Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по всеобщей истории »

Древнегреческие Олимпийские игры

Древнегреческие Олимпийские игры [24.02.15]

Тема: Древнегреческие Олимпийские игры

Раздел: Бесплатные рефераты по всеобщей истории

Тип: Реферат | Размер: 15.97K | Скачано: 483 | Добавлен 24.02.15 в 19:07 | Рейтинг: +2 | Еще Рефераты


Содержание

Введение 3

1. Физическая культура в Древней Греции 4

2. Древнегреческие Олимпийские игры 10

Заключение 13

Список используемой литературы 14

 

Введение

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику  – специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревно­вания (в области музыки, танцев, поэзии).

Из гимнастических  агонов (агон – состязание, турнир, празд­ник) боль-шой популярностью поль­зовались Немейские игры (в Арголиде), Истмийские игры (на Ко­ринфском перешейке), Пифийские игры (в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах). Однако из всех игр, проводимых в Древней Греции, наи­большее значение имели Олимпий­ские игры.

Проблемы возникновения и раз­вития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран. В течение многих лет изучением древних Олимпийских игр, их происхождением занималась историография. Ос­новную причину возникновения Игр ученые видели в куль­товых обрядах, легендах и мифах, созданных фантазией древних гре­ков. Они усматривали основные при­чины проведения подобных состяза­ний (агонов) в умиротворении богов (согласно мифам и легендам), или в выборе достойного на брак с дочерью царя или вождя, или в честь почет­ных гостей.

Однако, одной из главных причин воз­никновения общественных Игр яви­лась потребность в подготовленных воинах, демонстрации превосходства военной и аристократической знати в области военно-физической подго­товки. Эта потребность вызывалась тем, что в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а так­же ради военной добычи. С развити­ем рабовладельческих отношений происходили перемены и в куль­турной жизни Греции. Устанавлива­лись более тесные связи между пле­менами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других бо­жествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и ле­генды о языческих божествах. В те­чение многих лет древние агоны про­водились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских.

 

1. Физическая культура в Древней Греции

Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях рас­пада родового строя и образования классового общества в крито-микен-ский (Ш – II тыс. до н. э.) и гоме­ровский (XII – IX вв. до н. э.) перио­ды. Однако своего наивысшего раз­вития физическая культура достигла в VIII – IV вв. до н. э. во время расцвета рабовладельческих отноше­ний в Греции. Разделение труда между промышленностью и земледе­лием и рост торговли, с одной стороны, закабаление свободных членов общины и эксплуатация масс ра­бов – с другой, привели к изменению в общественных отношениях и куль­турной жизни Греции. В то же время постоянные войны между отдельны­ми городами (полисами) еще более способствовали скоплению рабов и богатств в руках отдельных людей. В зависимости от экономического, политического и культурного разви­тия, военной организации и системы воспитания в том или ином грече­ском государстве определялись зада­чи, средства, формы и методы физи­ческого воспитания. Наиболее типич­ными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два раз­личных подхода к решению задач физического воспитания. Подчерки­вая эту особенность, Ф. Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если об­щее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с фи­зической силой, то спартанцы на­правляли свое внимание преимуще­ственно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов».

Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IX в. до н. э. Спарта имела натуральное хозяйст­во, внешней торговли почти не вела. Около десяти тысяч семей рабо­владельцев (спартиатов) жестоко эксплуатировали и угнетали свыше 250 тыс. рабов (илотов). Спартиаты как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочислен­ные войны, создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспиты­вались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражне­ниями. Их закаляли, приучали пере­носить холод, голод, жажду и вы­носить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени от­водилось пению хоровых песен, музы­ке, танцам. Руководители (педономы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уде­ляли воспитанию мужества и наход­чивости, боевого, воинственного ха­рактера, презрения к рабам. В этих целях организовывались ночные об­лавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты уби­вали илотов, казавшихся им подо­зрительными.

Юноши 18 – 20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости. В Спар­те большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей – Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укреп­ления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный об­раз жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. В результате спартанской государст­венной воспитательной системы и военной организации спартиаты со­здали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участ­вовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями.

По-иному осуществлялось физи­ческое воспитание в Аттике с центром в Афинах. В V – IV вв. до н. э. Афины представляли собой типичную рабо­владельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жиз­ни. Каждый рабовладелец имел пра­во и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспи­тательная и образовательная систе­ма в этом обществе распространя­лась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разносторон­нее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физи­ческого воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только гражданам, за­нимающим господствующее положе­ние в рабовладельческом обществе.

В Афинах дети до 7 лет воспиты­вались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в шко­лу, а девочек продолжали воспиты­вать дома. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни. На нее не распространялось и физическое воспитание.

С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической и гимнастичес­кой школах.

Гимнастическую школу, называе­мую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посе­щать с 12 – 14 лет. Начиная с 14 лет, занятия в мусической школе отсту­пали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнасти­ческая.

Греческая гимнастика как система упражнений состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили основные виды упражне­ний: бег, прыжки, метания копья и диска, борьба. Кроме этого пентат­лона (пятиборья), в палестрику включались панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда, стрель­ба из лука и другие физические упражнения. Орхестрика состояла в основном из танцевальных упражне­ний, выполняемых под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, куда относились упражнения с палкой, колесом, клюшкой, шаром, мячом и другие.

В возрасте 16 лет юноши наиболее обеспеченных родителей после окон­чания занятий в мусической и гим­настической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитыва­лось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасий наря­ду с занятиями физическими упраж­нениями молодые рабовладельцы изучали политику, философию, лите­ратуру.

С 18 лет молодых людей опреде­ляли в государственную военную организацию эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.

В Древней Греции происходило зарождение педагогической теории физического воспитания. В литерату­ре древних философов и ученых — Платона, Аристотеля и других — высказано немало суждений и цен­ных мыслей о физическом воспита­нии как составной части общего воспитания и образования.

Платон (427 – 347 до н. э.) – представитель афинской аристокра­тии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабо­владельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания молодежи со значительным расшире­нием в ее рамках умственного обра­зования. В труде «Государство» он писал: «Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной». По системе Платона дети дошкольного возраста занимаются играми на площадках, с 12 до 16 лет посещают школу гимнастики – палестру, последую­щие два года проходят военно-гимнастическую подготовку в эфебии. Система Платона преследовала цель всестороннего воспитания со­циальных групп философов и воинов, с презрением относящихся к физиче­скому труду. Их должны обслужи­вать ремесленники и землепашцы. Дети рабов в мусические и гимна­стические школы не допускались. Вместе с тем Платон высказал цен­ные мысли о дошкольном воспита­нии, о последовательности государст­венной системы воспитания. Он счи­тал, что умственное и физическое воспитание дает положительный эф­фект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера и т.д.

Аристотель (384 – 322 до н. э.) – крупнейший ученый и философ, вос­питатель Александра Македонского, ученик Платона. Он выдви­нул идею о единстве формы и содер­жания, о развитии всего сущего. По Аристотелю, тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и ра­зумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравствен­ное и умственное. Физическое воспи­тание предшествует умственному. В трактате «Политика» Аристотель указывал, что «мальчиков должно (прежде всего) отдавать в руки учителей гимнастики и педотрибов: первые приведут в надлежащее со­стояние их организмы, а вторые будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой». Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспи­тания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали «атлетическое» направле­ние, что, по его мнению, мешает естественному развитию детей. Ари­стотель справедливо считал, что «слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользова­ние ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье».

Философ-материалист Демокрит (460 – 370 до н. э.) отмечал, что упражнения тела имеют большее значение для формирования чело­века, чем его природные данные.

Сократ (469 – 399 до н. э.) ука­зывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 до н. э.) считал, что занятия физическими упражнениями важны для профилактики и лечения разных болезней.

 

2. Древнегреческие Олимпийские игры

Первые известные истории Олимпийские игры отмечены 776 г. до н. э. Эта дата взята за основу по­тому, что удалось установить именно с этого времени первого и последую­щих победителей на Играх. Некото­рые авторы отмечают, что в 776 г. до н. э. состоялись уже 28-е Игры. Местом проведения Игр была Олим­пия, расположенная в северо-запад­ной части Пелопоннесского полуост­рова, в долине реки Алфей, у под­ножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. Олим­пийские игры проходили один раз в четыре года. Периоды между Играми назывались Олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоис­числение.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с ору­жием (меч и щит), панкратионе, ку­лачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиа­ды (632 г. до н. э.) в Играх стали принимать участие и дети.

В период с VII до II в. до н. э. в Олимпийских играх могли участво­вать только свободнорожденные гре­ки. Рабы и люди негреческого про­исхождения («варвары», как их на­зывали греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олим­пии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовла­дельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Руково­дили Играми судьи-распорядители (элланодики). В ранний период Иг­ры проходили в один день, в период расцвета (VI – IV вв. до н. э.) – в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались боль­шой славой, уважением, почестями. В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники.

На Олимпийские празднества собиралось до 45 – 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые фи­лософы, историки, поэты. Игры не­однократно посещали Пифагор, Пла­тон, Аристотель и историк Геро­дот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.

В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономи­ческой, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и рели­гиозными обрядами, слушали фило­софов, историков, поэтов, музыкан­тов и служителей религиозного культа.

В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению поли­сов. За месяц до Игр по всей тер­ритории Греции объявлялось свя­щенное перемирие (экехирия), пре­кращались всякие распри между по­лисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в ру­ках. Наряду с философскими систе­мами, театром, музыкой, изобрази­тельным искусством Олимпийские игры выполняли важную роль во «внешкольном» образовании и вос­питании населения. Господствующий класс Греции использовал широкий интерес народа к Олимпийским играм в целях подчинения своим идеоло­гическим установкам и политической власти,

Начиная с IV в. до н. э. рабовла­дельческие отношения в Греции нача­ли клониться к упадку. Постепенно приходила в упадок греческая куль­тура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоеваний Македонией, а потом Ри­мом, не нуждалась более в само­стоятельной армии. Отпала необхо­димость в той совершенной трениров­ке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнени­ями в палестрах, гимнасиях и эфебии продолжались, но объем этих заня­тий уменьшался с каждым годом. Глубокие перемены в экономиче­ской, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К уча­стию в Играх стали допускаться ат­леты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональ­ные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного олив­кового венка победителей стали на­граждать материальными ценностя­ми. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песни. Римские кон­сулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели ус­пеха.

К концу IV в. н. э. кризис рабо­владельческой системы приводит к разложению всей античной культу­ры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и пропове­довавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников. В 394 г. римский импера­тор Феодосии I издал эдикт о запре­щении Олимпийских игр.

 

Заключение

Итак, Олимпийские игры способствовали объединению населения древней Греции. За месяц до Игр по всей тер­ритории Греции объявлялось  перемирие, пре­кращались всякие распри между по­лисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в ру­ках.

С возникновением рабовладельческого общества физическая культура принимала классовый характер и военную направленность. С этими целями создавались системы физического воспитания, появлялись специальные школы и первые зачатки науки о физическом воспитании, строились спортивные площадки, устраивались состязания, крупнейшие из которых – Олимпийские игры. С разложением рабовладельческого общества гибнет порожденная этим обществом культура и ее составная часть – физическая культура.

С проникновением греческой культуры в Рим делались попытки перенести на римскую землю и гим­настические агоны греков. Так, рим­ский консул Сулла приказал перенес­ти 175-е Олимпийские игры (80 г. до н. э.) из Греции в Рим. Успеха эта затея Суллы не имела. Римскому на­роду греческие агоны были чужды по духу, форме и традициям.

 

Список используемой литературы

  1. История государства и права зарубежных стран: Учебник / Под ред. доктора юрид. наук, профессора Н.А. Катаева. – М., 2006.
  2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. – М., 1986.
  3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. – М., 1983.
  4. Столбов В.В. История физической культуры. – М., 1989.
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. Т. 14.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+2
Размер: 15.97K
Скачано: 483
Скачать бесплатно
24.02.15 в 19:07 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Отзывы о работе:

Спасибо за реферат.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе