений.

_________________________

1

  Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2006. – С. 24-30

-9-

Жилище – это искусственное, реже естественное, сооружение, которое укрывает его обитателей от неблагоприятной внешней среды, сохраняет тепло, защищает от посягательства на жизнь и имущество его обитателей.

  Таким же разнообразием функций отличается и одежда человека, среди которых неизменной остается главная – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. По одежде можно судить об общественном статусе его владельца или о его национальной принадлежности.

Такое же социальное разнообразие имеет оружие, которое, видимо, первоначально применялось в целях обеспечения успешной охоты. И только на определенном этапе человеческого развития эти предметы стали использоваться в качестве боевого оружия. Охота отходит на второй план, и оружие превращается в средство ведения войны. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти.

Материальная культура очень тесно связана с культурой духовной. Материальная культура, как и духовная, является результатом сознательной деятельности человека, что уже свидетельствует о ее «духовности». Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной. Это произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

  Материальная культура, испытывая влияния культуры духовной, и сама, в свою очередь, воздействует на науку, искусство, в целом на духовную жизнь общества. В этом взаимовлиянии проявляется единство обеих составляющих культуры, их «замкнутость» на человеке и его потребностях.

Развитие техники, особенно начиная с эпохи Возрождения, оказало большое влияние на духовную культуру.

Духовная культура – сложное  многослойное образование.

_______________________

1

  Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2006. – С. 30-31

-10-

  Она охватывает сферу сознания, познания, религию, нравственность, мораль, право, науку, образование, язык – письменный и устный, праздники, обряды, традиции. Её результатом являются научные изобретения и открытия, системы образования и воспитания, политическая организация общества, произведения литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыка, театр, кино, цирк и эстрада, спорт и здравоохранение.

  Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой.  Существуют всеобщие формы духовной культуры, в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ – демонов и богов.

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. В отличии от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.

 Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, где человек внутренне вливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первые нравственные регуляторы – долг, стыд и честь. С формированием зрелой личности возникает такой нравственный регулятор, как совесть.

_______________________

1

   Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2003. – С. 17-18

-11-

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

  Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла, как духовное преодоление мифа, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру.

 Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль в культуре и человеческой жизни. Современная история человечества без науки не представима.

Идеология – это сложное социальное образование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечных систем. Идеология определяется как функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Следовательно, идеология представляет собой самосознание социального субъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса.

Деление на материальную и духовную культуру, условно, так как вся культура материальная и духовная – есть одинаковый результат деятельности человека, воплощения в жизнь его разума, воли и чувств.

  Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2003. – С. 18-19

-12-

 

1.2. Функции культуры

  Культура – многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры – является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные, так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

  Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта от поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, т.е. культура выступает в роли социальной памяти человечества. Потеря социальной памяти может иметь тяжелые последствия для народа и человечества в целом. Поэтому важно не только сохранить социальный опыт, сколько передать его – отсюда вытекает функция познавательная (гносеологическая). Культура приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора духовных и материальных ценностей, т.е. выполняет функцию регулятивную или нормативную. Эта функция опирается на нормативно-социальные системы, выработанные и закрепленные в официальных нормативах или являющиеся традиционными для народа и страны.

Культура представляет собой определенную знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Отсюда вытекает такая функция культуры, как семиотическая, или знаковая. Без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержание. Это же относится к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

  Качественное состояние культуры отражает, например, ценностная, или аксиологическая функция.  Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

________________________

1

  Викторов В.В. Культурология: Учеб. пособие. – М., 2007. – С.15-16

-13-

 

2. Культура Киевской Руси

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы – рождается молодое сильное государство. Образование Киевской Руси относится к признанию на княжение в Новгород в 862 году варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, а конец – к правлению Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX начало XII в.

В культурологическом плане начало нового этапа следует связывать с принятием Русью христианства. Крещение Руси в 988 г. стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень. В течение четырех последующих столетий Киевская Русь сформировалась в хорошо управляемое демократическое городское рыночное общество. В период наивысшего расцвета в XI в. ее население достигло 7-8 млн. человек, включая такие развитые городские центры, как Киев, Новгород и Смоленск. Это было самое большое и населённое государство Европы.

  Византийское наследие означало для России способ приобщения к культуре эллинизма, а через нее – к истокам культуры латинского Запада, Ближнего Востока и Древнего Египта.

Характер исторического выбора, сделанного в 988 г. князем Владимиром, небыл случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние не нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на нее различных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь и культуру русского народа.

    Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М, 2006. – С. 246.

-14-

Письменность и литература

 Начало письменности и литературы было положено деятельностью Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885) – христианских миссионеров, создателей славянского алфавита и старославянского литературного языка. Вместе с ней просветители передали славянам всю сумму знаний, накопленных Византией и полученных ею в наследство от античной цивилизации. С принятием христианства на Руси начинает распространяться письменность. Князь послал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Принесенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности.

В те времена грамотность на Руси была делом достаточно распространенным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. В высших школах, располагавшихся обычно при монастырях готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиеся деятели древнерусской культуры – митрополит Илларион, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ Кирилл Туровский и др. О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в частности, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в. Среди знати было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха, Константина Всеволодовича Ростовского. В XI в. на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.

Наряду со светской широкое развитие получила церковная литература. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Материалом для письма служил пергамент – телячья кожа особой выделки.

1

   Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М, 2006. – С. 246.

-15-

  Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречающиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Тип древнерусской книги – объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей. В основе литературного языка лежал старославянский, или церковнославянский, язык. Он обладал большим набором отвлеченных понятий, которые осели в русском языке настолько прочно, что слали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, разум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику – Священное Писание и произведения раннехристианских Отцов Церкви IV-VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI – началу XII в. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI – XII вв. невелико: летописание, житие и слово. Летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку. Летописи составлялись по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Древнейшая русская летопись  носит название «Повесть временных лет» (1068). Житие – жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Первые жития посвящены христианским мученикам – князьям братьям Борису и Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишены индивидуальности и служат обобщенным образом добра и подвига.

  Слово (речи, поучения) – торжественная речь митрополита Илариона и воинская повесть. Ярким образом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений.

1

   Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М, 2006. – С. 246.

-16-

Культовая архитектура

  С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Печеры, или пещеры, - это место где первоначально селились христианские подвижники, вокруг которых потом возникало поселение, превращавшееся в общежительный монастырь. Другое новшество, принесенное христианством, - иконы (от греч. eiron – изображение, образ), представлявшие изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывалось священное значение. Иконы заменили деревянных истуканов, символизирующих языческих богов.

Постепенно на Руси получает развитие культовая архитектура, представленная двумя типами построек – наземными и подземными. Те и другие являлись каменными, только одни рукотворными, а другие природными. Те и другие назывались монастырями и храмами (Ильинский подземный монастырь в Чернигове – уникальный историко-архитектурный памятник в толще Болдинской горы, Печерский монастырь под Изборском Псковской  области).

  Первые наземные каменные церкви строились в византийском стиле. Таков кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Позже сформировался специфический русский стиль, лучшие образцы которого сохранились в храмах Владимира, недалеко от Москвы. Внутренний декор включал фрески и иконы.

  Основой культовых сооружений в домонгольской Руси являлась византийская базилика. Базилики понимались как образ Мира, но не было более наглядного символа неба, чем купол. Соединение базилики с куполом привело к сооружению знаменитой Софии Константинопольской (523-537 гг.) – «новой модели мироздания».

  Византийский крестово-купольный храм стал в Древней Руси основной архитектурной формой. Одним из первых каменных зданий Киева была Десятинная церковь (990-996 гг.), построенная византийскими архитекторами. На стенах изображались библейские сцены и фигуры апостолов, пророков, святителей и мучеников, а также в традициях Византии – князья и их семьи.

-17-

Высшего рассвета искусство Киева достигло в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Главным культовым и общественным зданием Киева был величественный Софийский собор – храм, имеющий в плане крест с пятью полукруглыми выступами – апсидами, увенчанный одним большим и 12 малыми куполами. Внутри собор отличался великолепным убранством: он украшен мозаикой, фресками, отделан полированным и резным камнем, майоликой. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны.

Русская архитектура второй половины XII в., как и готика в Западной Европе, была искусством городов (Гардарика). Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. В городах в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. В храмовой архитектуре городов преобладают четырехстолпные храмы. В XII в. ведущей стала архитектура башнеобразного типа.

Монументальная живопись

 В Киеве она представлена фресками и мозаикой. Самым распространенным и получившим наивысшее развитие живописным жанром в допетровской Руси являлся религиозный, а именно иконопись. Она зародилась достаточно давно и поначалу копировала византийские образы.

Наиболее популярным теологическим образом, заимствованным из византийского богословия, была Св. София – Божественная премудрость, которой посвящены храмы в Киеве, Новгороде и Полоцке. Иконы и фрески обычно писали на золотом фоне, подчеркивавшем святость изображенным на них неподвижных, повернутых к зрителю фигур. Линейная перспектива отсутствовала, и это указывало на то, что образ существовал вне суетной, временной реальности.

_______________________   

1

   Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М, 2006. – С. 252.

-18-

  Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: гончарного, ювелирного, металлообработки. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделие напаивался узор, состоявший и множества шариков) и скани (рисунок наносился тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Также важное место занимало кузнечное ремесло. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

 

Тест

Укажите соответствие художественных стилей и их определений.

1. Модерн   - А

2. Барокко   - Б

3. Импрессионизм  - В

А.  Отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала,

 разработка новых художественных приёмов.

Б.  Несоблюдение гармонии, пространственный размах, текучесть криволинейных

 форм, слияние объёмов в динамическую массу, богатый скульптурный декор,

 связь с окружающим пространством.

В.   Свежесть и непосредственность восприятия, изображение мгновенных,

  случайных ситуаций, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы.

_________________________

1

   Маркова А.Н. Культурология. Учеб. пособие для вузов. -3-е изд. – М, 2007. – С. 152.

2

   Маркова А.Н. Культурология. Учеб. пособие для вузов. -3-е изд. – М, 2007. – С. 207-208.

-19-

 

Заключение

В настоящее время наблюдаются тенденции гуманизации всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени не позволяет более всесторонне и всеобъемлюще рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества.

   Из рассмотренных мною источников по предмету, можно сделать  вывод:    что

культурология не имеет понятия, как предмет в котором характеризуется только одно обсуждение,  то есть сама по себе культурология это неоднородный, разносторонний предмет в котором затрагивается множество других предметов изучения (история, социология, антропология, психология, педагогика) которые по своему изучают культуру и философию. Для того чтобы понять или дать определение, что такое культурология и что она изучает необходимо рассмотреть несколько предметов, которые в той или иной мере изучают культуру и философию. Все они анализируя, рассматривая культурологию, начинают сравнивать ее с какими либо предметами. Поэтому ответить на вопрос что такое культурология и что она изучает очень сложно. Здесь очень важно, то как человек представляет себе культуру и что она для него значит. 

  Лишний раз окунувшись в “темный омут истории”, хочется сказать, что история культуры, пожалуй, наиболее благодатная тема для исследований, потому как она не опошляется историками и не “ложится под каждого, кто придет к власти”, как обычная история. Нет смысла менять историю культуры, подстраивая ее под себя. И если нас не может объединить история, так как она субъективна, пусть нас объединяет хотя бы культура.

-20-

 

Список использованной литературы

1. Учебный курс по культурологии/ Под ред. проф. Г.В. Драч. Гл. 1.3. – Ростов-   

    н\Д.: Изд. «Феникс», 2006. - 576 с. 

2. Культурология: Учебник/ Под ред. А.И. Кравченко. Гл. 11. – М.: ТК Велби, Изд.

    Проспект, 2006. – 288 с.

3. Культурология: Учеб. пособие/ Под ред. А.А. Радугина. Гл. 1. – М.: Центр, 2003.

    - 304 с.

4. Культурология: Учеб. пособие/ Под ред. Ю.Я. Малюга Гл. 1.  2-е изд., доп. и

    испр. – М.: ИНФА-М, 2006. – 333 с.

5. Культурология: История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Н.О.

    Воскресенской. Гл. 1. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 759 с.

6. Культурология: Учеб. пособие/ Под ред. В.В. Викторова. Гл. 1. – М.: Вузовский

    учебник, 2007. - 400 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+12
Размер: 27.83K
Скачано: 270
Скачать бесплатно
03.11.08 в 14:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе