Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России »
Тема: Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ
Раздел: Бесплатные рефераты по государственной политике социально-экономического развития России
Тип: Контрольная работа | Размер: 1.43M | Скачано: 322 | Добавлен 17.01.15 в 15:04 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Введение 3
1. Характеристика состояния малого предпринимательства в РФ 5
2. Проблемы малого предпринимательства в РФ 11
3. Государственная поддержка малого предпринимательства РФ. 13
Заключение 18
Список использованных источников 20
Актуальность данной темы заключается в том, что в нормально развивающейся рыночной экономике малый бизнес занимает достойное место и выполняет ряд важных функций. Малое предпринимательство является базой для более высоких уровней и более значительных масштабов предпринимательской деятельности. Эффективное рыночное хозяйство возможно только в том случае, если в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого бизнеса обеспечивает населению получение доходов от самостоятельной хозяйственной деятельности, а местным бюджетам – налоги.
Развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию. Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.
Во всех развитых странах, государство оказывает малому предпринимательству экономическую и социальную поддержку.
В настоящее время малый бизнес поддерживается, прежде всего, на государственном уровне. Муниципальные образования значительно меньше участвуют в его развитии, хотя по своей природе этот уровень управления более всего близок и доступен гражданам. Следовательно, именно муниципалитетам надо решать конкретные задачи, связанные с развитием частной инициативы граждан.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству
Цель данной контрольной работы: изучение основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в РФ.
Контрольная работа структурно будет состоять из введения, трех разделов и заключения.
Малый бизнес — бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям [2].
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:
К настоящему времени появилась возможность проследить динамику основных показателей для всех групп МСП за последние несколько лет, в том числе, динамику количества средних, малых и микропредприятий, ИП, а также динамику их оборота, количества занятых и других показателей.
Для малых и микропредприятий прослеживается положительная динамика: количество малых предприятий (включая микро-) увеличилось с 1,4 млн. в 2008 году до 1,8 млн. в 2011 г. (Рис. 1). Количество микропредприятий выросло с 1,1 млн. в 2008 году до 1,6 млн. в 2011 г. А вот количество средних предприятий менялось весьма неравномерно: их уровень за эти годы находился на отметке 14-16 тысяч предприятий, за исключением 2010 года, когда количество средних предприятий составило рекордные 25 тысяч.
Рисунок 1. Динамика сектора МСП: количество средних, микро-, малых предприятий и ИП, тыс.ед., 2008-2011гг, данные Росстата.
Рисунок 2 наглядно иллюстрирует процентное соотношение всех сегментов сектора МСП - долю ИП, средних, малых и микропредприятий в секторе МСП, в целом. Итак, в секторе МСП явно доминируют ИП и микропредприятия, их суммарная процентная доля составляет более 90%, причем доля микропредприятий неуклонно растет - с 26% в 2008 году до 37% в 2011 году.
Картина занятости в секторе МСП в целом за последние годы стабильна. Почти 40% занятости в секторе МСП, в целом, обеспечивают малые предприятия, почти треть всех рабочих мест обеспечивают ИП, а примерно пятую часть - микропредприятия. Доля средних предприятий в общей занятости в секторе - более 10%. С учетом количества занятых на средних предприятиях - до 250 человек на одном предприятии - доля средних предприятий в общей занятости в секторе МСП хоть и заметно меньше остальных видов предприятий, но все же достаточно существенна. К тому же, средние предприятия, как правило, являются наиболее стабильно работающими предприятиями [3].
Рисунок 2. Процентное соотношение количества ИП, микро-, малых, средних предприятий в секторе МСП, в целом (% доля от общего числа МСП), 2008-2011гг.Внешний круг - 2011г., второй круг – 2010г., третий круг– 2009г., внутренний круг – 2008г. Данные Росстата.
Оборот/выручка (в действующих ценах) всех категорий МСП, за исключением микропредприятий, имеет положительную динамику за последние 4 года: оборот средних предприятий вырос в полтора раза - с 3,1 трлн. руб. в 2008 году до 5,1 трлн. руб. в 2011 году, оборот малых предприятий (включая микропредприятия) вырос в 1,2 раза - с 18,7 трлн. руб. до 22,6 трлн. руб. (Рис. 3) [3].
Рисунок 3. Динамика оборота/выручки в секторе МСП: ИП, микро-, малые, средние предприятия. Трлн.руб. 2008-2011 гг. Данные Росстата
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.
Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Можно назвать немало правовых документов, регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы "О собственности в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"),но трудность, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат [5].
Еще одной проблемой развития малого предпринимательства является то, что, как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы [6].
Итог: за 6 мес. легальную экономику покинули около 600 тыс. ИП
Россия переместилась со 118-го на 112-е место, но по-прежнему в группе стран с наименее благоприятными для ведения предпринимательской деятельности условиями [4].
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [1].
3 сентября 2009 года тогда еще премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России:
В 2013 году в России действуют различные программы государственной поддержки малого бизнеса (малого предпринимательства). Поддержка может предоставляться в форме:
В 2013 году президент РФ В. Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте»
Закон бы принят Государственной Думой 25 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.
Документ направлен на снижение расходов субъектов малого предпринимательства и отдельных некоммерческих организаций в связи с ведением бухгалтерского учёта.
Субъектам малого предпринимательства и отдельным некоммерческим организациям предоставляется право формировать бухгалтерскую отчётность в упрощённом виде.
Применять упрощенные способы бухучета смогут также организации-участники проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [7].
Также в 2013 году 27 предприятий малого бизнеса края компенсировали затраты на приобретение техники и оборудования по договорам лизинга.
Возмещение части затрат субъектов предпринимательства на приобретение техники и оборудования по договорам лизинга осуществляется в рамках региональной программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. В этом году общая сумма бюджетных средств, предусмотренная на предоставление данной формы поддержки, составляет 15 млн рублей.
27 субъектов предпринимательства в текущем году уже компенсировали затраты на общую сумму 4 млн рублей.
Так, компания «Рикон», специализирующаяся на производстве молочных продуктов и мягких сыров в селе Зимари Калманского района, с использованием бюджетной поддержки приобрела новые холодильные агрегаты и коптильно-варочную камеру [8].
Частичное возмещение затрат компаний малого и среднего бизнеса предусмотрено региональной программой государственной поддержки и развития предпринимательства. В этом году на эти цели направлено 94 млн рублей из средств краевого и федерального бюджетов.
В частности, барнаульской компании «Алсу» компенсирована часть затрат на приобретение линии для получения облепихового сока.
Возмещение затрат на приобретение оборудования является одним из востребованных инструментов государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих модернизацию производства [9].
Ведомствам поручено помочь кредитами малому бизнесу. Через месяц минэкономразвития, минфин и ряд министерств представят премьеру обоснованный ответ о целесообразности выделения 100 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выдачу "длинных" кредитов на инвестиционные проекты.
Схема, которую предлагает минэкономразвития, следующая - деньги размещаются на счетах Внешэкономбанка под 5,25 процента годовых. Госкорпорация в свою очередь напрямую будет кредитовать банки под 6,25 процента (с доходностью инфляция плюс один процент), а те - предоставлять долгосрочные инвесткредиты малым и средним компаниям не выше 10 процентов. Претендовать на кредиты смогут лишь проекты от миллиарда рублей [10].
Исследование, проведённое согласно поставленной цели привело нас к следующим выводам.
Малый бизнес играет в экономике важную роль. Он обеспечивает стабильность рыночных отношений, т.к. обеспечивает высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благотворно сказывается на экономическом росте национальной экономики, и его развитие необходимо для государства.
Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост количества малых предприятий, на пути развития малого предпринимательства в Росси стоит множество преград как экономического, так и социально-политического характера.
В процессе своей деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом проблем: отсутствие кредитных ресурсов, административные барьеры, территориальная обособленность региона, повышенная транспортная составляющая в расходах, низкий потребительский (платежеспособный) спрос, несовершенство законодательства, неустойчивость государственной политики, нестабильность рынка сбыта, низкая квалификация предпринимателей (работников), незащищенность прав собственности.
В современных условиях необходимо усиление государственной поддержки малого бизнеса, а именно:
В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством. В третьей главе контрольной работы были приведены примеры государственной поддержки малого предпринимательства в 2013 году, что показывает что, мер поддержки малого предпринимательства достаточно много, однако не все они осуществляются на должном уровне.
Таким образом, цель контрольной работы была раскрыта.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.