Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по экономической географии »

Уральская металлургическая база

Уральская металлургическая база [11.10.08]

Тема: Уральская металлургическая база

Раздел: Бесплатные рефераты по экономической географии

Тип: Контрольная работа | Размер: 22.73K | Скачано: 362 | Добавлен 11.10.08 в 23:15 | Рейтинг: +60 | Еще Контрольные работы


Содержание

Ведение 3

Значение черной металлургии 4

Особенности ЭГП Уральской металлургической базы 9

Удельный вес в производстве чугуна, стали, проката 11

Крупные центры 12

Оценка сырьевой и топливной базы 16

Современное состояние Уральской металлургической базы 18

Экологические проблемы 19

Литература 21

 

Введение

В современных условиях международного разделения труда, одной из отраслей специализации России является национальная металлургическая промышленность. Металлургический комплекс включает в себя черную и цветную металлургию: совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции - черных и цветных металлов и их сплавов. Состояние и развитие металлургической промышленности в конечном итоге определяют уровень научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства. Спецификой отрасли являются несопоставимый с другими отраслями масштаб производства и сложность технологического цикла.

Черная металлургия - это одна из важнейших базовых отраслей тяжелой индустрии. Её продукция служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительства (1/4 металла идет в строительство), и металлообработки. Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

Уральская металлургическая база использует собственную железную руду (главным образом Качканарских месторождений), а также привозную руду Курской магнитной аномалии и отчасти - руду Кустанайских месторождений Казахстана. Уголь привозится из Кузнецкого бассейна и Карагандинского (Казахстан). Крупнейшие заводы полного цикла находятся в городах Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил и др.

 

Значение черной металлургии

  Черная металлургия – одна из важнейших отраслей индустрии. Ее предприятия служат основой развития машиностроения, металлообработке, строительства, и находит широкое применение во всех отраслях хозяйства.

Черная металлургия включает добычу черных металлов, процессы их обогащения и агломерации, производство огнеупоров, добычу нерудного сырья, необходимого для металлургического передела (производство чугуна, стали, проката и ферросплавов), производство метизов промышленного назначения и вторичную обработку черных металлов. Таким образом, собственно металлургический передел обеспечивается целым рядом смежных и вспомогательных производств, необходимых для нормального функционирования всех производственных звеньев процесса получения черных металлов.              

Первой по значению и старейшей отраслью специализации является черная металлургия, которая возникла на Урале еще в конце XVII века. Это одна из крупнейших металлургических баз России. Ныне ее представляют Магнитогорский и Нижне­тагильский комбинаты. Челябинский и Орско-Халиловский (в Новотроицке). Кроме этих гигантов на Урале действуют и не­большие по мощности заводы. Металлургические предприятия используют местную железную руду и привозную (главным об­разом с Соколовско-Сарбайского месторождения Кустанайской I области Казахстана и частично с КМА), а коксующийся уголь привозят из Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) бас­сейнов.

 Основа промышленности Урала — металлургический ком­плекс.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения, железных руд до выплавки чугуна, стали и про­ката.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комби­нирования производства черных металлов. Основной тип пред­приятий — полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них — Магнитогорский, Нижнетагиль­ский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челя­бинский металлургический завод — дают почти 80% чугуна и 70% стали, выплавляемых в районе. Другие предприятия пол­ного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Высокая концентрация металлургического производства имеет и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водо­снабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических пред­приятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощуща­ется недостаток водных ресурсов.

К черным металлам относят железо, марганец, хром. Все остальные - цветные.

Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительство (1/4 металла идет в строительство). Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:

  1. добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);
  2. добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);
  3. производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);
  4. производство стальных и чугунных труб;
  5. коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);
  6. вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла.

Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии. “Малая металлургия" представляет собой выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий черной металлургии являются комбинаты.

В размещении черной металлургии полного цикла большую роль играет сырье и топливо, особенно велика роль сочетаний железных руд и коксующихся углей. Особенностью размещения отраслей является их территориальное несовпадение, так как запасы железной руды сосредоточенны, в основном, в европейской части, а топлива - преимущественно в восточных районах России. Комбинаты создают у сырьевых (Урал) или топливных баз (Кузбасс), а иногда между ними (Череповец). При размещении учитывают также обеспечение водой, электроэнергией, природным газом.

Черная металлургия - базовая отрасль тяжелой промышленности, которая включает добычу железной руды, выплавку чугуна и стали, производство проката различного профиля и сплавов железа с другими металлами (ферросплавы).

Продукция черной металлургии является основой для развития машиностроения и металлообработки, строительства и других отраслей народного хозяйства. В местах размещения крупных предприятий металлургии сосредоточиваются предприятия ряда других отраслей промышленности - энергетики, коксохимической, химической, машиностроения, производства строительных материалов и др. Создание предприятий тяжелой индустрии вызывает в свою очередь интенсивное транспортное строительство, ведет к возникновению крупных городов и промышленных центров. На размещение центров черной металлургии влияют следующие факторы: наличие необходимой сырьевой и топливно-энергетической базы, водных ресурсов и рабочей силы. Большинство предприятий этой отрасли - комбинаты, что позволяет обеспечить непрерывность стадий металлургического производства, сократить длительность цикла производства металлов, уменьшить транспортные расходы, использовать отходы производства. Металлургические заводы полного цикла включают все стадии производства черных металлов: выплавку чугуна, стали и производство проката. Современные предприятия выпускают более тысячи видов проката (стальной лист, рельсы, балки и др.). Черная металлургия - производство материалоемкое (при выплавке 1 т чугуна в домне требуется 6 т сырья, топлива и других материалов). Основной вид сырья - железная руда. Кроме того, при производстве чугуна используется кокс, необходимы - известняк, марганцевая руда, огнеупоры, а при выплавке качественных сортов стали - еще и легирующие металлы (вольфрам, никель, молибден, хром и др.). В качестве топлива используется природный газ. При бездоменном производстве стали необходимо большое количество электроэнергии. Наша страна практически обеспечена сырьем для черной металлургии (кроме марганцевых руд, которые мы покупали на Украине, в Казахстане и Грузии). Ведется добыча железной руды на месторождениях Курской магнитной аномалии - КМА (40% всех железных руд стран СНГ), Урала (Качканарское и др.), Карелии (Костомукшское), Кольского полуострова (Оленегорское и Ковдорское), Сибири (в Горной Шории, Абаканское, Ангаро-Питские и Ангаро-Илимские месторождения, в т.ч. Коршуновское) и на Дальнем Востоке (Кимканское и др.). Коксующиеся угли поставляются на металлургические предприятия полного цикла из Кузбасса и Печорского угольного бассейна. Марганцевыми рудами богаты Казахстан, Украина и Грузия. Нашей стране ныне приходится осваивать и разрабатывать свои ресурсы. 2/3 марганцевых руд России сосредоточено в месторождении у г. Ленинск-Кузнецкий в Кузбассе. По добыче железной руды и производству черных металлов Россия в 1913 г. была на пятом месте в мире (после США, Германии, Англии и Франции). Однако за несколько лет общего спада в экономике производство черных металлов заметно упало. В 1995 г. в России было выплавлено 39,8 млн. т чугуна и 51,6 млн т стали. Тем не менее Россия занимает четвертое место в мире по производству стали вслед за Китаем (более 100 млн. т), Японией и США. Так как выплавка черных металлов производство материалоемкое, металлургические заводы полного цикла размещаются в основном в районах добычи железной руды или коксующегося угля, или между ними (сырьевой фактор размещения производства). Значительное количество стали выплавляется в настоящее время из металлического лома (более дешевый и качественный способ выплавки стали - в 12 - 15 раз дешевле, чем из железной руды). Это электросталеплавление. Металлургические предприятия, работающие на таком виде сырья, относятся к так называемой передельной металлургии. Обычно такие заводы размещаются в крупных центрах машиностроительной промышленности (потребительский фактор размещения производства). Металлургические предприятия, производящие специальные сорта стали и ферросплавы, потребляют большое количество электроэнергии и поэтому размещаются не только вблизи источников сырья, но и в районах производства дешевой электроэнергии.

 В составе черной металлургии видное место занимают трубопрокатная промышленность (Первоуральск и Челябинск) и производство ферросплавов (Челябинск и Серов).

 

Особенности экономико-географического положения 
Уральской металлургической базы

 Производство черных металлов в России сосредоточено в основном на предприятиях трех важнейших металлургических баз: Уральской, Центральной и Сибирской.

 Уральская металлургическая база – старейшая в стране. Предприятия используют уголь Кузбасса и железные руды (Соколовско-Сарбайское и Лисаковское месторождения Кустанайской области). Основные заводы размещены в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Челябинске, Новотроицке. Предприятия Сибирской базы используют железные руды Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимских месторождений, а также угли Кузбасса. Металлурия полного цикла представлена Кузнецким и Западно-Сибирским металлургическими комбинатами (Новокузнецк), передельная – заводами в Новосиирске, Красноярске, Петровске-Забайкальском и др.

Уральская металлургическая база – расположен в Уральском районе, между старыми промыш­ленными районами европейской части России, Сибирью и Казахстаном - на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "соседское" положение можно оценить как благоприятное для функционирования и развития всего хозяйственного комплекса.

 Уральские горы - ось территории района, они вытянуты в \ меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской равнины (Предуралье), с восто­ка - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднее они были размыты, разрушены и выровнены.

 Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины. Главная река района - Кама - левый, самый многоводный приток Волги.

Территория района ввиду ее внутреннего положения между ; западной и восточной экономическими зонами, имеющими разный уровень экономического развития и разную специализа­цию, обеспечивает транзитность связей между ними.

Начальный период промышленного развития района отно­сится к началу 18 века, когда его экономико-географическое положение еще не было благоприятным. В последующие годы ЭГП района улучшалось благодаря развитию транспорта и строительству новых дорог.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересекаю­щие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока Уральская металлургическая база получает сырье и топливо, а продук­цию обрабатывающей промышленности - с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.

Уральская металлургическая база - один из "исторических" баз России, сыгравший выдающуюся роль в становлении российской технической, особенно металлургической культуры,           - особенностью ЭГП является положение "на стыке" западной и восточной экономических зон \"между ресурсами Сибири и Казахстана и промышленно - научным потенциалом Центра - район ресурсный и, прежде всего выделяется исключительным разнообразием металлургических ресурсов. Среди др. районов России район выделяется ярко выраженно промышленной специализацией, при этом в основе экономики района лежат базовые отрасли тяжелой промышленности; осн. отрасли специализации: черная металлургия \в пределах района сформировалась старейшая в России Уральская металлургическая база \около 25% чугуна, 1\3 стали и труб в СНГ \1991 г. \.

В середине 90-х гг. на Уральскую базу приходилась большая часть отечественной добычи марганцевых и хромитовых руд, около 1/5-руд железных, около половины чугуна, стали, готового проката и стальных труб, производимых в стране, а также большая часть ферросплавов, выплавляемые в России. Основная часть железной руды базы добывается в Свердловской области на Качканарской группе месторождений и в Орско-Халиловской рудниках, где добывают почти все отечественные хромиты. Марганцевые руды в крайне ограниченных масштабах на Среднем Урале.      

 

Удельный вес в производстве чугуна, стали проката

Более 80% выплавки чугуна, стали, ферросплавов и большую часть уральского проката дают четыре крупных металлургических комбината, построенных в годы социалистической индустрии: Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский и Новотроицкий. Кроме того, имеется ряд старых, сравнительно небольших металлургических заводов в городах: Пермь, Серов, Екатеринбург, Ижевск, Первоуральск, Златоуст, Ревда.

В Уральской металлургической базе производится 51% чугуна, 44% стали, более 43% готового проката, около 3/5 труб, 100% феррохрома, значительно опередив Центральное Черноземье, Европейский Север и Западную Сибирь. В своем развитии она опирается на использованные еще полностью собственные ресурсы железной руды, на рудные богатства Казахстана и частично КМА.

 

Крупные центры

Географическое положение города

Гора Качканар - это горный массив с абсолютной отметкой 881,5 метра. Находится на севере Среднего Урала вблизи географической границы Европа-Азия (058°42'N 59°28'E).

Ландшафт местности типичный - горно-таежный с преобладанием хвойных пород: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, в наименьшей степени присутствуют лиственные деревья: береза, осина, липа и др.Климат - умеренно-континентальный с холодной зимой и непродолжительным теплым летом. Крупные реки района Ис и Выя относятся к Обской водной системе восточного склона Урала.  (Г.Пономарев, История открытия и освоения Качканарского месторождения)

Наш город расположился на восточном склоне центральной части Среднего Урала на правом берегу Выи (правый приток реки Туры) в 300 километрах к северу от Екатеринбурга и в 150 километрах от второго крупнейшего города области - Нижнего Тагила.

История открытия и освоения месторождения Скальные выходы руд на горе Качканар были известны местным жителям манси со стародавних времен. Тогда "Железная гора" считалась священной, и аборигены взбирались на ее вершину, чтобы здесь поклоняться своим языческим богам. После присоединения войсками Ермака к России Среднего Урала и Зауралья Качканаром заинтересовались русские горнопромышленники. Акинфий Демидов торговал у манси всю гору целиком, но эта сделка не состоялась.  Позднее в окрестностях Качканара "вспыхнула" платиновая лихорадка. В погоне за диким счастьем в эти глухие места устремились тысячи старателей. Их руками был построен знаменитый прииск "Качканар", принадлежащий графу Шувалову. Однако все богатые платиновые россыпи были быстро отработаны, и к Качканару сохранили интерес лишь ученые исследователи.  В литературе первые описания горы Качканар были сделаны в 1770 году академиком П. С. Палласом в книге "Путешествие по разным местам Российского государства". В последующие годы наибольший вклад в геологическое изучение этого района внесли А. П. Карпинский (1869 г.), А. А. Краснопольский (1890 г.) и особенно Н. К. Высоцкий (1913 г.), опубликовавший по нему свою знаменитую монографию "Месторождения платины Исовского и Нижнетагильского района на Урале". Однако сами качканарские руды из-за бедного содержания железа мало интересовали промышленность, в связи, с чем детальная разведка здесь долгое время не проводилась.  Начало планомерного исследования рудных залежей Качканара приходится на 1931- 32 гг., когда под руководством И. И. Малышева, П. Г. Пантелеева и А. В. Пэка здесь были проведены небольшие разведочные работы. Одновременно стали развертываться научно-исследовательские и опытно-промышленные работы по обогащению качканарских руд и окускованию железо-ванадиевого концентрата, результатами которых была доказана принципиальная техническая возможность добычи и переработки руд с низким содержанием железа.  В послевоенные годы (1946-53 гг.) трестом "Уралчерметразведка" при участии геологов В. В. Рупасовой, К. Д. Тимохова и М. И.Алешина была выполнена детальная разведка месторождений Качканарской группы.  В 1959-66 гг. проводилась доразведка Гусевогорского месторождения (А. Ф. Фадеичев и Б. М. Алешин), а с 1976- 77 гг.- доразведка Собственно-Качканарского месторождения (И. Г. Полянский)..  Освоение титаномагнетитовых руд горы Качканар было начато в 1957 г. по инициативе группы руководителей горной промышленности Урала (М. М. Горшколепов, И. М. Демихов, В. И. Довгопол) и ведущих специалистов, представляющих институты Уралгипроруда (Л. Н. Цимбаленко), Уралмеханобр (Г. И. Сладков), геологическое управление (К. Б. Кожевников, М. И.Алешин).  Сама идея широкого промышленного использования руд с очень низким содержанием железа была чрезвычайно смелой, не имевшей прецедента в мировой практике, вследствие чего она встретила в разных кругах сильные возражения. Тем не менее, вопрос был решен положительно, в чем значительную роль сыграла территориальная экономическая самостоятельность Уральского региона, существовавшая в Советском Союзе в период деятельности Совнархозов.  Проект Качканарского ГОКа, выполненный институтами Уралгипроруда, Уралмеханобр и др., предусматривал строительство трех карьеров производительностью до 33 млн. т руды в год (позднее до 45 млн. т), а также группы перерабатывающих цехов из четырех фабрик: дробильной, обогатительной, агломерационной, окатышей. Инженерное обеспечение комплекса включало в себя возведение объектов водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, ремонтной базы и других вспомогательных служб. Чтобы построить эти объекты, необходимо было выполнить огромный объем строительно-монтажных и горно-подготовительных работ.  В 1956 году была организована дирекция строящегося комбината, в 1975 году - трест "Качканаррудстрой", а 27 мая этого же года в глухой необжитой тайге упало первое дерево на трассе будущей автодороги. Этот день по праву считается днем рождения города Качканара. Строительство Качканарского ГОКа овеяно высокой романтикой и энтузиазмом его первопроходцев, состоящих, в подавляющем большинстве, из молодых людей, приехавших сюда по комсомольским путевкам. Они сумели в суровых условиях воздвигнуть город и комбинат за короткий срок.  30 сентября 1963 года состоялся пуск Качканарского горно-обогатительного комбината. Первые месяцы его работы практически подтвердили высокие технико-экономические показатели добычи и переработки качканарских руд и их ценные металлургические свойства, не уступающие по качеству традиционным для Урала богатым магнетитовым рудам.  В дальнейшем комбинат продолжает наращивать производственные мощности, и в 1988 году он превышает проектный уровень добычи - 45 млн. тонн сырой руды в год.

История Нижнетагильского металлургического комбината уходит корнями в 1725 год, когда известный в петровскую эпоху заводчик Никита Демидов создал на Урале один из первых российских металлургических заводов.

 Уже тогда тагильский металл, изготовленный из местных богатых железных руд, отличался высоким качеством, а марка "Старый соболь" считалась одной из лучших в мире. С 1940 года Комбинат осуществляет полный производственный цикл: коксохимическое, доменное, сталеплавильное  производства и доменный передел. В День Металлурга 2000 года Комбинат отметит свой 60-й юбилей. Одним из преимуществ комбината является обеспеченность ванадийсодержащим рудным сырьем с Качканарского месторождения. Его переработка гарантирует высокое качество стальной продукции. Ещё одно существенное преимущество Комбината - расположение вблизи железнодорожной магистрали Екатеринбург-Пермь. Магистраль и реки Волга и Кама связывают его с любыми морскими портами России и СНГ. Располагая шестью прокатными станами, блюмингом, а также оборудованием для непрерывной разливки стали, Комбинат имеет возможность производить прокатную продукцию около 800 типоразмеров из более чем 150 марок стали.Гибкость производственного оборудования НТМК позволяет быстро менять номенклатуру выпускаемой продукции при минимальных затратах.

Комбинат - один из основных поставщиков металлопроката для железнодорожного транспорта, строительства и машиностроения и т.п. Значительная часть продукции отправляется на экспорт.

 Ведущие фирмы Австрии, Германии, Италии, Японии, Франции задействованы в программе технического перевооружения, которая проводится с 1992 года. Вся программа финансируется из собственных средств Комбината. 

Программа развития предполагает дальнейшее внедрение современных ресурсе - и энергосберегающих технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции при выполнении экологических и санитарных требований и решении социальных проблем.

 

Оценка сырьевой и топливной базы Урала

Урал - "кладовая" полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор. Имеются запасы желез­ной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы сильно истощены. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение.

На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особен­но ценными являются комплексные руды, которые еще содер­жат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

Урал - обладает минерально-сырьевыми и топливными полез­ными ископаемыми.

Топливные ресурсы Урала представлены всеми основными видами: нефтью, природным газом, углем, горючими сланцами, торфом. Угли добываются преимущественно для энерге­тических целей. Уголь залегает близко к поверхности, добывается в раде районов открытым способом. Основные бассейны — Кизеловский каменноугольный, Челябинский и Южно-Уральский буроугольные. Многие угольные месторождения истощены, большая часть потребляемого угля ввозится из других районов.

Месторождения железных руд сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор.

В структуре хозяйственного комплекса Уральского эконо­мического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергепшческий комплекс обеспечивает функциони­рование всех отраслей хозяйства. Традици­онная отрасль для Урала — угольная промышленность.

 Угольная промышленность имеет сугубо локальное значе­ние. Добываются: бурый уголь в Свердловской (Карпинск) и Челябинской (Копейск и Коркино) областях, а также каменный уголь в Пермской области (Кизеловский бассейн).

Однако имеющихся энергоносителей району не хватает и большое количество топлива завозится на Урал (в основном из Западной Сибири и Казахстана).

Ранее производственные циклы всех отраслей промышлен­ности обеспечивались собственным сырьем, теперь его дополни­тельно завозят из других районов.

В силу высокого качества сырья и топлива, низкой себестоимости их добычи и крупного производства металла его средняя себестоимость на предприятиях Уральской металлургической базы заметно ниже, чем в других районах. В конечном счете, это определяет эффективность металлургической специализации, среди предприятий, внедряющих новые технологии производства металла, приоритет принадлежит крупнейшему в мире Магнитогорскому комбинату. Его сталеплавильное производство на конвертерную и электрическую технологию. В результате повысится качество металла, расширится применение вторичного сырья. Передовая технология одновременно позволит использовать возможности непрерывной разливки стали, снизить расход топлива, повысить производительность труда и, наконец, значительно оздоровить воздушный бассейн прилегающей территории.

Перспективы экономики.

В металлургии предстоит добиться увеличение качественных видов продукции расширения и укрепления сырьевой базы (в частности за счет месторождения хромоникелевых бурых железняков и титаномагнетитов), снижение материало- и энергоемкости, уменьшение вредных выбросов, коренное обновление технической базы.

Намечено осуществить также реконструкцию металлургических заводов небольшой мощности. Это позволит сохранить одно из самых видных мест по производству металлопродукции с повышенным удельным весом качественных марок стали.

 

Современное состояние

В настоящее время черная металлургия испытывает острый кризис, где спад производства достиг критической черты. В тяжелом положении находятся гиганты черной металлургии. Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты. Это объяснимо не только структурной перестройкой в условиях нарождающегося рынка, но и тем, что необходимы реконструкция этих предприятий, замена полностью мартеновского производства конверторным и электроплавильным, так как в условиях рынка невозможно сохранять неэффективное неконкурентоспособное производство. Нет необходимости и в огромном чугунно-литейном производстве, создающем обостренную экологическую обстановку.

Важнейшей задачей является создание рыночной инфраструктуры, реформирование форм собственности в отрасли черной металлургии, развитие совместных предприятий с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций, а также создание малых предприятий, развитие предпринимательства.  

 

Экологические проблемы

  Важнейшей перспективной проблемой является оздоровление экологической обстановки. Зонами экологического бедствия является микрорайоны в Челябинской и Свердловской областях.     

Нарушение земель горными разработками, за­грязнение атмосферы, истощение и загрязнение вод суши, загрязнение почв, утрата продуктив­ных земель, деградация лесных массивов

Трудная ситуация сложилась с окружающей природной средой в Уральской металлургической базе особенно в старых горнопромышленных центрах. Загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, некомплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, господство военно-промышленного комплекса, радиационное загрязнение территории, перенасыщение предприятиями промышленности — вот далеко не полный перечень проблем Уральской базы.

Почти вся территория Урала под­вержена мощной антропогенной нагрузке. В настоящее время Урал считается зоной экологического бедствия, 7 городов занесены в "черную" экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский и Челябинск. В атмосферу только металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тыс. тонн вредных ве­ществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. м3 отходов ме­таллургического производства, несмотря на то, что часть отходов используются для производства строительных материалов и продукции химической промышленности. Металлургические шлаки используются как удобрение и как строительные материалы. Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, ведется загрязнение подземных и поверхно­стных вод, почв, атмосферы, уничтожается растительность. Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в базе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей по всей стране,

Необходима разработка федеральной целевой программы хозяйственного развития, оздоровления экологической обстановки.

Важные преимущества Уральской металлургической базы:

  1. высокую территориальную концентрацию основных производственных фондов.
  2. наличие самого многочисленного в стране контингента высококвалифицированных металлургов.
  3. широкую сеть средних и высших учебных заведений, готовящих квалифицированные кадры для отрасли.
  4. большое число научно-исследовательских и проектных организаций металлургического профиля.
  5. наличие крупного местного потребителя черных металлов в лице высокоразвитого , преимущественно металлоемкого машиностроения, одноврименно снабжающего отрасль необходимым оборудованием.
  6. обилие в районе металлолома, являющего серьезным подспорьем в пополнении сырьевой базы черной металлургии.

Основные недостаткам Уральской металлургической базы:

  1. узость местной топливно-энергитической базы и в первую очередь отсутствие собственных коксующихся углей.
  2. несоответствие доли Урала в общероссийских запасах и добыче железной руды его доле в отечественном производстве черных металлов.
  3. напряжонный водный баланс.
  4. устаревшее производственное оборудованиеотрасли.

По имеющимся прогнозам, и в преспективе Уральской базы останется основной базой черной металлургии Росии с преимущественной специализацией на производстве массовых рядовых марок металла, феросплавов и труб для магистральных газопроводов.

 

Литература

  1. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экономическая география: природопользование в России. – М.: Финансы и статистика, 2000
  2. Экономика природопользования / под ред. Т.С.Хачатурова. – М.: Изд-во МГУ, 2001
  3. Вронский В.А. Прикладная экология. – Р-н-Д. : Феникс, 1999
  4. Пыльнева Т.Г. Природопользование: Учеб. пособие. – М.: Финстатинформ, 1997
  5. Экономическая география: Учебник. – С.Пб.: Питер, 1999
  6. Родионова И. А. Экономическая география – М.:2001
  7. Кистанов В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России – М.: Финансы и статистика, 2003
  8. Морозова Т.Г., Победина М.Г., Шишнов С.С. Экономическая география России – М.: ЮНИТИ, 2000

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+60
Размер: 22.73K
Скачано: 362
Скачать бесплатно
11.10.08 в 23:15 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе