Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории экономики »
Тема: Этапы и результаты вестернизации в России
Раздел: Бесплатные рефераты по истории экономики
Тип: Реферат | Размер: 44.02K | Скачано: 292 | Добавлен 17.04.15 в 12:50 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты
Вуз: Финансовый университет
Год и город: Челябинск 2014
Введение 3
Первый этап вестернизации 4
Первый этап вестернизации 10
Заключение 14
Список Используемой Литературы 15
Вестернизация – это распространение западных ценностей по всему миру.
Вестернизация в других странах чаще всего проходила в форме колонизации. Западные ценности навязывались другим силой, потому что у других не было стимула приобщаться к западному образу жизни.
В Росси этот процесс происходил без какого-либо навязывания. Сегодня Россия находится в состоянии подражания Западу, в том числе это касается экономической сферы жизни народов России. Конкретной даты начала вестернизации отследить нельзя, но можно указать некоторые переломные моменты.
Первые шаги к вестернизированию экономики проложил ещё Петр I после своей поездки на Запад. Он ввёл реформы, значительно повлиявшие на тогдашнюю экономику.
Вторым этапом стало время, после событий 21 августа 1991 года, когда направление реформ было уготовлено. Официально с 1 января 1992 года объявлено о прекращении существования СССР, в результате чего произошло переформатирование экономической системы бывшего СССР. В 1992 году Правительство провело экономические реформы, в результате которых в России установилась рыночная система экономики. На этом этапе, вестернизации экономики РФ и страны в целом, главным достижением либеральных экономистов стал слом советского сознания у граждан новой России. Этому периоду реформирования соответствует хаос и экономический провал подавляющего количества отраслей экономики. Такое стало возможно при столкновении двух позиций элиты: оставаться полностью суверенным и самодостаточным государством или просто подражать западу. Обе позиции имели свои плюсы и минусы и по-разному поддерживались среди населения.
XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разложение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг заработал название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, завладевшие многими сферами жизни общества.
Предпосылки проведения реформ:
- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;
- усиленное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с последующим осуществлением реформы "посадского строения", принятием "Уставной таможенной грамоты"
- трансформацию и совершенствование финансовой и налоговой систем;
- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному, с применением элементов наемного труда и простейших механизмов;
- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова "самодержец".
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, сделала немалый скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII века шло дорогами, обозначенными предыдущим периодом. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась значительной степенью использования командных и протекционистских методов.
Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, всецело зависимый от государя и безукоризненно послушно, без пререканий ему повиновавшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора определять наследника престола по своему вожделению. Но воспользоваться этим правом Петр I, разумеется, так и не успел.
Структура системы государственного управления прошла цепь последовательных преобразований. Сперва Боярская дума стала Ближней канцелярией, далее — Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично отбирались согласно их деловым качествам и назначались царем. Сенат заведовал государственным бюджетом, реализовывал наблюдение за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подчинён генерал-прокурору и обер-прокурору, находящихся в непосредственном подчинении императору.
Ранее функционировавшие приказы были сменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная область государственной деятельности.
Можно подметить, что впервые были основаны органы управления, которые были призваны способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие укладывались соответствующие функции. После отмены в России патриаршества, управление церковью было поручено Духовной коллегии, перестроенной в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии усовершенствовали организацию государственного управления, увеличили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, только на первых моментах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.
Основные тяготы преобразований Петра выпадали на долю работающих. Отрицательный социальный настрой существенной массы населения сравнительно «иноземных», чуждых русскому народу новшеств, гнет государственного давления, увеличение податей, ужесточение эксплуатации и другое, вытекали в многочисленные восстания — астраханское, булавинское (1707—1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была устремлена деятельность общин.
При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сберегла крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право заработать свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Ощущали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.
Усиление эксплуатации повлекло за собой существенное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного позволения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.
Однако социальная политика Петра I затронула не только податную долю населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. Юридически было оформлено объединение двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье сравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, разделять, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья обязаны были зачисляться на военную или штатскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами сравнительно враждебно, был отменен.
Столь колоссальные реформы и продолжительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали немалых затрат. Так, к примеру, если вначале XVIII в. из общих затрат государства на армию и флот выделялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.
В ряду важнейших хозяйственных реформ Петра не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни большой страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя собственнику земли лишь малую, совсем незначительную компенсацию. Государство предоставляло также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение попадали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. позволялось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников заработала название посессионных.
Богатая Россия славилась всегда и отечественными умельцами, не пренебрегая зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.
Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли бы составить конкуренцию российским изделиям.
Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали улучшения денежной системы. В 1700—1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основе реформы был заложен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка — для мелкой торговли, серебряный рубль — для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран — талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.
И все же стержневым источником покрытия огромнейших расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли огромнейших размеров. Их общее число было доведено до 30—40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные налоги. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.
Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719— 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола — помещичьих крестьян и посадских людей. Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.
Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII века.
Второй этап вестернизации был начат с неосознанной рекламы западного образа жизни после смерти Сталина. Всякая идеология берёт верх тогда, когда у нее есть мифическая составляющая. В данном случае этой составляющей стали потребительские товары западного производства, качество которых было намного значительнее, чем у отечественных товаров. Также воздействие на процесс вестернизации в СССР оказывала западная музыка. В связи с тем, что все эти отвары были недостигаемые, на них сформировалась мода. При этом в СССР существовала строгая цензура и дефицит информации о западных странах. Знакомство обычного гражданина с западом реализовывалось через товары, искусство и официальную пропаганду. Самостоятельно мылящий человек рано или поздно задавался вопросом, почему существует противоречие между картинкой официальной пропаганды и действительными вещами.
В 1992 году правительство Е.Т. Гайдара запустило процесс реформирования экономики. Эти реформы именовали «шоковая терапия». Полагалось, что следом за запуском свободной экономики, неэффективные предприятия разорятся, а эффективные смогут наладить выпуск нужной продукции и станут процветать. Свободный рынок расставит все на свои места. Но в процессе выяснилось, что в государстве отсутствует механизм банкротства и отобрать активы у неэффективных собственников невозможно.
Вследствие первого года реформ выяснилось, что российская государственная система не соответствует западным стандартам и требует серьезных трансформаций. Реформаторы наивно полагали, что простые экономические инструменты выведут страну из кризиса. По итогам 1992 года реформаторы из кабинета Гайдар а могли констатировать факт, что им удалось сломать иждивенческое сознание граждан и заложить основу капиталистических отношений. Других завоеваний у этого правительства не было.
Для приведения экономики РСФРС к западным стандартам под руководством А.Б. Чубайса в 1992 году организована приватизация государственной собственности. Для придания легитимности данному процессу было принято решение выдать каждому гражданину России приватизационный ваучер номинальной стоимостью 10000 рублей.
Проект приватизации государственной собственности не был прозрачным и осуществлялся с нарушениями закона и западных норм. В итоге собственниками крупных активов стали чиновники и ОПГ.
В стране образовался класс олигархов. Никакого экономического роста и прочих признаков улучшения ситуации после запуска приватизации не было. В обществе сформировалось социальное расслоение и напряженность. Экономика России визуально приблизилась к западным стандартам, но по факту в ней существовали немалые противоречия и дисбалансы. Значительная часть западных инвестиций вначале 1990-х была потеряна собственниками.
С 1993 по 1999 годы президент Б.Н. Ельцин крепко удерживал власть, не смотря на коммунистический парламент. За это время социальная система России была трансформирована по западному образцу. У антизападных сил были выбиты ресурсы для сопротивления либералам. Большинство крупных активов было приватизировано.
Запускается идея перевода отечественных предприятий на стандарты и правила западного бизнеса. Отсутствие опыта работы в западной системе у работников отечественных предприятий является барьером на пути внедрения западных стандартов и правил. Привлечение западных специалистов не дает значимого эффекта. Но к 1999 году в России сформирована небольшая прослойка специалистов, имеющих опыт работы в западных компаниях.
После 1993 года либеральные экономисты решили продвигать политику твердого рубля. Для этого привлекаются западные кредиты, и запускается рынок ГКО. Идеологически данный процесс преподносится как строительство цивилизованных экономических механизмов по западному стандарту. На самом деле значительная часть государственных кредитов разворовывается, а рынок ГКО превращается в финансовую пирамиду. В августе 1998 года такая политика реформаторов заканчивается дефолтом и девальвацией рубля более чем в три раза. Перед кризисом Ельцин отправляет в отставку премьер министра Черномырдина и назначает руководителем правительства Кириенко.
Во второй половине 1998 года Ельцин принимает решение о смене экономической политики и назначает новое правительство во главе с Е.М. Приимковым.
После Исправления экономической ситуации правительство Примакова было отправлено в отставку, а вестернизация страны продолжилась.
31 декабря 1999 года президент Ельцин уходит досрочно в отставку и фактически передает власть премьер министру В.В. Путину. Западное сообщество сначала восприняло нового руководителя страны в штыки. Но затем в процессе торговли и переговоров запад фактически признал легитимность Путина.
Новый президент не изменил курс на сближение с западом, но стал выдвигать различные требования, которые ущемляли интересы запада. В целом процесс вестернизации продолжался на фоне укрепления власти Путина. Он снизил уровень хаоса в России, что позволило в совокупности с ростом цен на нефть перейти от спада в экономике к росту.
С 1998 года по 2008 в стране наблюдался рост экономики. Перед правительством была установлена задача роста ВВП в 2 раза за несколько лет.
Как заявляют отдельные эксперты, в 2005 году Россия неформально запросила у Евросоюза разрешение на присоединение. Был получен ответ с условием вступления России в Евросоюз по частям. Что фактически означало несогласие принимать РФ в Евросоюз. После этого предполагается раскол в российских правящих кругах относительно вопроса по сближению с западом.
Бесповоротно антизападное настроение среди российской власти проявилось после войны с Грузией 8/8/2012. После налета грузинской армии на Российских миротворцев и их убийства западные СМИ дружно ораги
нападение на Россию. Данный факт стал переломным в сознании многих жителей России относительно целесообразности вестернизации РФ. Появился повод для формирования фундамента для антизападных сил.
И если Россия и Запад раньше старались всё-таки сотрудничать, то сейчас все разговоры ведутся только языком санкций. Отношения России и стран Запада находятся сейчас в противоречивом и даже кризисном состоянии, при котором серьезные расхождения в политической сфере и жесткая конкуренция в области экономики сочетаются с программой сотрудничества, нацеленной на восприятие Россией европейских правил и норм. До этого никто не воспринимал европейские страны как врагов или соперников, а теперь даже к Германии, с которой у России практически всегда были хорошие отношения, относятся хуже. Украинский кризис кардинально изменил отношение россиян не только к самой Украине, но и к странам запада.
Одной из важнейших и наиболее заметных составляющих противостояния Запада и России является информационная война. В современном мире этот аспект геополитического противостояния приобрёл особое значение, так как государства нуждаются в создании необходимого информационного фона для оправдания своих действий в глазах собственного населения и остального мира. Информационное воздействие на население недружественных стран позволяет ведущим информационную атаку государствам добиваться своих целей силами элит и народа стран-противников.
Всему остальному миру Запад навязчиво транслирует негативный образ «тиранической», «отсталой» и «агрессивной» России, надеясь таким способом максимально изолировать Россию политически и экономически, а также оправдать возможные военные или недружественные экономические действия против России или её союзников. В принципе, как и Россия, старается через СМИ показать себя с лучшей стороны перед народом, навязывая свои позиции. Всё это в совокупности даёт повод для роста антизападных сил.
Но это связано не только с политической и экономической ситуацией, но и с самой западной культурой. Проблема социокультурной совместимости России и Запада воспринимается нашими соотечественниками как значимая и актуальная. Рефлексия на эту вечную тему связана с поисками российским обществом собственной социокультурной идентичности. Причем взгляды на то, как отражается на российском обществе взаимодействие с Западом в тех или иных областях, пользу или вред оно приносит нашей стране, как правило, тесно связаны с их ценностными установками и политическими ориентациями. Запад периодически пытается навязывать свои правила. Большую часть населения России повергают в шок Западные нормы морали и то, что они считают нормальным. Никто не хочет принимать такие ценности. Россия хочет свою собственную культуру, не похожую на культуру Запада. Так что о дальнейшей вестернизации пока что не может быть и речи.
Сегодня российская власть после разгула политической модернизации 90-х вроде бы снова пытается немного «отхлынуть назад», и опять, несмотря на всю осторожность и нелогичность этих стараний, этот процесс сопровождается экономическим ростом и, пусть и сравнительным, воссозданием отечественной промышленности. Но и при этом, прежде всего под натиском внешних обстоятельств, российские власти принуждены имитировать и продолжение политической модернизации («Если социальные проекты скажутся на макроэкономических показателях, мы откорректируем социальные проекты»). Но все более формальное исполнение демократических процедур, так и не получивших в России действительного политического значения, сегодня фактически маскирует вольное или невольное устремление нынешней власти вернуть Россию к более традиционным и натуральным для нее формам государственного устройства, нежели либеральная демократия. Россия, пусть и очень понемногу, под напором исторических обстоятельств отрекается быть «современной», чтобы опять стать собой.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.