Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по психологии и педагогике »
Тема: Чувства и эмоции
Раздел: Бесплатные рефераты по психологии и педагогике
Тип: Контрольная работа | Размер: 17.07K | Скачано: 302 | Добавлен 03.12.14 в 16:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: не указан
Введение 3
1 Сущность и функции чувств и эмоций 4
2 Классификация чувств и эмоций 8
Тест 12
Заключение 13
Список литературы 14
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Различные эмоциональные переживания, возникнув в процессе активного взаимодействия с миром и другими людьми, сами начинают влиять на характер и успех той или иной деятельности. Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например, цвет, вкус, запах не бывают безразличны для нас. Ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх.
Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции. Эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов.
Таким образом, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Следовательно, эмоции — это пристрастное отношение человека к окружающему его миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция, или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации [3, с.500].
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.
Реальные жизненные условия, в которых осуществляются достижение целей и удовлетворение потребностей, обуславливают многообразие эмоциональных переживаний, которые тяготеют к двум разным полюсам:
1. Условия, предметы и явления, которые способствуют удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес и др.;
2. ситуации, которые воспринимаются человеком как препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные эмоции: гнев, печаль, страх и др.
Таким образом, присутствует двойная обусловленность эмоций: с одной стороны, это потребности и мотивы, а с другой — особенности ситуации. Являясь связующим звеном между потребностями и мотивами и особенностями ситуации, эмоции сигнализируют человеку о возможности или невозможности удовлетворения потребности в данных условиях. Следовательно, эмоции регулируют деятельность «изнутри», а также являются регулятором эффективности адаптации человека в сложившихся условиях. Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.
Эмоции пронизывают всю психическую жизнь человека. Они выступают как регуляторы общения, влияют на выбор партнеров по общению и определяют способы и средства общения. Эмоции оказывают влияние на восприятие. Горюющий и радующийся человек будет по-разному воспринимать окружающий мир. Смысл какого-либо события отражается эмоционально, искажая тем самым объективные параметры исходной ситуации. Могут быть искажены как физические характеристики, так и пространственные и временные. Эмоции оказывают влияние на память, внимание, воображение; они регулируют познавательную деятельность человека. Так, например, эмоциональный материал, в зависимости от его знака, лучше запоминается или забывается.
Человеческие чувства имеют длительную историю своего развития, в ходе которого они помогали человеку лучше приспосабливаться к окружающим условиям, а сами стали выполнять определенные функции [5, с.321].
Так, отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность или вредность воздействующих факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности. В этом смысле чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную роль. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.
Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей, то есть помогают ориентироваться в окружающем мире и оценивать предметы с точки зрения их желательности — нежелательности, полезности или вредности. Иногда эту функцию эмоций называют информационной.
Оценочная (или отражательная) и сигнальная функции чувств непосредственно связаны с побудительной, или стимулирующей, функцией.
Переживания выполняют также роль регулятора нашего поведения, деятельности и способов ее выполнения. Регулятивная функция включает в себя целый ряд других. Так, чувства являются поддерживающим, подкрепляющим поведение фактором.
Подкрепляющая функция чувств особенно ярко и непосредственно принимает участие в процессе обучения. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда погасить ее.
Переключательная функция чувств особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов. При этом человеку одновременно хочется сделать несколько дел, которые нельзя совместить, а с чего начать, он не знает.
Нельзя не отметить и приспособительную функцию чувств.
Коммуникативная функция чувств: выражение лица и телодвижения, или, как говорят психологи, мимика и пантомимика, позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Даже младенец улыбается, если ему что-то нравится, или плачет, если чем-то недоволен. Наибольшую информативность об испытываемых человеком чувствах несут его глаза. Недаром на протяжении многих лет человечество считало глаза «зеркалом души».
В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие, более частные функции эмоции. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих.[3, с.502]
Эмоции и их проявления (такие, как голос, жесты) как бы демонстрируют другим людям и нам самим, какие чувства мы переживаем. Каждый знает, что если у кого-то грустное лицо, значит, у него что-то случилось и надо быть с ним более тактичным и предупредительным. Эта функция эмоций называется экспрессивной. Она выражается в умении правильно внешне продемонстрировать свои эмоции и чувства и прочитать их у других людей.
Защитная функция эмоций состоит в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия. Так, эмоции могут мобилизовать организм на преодоление препятствий представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни.
В ходе развития эмоции становились все более многообразными, дифференцировались. Их виды классифицируются по разным основаниям. Так, по своему содержанию чувства и эмоции могут классифицироваться на интеллектуальные, эстетические и моральные.
В зависимости интенсивности выделяются следующие виды эмоций: настроение, аффекты, страсти, состояние безразличия (апатия), подавленное состояние (депрессия), дезорганизация сознания и поведения индивида (фрустрация), сопереживание, проникновение в эмоции другого человека (эмпатия), стресс. Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные [4].
Одна из первых попыток классификации эмоций принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти 6 чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.
Американский исследователь Изард выделяет 11 базовых эмоций: удовольствие-неудовольствие; интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Однако указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям. Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.д.
Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость и т.д.
Отдельно можно выделить так называемые морально-политические чувства [2, с.397]. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут выступать как побудительные силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к Родине и др.
Следующая группа чувств - это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:
а) от восприятия данной обстановки
б) от уровня бодрствования
в) от анализа полученных сведений
г) от значения той потребности, связана эмоция
Укажите правильный ответ, обоснуйте его.
Ответ
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом от уровня бодрствования. Уровень бодрствования является внешним проявлением активности нервных центров. Так, нам гораздо труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня.
В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии. Характер эмоции и ее интенсивность определяются расшифровкой сигналов, поступающих из внешней среды, и уровнем активации организма. Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и отдельных ее подструктур (и, соответственно, уровень бодрствования системы психического отражения), который может колебаться от коматозного состояния и глубокого сна до предельного напряжения в состоянии экстаза.
Понятия эмоций и чувств близки по своему содержанию, отражают переживания человека в процессе его деятельности по удовлетворению своих потребностей, усиливая или ослабляя степень его активности, мотивации.
Иногда отмечается, что чувства более сложны по своей структуре, включают комплекс эмоций и отличаются большей устойчивостью. Эмоции же определяются как психофизическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее множество видов переживаний. Основные задачи или функции эмоций, в частности такие, как сигнальная или коммуникационная, регулятивная, мобилизующая.
Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, они способны также к обобщению ситуации. Чувства — более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 352 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 583 с.
3. Общая психология / Под ред. Е.И.Рогова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 560 с.
4. Островский Э.В. Основы психологии – М.: Вузовский учебник, 2012. – 268 с.
5. Петровский А.В. Психология – М.: Академия, 2007. – 512 с.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.