Studrb.ru банк рефератов
Консультация и поддержка студентов в учёбе

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по макроэкономике »

Структурная политика государства и ее основные направления (Вариант №4)

Структурная политика государства и ее основные направления (Вариант №4) [04.12.14]

Тема: Структурная политика государства и ее основные направления (Вариант №4)

Раздел: Бесплатные рефераты по макроэкономике

Тип: Контрольная работа | Размер: 35.04K | Скачано: 307 | Добавлен 04.12.14 в 13:51 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2014


Вариант №4

Теоретический вопрос

Структурная политика государства и ее основные направления.

Эссе на тему

Структурные изменения в российской экономике с 1990-х гг. по настоящее время, их причины и последствия для дальнейшего развития страны.

Контрольные тестовые задания

1. Структурная политика – это:

а) меры государства, стимулирующие рост эффективности рас­пределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, а также рост эффективности использования факторов производства;

б) восстановление и поддержание объема производства на уровне полной занятости факторов при стабильных ценах;

в) меры государства, стимулирующие рост эффективности рас­пределения ресурсов между конкурирующими областями их применения;

г) совокупность мер, воздействующих на экономическую жизнь и положение отраслей и предприятий.

2. Структурная политика определяет:

а) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

б) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

в) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос;

г) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос.

 

Содержание

Введение 4

1.    Структурная политика государства и ее основные направления

1.1Понятие, цель и задачи структурной политики 5

1.2 Основные этапы и инструменты реализации структурной политики 7

2.    Структурные изменения в российской экономике с 1990-х гг. по настоящее время, их причины и последствия для дальнейшего развития
страны. 11

3.    Контрольные тестовые задания 14

Заключение 15

Список использованных источников 16

 

Введение

Структурная политика - система мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния. Государство в этом случае влияет на каждую часть структуры народного хозяйства, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

Модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования.

Структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной политики.

 

  1. Структурная политика государства и ее основные направления

1.1 Понятие, цель и задачи структурной политики

Структурная политика - система мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках.

2. Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации.

Задачи структурной политики:

1. Повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;

2. Стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения;

3. Снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала;

4. Прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий;

5. Стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности;

6. Повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками;

Принципы структурной политики:

1.  Формирование конкурентной среды через создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов.

2. Минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику.

3. Открытость экономики.

4. Либерализация экономической деятельности на микроуровне.

 

1.2 Основные этапы и инструменты реализации структурной политики

Этап 1: 2000 - 2002 гг. На этом этапе перед государством стоит двуединая задача, состоящая в том, чтобы, с одной стороны, стимулировать расширение спроса на инвестиционные ресурсы со стороны предприятий экспортеров, с другой - способствовать максимальному участию отечественных производителей оборудования в реализации этих инвестиционных проектов.

Для решения первой задачи с участием представителей государства будут формироваться инвестиционные программы крупнейших компаний с государственным участием в финансово-благополучных и экспортно-ориентированных отраслях. Государство через своих представителей будет реализовывать систему мер по стимулированию закупки техники в рамках данных проектов на основе обязательного применения конкурсных процедур. Это позволит отечественным производителям оборудования, имеющим конкурентные преимущества, получить долгосрочные заказы и расширить производство и повысить качество своей продукции.

Решение второй задачи состоит в том, чтобы помочь отечественным производителям оборудования и техники представить конкурентные заявки на участие в указанных закупках с условиями не худшими, чем могут предложить аналогичные иностранные компании.

Будут развиваться, принятые в мировой практике правовые механизмы (компенсационные, антидемпинговые) защиты отраслей отечественной промышленности, находящихся в процессе структурной перестройки, от неравных условий конкуренции.

Предстоит разработать офсетное законодательство в отношении крупных импортных закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Одновременно, на первом этапе реализуется система мер по политической, организационной, финансовой поддержке экспорта, в первую очередь продукции более высокой степени переработки. Это должно стимулировать экспортеров энергетических ресурсов, металлов и производителей химических продуктов осуществлять вложения в предприятия более высоких переделов, содействовать интенсификации процессов вертикальной интеграции.

Важной задачей первого этапа является реструктуризация предприятий, прежде всего, предприятий государственного сектора. Политика государства в этой области будет направлена на повышение эффективности использования активов предприятия, проведение реструктуризации задолженности, создание более действенных механизмов смены неэффективных собственников и менеджеров, защиту интересов кредиторов и инвесторов.

Характерной чертой современной российской экономики является сохранение значительного числа объективно неконкурентоспособных предприятий, искусственно поддерживаемых через прямую и косвенную поддержку бюджетов разных уровней, прощаемые налоговые недоимки, неплатежи естественным монополиям.

Реструктуризация таких предприятий требует решения ряда социальных вопросов:

1. Передача объектов социальной сферы на баланс муниципалитетов;

2. Содействие переселению из северных регионов и подлежащих ликвидации монопрофильных поселений;

3. Помощь в финансировании и кадровом обеспечении программ развития малого бизнеса, переподготовки и повышения квалификации кадров.

На первом этапе реализации программы структурной перестройки экономики будут обеспечены меры по нормализации процессов воспроизводства и развития отраслей инфраструктуры.

Этап 2: 2003 - 2007 гг. Задачи второго этапа будут связаны с закреплением позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации программы. В отраслях ТЭК и металлургического комплексов начнется подготовка к массовому освоению новых месторождений, возрастут объемы геологоразведочных работ. Одновременно с продолжением процессов технического перевооружения отраслей-экспортеров инициированных на предыдущем этапе расширение инвестиционной активности распространится на электроэнергетику и отрасли тяжелого машиностроения. Последние, получив импульс к развитию за счет спроса со стороны отечественных отраслей и осуществив на первом этапе первоочередные меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, смогут расширить рынки сбыта за счет наращивания объемов экспортных поставок, прежде всего в страны СНГ и быстро развивающиеся страны Азии и Африки. Расширение экспорта продукции этих отраслей потребует государственных мер политической, организационной и экономической поддержки внешнеэкономической деятельности, в том числе через заключение двухсторонних межправительственных соглашений.

Политика по привлечению прямых иностранных инвестиций является ключевым фактором повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Непосредственным результатом такой политики будет импорт передовых технологий и повышение качества отечественной продукции.

Темпы роста производства в обрабатывающих отраслях промышленности и в сфере услуг будут превышать общие темпы экономического роста, в результате чего к концу второго этапа удастся заметно повысить долю производств с высокой добавленной стоимостью в производстве ВВП. К концу второго этапа будут в основном завершены институциональные реформы, связанные с созданием нормативно-правовой базы институтов рыночной инфраструктуры, акционированием и приватизацией избыточной части государственного сектора экономики, перераспределения активов.

Этап 3: 2008 - 2010 гг. Третий этап структурных преобразований будет характеризоваться масштабной модернизацией производственного аппарата всех отраслей экономики при сокращении степени государственного участия в финансировании и поддержке инвестиционных программ и проектов. В частности, продолжатся обновление производственного потенциала в отраслях конечного потребления, развитие сырьевой базы промышленности и отраслей инфраструктуры.

Основной акцент в части структурной политики на этом этапе будет сделан на выявлении и стимулировании развития новых секторов экономики, прежде всего в области информационных технологий и услуг. Закрепление отечественных производителей этих товаров и услуг на определенных нишах будет одной из основных задач внешнеэкономической политики государства на этом этапе.

На этом этапе развитие отраслей промышленности и накопление финансовых ресурсов в экономике, а также расширение потребительского спроса делают необходимым структурный маневр в сторону развития аграрного сектора экономики и перехода там к новым, современным технологиям производства.

К концу периода в результате последовательной реализации мер общеэкономической и структурной политики удастся полностью обновить производственный потенциал практически всех отраслей экономики, будет сформирована структура производства товаров и услуг, обеспечивающая органическое встраивание России в мировую систему разделения труда.

 

2. Эссе на тему «Структурные изменения в российской экономике с 1990-х гг. по настоящее время. Их причины и последствия для дальнейшего развития нашей страны»

В области структурной политики объем задач российской экономики очень велик.

Решающее влияние на экономику оказывает переход от централизованной экономической системы к рыночной. Следующее условие связано с распадом экономического комплекса СССР. Из-за этого Россия вынуждена создавать некоторые отрасли, виды производства заново или импортировать необходимую продукцию из других стран.

Крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлиял кризис 90 - х гг., который включал в себя разрыв производственных связей и единого хозяйственного комплекса в странах СССР.

В экономике России созданы рыночные основы (создана налоговая база, поддерживаются малый и средний бизнес, проведено разгосударствление крупных предприятий, принимаются антимонопольные меры), поэтому можно предпринимать определенные шаги в области структурной политики.

В настоящее время структура российской экономики не позволяет в полной мере обеспечить высокие и устойчивые темпы роста. В доминирующих отраслях топливно - энергетическом комплексе, металлургии наблюдается снижение темпов роста в связи с этим отрасли не могут расти долгосрочной перспективе темпами выше 5 процентов. Такие отрасли как топливная, химическая, лесная, отдельные виды машиностроения, а также строительство и связь занимают в экономической структуре менее одной трети.

Существует комплекс мер по повышению конкурентоспособности и темпов роста ведущих секторов экономики:

1. Создание особых экономических зон и технико - внедренческих парков, промышленного дизайна инжиниринговых услуг, разработка стратегий развития отдельных секторов экономики;

2. Стимулирование спроса на научно - техническую продукцию, новую технику, технологии и ускорение выбытия устаревшего оборудования.

3. Формирование новых государственных финансовых институтов развития.

4. На основе реализации федеральных и ведомственных целевых программ, развитие программно -целевого подхода к структурным преобразованиям в экономике и развитию инфраструктуры.

5. Формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России.

Реализацию проектов развития, направленных на структурные изменения в экономике, имеющие существенный макроэкономический эффект и влияющие на повышение национальной конкурентоспособности и темпов роста предусматривают стратегии, которые подразделяются на следующие группы:

1)Стратегии развития традиционных секторов экономики или стратегии повышения конкурентоспособности секторов, являющихся основой современного экономического роста и жизнеобеспечивающей инфраструктуры. Их дополнительный вклад в рост валового внутреннего продукта в 2006-2015 годах прогнозируется на уровне 1,1 - 1,2 процента в год;

 2)Стратегии развития инновационных секторов, определяющие переход от сырьевого к инновационному развитию и формирующие новые двигатели экономического роста. Их дополнительный вклад в прирост валового внутреннего продукта может составить 0,8-1,1 процента в год. На рубеже 2011-2015 годов потенциальный вклад в ускорение экономического роста наукоемкой продукции и "экономики знаний" сравняется с вкладом традиционных секторов;

 3)Стратегии развития человеческого капитала, предусматривающие в том числе формирование рынка жилья и развитие жилищного строительства, модернизацию образования, здравоохранения и социально-трудовой сферы. Макроэкономический эффект от реализации указанных стратегий будет оказывать влияние на развитие традиционных и высокотехнологичных секторов.

В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегий и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, выпускающих инвестиционную и конечную продукцию.

Добиваясь более эффективного взаимодействия формируемых отраслевых и региональных звеньев экономики, структура российской промышленности станет более прогрессивной и приблизится к структуре развитых европейских стран.

 

3. Контрольные тестовые задания

1. Структурная политика – это:

а) меры государства, стимулирующие рост эффективности рас­пределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, а также рост эффективности использования факторов производства;

б) восстановление и поддержание объема производства на уровне полной занятости факторов при стабильных ценах;

в) меры государства, стимулирующие рост эффективности рас­пределения ресурсов между конкурирующими областями их применения;

г) совокупность мер, воздействующих на экономическую жизнь и положение отраслей и предприятий.

Ответ: а) меры государства, стимулирующие рост эффективности рас­пределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, а также рост эффективности использования факторов производства;

 

2. Структурная политика определяет:

а) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

б) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

в) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос;

г) краткосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупный спрос.

Ответ: а) долгосрочную динамику экономики и предполагает воздействие на совокупное предложение;

 

Заключение

Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроэкономического равновесия в рыночном хозяйстве. Основной целью структурной политики государства является формирование оптимальной структуры хозяйственного комплекса для наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении общества ресурсов, обеспечение прогрессивных структурных сдвигов.

Неизменно, под влиянием научно- технического прогресса происходят структурные адаптации, вызванные конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-политическими сдвигами и множеством других факторов, происходящих в любой экономике. Очевидно, что появление принципиально новых технологий возможно лишь при участии государства, и в частности, укреплении и расширении его научно-технического комплекса. Поэтому эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

В последние годы российская экономика развивалась высокими темпами. Достигнутая макроэкономическая стабильность характеризовалась снижением темпов инфляции, устойчивостью национальной валюты, профицитом федерального бюджета и ростом доходов бюджетной системы Российской Федерации. Это достигалось в основном за счет благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, имевшихся запасов и резервов свободных мощностей в производстве и инфраструктуре, роста внутренних рынков и вследствие девальвации рубля. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила Правительству Российской Федерации осуществить структурные и институциональные преобразования, сформировать нормативную базу, необходимую для дальнейшего развития экономики.

 

Список использованных источников:

1. Басовский Л. Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 202 с.

2. Бродский Б. Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский; Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с.

3. Воронин А. Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 110 с.

4. Кудина М. В. Экономика: Учебник / М.В. Кудина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 с.

5. Петросян Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие / Д.С.Петросян - М.:НИЦ Инфра-М, 2012 -300 с

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

0
Размер: 35.04K
Скачано: 307
Скачать бесплатно
04.12.14 в 13:51 Автор:

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Похожие работы

Консультация и поддержка студентов в учёбе