Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс) »

Экономическая теория как наука

Экономическая теория как наука [20.10.08]

Тема: Экономическая теория как наука

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической теории (1 курс)

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.65K | Скачано: 265 | Добавлен 20.10.08 в 09:44 | Рейтинг: +9 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2007


План работы

Введение 3

Предмет и метод экономической теории 4

Функции экономической теории 9

Тесты 11

Заключение 12

Список использованной литературы 12

 

Введение

  Экономическая теория не есть

 набор уже готовых рекомендаций,

 применимых непосредственно в

 хозяйственной политике.

 Она является скорее методом,

 чем учением, интеллектуальным

 инструментом, техникой мышления,

 помогая тому, кто владеет ею,

 приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Каждая наука имеет свой предмет. Политическая экономия и получившая широкое распространение за рубежом экономика в ее западной версии (экономике) - два относительно самостоятельных звена в системе экономических знаний. Но сам термин «политическая экономия» появился почти на три столетия раньше понятия «экономике», введенного в научный оборот в конце XIX в.

Основы экономической науки в интерпретации современных западных авторитетов определяются как экономика, наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими, с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментарно-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.

Цель темы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических  методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

 

1. Предмет и метод экономической теории.

У всякой науки есть предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная или социальная (от латинского socialis - общественный). Это значит, что наряду с другими такими же науками (скажем историей, педагогикой, социологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, однако, у каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера, свой круг проблем.

В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.

Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, то есть наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограничены, и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.

Таким образом, суть социально-экономической эффективности в том, чтобы общество могло получать максимум необходимых ему жизненных благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных потерь и социальных издержек (бедность, безработица, кризисы, рост цен, преступность, вредное воздействие производства на природу, на здоровье людей и т.п.). Оттолкнувшись от этого, можно окончательно сформулировать сам предмет данной науки: экономическая теория изучает хозяйственную жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли донедавнего времени, политической экономии:  

-  это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;  

      -  это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства. 

А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;  это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству,общественным строем производства и т.д.  

Мирэкономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определениипредмета науки.  

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей,вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остаетсяглавным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью наразмеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременногои полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как иперед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способовиспользования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.  

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям вобласти естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассуднымдля нации или государства.   

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности). В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: субъективистский, неопозитивистско-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Графические методы (графики, принципы их построения и значение в экономической теории) рассмотреть самостоятельно с использованием учебной литературы.

 

2. Функции экономической теории.

Опираясь на серьезные научные работы, экономическая теория стала играть все большую роль в познании и преобразовании хозяйственной деятельности. В связи с этим рассмотрим функции экономической теории:

Эмпирическая функция, она говорит нам о том, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. empeiria - опыт), то есть основываются на живом, практическом опыте. Учёные-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (ростом или па-дением производства, за изменени-ями себестоимости продукции и цен, за потоками капиталов, товаров, денег и другими событиями). Только на такой, фактической, ба-зе можно делать научные, объек-тивные выводы и строить прави-льные, жизненные теории.

Познавательная функция состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне изучать производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг на протяжении всей истории человеческого общества, вскрыть законы и тенденции экономического развития.

Теоретическая функция как раз и проявляется тогда, когда учёные обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде тех или иных понятий, терминов, определений, а также теорий, концепций, доктрин. Без всего этого наши знания неизбежно оставались бы путаным нагромождением фактов.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтом; все учебные программы предусматривают изучение её законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).

Наконец, практическая функция, или, как её ещё называют, nрагмаmuчecкая, или прикладная. Она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйст-вования, в составлении научных прогнозов (от греч. prognosis - пред-видение, предсказание) развития тех или иных процессов в эконо-мике а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

Критическая функция заключается в выявлении достижений и недостатков различных форм производства. При этом устанавливается, когда каждый исторически определенный вид хозяйственных отношений, выполнив свою прогрессивную роль, начинает устаревать и тормозить развитие производства. Так произошло с экономическими  связями при рабстве и феодализме.

Все большее значение в современных условиях приобретает прогностическая функция, предполагающая разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития.

Методологическая функция заключается в исследовании экономической философии бытия.

 

Заключение

Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия.

В современной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.

Мы живём в очень интересное и трудное время, время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен. Разрушены привычные стереотипы восприятия мира, происходит глубокое переосмысление базовых, концептуальных постулатов в теории общественного развития. Экономическая наука с трудом вырывается из мертвящих объятий догматизма и схоластики, выходя на столбовую дорогу мировой экономической мысли.

Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов общества к работе в новых рыночных условиях.

В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации обще-ства -- совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно».

 

Тест

1. Производственные отношения это:

а) отношения производства, распределения, обмена и потребления;

б) взаимодействие человека со средствами производства;

в) использование ресурсов;

г) отношения, возникающие в процессе общественного производства;

д) этические, морально-нравственные взаимодействия и отношения между людьми.

Правильные ответы:

В идеале определение звучит так: производственные отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Поэтому

 

2. Метод познания ограничивается:

а) движением мышления от абстрактного к конкретному;

б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

г) созерцанием;

д) использованием всех методов исследования.

 

Список использованной  литературы

Экономическая теория. Учебник. Под. ред. И.П.Николаевой. Гл. 6. – М.:Проспект, 2006.

Основы микроэкономики. Учебное пособие. Под ред. И.П.Николаевой. Гл. 8. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.

Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics). Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. Гл. 6-9. – М.: КиоРус, 2004

И.Ульянов. О качестве расчетов нормы прибыли. // Экономист. 2006. №5

Абалкин Л. Реалистическая политическая экономия. // Экономист. 2005, №8

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+9
Размер: 16.65K
Скачано: 265
Скачать бесплатно
20.10.08 в 09:44 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе