Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по культурологии »

Толерантность и патриотизм – философские аспекты взаимодействия

Толерантность и патриотизм – философские аспекты взаимодействия  [12.12.14]

Тема: Толерантность и патриотизм – философские аспекты взаимодействия

Раздел: Бесплатные рефераты по культурологии

Тип: Сочинение | Размер: 129.10K | Скачано: 207 | Добавлен 12.12.14 в 21:33 | Рейтинг: 0 | Еще Сочинения


Толерантность и патриотизм – философские аспекты взаимодействия и взаимоположения.

В современном обществе термин «толерантность» приобретает новое звучание и особую значимость.  В 1991 году с окончанием «холодной войны» меняется не только система международных  отношений (происходит переход от биполярной к многополярной системе), но и мировоззрение людей.  Появляется осознание того, что существует множество взглядов, не только в политико-правовой, но и в духовной сфере.  В это же время возникает вполне закономерный вопрос о соотношении  понятий «толерантность» и «патриотизм».

На первый взгляд кому-то может показаться, что эти явления будут диаметрально противоположными друг другу, однако это не так.  На мой взгляд они находятся в диалектическом единстве, порождая друг друга.Но для начала стоит четко определить, что именно заложено в понятия «толерантность» и «патриотизм», дабы избежать возможных недоразумений в понимании изложенной ниже позиции.

Толерантность (социальная) - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. [Frankl, 2008:471] Однако следует отметить, что  толерантность означает не равнодушие  и конечно не принятие через силу чужих традиций, обычаев, моральных принципов. В первую очередь это активная социальная позиция, выражающаяся в готовности человека с уважением относиться к чужим взглядам и принципам, даже если  он не может их понять.  Под патриотизмом же следует понимать любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.  Не стоит путать его с национализмом- идеологией, базирующейся натезисе о ценности нации и принятие ее за  единственно важный и верный государствообразующий принцип.  На мой взгляд разница между патриотизмом и национализмом как раз и заключена в толерантности.  Настоящий патриот всегда толерантен: он любит свою родину и при этом с уважением относится к другим нациям; не призывает к уничтожению всех непохожих на его народ, тех, кто не разделяет его любовь к отечеству. 

Истории известны события, имевшие трагичные последствия как раз-таки из-за того, что понятие патриотизма подменялось  национализмом, а толерантность оставили в стороне, посчитав чем-то излишним. В качестве примера можно вспомнить о генеральном плане «Ost», который разрабатывался германскими фашистами под руководством Г. Гиммлера.  План включал в себя программу порабощения и  уничтожения народов Восточной Европы, причем уничтожена должна была быть и их этническая самобытность. Здесь мы можем четко проследить, как перерождается патриотизм, лишенный толерантности.  Из прекрасного чувства к отечеству вырастает грубое, жестокое и бесчеловечное представление о том, что твоя нация лучше и выше всех других.  Если этот в корне неверный тезис укрепляется в сознании подрастающего поколения, то несколько лет спустя мировое сообщество наблюдает бессмысленные и безжалостные конфликты, зачастую с применением оружия.  Страдает множество невиновных людей.

Проблемы можно избежать, если грамотно выстроить систему взаимодействия образовательных учреждений и семей по вопросам воспитания  у подрастающего поколения патриотизма и толерантности. Необходимо, в частности, уделить внимание вопросам межэтнических отношений, проводить ознакомление с культурой разных народов.  На мой взгляд, это помогает в понимании того, что несмотря на все различия, у людей есть и общие ценности, такие как жизнь, свобода, здоровье, семья, любовь. И именно поэтому всем нам необходимо быть толерантными. Если одному трудно принимать обычаи другого, это не повод для разжигания конфликтов. Как мы можем видеть из истории философии, на протяжении существования всей цивилизации  человек задаётся одними и теми же вопросами о смысле жизни и смерти, о существовании бога, об устройстве мира. Различаются лишь точки зрения, но, в конечном итоге, и в них можно проследить некое единство и сходство.  Когда мы говорим «патриотизм», в первую очередь вкладываем в это слово понятие  «любовь», но ведь любовь немыслима без уважения. Так и патриотизм не может существовать без толерантности: только в том случае, когда человек, любящий свою родину и желающий ей блага, прилагающий к этому усилия, готов признать право других наций на  самобытное существование, когда он готов активно поддержать их в борьбе за это право, мы можем говорить о патриотизме. Только в том случае, когда человек готов идти на компромисс с другими, даже несмотря на личностное неприятие тех или иных взглядов оппонента, не забывая при этом о принципе разумного ограничения и не переходя в своем добровольном отказе от ряда претензий и требований границы, за которыми может последовать явный ущерб как для самого человека, так и для его города, края, страны, мы можем говорить о толерантности.

Таким образом, мы можем видеть, что такие явления как толерантность и патриотизм находятся в неразрывной связи друг с другом, и задача современного человека не просто осознать эту связь, но и на практике обеспечить ее реализацию. В политико-правовом поле для этого созданы специальные органы, изданы нормативно-правовые акты, устанавливающие санкции в случае нарушения прав наций и народностей, например ООН в 1948 году была принята Конвенция по предупреждению и наказанию преступления геноцида. В морально-нравственной сфере гораздо труднее воплотить реальное единство патриотизма и толерантности, так как здесь недопустимо применение мер превентивного характера, отличающихся жесткостью и безапелляционностью.  Именно поэтому необходима планомерная воспитательная работа, способная мягко сформировать необходимое понимание патриотизма и толерантности среди новых поколений.

 

Теоретические источники

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Преамбула устава Организации Объединённых Наций
  3. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание // Филос. науки. - 1990. - № 6.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 129.10K
Скачано: 207
Скачать бесплатно
12.12.14 в 21:33 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Сочинения на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Сочинения для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Сочинение, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Консультация и поддержка студентов в учёбе