Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по истории »

Контрольная по Истории Вариант №4

Контрольная по Истории Вариант №4 [16.01.15]

Тема: Контрольная по Истории Вариант №4

Раздел: Бесплатные рефераты по истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 41.58K | Скачано: 194 | Добавлен 16.01.15 в 12:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Содержание работы:

  1. Предмет курса «История» и характеристика его основных задач 3-5
  2. Основные типы древних цивилизаций и их специфика 6-9
  3. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 19в 10-12
  4. Главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси 13-14
  5. Практическая задача 15
  6. Список используемой литературы 16

 

Задание 1. Раскройте предмет курса «История», охарактеризуйте его основные задачи.

Ответ:

История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Соответственно и история — наука многоотраслевая, она состоит из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.

Изучение истории является важной частью учебного процесса, как для студентов ВУЗов, так и для школьников.

В результате изучения истории человек должен приобрести знания в области социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, выявить особенности развития российского общества, первобытность культуры, особенности зарождения и развития российского государства.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться не только политики и экономисты, но и практически во всех сферах общественной жизни история находит себе применение. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю.

Задачи истории:

  1. Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепцийи их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так и на его различные проблемы и стороны. Историография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.
  2. Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке, выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно – политических взглядов его отдельных представителей.
  3. Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников, расширение круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.
  4. Изучение процесса изменения и совершенствование методов и приёмов историковедческого анализа.
  5. Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований, выяснение факторов и направлений этого процесса.
  6. Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.
  7. Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно - популярной периодической печати.
  8. Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействие зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.
  9. Изучение объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо то неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

 

Задание 2. Выделите основные принципы древних цивилизаций, охарактеризуйте их специфику.

 

Ответ:

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия: 

  1. общие фундаментальные черты духовной жизни; 
  2. общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
  3. взаимопереплетение культур;
  4. наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизации: 
1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования); 

2) восточный тип цивилизации; 

3) западный тип цивилизации;

 4) современный тип цивилизации. 

         Природные сообщества. Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. В общественном сознании народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, приёмов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование) 

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур. 
  2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности. 
  3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д. 
  4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни. 
  5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. 
  6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение. 

 Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

  1. динамизм, ориентация на новизну;
  2.  утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
  3. индивидуализм, установка на автономию личности; 
  4.  
  5. идеалы свободы, равенства, терпимости; 
  6. уважение к частной собственности; 
  7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации. 

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нём прогресс науки и техники.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два основных типа: первичные цивилизации и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние цивилизации, выросшие непосредственно из первобытности и не опиравшиеся на предшествующую цивилизационную традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ. Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации. 

   Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

 

 Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в 19 в.. Обоснуйте свой выбор.

Ответ:      

               В этот насыщенный событиями исторический период утверждались капиталистические порядки, значительно ускорялась динамика общественных процессов, создавались колониальные империи, и формировалась единая система мирового капиталистического хозяйства.

 Модернизация - процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу и поступательной эволюции самого индустриального общества.  Результатом модернизационного процесса стало формирование индустриальной цивилизации. Её отличают такие важнейшие социально-экономические черты как машинизация и автоматизация производства и управления, приоритет науки и высоких технологий, массовое производство товаров на широкий рынок, развитая система разделения труда с высоким уровнем специализации, разветвлённые системы транспорта и коммуникаций, высокая степень социальной мобильности и урбанизации, постоянный рост жизненного уровня населения и значительное повышение его социокультуры. 

Технологический переворот, сопоставимый по своим масштабам и значению с неолитической революцией, и Великая французская революция, разрушившая основы феодального порядка в Европе, два события, с момента которых можно считать индустриальную цивилизацию.

 Модернизация внесла серьезные коррективы и в систему международных отношений: изменился прежний баланс сил между ведущими державами. Англия благодаря своему первенству в индустриальном развитии в середине XIX в. стала «промышленной мастерской мира» и лидирующей мировой державой. 

 Промышленная революция, проходившая в развитых странах в основном в период с конца XVIII в. до последней трети XIX в., заложила основы индустриального общества.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

 Промышленный переворот дал толчок непрерывным технико-технологическим и социально-экономическим изменениям.Уже в 1850-60-х гг., в период завершения промышленной революции, в ведущих странах Запада были созданы условия для нового технологического переворота. Вторая технологическая революция в XIX в. развернулась в последней трети столетия.

 Итоги в промышленности и земледелии:

Формирование индустриального общества привело к заметным переменам в социальной жизни западного общества. Рост социальной мобильности повлек за собой сдвиги в социальной структуре общества, которая стала формироваться на основе классового фактора.

Вершину социальной иерархии окончательно заняла буржуазия. Рабочий класс, стал основным представителем наёмного труда. Крестьянство  дифференцировалось по своему имущественному положению. Сложился значительный слой интеллигенции, поскольку механизированное производство позволяло значительной группе населения выйти из сферы физического труда и заниматься умственной деятельностью. Основой буржуазного общества становится новая социальная группа - средний класс.

 В XIX в. завершился процесс обмирщения сознания западного общества, начало которому положило гуманистическое движение. Западное общество перешло от теологического к рационалистическому мировоззрению, в основе которого лежат индивидуализм, скептицизм, светскость. Религия как интеллектуальный авторитет была вытеснена наукой, ее влияние отныне ограничивалось сферой человеческой души. Научное мировоззрение быстро завоевало всеобщее признание, т.к. было объективно, поддавалось проверке опытом. Наука и разум стали двигателями общественного прогресса. Экономическое преобладание ведущих стран Запада позволило в конце XIX в. завершить процесс колонизации.

 

Задание 4. Выделите главные причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Ответ: В 1132 г. На Руси начался период феодальной раздробленности. Главными причинами были:

Последствия феодальной раздробленности:

  1. Так как в хозяйственном отношении многие русские территории обособились, это привело к росту их экономики. Теперь всё производившееся оставалось в самом княжестве. Собранный урожай, ремесленные изделия, природные богатства не надо было отправлять в Киев, всё шло на развитие собственного хозяйства. Доход поступал в собственную казну. Поэтому хозяйственная жизнь в разных русских землях получила мощный импульс для развития. 
  2. В каждом княжестве возникали местные школы книжности, архитектуры, иконописи. Велись летописи, слагались былины, возводились храмы, строились города, ширились ремёсла. Всё это привело к обогащению культуры на прежде глухих окраинах Киевской Руси. 
  3. Раздробленность ослабила военную мощь Руси. Сила дружины князя не сравнима с силой единого древнерусского войска. Теперь собрать войско для отпора врагу было сложнее. Это сразу почувствовали половцы, от набегов которых много пострадали южнорусские княжества в XII — начале XIII века.
  4.  Князей продолжали разделять усобицы. Правда, цель их изменилась. Если раньше князь стремился захватить столицу всей Руси Киев, истребляя конкурентов, то теперь он был не прочь прирастить собственные владения за счёт соседей. Стычки князей приносили много несчастий русским людям, ослабляли Русь и делали её лёгкой добычей иноземных захватчиков. объединить Русь. А зачем? Во всех княжествах производится одно и тоже, торговать имеет смысл разве что с дальними странами, Востоком, например. Экономической основы для единства нет, аристократия в каждом княжестве желает быть главнее всех, и категорически не хочет подчиняться Великому князю. В результате мы получаем на Руси классическую феодальную раздробленность.

Последствия феодальной раздробленности были многозначны. Для каждого отдельно взятого княжества XII-XIII века они довольно печальны. Но в то же время, раздробленность – необходимый исторический период в истории любой страны. Россия здесь не исключение. Только через раздробленность, в конечном итоге можно осознать необходимость единства, что и произошло во времена московских князей. Поэтому говорить, что последствия феодальной раздробленности на Руси были крайне печальны, и что она нанесла огромный вред нашей истории крайне несправедливо. Да нам не повезло, что раздробленность совпала по времени с монгольским завоеванием, поэтому мы были отброшены в своем развитии на столетие. Но в то же время, Россия смогла возродиться, во многом, благодаря борьбе с Золотой Ордой. Вспомним Европу, в частности Германию, которая избежала подобных потрясений и смогла стать единым государством только в XIX веке.

        

Задание 5. Тест:

Установите соответствие:

1. Первобытная эпоха

1. пиктография

2. Древний мир

2. интернет

3. Средневековье

3. создание славянской письменности

4. Новое время

4. клинопись

5. Новейшее время

5. изобретение пишущей машинки

Ответ: 1-1, 2-4, 3-3, 4-5, 5-2.

 

Список литературы:

Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли

Коло́ния (лат. colōnia «поселение») — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории, сравнимые с правами граждан метрополии. При этом граждане метрополии пользуются в колониальных территориях большей властью и привилегиями, по сравнению с коренным населением. Образование колоний — основной инструмент расширения влияния империалистических государств (метрополий).

Усобица - разногласия, внутренняя вражда между политическими лидерами, общественными, национальными и т. п. группами, регионами в государстве; междоусобная вражда, борьба; междоусобица 

Пиктогра́мма (лат. pictus — нарисованный и греч. γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 41.58K
Скачано: 194
Скачать бесплатно
16.01.15 в 12:09 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе