Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Культурный взлет России в XIX веке

Культурный взлет России в XIX веке [05.01.15]

Тема: Культурный взлет России в XIX веке

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Контрольная работа | Размер: 74.76K | Скачано: 185 | Добавлен 05.01.15 в 20:35 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


План:

1.    Основные черты русской культуры 19 века;

2.    Русский романтизм;

3.    Реализм в литературе, музыке, живописи;

4.    Тема народа в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова;

5.    Тест;

6.    Список литературы.

 

1. Основные черты русской культуры 19 века

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

На общественно – культурную жизнь России первой половины 19 века огромное влияние оказали два события в истории страны – Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику государства в сфере культуры.

Эпоха 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В.Г. Белинский писал о 1812 годе как об эпохе, с которой «начиналась новая жизнь для России», подчеркивая, что дело не только «во внешнем величии и блеске», но прежде всего во внутреннем развитии в обществе «гражданственности и образования», которые «были результатом этой эпохи».

Утверждение В.Г. Белинского о развитии системы образования в первой половине 19 века легко подтвердить фактами. В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений. То есть в годы царствования Александра I была создана система образования. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены ещё Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения ­­­­­­­­­­­- лицеи, самым известным из которых был Царскосельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение и среди купечества, мещанства, ремесленников.Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки, среди которых появилось много частных, и музеи.

Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.  Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.). В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала «История государства Российского» Н.М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 году.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 года также было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. Стремление осмыслить и понять их идеи, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Новый общественно-демократический подъем происходит в канун либеральных реформ Александра II и после отмены крепостного права во второй половине 19 века. Время первых двух пореформенных десятилетий отличается широким движением за распространение просвещения народа, расширением гласности и пересмотром законодательства о печати, достаточно тесной связью художественной культуры с идеями демократизма и революционного народничества.

Значительную роль в культурном процессе начинает играть разночинная интеллигенция. Ее появление в России как особого социального слоя относится к 30-40 гг. 19 века, а уже к середине столетия интеллигенция существует как вполне сложившаяся социальная группа.

Основной чертой самосознания русской интеллигенции был ее радикализм, который проявлялся в постоянном противостоянии государственной власти. Однако этот радикализм выражался не только в революционном максимализме; в среде интеллигенции было немало деятелей, придерживавшихся либерально-консервативных взглядов.

Особенностью самосознания интеллигенции в России было ее так называемое «отщепенство», порожденное социальной изолированностью. Интеллигенция ощущала свой разрыв с народом, но пыталась преодолеть его путем своего служения ему. Осознание «нужности» народу питало общественную активность интеллигенции, роль которой в пореформенной общественно-культурной жизни значительно возросла. С ее деятельностью было связано прежде всего развитие народного образования и просвещения. Стремление улучшить жизнь народа приводило интеллигенцию в Комитеты грамотности, земские и вечерние школы, многочисленные благотворительные организации.

 

2. Русский романтизм.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий 19 века – романтизм. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

Романтизм в русской культуре начала столетия в большей мере был порожден всей той тревожной атмосферой исторических сдвигов, которая царила в Европе, сотрясаемой захватническими походами Наполеона, вспыхивающими то тут, то там национально-освободительными движениями против французской агрессии и собственной, национальной тирании. В известной мере в нем отразилось и неприятие лучшей частью русского дворянства существующих форм общественной жизни. Однако социальные иллюзии, озарявшие «дней Александровых прекрасное начало», сообщали этим романтическим устремлениям оптимистические черты.

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский), революционный (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбеккер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений.
Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина, которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Пушкин-романтик изображает исключительные, чащевсего контрастные психологические состояния, непохожие на пошлую уравновешенность среднего человека. В романтической лирике   Пушкина нарисованы или «могучая   страсть»,подчиняющая все переживания  и  поступки  человека, или душевная охладелость. То же мы находим в южных поэмахПушкина. В «Кавказском пленнике» Черкешенка - «страстная дева», полная «восторгов  сердца». Ей  противопоставлен Пленник, который погубил «страстями сердце», стал«жертвою страстей». Он почти совершенно охладел душой. В «Бахчисарайском фонтане»Заремойвладеют«порывы пламенных желаний», она «для страсти рождена» и говорит «языком мучительных страстей». Но тут же нарисован образразочарованного героя - татарского хана Гирея. Он ещё вначале поэмы «скучает бранной славой», а  после смерти Марии приходит к полному унынию. В «Цыганах», вершине романтизма  Пушкина,     «всюду страсти роковые». Поэт подчёркивает, что «послушной душой» Алеко «играли страсти».  Играют они и Земфирой, и её любовником – молодым цыганом, и её матерью Мариулой. Но  в  поэмедействует также охладевший герой – старый цыган, которомупосле любовной катастрофы «постыли...  все  девы  мира».

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю. Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г.Белинский).
Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф. Одоевским, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А.Погорельского ("Черная курица", "Лафертовскаямаковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского: портрет А.Швальбе, Е.Давыдова. Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов раскрывают глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма отличают портреты, созданные в первые два десятилетия века. Портрет Пушкина - высокая одухотворенность образа поэта, запечатленная в нем воля, энергия, тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Женские образы (портреты Авдулиной, Ростопчиной) отличает нежность и поэтичность.
Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина ("Автопортрет", "Портрет сына", "Кружевница"). Как и Кипренский, раскрывает он в своих портретах ценность человеческой личности во всей конкретности ее внешнего облика и своеобразия ее духовного мира.

Однако в противоположность Кипренскому, стремившемуся показать человека, всем своим существом ощущающего исторические события эпохи, Тропинин дал более интимный облик своего современника, представив его в частной жизни. Помимо портретов Тропинин разрабатывал в своем творчестве и бытовую тематику, что делает его одним из основоположников русской жанровой живописи.

Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова. Ясно ощущается романтический пафос картины "Последний день Помпеи", противопоставление в ней ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности, духовной красоты людей в момент смертельной опасности. В этом полотне красной нитью проходит связь идеи картины с русской действительностью начала XIX века. Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы ("Всадница", "Итальянский полдень"), мужские портреты (поэта Н.Кукольника, архитектора М.Ланчи, издателя Струговщикова).
Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты Кипренского, Брюллова, Тропинина). Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещают появление "героя нашего времени" в автопортретах Кипренского (1822-1832гг). Обреченность, безысходность, глубокая усталость "лишних людей" ощущается в автопортрете Брюллова (1848). И вместе с тем трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык художников-романтиков полон напряженных контрастов светотени, звучных красок как средств характеристики героев.

Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.
Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.
В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").
Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").
Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.
Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы. Среди фрагментов оперы, которые мы рекомендуем для прослушивания трагическая ария И.Сусанина и торжественное, ликующее, гимновое звучание заключительного хора "Славься". Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Для творчества А.С. Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности характерны большая социальная, драматическая напряженность, горячее сочувствие к «маленькому человеку» (опера «Русалка», 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере «Каменный гость»).

 

3.Реализм в литературе, музыке, живописи.

Новый этап развития реализма в русской художественной культуре второй половины связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы и стремление вскрыть причины социального зла. Рождается новое направление реализма – критический реализм.

Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода.
В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова, проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифологии, но и потребовали равноправия бытовой живописи. «Разве уже жанристы и не художники?» — спрашивал один из бунтарей главу тогдашней Академии Федора Бруни. Их уверенность, что бытовая живопись может и должна стать большим искусством, нашла себе подтверждение в дальнейшем развитии русской школы. Во второй половине XIX века она стала едва ли не ведущим видом живописи. В ней полнее всего выразили себя передвижники.

Русская бытовая живопись второй половины XIX века поражает прежде всего широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня того времени. «Крестьянский вопрос сделался единственным предметом всех мыслей, всех разговоров»,—писал Н. Чернышевский еще незадолго до крестьянской реформы, и это положение сохранялось в течение многих, многих лет.

В картинах русских художников многосторонне отражены люди, нравы и быт тогдашней деревни. Перед нашими глазами проходят крестьяне, испытавшие гнет крепостничества, длиннобородые, стриженные в скобку, в лаптях, с гречневиками на головах; проходят повязанные пестрыми платками, в мешковатых тулупах бабы и девушки; деревенские ребята с льняного цвета волосами; разоренные бедняки с котомками за плечами; женщины с грудными младенцами на руках и малышами-сиротами, шагающими за ними. Вот крестьяне веселой гурьбой отправляются на ярмарку, чинно присутствуют на местных праздниках, шумят на сходкак, ссорятся при разделах; многие из них не выходят из беды, в неурожайные годы недоедают, голодают, умирают. Выгнанные нуждой из родных мест, переселенцы отправляются в новые места, другие подаются на заработки в город все в тех же домотканых рубахах, такие же длиннобородые, нанимаются в извозчики, дворники, сторожа,бурлаки. Позднее появляются и «заводские люди» — закопченные кочегары, шахтеры, строители, грузчики, землекопы. Вот крестьян-новобранцев отправляют на войну при звуках гнусавой гармоники, под причитания женщин.

Проходят перед нами и картины городской жизни: самодовольные старозаветные купцы, дородные купчихи, пышные купеческие дочки, свахи, приживальщицы. Сцены чиновничьей жизни; присутственные места: осанистые начальники в сияющих звездами мундирах, ловкие карьеристы, пронырливые дельцы, бессовестные взяточники и казнокрады, услужливые писаря. Домашние сцены: веселые собутыльники и спившиеся неудачники, назойливые чиновницы-салопницы, жалкие старички-пенсионеры, ветреные модницы, несчастные невесты, брошенные жены, отставные военные, девушки и юноши, погибающие во цвете лет от чахотки. Вот барские особняки, самовластные барыни, барыни-благотворительницы, вертлявые горничные, сановные лакеи в ливреях и многочисленная дворовая челядь. Простоватые сельские священники и фатоватые городские, горластые дьяконы, дьячки, причетники, монахи, послушники, богомолки, странники, нищие, арестанты, оплот власти — урядники, квартальные и краснорожие городовые, уютно попивающие чай мещане, крикливые торговки, хорошенькие мещанки, чудаковатые ремесленники, бойкие мастеровые, прачки-поденщицы, изнуренные непосильным трудом дети бедноты. Среди этих картин мелькают и интеллигенты: бедные учителя и художники, кутающиеся в плед студенты, худенькие курсистки. Показаны их тайные сходки и шумные споры, показан подвиг борцов за свободу.

Русские мастера жанровой картины не преследовали задачи шаг за шагом фиксировать характерные сцены из жизни народа с тем, чтобы в конечном счете охватить ее полностью. Роль художников-жанристов не сводилась к передаче того, что каждый человек может заметить в повседневности. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. Но такова сама природа жанровой живописи, что она ограничивается явлениями из жизни ничем не выдающихся людей, не пренебрегает самым обыкновенным, ординарным в жизни, мелкими фактами, серыми буднями.

Но если всмотреться в создания наших жанристов, вникнуть в красную нить их живописного повествования, то можно заметить, что они не ограничивались пассивным отображением действительности. Русская жанровая живопись второй половины XIX века представляет собой попытку через изображение характерных явлений жизни понять то, что в ней происходило, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. Русский художник бытовой живописи стремился рассказать о жизни народа не только то, что он в ней заметил, его влекла еще задача высказать в искусстве то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народных чаяний и надежд. И поскольку такая задача вставала, художник не мог оставаться безучастным к тому, что сам народ выражал в своем творчестве, и к тому, какими он пользовался художественными средствами при решении этих задач. На этом пути русский художник сталкивался со многими, порой непреодолимыми,трудностями.
Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова ("Тройка", "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы"). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова стоит отметить портреты драматурга А.Н.Островкого и писателя Ф.М.Достоевского, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы. Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского. Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты Л.Н.Толстого и П.М.Третьякова, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.
Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова. Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни", которую художник трактует как народную трагедию. В другом историческом полотне ("Боярыня Морозова") Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы. Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина "Иван грозный и сын его Иван", замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи. Глубиной характеристик отличаются портреты М.П.Мусоргского, П.Стрепетовой, Л.Н.Толстого, В.Стасова, принадлежащих кисти Репина.
Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов"Грачи прилетели", Ф.А.Васильев"Оттепель", Н.Н.Шишкин"Рожь"), лирического и задушевного (И.И.Левитан"Март", "Золотая осень", "Весна.Большая вода"), социально - философского (Левитан "Владимирка", "Над вечным покоем").

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре  других народов.
Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.

В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка"). Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой, по мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского, который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя. Философская проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество. Контрастные темы исполнены трагическим звучанием и высоким гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности.

 

4. Тема народа в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова.

Отмена крепостного права, развитие капитализма, рост демократических и революционных настроений привели в движение широкие общественные силы, в развитии общественной мысли возросла роль разночинской интеллигенции.

Идея долга последней перед народом, постепенно вызревавшая в российском обществе, покрепленная пропагандистской теорией П.Л.Лаврова, вылилась в 70-е годы в массовое «хождение в народ». Тысячи  молодых  людей из крупных городов отправились на Волгу,  Дон,  Урал,  Днепр.  Движение  незадержал даже разгром в марте  1874  г.  петербургского  кружка  чайковцев.Образованные юноши и девушки вели в  деревнях  беседы  на  просветительскиереволюционные и  политические  темы,  читали  вслух,  раздавали  брошюры  ипрокламации,  старались  убедить  крестьян   в   необходимости   борьбы  ссамодержавием и  помещиками.  Но  деревня  социалистическую  пропаганду  невоспринимала: народников там слушали как сказочников. Больше верили в  царяи Бога, чем в агитацию революционеров. Не оправдались надежды  чайковцев  ина пропагандистов из фабричных рабочих.  С  энтузиазмом  занимаясь  в  кружкахсамообразования,  рабочие  тем  не  менее  не  желали  вести  революционнуюагитацию в деревне. Молодые революционеры,  действовавшие  открыто,  быстростановились жертвами полиции.В 37 губерниях были арестованы и брошены в тюрьмы более 1,5 тыс. человек. Затри года следствия, которое велось крайне жестокими методами, произошло  93случая самоубийства, помешательства и гибели,  Даже  известный  консерваторКонстантин Победоносцев осуждал эту правительственную акцию:  жандармы,  поего  мнению,  "повели  это  страшное  дело  по  целой  России,  запутывали,раздували,  разветвляли,  нахватали  по  невежеству,  по  низкому   усердию

множество людей совершенно даром".Оставшиеся на свободе продолжали работу  в  деревне  и  среди  рабочих.  Ножандармы не без помощи  самих  крестьян  жестоко  преследовали  народников,подвергали их арестам, издевались над подследственными. К лету 1875г. зарешёткой оказались еще около тысячи человек. К началу  80-х  гг.  по  деламучастников "хождения в  народ"  состоялось  около  80  судебных  процессов, самыми крупными и громкими из них были "процесс 193-х" и "процесс  50-ти".Большинство подсудимых вели себя во время судебных заседаний мужественно  идостойно,  вызывая  симпатии  присутствовавшей  в  зале  публики.   Впервыереволюционеры открыто высказали свои взгляды.  Расправились  с  народникамижестоко: их  приговорили  к  каторге,  ссылке,  заключению  в  крепость.  Впередовой статье газеты "Земля и воля"  в  1878  г.  было  сделано  горькоепризнание,  что  "хождение   в   народ"   нерационально;   результаты   его"ничтожны... по сравнению с теми силами, которые были на них употреблены, ис теми жертвами, которых они стоили".

Участники «хождения в народ» во многом пытались ответить на требование времени об образовании малограмотной массы российского крестьянства. Втягивание в рыночные отношения все более широких его  слоев со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, поднимали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.

Наследием крепостной эпохи ' был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.В конце 90-х гг. начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12%.Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция.

По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направления. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце XIX в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С 1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.

Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. При Александре III правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии “детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т. п.”.Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.

Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х гг. увеличилось втрое и составило 17 тысяч человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.

Музыкальное образование финансировалось всецело за счет общественных средств. В 1862 г. Русское музыкальное общество открыло консерваторию в Петербурге, а в 1866 г.— в Москве. В отличие от казенных учебных заведений, юноши и девушки здесь обучались совместно.

В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию. В 1878 г. в Петербурге начали действовать Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, их стали называть Бестужевскими. Позднее высшие женские курсы были открыты в Москве и ряде других городов.

В пореформенный период дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. (Прежде на него меньше всего обращалось внимания.) Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа всегда была у него на подозрении как очаг неистребимой “крамолы”.

С растущей демократизацией российской культуры связано появление литературы, напрямую связанное с темой народа и «маленького человека».

Вершина реалистического творчества Н.В. Гоголя – «Мёртвые души». Сам Гоголь рассматривал свою поэму как качественно новый этап в своей творческой биографии. В произведениях 30-х годов («Ревизор» и другие) Гоголь изображает исключительно отрицательные явления общества. Русская действительность предстаёт в них своей мертвенности, неподвижности. Жизнь обитателей захолустья рисуется лишенной разумного начала. В ней нет никакого движения. Конфликты носят комический характер, они не затрагивают серьёзных противоречий времени.

    “Мертвые души” — это энциклопедия жизни крепостной Руси. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического дворянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Н. В. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где право, где лево, плюшкинскихПрошки и Маври, забитых до крайней степени. Социальная подавленность и приниженность оставили свой отпечаток на Селифане и Петрушке.
    За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы. 

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличивали достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в прошлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

И.С. Тургенев обращается к теме народа в своем произведении «Записки охотника».

«Записки охотника» ставили перед читателем два основных вопроса:

а) что представляет собой русский народ и особенно подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее развитие страны?

б) Как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право? Если оно оказывает вредное, гибельное влияние на общественную жизнь, - в чем это проявляется?

Необходимо отметить, что именно личностью, а не только «меньшим братом» предстал русский закрепощенный крестьянин в «Записках охотника», и это стало подлинным художественным открытием. Из зачина «Хоря и Калиныча» вспоминается, что не портретами начинаются «Записки охотника», а суммарными характеристиками мужицких «пород»: Орловской, Калужской. Вместо лиц в героях создавались, по существу, олицетворения того или иного рода занятий, каких-то специфических условий жизни. Это стало традицией в русской литературе.

«Записки охотника» - в первую очередь книга о народе и его противоестественном закрепощено-рабском состоянии. Но далеко не одним показом барского произвола реализован в ней ее несомненным пафосом против крепостничества. В первую очередь он порождается самим открытием и раскрытием крестьян как личностей, нередко сложных или даровитых, но всегда неповторимых. Дико и страшно выглядел этот официальный порядок, при котором такими людьми, как вещью, владели разного рода Полутыкины и Зверковы.

Не одним гражданским негодованием определяется глубокий интерес Тургенева к русским крестьянским лицам. Он шел от уважения к личности и от этой концепции, согласно которой «сознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство» личность есть, по словам современника Тургенева историка К.Д. Кавелина «необходимое условие всякого духовного развития народа».

Н.А.Некрасова разночинская молодежь считала своим идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма «Кому на Руси жить хорошо»).

Новыми гранями русский критический реализм раскрывается в творчестве Ф.М. Достоевского. В ранний период («Бедные люди», «Белые ночи» и др.) писатель продолжает традицию Гоголя, рисуя трагическую судьбу «маленького человека».

Трагические мотивы не только не исчезают, но, напротив, ещё более усиливаются в творчестве писателя в 60-70х годов. Достоевский видит все беды, которые принёс с собой капитализм: хищничество, финансовые афёры, рост нищеты, пьянство, проституция, преступность и т.д. Жизнь им воспринималась, прежде всего в своей трагической сущности, в состоянии хаоса и разложения. Этим определяется острая конфликтность, напряжённый драматизм романов Достоевского. Но Достоевский ищет выход из противоречий современности. В борьбе за будущее он уповает на решённое, нравственное перевоспитание общества.

Характерной чертой буржуазного сознания Достоевский считает индивидуализм, заботу о собственном благополучии, поэтому развенчание индивидуалистической психологии – основное направление в творчестве писателя.

Тема народа у Л.Н.Толстого ярче всего выражена в романе «Война и мир». Толстому, в частности, было ясно, что в великих исторических событиях решающей силой являются народные массы. Такое понимание роли народных масс в истории и составляет субъективную основу того широкого эпического изображения исторического прошлого, которое дает “Война и мир”. Оно также облегчило Толстому художественное воссоздание образа самой народной массы при изображении ее участия в войне. В описаниях войны Толстой акцентирует внимание на глубинных национальных свойствах русского народа — несгибаемости его воли перед лицом самого страшного нашествия, патриотизме, готовности умереть, но не покориться завоевателю. Вместе с тем Толстой представляет нам и развернутые образы (Александра, Наполеона, Кутузова и других) исторических деятелей этой эпохи. Более того, именно образ Кутузова дал возможность Толстому практически зримо раскрыть народный характер Отечественной войны 1812 года. Великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война и то доверие, которое оказали ему народ и армия. Эта глубокая и правильная мысль руководила Толстым при создании образа Кутузова в “Войне и мире”. Величие Кутузова-полководца Толстой прежде всего видит в единстве его духа с духом народа и армии, в понимании народного характера войны 1812 года и в том, что он воплощает в себе черты русского национального характера.

А.П. Чехов выступил как преемник и продолжатель лучших реалистических традиций русской литературы. В пору зрелости внимание художника концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. И тема равнодушия развивается по двум разным руслам: герой — либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в «футляре», либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. «Футляр» становится у Чехова символом жизни, построенной на лжи, насилии, на утробной сытости одних, голоде и страданиях других. Рассказ «Студент», герой которого студент Иван Великопольский нашёл путь к душам двух крестьянок, Василисы и Лукерьи, открывал собой два ряда произведений 1890 — 1900-х гг. За героем рассказа «Студент» следуют персонажи повестей «Три года» (1895), «Дом с мезонином», «Моя жизнь» (оба — 1896), маленькой трилогии («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), рассказов «Ионыч» (1898), «Дама с собачкой» (1899), «Невеста»; за Василисой и Лукерьей — «мужики» из одноименной повести и рассказа «Новая дача» (1899), сотский из рассказа «По делам службы» (1899), герои повести «В овраге» (1900).

Общественная мысль второй половины 19 века также активно разрабатывала темы осмысления судеб России и русского народа.

А.И. Герцен – писатель-демократ, ближайший наследник декабристов и один из учителей революционных разночинцев 60-х годов.

Крепостническую эксплуатацию Герцен рассматривал как кражу помещиком труда крестьянина. Он решительно отвергал стремление крепостников доказать, что оброк необременителен для крестьянина. Сравнивая оброчные имения крупных помещиков с положением барщинных крестьян мелкопоместных дворян, он отмечал, что оброчные крестьяне лишь «менее бедные и несчастливые». 

Раскрывая противоречия крепостнических отношений, Герцен утверждал, что существуют две различные, противоположные друг другу России: Россия крепостного народа и Россия помещиков с их самодержавным правительством. Между этими Россиями не может быть примирения. Противопоставив Россию крестьян помещичьей, дворянской России с ее политическим строем, якобы направленным на охрану господства и привилегий дворян, Герцен открыто встал на сторону «крестьянской, народной России».  Он показал обострение противоречий между крестьянами и помещиками, вызванное усилением стремления помещиков к наживе и превращение крепостного крестьянина «в разрабатываемую собственность».
     Но и жестокая эксплуатация крестьян не могла, по мнению Герцена, предотвратить разорение помещиков, вывести помещичье хозяйство из кризиса. Герцен отмечает исключительно большую задолженность помещичьих имений предреформенной России. Он доказывал бесперспективность крепостнического хозяйства помещиков. Герцен разоблачал жестокие формы крепостнической эксплуатации в России. Он писал, что по другую сторону официальной России были уже «не люди, а материал, ревизские души, продажные, купленные, всемилостивейше пожалованные, приписанные к фабрике, экономические, податные, но не признанные человеческими».
     Русский помещик был для Герцена собственник не столько земли, сколько крестьян, крепостником, близким к рабовладельцу. В своеобразном характере русского крепостничества Герцен видел историческую почву, благоприятствующую особому - некапиталистическому развитию России к социализму.

Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве России уже в 40-х годах поставило перед экономической мыслью вопрос о характере экономического развития России после ликвидации крепостного права.  Герцен выступил с обоснованием особого - некапиталистического пути развития России, а именно крестьянского или общинного социализма, когда в основе будущего справедливого устройства общества лежит крестьянская община. В последней Герцен видел пример разумной самоорганизации общества. Герцен полагал, однако, что сама по себе община никакого социализма не представляет. Своей патриархальностью общинное устройство много веков усыпляло народ. Личность в общине принижена, ее кругозор ограничен жизнью семьи и деревни. Для того чтобы развивать общину по пути социализма необходимо приложить к ней западноевропейскую науку. После крестьянской реформы 1861 года Герцен приходит к пониманию того, что России не удастся миновать капитализма, но не отказывается от мысли о том, что Россия переход к социализму совершит иначе, чем другие народы.

Религиозный философ конца века Н.А.Бердяев обращается к теме народа в связи с осмыслением кризиса мировоззрения русской интеллигенции. В 1909 году он принял участие в составлении сборника «Вехи». «Вехи» явились своего рода самокритикой русской интеллигенции, опытом ее самопознания и самобичевания. Открывала сборник статья Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». Статья содержала горький упрек в адрес русской интеллигенции: автор обвинял ее в грехе «народопоклонства». Бердяев поставил безжалостный диагноз: «исключительное, деспотическое господство утилитарно-морального критерия, столь же исключительное, давящее господство народолюбия и пролетаролюбия, поклонение «народу», его пользе и интересам», когда любая философская система, любое событие в культурной жизни оценивается лишь с точки зрения «полезности» освободительному движению, - все это привело к тому, что «любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине, почти что уничтожила интерес к истине». Бердяев с горечью говорил, что русская интеллигенция никогда по-настоящему философии не знала и не понимала, потому что руководствовалась принципом: да сгинет истина, если от гибели ее народу будет лучше житься.

Философскому осмыслению судьбы России посвящены труды В. С. Соловьева. Литература начала ХХ века впитала в себя философскую идею В. С. Соловьева о Вечной Женственности, о Красоте, которая спасет мир. Поэзия и проза русских символистов, отражающая восприятие мира в бинарных понятиях «красота — безобразие», «гармония — хаос», опиралась на восходящую к Платону концепцию двоемирия, сюжетно определяемую как поиск женского идеала, который невозможно достичь. Любовь героя к Деве, Царевне, Невесте, Прекрасной Даме «является чем-то большим, чем просто любовь в обыденном смысле — это некое мистическое искательство Божества», Души Мира.

 

Список литературы

  1. Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.– 288 с.
  3. Шульгин В.С, Кошман Л.В, Зезина М.Р. Культура России 9-20 вв.: Учеб.пособие.-М.: Простор, 1996. – 390 с.
  4. Бенуа Н.А. История русской живописи в 19 веке. М., 1995.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.
  6. А. Г. Соколов История русской литературы конца XIX - начала XX века Высшая школа, 1984 г. 354 с.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 74.76K
Скачано: 185
Скачать бесплатно
05.01.15 в 20:35 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе