Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по маркетингу »

Все начинается с потребности

Все начинается с потребности [21.04.15]

Тема: Все начинается с потребности

Раздел: Бесплатные рефераты по маркетингу

Тип: Контрольная работа | Размер: 86.78K | Скачано: 218 | Добавлен 21.04.15 в 12:15 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Тула 2014


Содержание

Введение 3

  1. Понятие потребностей человека 5
  2. Классификация человеческих потребностей 6
  3. Тестовые задания 21

Заключение 25

Список литературы 27

 

Введение

Исходным моментом в определении и использовании концепции маркетинга является идея человеческих нужд.

Нужда определяется как ощущение человеком нехватки чего-либо.

Человеческие нужды многочисленны и разнообразны. Люди нуждаются в тепле и пище, сочувствии и взаимопонимании, одежде и самовыражении. Каждая конкретная нужда по-разному воспринимается отдельными людьми и зависит прежде всего от культурного и личностного состояния индивидуума.

Нужда, принявшая специфическую форму, в зависимости от уровня культуры и особенностей личности человека определяет потребность.

По мере развития общества увеличиваются и расширяются потребности его членов. Отдельные из потребностей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд теорий мотивации потребностей. Однако наиболее известными из них являются теории мотивации:

Задача маркетологов состоит в том, чтобы создать условия, обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей. Для этого в каждом конкретном случае необходимо отыскать потребителей и выявить существующие потребности, установить факторы, оказывающие влияние на формирование соответствующих потребностей, провести их анализ и определить, как данные потребности будут развиваться в будущем. На основе этого следует обосновать и наладить производство соответствующих товаров, призванных более полно удовлетворить выявленные потребности.

Данная темя актуальна так как, и с теоретической, и с практической точек зрения несомнен­ный интерес представляет вопрос. Каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегод­няшней мировой экономике?

Главной целью данной работы рассмотреть значение потребности в жизни человека.

Для этого были решены следующие задачи:

- рассмотрено понятие потребности;

- рассмотрена классификация потребностей.

Предметом является содержание «потребности».

 

1.     Понятие потребности человека

Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.

Особенности потребностей:

 1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

 По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

 

2.     Классификация человеческих потребностей

В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел. Так, например, потребность в удалении зуба ограничивается количеством зубов, а потребность в завтраке — нашим аппетитом, однако потребности в медицинских услугах и в продуктах питания в целом безграничны.

В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей.

В практике маркетинговой деятельности постоянно возникает потребность в некотором списке нужд (мотивов), отталкиваясь от которого можно было бы проанализировать мотивационное поле, связанное с тем или иным товаром. На сегодняшний день существуют различные классификации нужд человека. Данное разнообразие обусловлено, с одной стороны, различными утилитарными задачами, которые обусловили появление классификаций, а с другой стороны – тем, что до сих пор не удалось составить некий универсальный список. Тем не менее, существует возможность вывести наиболее утилитарные нужды с точки зрения решения маркетинговых задач.

Какой методологией пользоваться при определении нужд, ценностей и потребностей в маркетинге, решать каждому самостоятельно.

Теория Даниеля Старча. В 1923 году профессор Гарвардской школы бизнеса Даниель Старч, специалист в области бизнес-психологии составил один из первых списков нужд человека. Выглядит этот список следующим образом:

Мотивы взрослых мужчин и женщин по Д.Старчу

Аппетит-голод

Уважение к Богу

Любовь к детям

Сочувствие к другим

Здоровье

Защита от других

Половая привлекательность

Интимность

Отцовская/материнская привязанность

Социальная значимость

Амбиции

Преданность другим

Удовольствие

Гостеприимство

Телесный комфорт

Тепло

Владение

Имитация

Одобрение других

Вежливость

Чувство сопричастности

Спорт, игры

Вкус, наслаждение

Управление другими

Личная значимость

Прохлада

Безопасность

Страх, настороженность

Чистота

Физическая активность

Отдых-сон

Манипулирование

Домашний уют

Строительство

Экономия

Стильность

Любопытство

Юмор

Действенность

Развлечение

Конкуренция/соперничество

Застенчивость

Сотрудничество

Надоедание

Теория Генри Мюррея. В 1938 году психолог Генри Мюррей опубликовал список психологических нужд, которые использовались как базовые конструкции для личностного тестирования, например, с помощью теста тематической апперцепции.

Таким образом, список психогенных нужд по Г.Мюррею выглядит следующим образом.

1.Потредности, связанные с неодушевленными объектами:

- приобретение,

- сохранность,

- порядок,

- хранение,

- конструирование, строительство.

 2. Потребности, отражающие амбиции, власть, достижения и престиж:

- превосходство,

- достижение,

- признание,

- проявление,

- незыблемость,

- непоколебимость (для изображения стыда, неудачи, высмеивания, унижения),

- защищенность (чувство защищенности, безопасности),

- противодействие (противодействующее отношение).

 3. Потребности, связанные с властью человека:

- влияние, доминирование,

- уважение,

- нравоучение.

 4.Садо-мазохистские  потребности:

- агрессия,

- унижение.

 5.Потребности, связанные со сдерживанием:

- уклонение от ответственности (желание избежать ответственности).

 6.Потребности, касающиеся привязанности между людьми:

- сопричастность,

- отверженность,

- опека (кормить, помогать или защищать беспомощного),

- помощь (искать помощь, защиту или сочувствие),

- игра.

 7. Потребности в общении (желание спросить и быть услышанным):

- осознание (вопрошающая позиция),

- толкование (пояснительная позиция).

 Этот список Мюррей составил на основе классификации нужд человека в соответствии с четырьмя аспектами: первичные и вторичные нужды, в зависимости от того, имеют ли они физиологическое происхождение или нет; позитивные и негативные нужды, в зависимости от того, привлекает ли объект индивида или отталкивает его; явные и латентные нужды, в зависимости от того, обуславливает ли потребность действительное или воображаемое поведение; осознанные или неосознанные нужды, в зависимости от того, связаны ли они с интроспективными процессами индивида или нет.

 Теория Абрахама Маслоу.  Психолог А. Маслоу в 1943 году выделил пять основных групп нужд человека. Пирамиду Маслоу сегодня знает любой более-менее успешный менеджер или маркетолог. Согласно теории пирамиды Маслоу, нужды более высокого уровня не будут удовлетворяться до тех пор, пока не будут удовлетворены нужды более низких уровней.

 Маслоу был первым, кто предложил универсальную теорию иерархии нужд. Его теория определяет пять основных ступеней иерархии, которые выстроены по важности, начиная с нижнего (биогенные потребности) до верхнего уровня (психогенные потребности). Теория полагает, что прежде, чем возникнут потребности верхнего уровня, потребитель должен удовлетворить потребности нижнего уровня. Долгое время неудовлетворенная нужда нижнего уровня, которую испытывает человек, влияет на его поведение; когда эта нужда удовлетворена, то новая (высшего уровня) возникает и побуждает человека ее удовлетворить. Когда и эта нужда удовлетворена, то возникает новая, еще более высокого уровня) нужда и т.д. Конечно, если нужда нижнего уровня удовлетворена не полностью, то она может на время стать доминирующей. Однако в теории Маслоу существует пересечение всех уровней, поскольку ни одной потребности нельзя удовлетворить полностью. Поэтому, хотя на поведение человека в какой-то мере влияют все потребности ниже доминирующей, все же исходным побудителем – главной силой, побуждающей человека – является нижний уровень, который остается в значительной степени неудовлетворенным. Согласно теории Маслоу, большинству людей не удается в достаточной мере удовлетворить свои эго-потребности, чтобы достичь пятого уровня – потребности в самореализации. Эта нужда относится к желанию индивида полностью использовать свой потенциал – стать именно тем, кем он способен быть.

С теорией Маслоу спорят многие психологи и маркетологи, однако она получила широкое признание и используется во многих общественных науках потому, что возникла для отражения врожденной и приобретенной мотивации многих людей нашего сообщества.

В связи с тем, что оперировать длинным списком потребностей человека на практике затруднительно, иногда коротко выделяют 3 основных группы нужд: 1) аффективные: душевная теплота, гармония, эмоции; 2) нужды человека в комфорте: физический и психологический комфорт, поддержание имиджа, престижа; 3)нужды развития личности: доминирование, обретение престижа, достижения, возвышение и развитие, продвижение личности.

Давид Макклиланд  выделил три группы нужд, они прослеживаются и в иерархии А.Маслоу.

  1. Потребность власти. Относится к желанию индивидуума контролировать себя и свое окружение. Это включает в себя потребности в контролировании других личностей и различных объектов. Потребность власти тесно связана с потребностью удовлетворения своего эго в плане того, что на опыте многих людей после осуществления власти над объектами или индивидуумами происходит самоутверждение. Ряд продуктов используются для обещания власти или превосходства их обладателей. Однако следует помнить, что обращение, заключающее в себе обещание власти, будет привлекать людей с сильной потребностью власти.
  2. Потребность сопричастности. Это широко известный и хорошо изученный социальный мотив, который имеет сильное влияние на потребительское поведение. Социально-коммуникативная потребность предполагает, что человеческое поведение сильно подвержено влиянию со стороны желания дружбы, принятия, принадлежности чему-либо. Люди с высокими социально-коммуникативными потребностями стремятся обладать сильной социальной зависимостью от других. Они часто выбирают товары, которые, как они чувствуют, получат одобрение их друзей. Такие люди высоко ценят помощь и мнение дружественных продавцов и могут купить одежду или даже товары для дома для того, чтобы быть достойным одобрения персонала. Люди с высокими социально-коммуникативными потребностями часто адаптируют свое покупательское поведение  к нормам и стандартам групп их общения. Такие люди адаптируют свое поведение в соответствии с референтными группами.
  3. Потребность в успехе, достижениях. Ряда научных исследований был сфокусирован на потребности успеха. Люди с сильной потребностью успеха считают персональное совершенствование конечной целью. Потребность успеха близко связана с эгоистической потребностью в том, что хорошо сделанная работа служит усилению самоуважения. Люди с высокой потребностью достижений имеют ряд характерных черт, которые делают их уязвимыми для особых обращений.  Они более самоуверенны, им нравится совершать просчитываемые риски, они активно исследуют свое окружение и очень сильно заинтересованы в обратной связи. Их интерес к денежным вознаграждениям или прибыли в основном вызван тем, чтобы показать, как хорошо они работают. Они любят ситуации, в которых могут брать персональную инициативу в нахождении решений проблемы. Люди – достижения – предполагаемые клиенты для с умом презентуемых инновационных продуктов, небольших спекулятивных биржевых операций, например, для набирающих популярность на постсоветсокм пространстве электронных торгов ценными бумагами.

Дж. Кейнс предложил различать абсолютные и относительные потребности. Согласно теории Дж.Кейнса, существуют «потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительно к тому, в какой ситуации оказываются люди, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает нас, заставляет чувствовать нас выше других людей». Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных – нет. Относительные потребности нельзя насытить, потому что, чем выше общий их уровень, тем больше стремление этот уровень повысить. В таких условиях производство с целью удовлетворения относительных потребностей эквивалентно их развитию. В силу этого люди, чей жизненный уровень в абсолютном измерении повысился, склонны считать, что их положение ухудшилось, если те, кого они считали объектом сравнения (референтные группы), стали жить лучше. Особенно это необходимо учитывать в отечественных условиях Глобальное информационное поле позволяет отечественным потребителям получать новейшую информацию со всего мира.

 Теория Л.Эббота. Эббот предложил разграничивать родовые и производственные потребности, или квазипотребности. Производная потребность представляет собой технологический отклик на родовую потребность. Например, автомобиль представляет собой производную потребность относительно родовой потребности (нужды) в автономных индивидуальных средств передвижения. Насыщение не имеет отношения к родовой потребности, оно характеризует лишь потребность производную, или превалирующую в определенное время технологическую реакцию. При некоторых условиях можно наблюдать насыщение производной потребности как следствие возросшего потребления товара на определенной стадии его жизненного цикла. Предельная полезность производной потребности испытывает необходимость в снижении. Однако благодаря импульсу, приданному технологическим прогрессом, родовая потребность не насыщается, так как стремится к боле высоким уровням, обусловленным усовершенствованием товаров и, следовательно, новых производственных потребностей.

Таким образом, производство товаров для удовлетворения родовых потребностей будет постоянно стимулироваться собственной революцией. Данный факт важно учитывать при прогнозировании состояния спроса на рынке. Иногда может возникнуть ситуация, когда результаты исследований показывают, что рынок близок к состоянию насыщения и создается впечатление, что места на данном рынке для новой компании уже нет. Однако, если предприятие выходит на рынок с товаром, удовлетворяющим потребности потребителей на новом технологическом уровне, это приводит к снижению насыщенности рынка практически к нулевой отметке, то есть рынок становится «открытым» для нового товара, потребитель переключается на новый, с технологической стороны удовлетворения потребности, товар. Например, в свое время наблюдалась насыщенность рынка бобинными магнитофонами. Но появление кассетных магнитофонов привело к моральному устареванию предыдущего класса магнитофонов. Потребители, которые имели магнитофон, стали приобретать новые модели аудиотехники. Аналогичная ситуация на российском рынке была с цветными телевизорами, персональными компьютерами и т.д.

Отечественные специалисты в области психологии выделяют следующие 4 типа нужд: физиологические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные. Более подробно классификация нужд представлена в таблице 1.

НУЖДЫ

В ЧЕМ ВЫРАЖАЮТСЯ

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

Здоровье

Организация обеспечения здравоохранения, витамины, новые лекарства

Хорошая физическая форма

Обувь для пробежек, бальнеологический курорт

Красота

Косметика, спортивные тренажеры

Продолжение рода

Искусственное оплодотворение супруги

Секс

Супружество, порнофильмы, секс-шопы

Безопасность

Ремни безопасности, охранные системы

Жажда

Безалкогольные напитки

Голод

Пища

Передвижение

Автомобили, самолеты

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

Сон

Постельные принадлежности, снотворное

Любовь

 Семья, цветы

Дружба

Друзья, клубы по интересам

Удовольствие

Музыка, наркотики

Юмор

Шутки, комедийные программы и сериалы

Агрессия

Профессиональный бокс, футбол

УМСТВЕННЫЕ/ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

Власть

Богатство, карьера

Любознательность

Туризм

Решение проблем

Игры, детективы

Образование

Курсы повышения квалификации, тренинги и семинары

Контроль

Йога, религия, телевизионные новости

Творчество

Произведения искусства, садовые инструменты

ДУХОВНЫЕ

Истина

Справочная и научная литература

Умиротворение

Медитация, общение с природой

Общинность

Церкви, благотворительные клубы

Философия

Книги, религия, дискуссии

Патриотизм

Флаги, политические партии

Ритуал

Обручальные кольца, ювелирные украшения

Комплекс вины

Раскаяние, самоограничение

Таблица 1. Четыре типа основных потребностей

Э. Фромм среди социальных потребностей человека выделил следующие группы: потребность в человеческих отношениях (отнесение себя к определенной группе, чувство «мы», предотвращение одиночества); в самоутверждении (потребность у подверженных собственной весомости), в благосклонности (теплые чувства к живому существу); в самосознании (ощущение себя уникальной личностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре, идеологии и т.п.)

Оригинальной является классификация, предложенная Б.Ф.Ломовым. Он поделил все потребности человека на три группы: потребность в веществе, энергии и информации. Исходя из этой классификации, все мотивы человека связаны с недостатком перечисленных компонентов.

 По теории У.Макдаугола, исходя из понимания потребностей как инстинктов, можно выделить следующие инстинктоподобные мотивационные  диспозиции (готовые способы реагирования):

- добывание пищи;

- отвращенность;

- сексуальность;

- страх;

- призывы о помощи;

- создание;

- любознательность;

- заступничество и родительская опека;

- общение;

- самоутверждение;

- покорение;

- накопление и получение;

- улыбка;

- комфорт;

- отдых и сон;

- передвижение в поиске новых впечатлений.

 К.К.Платонов все многообразие потребностей человека представил в трех подструктурах:

- социальные: труд, познавательные, эстетические, этические, правовые;

- биологические: инстинктивные (безусловно-рефлекторные) и социализованные (условно-рефлекторные);

- патологические: должны быть выделены в отдельную подструктуру, так как могут быть, как биологически, так и социально обусловленные.

 Теория У.Макгу  разделяет все потребности на классы по дихотомическому принципу – когнитивные-аффективные и сохранение-возрастание.  Третье распределение основано на обусловленности поведения потребителя.  В результате Макгу выделяет 16 распределений – основных элементов и мотивации человека представленных в таблице 2.

 

  МЕТОД

Ориентация и стабильность

ИНИЦИАЦИЯ

АКТИВНАЯ

ВНУТРЕННЯЯ

ВНЕШНЯЯ

Когнитивный

Сохранение

1.Последовательность

2. Компетенция

Рост

5.Автономность

6. Стимулирование

Аффективный

Сохранение

9. Уменьшение напряжения

10. Экспрессия

Рост

13. Утверждение

14. Сопричастность

  МЕТОД

Ориентация и стабильность

ИНИЦИАЦИЯ

ПАССИВНАЯ

ВНУТРЕННЯЯ

ВНЕШНЯЯ

Когнитивный

Сохранение

3. Категоризация

4. Объективизация

Рост

7. Религиозность  

Утилитарность

Аффективный

Сохранение

11. Комфорт

12. Подкрепление

Рост

15. Отождествление

16. Моделирование

Таблица 2. Распределение основных мотиваций по У. Макгу

 

Милтон Рокич  выделил два основных типа ценностей: терминальные (или конечные) и инструментальные (или опосредованные).  Терминальные ценности - это наши убеждения о целых и конечных состояниях, к которым стремится человек (счастье, мудрость, благополучие и т.п.). Инструментальные ценности затрагивают представления о желательных методов достижения терминальных ценностей (например, честность, благородство, толерантность). Шкала ценностей по М.Рокичу выглядит следующим образом (табл. 3):

 Желательное конечное состояние (терминальные ценности)

Инструментальные компоненты (модели поведения)

Комфортная жизнь

Честолюбие

Захватывающая жизнь

Широта взглядов

Успех

Талант

Жизнь в мире

Бодрость

Жизнь в красоте

Чистота

Равноправие

Смелость

Безопасность семьи

Прощение

Свобода

Помощь

Счастье

Честность

Внутренняя гармония

Воображение

Зрелая любовь

Независимость

Национальная безопасность

Интеллект

Наслаждение

Логика

Спасение

Любовь

Самоуважение

Послушание

Социальное признание

Вежливость

Истинная дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль

Таблица 3. Шкала ценностей по М. Рокичу

Более расширенный список терминальных ценностей предложил Кайле, а именно: уважение  к себе, безопасность, теплые взаимоотношения, чувство достигнутого, удовлетворение собой, уважение со стороны других, чувство принадлежности, радость/удовлетворение/приятное возбуждение.

 С.Шварц  в своей концепции основное внимание уделил системам ценностей или универсальному содержимому структуры ценностей. Он отвергает простую классификацию ценностей Рокича и определяет структуру факторов мотивации. Основанная на эмпирических исследованиях в 35 странах мира теория Шварца утверждает, что ценности – это существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из 10 мотиваций или типов ценностей. Ценности, по С.Шварцу, - это устойчивые мотивы, цели как состояние, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Эти мотивации (типы ценностей) являются основными принципами, на которых построена жизнь человека. Смысл личной ценности отражается в схеме взаимодействия ее с другими ценностями. Ценности формируют направленность и самонаправленность личности, стимулируют. Интересы коллективные могут быть представлены в виде таких типов мотиваций, как доброжелательность, покорение, безопасность. Смешанные интересы типа «жить в мире», «мудрость» из системы ценностей по Рокичу описываются как универсальные.

В отличие от социологизаторского взгляда на личностные ценности (М.Рокич и др.), подход школы А.Н.Леонтьева предполагает сближение ценностей не с убеждениями, а с мотивами (таким образом, в образовании ценностей повышается роль конкретной мотивируемой деятельности). Для этой школы характерно подразделение ценностей на: 1) декларируемые (ценностные ориентации); 2) реально действующие (собственно ценности). Именно реально действующие ценности признаются определяющими поведение личности – а значит, именно они должны рассматриваться и при изучении потребительского поведения.

 

А.А.Бреусенко-Кузнецов  в разработанной им уровневой модели ценностно-смысловой сферы личности отталкивается от признания ценностей единицами «опыта экзистенциального действования». Согласно его воззрениям, подлинные ценности личности не тождественны ни ценностным ориентациям (как экстраполируемым на индивидуальный уровень социальным ценностям) – как следует из положений Рокича, ни обобщенным личностным смыслам (обретаемым в ходе усвоения социального опыта посредством деятельности) – как это предполагается школой А.Леонтьева. Формирование индивидуальных ценностей, по утверждению Бреусенко-Кузнецова, происходит не «извне», а «изнутри». Функция ценностей состоит не в направлении человека на некие социально заданные образцы поведения, а в ориентировании поступков на реализацию его индивидуальной сущности.

Становление подлинных ценностей личности происходит как индивидуализирующее творческое переживание в ее собственном опыте архетипов коллективного бессознательного. Рождающиеся в этом опыте ценности уникальны для каждой личности, поэтому рынок в принципе не может на них ориентироваться, но зато может отталкиваться от тех архетипов коллективного бессознательного, на базе которых эти индивидуальные ценности возникают.

 Теория потребительских ценностей Шета-Ньюмана-Гросс. В процессе исследования вопросов поведения потребителей, Шет, Ньюман и Гросс описали ситуации выбора потребителем товара, как анализ ценностей, связанных непосредственно с этим товаром: функциональной, социальной, эпистемологической и условной. Данные ценности определяются этой группой ученых следующим образом.

Функциональная ценность - воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью выполнять свою утилитарную роль. Товары приобретают функциональную ценность вследствие обладания явными функциональными или физическими свойствами.

Социальная ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его ассоциацией с какой-нибудь социальной группой или группами. Блага приобретают социальную ценность с помощью ассоциации с положительными или отрицательными стереотипами демографических, социально-культурных или культурно-этнических групп.

Эмоциональная ценность – полезность товара, воспринятая потребителем и обусловленная его способностью возбуждать чувства или вызывать аффективные реакции. Товары приобретают эмоциональную ценность, если ассоциируются с особыми чувствами или если оказывают содействие выражению или изменению чувств.

Эпистемическая ценность – воспринимаемая полезность товара, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Товары приобретают эпистемическую ценность, если они способны привнести что-то новое или отличное от известного.

Условная ценность -  полезность товара, обусловленная специфической ситуацией, в которой осуществляется выбор. Товары приобретают условную ценность в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, которые подчеркивают функциональную или социальную значимость данных товаров.

Пять указанных ценностей вносят дифференцированный вклад в рыночный выбор потребителя. Данные ценности независимы, то есть соотносятся, по мнению разработчиков, аддитивно. Приведенные классификации и перечни, безусловно, не являются исчерпывающими и универсальными. Тем не менее, они могут предоставить действенную помощь в исследовании рыночного поведения потребителей, помочь в дальнейшем усовершенствовании мотивационной теории. Для анализа товара с точки зрения удовлетворяемых нужд удобно пользоваться нижеприведенной матрицей анализа удовлетворения потребностей (табл.4).

Классифика- ционные признаки

СОСТАВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Уровень нужды

Физиологи-ческая

Безопасности

Социальная

Самоутвержд-ения

Самовыражения

Потребительские ценности

Функциональ-ные

Социальные

Эмоциональ-ные

Условные

Эпистемические

Принципы удовлетворения

Одним товаром

Комплексом товаров

Услугой

Товаром и услугой

Степень удовлетворения

Полностью

Частично

Не удовлетворяются

Эластичность

Слабо-эластичные

Эластичные

Высокоэластичные

Природа возникновения

Основные

Индуцированные

Побочно индуцированные

Глубина проникновения в общественное сознание

Неосознанные

Частично осознанные

Осознанные
определенной группой

Частотность удовлетворения

Одноразово

Дискретно

Периодически

Непрерывно

Специфика удовлетворения

Универсальные нужды

Укрупненные сегменти-рованные

Сегментированные

Индивидуализированные

Альтернативность удовлетворения

Не могут быть удовлетворены самим потребителем

Частично могут быть удовлетворены самими потребителями  

Могут быть удовлетворены самими потребителями  

Таблица 4. Матрица анализа удовлетворения потребностей

 

Тестовые задания

1.Потребность это:

А) товар, который способен удовлетворить нужду потребителя

Б) объективная нужда человека или группы людей

В) объективная нужда человека  или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.

Г) верного ответа нет

2. Потребности делятся по происхождению на:

А) естественные и культурные

Б) первичные и вторичные

В) Биологические и социальные

3. К биологической потребности относится:

А) потребность в общении

Б) потребность в воспроизведении

В) потребность в еде

4. К социальной потребности относится:

А) потребность в кислороде

Б) потребность в обмене информацией

В) потребность во сне

5. К культурным потребностям относится:

А) потребность в воде

Б) потребность в красоте

В) потребность в общении

6. По уровню значимости потребности классифицировал:

А) Зигмунд Фрейд

Б) Фредерик Герцберг

В) Авраам Маслоу

7. В самом низу пирамиды Маслоу располагается:

А) физиологические потребности

Б) потребность в безопасности

В) потребность в уважении

8. В самом верху пирамиды Маслоу располагается:

А) потребность в безопасности

Б) потребность в уважении

В) потребность в самовыражении

9. Пирамида Маслоу состоит из:

А) 7 уровней

Б) 6 уровней

В) 5 уровней

10. К физиологическим потребностям относится:

А) потребность в кислороде

Б) потребность в независимости

В) потребность в любви

11. К потребности в безопасности относится:

А) потребность в общении

Б) потребность в стабильности существования

В) потребность в еде

12. К потребности любви и принадлежности к группе относиться:

А) потребность в порядке

Б) потребность в общении с другими людьми

В) потребность стремления к престижу

13. К потребности в уважении и признании относится:

А) потребность в отдыхе

Б) желание быть сильным и уверенным в себе

В) реализации своей уникальности

14. К потребности в самореализации относится:

А) потребность делать то, что тебе нравится, к чему ты имеешь способности и таланты

Б) потребность в свободе

В) потребность в общении

15. Что определяет потребность:

А) мотив

Б) мотивация

В) нужда

16. Задачей маркетологов является создание условий обеспечивающие полное удовлетворение реальных нужд и потребностей?

А) да

Б) нет

17. Задачей маркетологов является создание условий обеспечивающие полное удовлетворение всех потребностей и нужд?

А) да

Б) нет

18. Обладает ли такой особенностью потребность как: потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется?

А) да

Б) нет

19. Потребности человека образуют иерархическую систему, это означает что?

А) что они делятся на биологические и культурные

Б) что количество потребностей растет

В) что по мере утоления одной потребности они уступают первенство другим потребностям

20. Наличие потребности сопровождается эмоциями:

А) сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем в случает удовлетворения – положительными

Б) отрицательными

В) положительными

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

В

А

В

Б

Б

В

А

В

В

А

Б

Б

Б

А

В

А

Б

А

В

А

 

Заключение

В заключении, хотелось бы отметить, что при всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности экономических ресурсов.

Необходимость в удовлетворении того или иного желания человека называют потребностью.

Потребности человека безграничны и имеют тенденцию к увеличению. Развитие общества и человеческая фантазия постоянно порождают новые потребности. Закон возвышения потребностей означает не только появле­ние новых потребностей, но и изменение их структуры.

Между богатством общества и структурой его потребностей существует четкая взаимосвязь: чем выше уровень доходов граждан, тем больше доля потребностей, связанных с развитием цивилизации и научно-техническим прогрессом. В полной мере закон возвышения потребностей срабатывает в демократических богатых обществах.

Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвы­шения потребностей. Этот закон выражает объективную (неза­висимую от воли и желания людей) необходимость роста и совер­шенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.

Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что по­требности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный пре­дел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы выс­шего порядка — социальные и интеллектуальные — по существу безграничны.

Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практи­ческой хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за оп­ределенный период. На основании этого руководители предприя­тий могут определить, когда наступает предел насыщения потреб­ностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высоко­качественных продуктов, искать пути их продвижения на внут­реннем и международном рынках.

 

Список литературы

1.Зозулев А.В. Поведение потребителей: учебник для вузов / Зозулев А.В. и др. – Знання – 2011. – 364 с.

2.Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2013. – 656 с.

3. Пошатаев А.В. Маркетинг: учебник для вузов / А.В. Пошатаева и др.; под ред. А.В. Пошатаева. — М.: Колосс, 2012. — 367 с.

4. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 631 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 86.78K
Скачано: 218
Скачать бесплатно
21.04.15 в 12:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе